Имя числительное. Обобщение по теме.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Адаменко Светлана Александровна

В уроке по теме "Имя числительное" поставила цель: закрепить и систематизировать знания об имени числительном как части речи; научить отличать числительное от других частей речи, различать количественные и порядковые, простые, сложные и составные числительные; развивать внимание, логическое мышление, навыки вдумчивого, грамотного письма, воспитывать любовь к языку. Применяла следующие методы  работы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод самоконтроля и взаимоконтроля; индивидуальная, фронтальная и коллективная форма работы. Ребята на уроке решали проблемные ситуации, составляли кластер по теме, делали морфологический разбор числительного, разгадывали ребусы, викторины; провели релаксацию урока в виде " Доскажи словечко".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУ Дамсинская средняя школа

Шортандинского района

Акмолинской области

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Имя числительное. Обобщение по теме».

Учитель начальных классов:             Адаменко Светлана Александровна

Тема урока: Имя числительное. Обобщение по теме.

Цели урока: Закрепить и систематизировать знания об имени числительном как части речи; учить отличать числительное от других частей речи, отличать количественные и порядковые, простые, сложные и составные числительные; развивать внимание, логическое мышление, навыки вдумчивого, грамотного письма, воспитывать любовь к языку.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самоконтроля, взаимоконтроля.

 

Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом, посмотрите какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

- Садитесь.

- Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. Проблемная ситуация (Постановка задачи).

« Догадайтесь-ка, ребята!

Что за часть такая это

Прилетела к нам с планеты,

Где живут одни лишь числа

И указывают сколько и

В каком порядке всё должно у нас стоять».

(ответы детей - числительное)

- «Мир построен на силе чисел» - говорил Пифагор. (Пифагор Самосский жил в VI Веке до нашей эры. Древне-греческий философ, политический деятель, математик).

- Можно много  рассказывать о числах, о их силе и магических свойствах, о их влиянии на судьбы человечества. Есть числа счастливые, приносящие удачу. Назовите их (7, 3, 9, 5), а есть числа,  которые нам не очень нравятся. Назовите их (13, 2, 666). А в Японии к таким числам относят 4. У них даже в лифтах нет нумерации этажа под этой цифрой.

- В сказках часто употребляется выражение : «Жили-были за тридевять земель». Это много или мало в вашем понимании? (Ответы детей – 3 раза по 9 – это 27 – очень далеко).

- Какой предмет мы изучаем, который можно назвать Царством чисел, без них не выполнить ни одно упражнение? (Математика)

- Числа окружают нас повсюду. И сегодня на уроке русского языка мы тоже будем говорить о числах. А, именно, о числительном как части речи. Закрепим наши знания о нём используя весь багаж изученного.

III. Работа в тетрадях.

Запись даты в тетради: Восемнадцатое ноября.

                                         Классная работа.

- Дайте характеристику числа 18.

(Ответы детей: восемнадцатое (какое?) – порядковое числительное, сложное, т.к. имеет два корня, изменяется по числам, падежам, в единственном числе – по родам).

IV. Минутка чистописания.

- Напишите строчную букву, которая является парной к «т» (д).

- Соедините эту букву с буквой, на которую заканчивается слово – «плов» (в).

- А эту букву соедините с первой буквой алфавита (а).

- Какое слово получили? Дайте ему характеристику.

(Ответы детей: два – числительное простое, количественное, имеет форму две).

- Напишите эти слова, чередуя до конца строки: два, две, два, две.

V. Повторение изученного. Составление кластера.

- Какие ассоциации возникают, когда мы говорим – числительное?

                                 

                                      ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

                                                 БЫВАЮТ:

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НА:

ДЦАТЬ –  Ь – в корне нет мягкого знака

ДЕСЯТ-

СОТ -         Ь ! -  в корне есть мягкий знак

VI. Закрепление. Работа у доски и в тетрадях. Сделать синтаксический разбор предложения.

Во втором доме от угла находится музыкальная школа.

VII. Физминутка для глаз.  

VIII. Морфологический разбор числительного.

Во втором – в каком? – числительное

Н.ф. – какой? Второй

П.п. – порядковое, простое

Н.п. – в ед.ч., м.р., П.п.

В каком? Во втором – определение

IX. Развитие познавательности.

- Давайте послушаем в названии каких месяцев есть числительные.

(Сообщение из упр. 263, 265)

- А вот справка о словах, которые тоже образовались на основе числительных.

(Сообщение из упр. 266)

X. Словарная работа.

- Семьсот, тринадцатый, триста, жиырма бірінші, двенадцать, қырық алтыншы, он, бес, сегізінші.

- Назовите среди них: а) простые, б) составные, в) сложные, г) количественные, д) порядковые.

XI. Физминутка.

XII. «Доскажи пословицу».

(семь) раз отмерь – (один) раз отрежь.

(один) в поле не воин.

Не имей (сто) рублей, а имей (сто) друзей.

(один) ум хорошо, а (два) лучше.

(семь) пятниц на неделе.

Лук от (семи) недуг.

XIII. Разгадайте ребусы и запишите слова.

сЗж – стриж

по2л – подвал

чи100тел – чистотел

смор1на – смородина

яяяяяяя – семья

па3от – патриот

XIV. Викторина

  1. Сколько было бременских музыкантов? (4)
  2. Квартет – это сколько? (4)
  3. Сколько параллельных линий в нотах? (5)
  4. В названии птицы сорока спряталось числительное. Какое? (40)
  5. Сколько было медведей в сказке о Маше? (3)
  6. Что значит петь дуэтом? (вдвоем)
  7. Сколько минут в одном часе? (60)
  8. Как называется сказка про братьев поросят? (Три поросёнка)

XV. Рефлексия.

  • Закончи предложение, ответь на вопрос (ответы учащиеся на листочках)

  1. Имя числительное – это ...(часть речи)
  2. Которая обозначаеь – (количество и порядок предметов при счете)
  3. И отвечает на вопросы – (Сколько? Какой?)
  4. Имена числительные бывют – (количественные и порядковые)
  5. Простыми называют числительные у которых – (один корень)
  6. Сложными называют числительные у которых – (несколько корней)
  7. Составными называют числительные у которые состоят – (из нескольких слов)
  8. Порядковые числительные изменяются по – (падежам, числам, а в ед.ч. – по родам)
  9. Количественные числительные изменяются по (падежам, один – по числам и родам)
  10. В каком падеже в сочетании с именем существительным числительное является одним и тем же членом предложения? (И.п., В.п., Р.п.)

  • Взаимопроверка в парах.

XVI. Подведение итогов.

  • Чем мы занимались сегодня на уроке?
  • Понравился ли вам урок? Напишите на листке бумаги свой ответ из предложенных:

АХ! –  очень понравился

ХИ-ХИ! – приятно было работать

НУ – не понравился.

- Поднимите листочки вверх и покажите нашим гостям, а затем громко и дружно прочтите свои оценки урока.

XVII. Оценивание.

  • Все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

XVIII.  Домашнее задание – упр.271


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова».

Урок литературного чтения по теме: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова» содержит интересный дополнительный материал об истории создания памятник...

конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

                   Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышл...

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышление, речь,  творческие способности учащихся, расширять кругозор,...

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»....