Имя числительное. Обобщение по теме.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
В уроке по теме "Имя числительное" поставила цель: закрепить и систематизировать знания об имени числительном как части речи; научить отличать числительное от других частей речи, различать количественные и порядковые, простые, сложные и составные числительные; развивать внимание, логическое мышление, навыки вдумчивого, грамотного письма, воспитывать любовь к языку. Применяла следующие методы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод самоконтроля и взаимоконтроля; индивидуальная, фронтальная и коллективная форма работы. Ребята на уроке решали проблемные ситуации, составляли кластер по теме, делали морфологический разбор числительного, разгадывали ребусы, викторины; провели релаксацию урока в виде " Доскажи словечко".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обобщение по теме " Числительное". | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ Дамсинская средняя школа
Шортандинского района
Акмолинской области
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Имя числительное. Обобщение по теме».
Учитель начальных классов: Адаменко Светлана Александровна
Тема урока: Имя числительное. Обобщение по теме.
Цели урока: Закрепить и систематизировать знания об имени числительном как части речи; учить отличать числительное от других частей речи, отличать количественные и порядковые, простые, сложные и составные числительные; развивать внимание, логическое мышление, навыки вдумчивого, грамотного письма, воспитывать любовь к языку.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самоконтроля, взаимоконтроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом, посмотрите какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
- Садитесь.
- Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
II. Проблемная ситуация (Постановка задачи).
« Догадайтесь-ка, ребята!
Что за часть такая это
Прилетела к нам с планеты,
Где живут одни лишь числа
И указывают сколько и
В каком порядке всё должно у нас стоять».
(ответы детей - числительное)
- «Мир построен на силе чисел» - говорил Пифагор. (Пифагор Самосский жил в VI Веке до нашей эры. Древне-греческий философ, политический деятель, математик).
- Можно много рассказывать о числах, о их силе и магических свойствах, о их влиянии на судьбы человечества. Есть числа счастливые, приносящие удачу. Назовите их (7, 3, 9, 5), а есть числа, которые нам не очень нравятся. Назовите их (13, 2, 666). А в Японии к таким числам относят 4. У них даже в лифтах нет нумерации этажа под этой цифрой.
- В сказках часто употребляется выражение : «Жили-были за тридевять земель». Это много или мало в вашем понимании? (Ответы детей – 3 раза по 9 – это 27 – очень далеко).
- Какой предмет мы изучаем, который можно назвать Царством чисел, без них не выполнить ни одно упражнение? (Математика)
- Числа окружают нас повсюду. И сегодня на уроке русского языка мы тоже будем говорить о числах. А, именно, о числительном как части речи. Закрепим наши знания о нём используя весь багаж изученного.
III. Работа в тетрадях.
Запись даты в тетради: Восемнадцатое ноября.
Классная работа.
- Дайте характеристику числа 18.
(Ответы детей: восемнадцатое (какое?) – порядковое числительное, сложное, т.к. имеет два корня, изменяется по числам, падежам, в единственном числе – по родам).
IV. Минутка чистописания.
- Напишите строчную букву, которая является парной к «т» (д).
- Соедините эту букву с буквой, на которую заканчивается слово – «плов» (в).
- А эту букву соедините с первой буквой алфавита (а).
- Какое слово получили? Дайте ему характеристику.
(Ответы детей: два – числительное простое, количественное, имеет форму две).
- Напишите эти слова, чередуя до конца строки: два, две, два, две.
V. Повторение изученного. Составление кластера.
- Какие ассоциации возникают, когда мы говорим – числительное?
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
БЫВАЮТ:
ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НА:
ДЦАТЬ – Ь – в корне нет мягкого знака
ДЕСЯТ-
СОТ - Ь ! - в корне есть мягкий знак
VI. Закрепление. Работа у доски и в тетрадях. Сделать синтаксический разбор предложения.
Во втором доме от угла находится музыкальная школа.
VII. Физминутка для глаз.
VIII. Морфологический разбор числительного.
Во втором – в каком? – числительное
Н.ф. – какой? Второй
П.п. – порядковое, простое
Н.п. – в ед.ч., м.р., П.п.
В каком? Во втором – определение
IX. Развитие познавательности.
- Давайте послушаем в названии каких месяцев есть числительные.
(Сообщение из упр. 263, 265)
- А вот справка о словах, которые тоже образовались на основе числительных.
(Сообщение из упр. 266)
X. Словарная работа.
- Семьсот, тринадцатый, триста, жиырма бірінші, двенадцать, қырық алтыншы, он, бес, сегізінші.
- Назовите среди них: а) простые, б) составные, в) сложные, г) количественные, д) порядковые.
XI. Физминутка.
XII. «Доскажи пословицу».
(семь) раз отмерь – (один) раз отрежь.
(один) в поле не воин.
Не имей (сто) рублей, а имей (сто) друзей.
(один) ум хорошо, а (два) лучше.
(семь) пятниц на неделе.
Лук от (семи) недуг.
XIII. Разгадайте ребусы и запишите слова.
сЗж – стриж
по2л – подвал
чи100тел – чистотел
смор1на – смородина
яяяяяяя – семья
па3от – патриот
XIV. Викторина
- Сколько было бременских музыкантов? (4)
- Квартет – это сколько? (4)
- Сколько параллельных линий в нотах? (5)
- В названии птицы сорока спряталось числительное. Какое? (40)
- Сколько было медведей в сказке о Маше? (3)
- Что значит петь дуэтом? (вдвоем)
- Сколько минут в одном часе? (60)
- Как называется сказка про братьев поросят? (Три поросёнка)
XV. Рефлексия.
- Закончи предложение, ответь на вопрос (ответы учащиеся на листочках)
- Имя числительное – это ...(часть речи)
- Которая обозначаеь – (количество и порядок предметов при счете)
- И отвечает на вопросы – (Сколько? Какой?)
- Имена числительные бывют – (количественные и порядковые)
- Простыми называют числительные у которых – (один корень)
- Сложными называют числительные у которых – (несколько корней)
- Составными называют числительные у которые состоят – (из нескольких слов)
- Порядковые числительные изменяются по – (падежам, числам, а в ед.ч. – по родам)
- Количественные числительные изменяются по (падежам, один – по числам и родам)
- В каком падеже в сочетании с именем существительным числительное является одним и тем же членом предложения? (И.п., В.п., Р.п.)
- Взаимопроверка в парах.
XVI. Подведение итогов.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Понравился ли вам урок? Напишите на листке бумаги свой ответ из предложенных:
АХ! – очень понравился
ХИ-ХИ! – приятно было работать
НУ – не понравился.
- Поднимите листочки вверх и покажите нашим гостям, а затем громко и дружно прочтите свои оценки урока.
XVII. Оценивание.
- Все сегодня хорошо поработали. Молодцы!
XVIII. Домашнее задание – упр.271
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова».
Урок литературного чтения по теме: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова» содержит интересный дополнительный материал об истории создания памятник...
конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....
Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)
Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое мышл...
Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)
Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся, расширять кругозор,...
Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»
На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать статичных парах группах в режиме интер...
Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»....