Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лучинская Светлана Михайловна

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ  ЧУ, ЩУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _urok_russkogo_yazyka.rar14.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ.

Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОС .

   Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ  чу, щу.

Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих

шипящие звуки [ч], [щ], а также писать букву гласного У после букв Ч и Щ.

 Задачи: 

Сформировать представление о написании буквосочетаний ЧУ-ЩУ и умение писать слова с данной орфограммой.

Закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя.

Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию, умение действовать по алгоритму;  развивать внимание, память, речь, мышление.

Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Метапредметные умения:

  • уметь находить изученную орфограмму в слове;
  • уметь писать слова с буквосочетаниями ЧУ – ЩУ, используя правило.

Познавательные умения:

  • уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу – щу  и обосновывать своё мнение;
  • уметь использовать приобретённые знания при выполнении работы в группе.

Регулятивные умения:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

Коммуникативные умения:

  • уметь слушать и понимать речь других;
  • уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
  • уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные умения:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
  • проявлять интерес к изучению темы.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты образования: умение применять правила правописания сочетаний чу–щу, осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи по алгоритму, овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями, использовать знаково-символические средства, принимают участие в работе парами, в группе, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества, учитывают позицию собеседника.

Тип урока:  урок развития умений

Формы работы учащихся:

- самостоятельная;

- парная;

- групповая;

- фронтальная работа.

Структура и ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

3. Развитие умений – применение знания.

4Включение в систему знаний,

повторение

5. Итог урока.

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1.На доске буквы : у, ю, а, ч, я,  щ

На какие группы можно разделить? Что  общего у согласных? (шипящие)

– Какой цвет вы бы взяли для их обозначения?

На какие группы можно разделить гласные? ( а, у – я, ю)

-Какой цвет вы бы взяли для их обозначения?

Какие умения формировали? (объединять в группы, классифицировать)

Я читаю слово, а вам нужно сделать хлопок, если услышите в слове шипящий звук.

(Чернила, цветок, ученик, щавель, звон, плащ, стол.)

-Какие мы умения формировали?(узнавать шипящие звуки)

Составьте из букв слово: лчкю

 (Чем интересно это слово? – многозначное) Запись : ключ

Почему выбрали гласную ю? (ю смягчает согласные) Обозначьте звуки.

Загадка: У неё во рту пила, под водой она жила,

               Всех пугала, всех глотала,

               А теперь в котёл попала. (щука)

Запись: (Проблема!) Какую букву выбрать?(у или ю)Я предлагаю выбрать Ю, т.к. Щ слышится мягко, а буква Ю её смягчает.

Каждый выбирает так, как считает нужным, а потом проверим, кто оказался прав.

Как назовём это место, если мы сомневаемся?(орфограмма)

– А какой сигнал, предупреждение об этой орфограмме? (Шипящий [ч]. щ)  

– На основе выводов из предыдущего задания сформулируйте тему и цель урока.

– Новая орфограмма – буква у после шипящих ч и щ.

– Будем учиться писать слова с новой орфограммой.

– Что же писать? А что написали вы?

– Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у. Буква у после ч и щ – это орфограмма.

– Составим план урока.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какое задание я вам хочу предложить?

-Верно, только надо не просто вставить буквы, а ещё обосновать её выбор, почему надо писать именно эту букву. Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?

-А как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель  располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма:

Примени правило.

Произнеси слово.

Обозначь орфограмму.

Определи опасное место.

-Посмотрите на доску. Все согласны с записанными на доске алгоритмом? (Нет)

-Предлагаю вам восстановить алгоритм.

-Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да).

На доске:

ч_ деса,(диковинка, невидаль)

щ_пальца,(подвижные выросты тела у моллюсков, червей)

ч_дак, (странный чудной человек).

Какие умения формировали?( видеть орфограмму, замечать её, действовать по алгоритму)

Чем похожи все слова?

-Что помогает выбрать букву в слове? (Правило)

-Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали?

– Прочитайте правило в рамке про себя и сравните со своим правилом.

– Сколько частей в правиле? Прочитайте первую часть. Расскажите друг другу.

 Прочитайте вторую часть.  Расскажите.

Совпали ли ваши выводы с выводами в учебнике?

-Какую цель ставили? ( Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ-ЩУ).

Какие умения формировали (работать с информацией)

Как будем обозначать эту орфограмму?

Обозначьте орфограмму в словах.

-Какие умения формировали? ( обозначать орфограмму графически)

Физкультминутка

Какие наши дальнейшие действия? (надо потренироваться)

- Какой частью речи являлись слова, с которыми мы работали? (сущ.)

А как вы думаете, могут ли эти сочетания встретиться  в других частях речи? Какие знания нам пригодятся? Как мы их будем отличать друг от друга? (  по вопросам)

Сформулируйте задание.

На слайде: Поместите каждое слово в нужный столбик: глагол, прилаг. сущ. Обозначьте орфограмму.

Щ_плый, ч_дак, ощ_щать, ч_десный, ч_довище, ч_сы, ч_ткий, доч_рка, ч_йник, щ_рился.

Все ли слова понятны?

Проверка в парах.

Какие умения мы формировали? (различать части речи, умение видеть орфограмму, обозначать её, работать в паре)

Проверка на слайде.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе  учились оценивать свою работу.

(Нарисуйте смайлик)

Работа в группе.

Соедините слова первого столбика со словами второго.

грязный                         чуткий

чувствительный           щуплый

неродной                      чудесный

худой                            чумазый

удивительный               чужой

Проверка на слайде.  

Как называются слова, схожие по смыслу? (синонимы)

Какие умения формировали?( работать в группе, слушать, находить похожие по смыслу слова)

 Составьте словосочетание.( я начинаю…чуткий сон)

Кто считает, что ваша группа работала дружно – поаплодируйте.

Тест (слайды)

Индивидуальное задание.

 1. Выбери верное высказывание:

                      А) буквы ч, щ  пишутся с буквой ю

                       Б)буквы ч, щ пишутся с буквой у

 2. Выбери лишнее слово:

                      А) чудо

                      Б) тащу

                      В) чувство

                      Г) чулан

 3. Выбери слово с ошибкой:

                            А) щупальца

                            Б) ворчун

                            В) стучю

Ответы: 1-б, 2- б, 3 –в

– Вспомните, какая была цель урока. Чему вы научились?

  - Какие правила русского языка мы сегодня повторили?

Исправить ошибки. Выбрать уровень. Написать.

Однажды я отправился в лесную чащю. Стал пробираться через кусты шыповника, укололся о шыпы и упал. Смотрю, а в кустах чюдище. Сощюрил я глаза, пригляделся и увидел, что это ужы.

Сколько ошибок нашли?(6)

Задание 1 уровня- списать 1, 3, 4 предложения.

Задание 2 уровня-списать весь текст, написать заглавие.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Оформляют начало работы в тетради.

Классифицируют

На основе анализа делают вывод: 1 группа –гласные,

2 группа- непарные шипящие всегда мягкие

Дети, выполняя условия игры (хлопают), упражняются в распознавании звуков.

Проблема: звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

Делают вывод: мы выбираем какую-то одну букву .

Составляют план.

1.Учиться писать слова с орфограммой чу, щу.

2.Узнать в каких частях речи встречается.

3. Учиться графически обозначать орфограмму.

Умения действовать по алгоритму.

Комментирование учебных действий.

На основе анализа делают выводы.

Работа с информацией, ориентировка в учебнике.

Развивают  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Психологическая разрядка, игровой момент.

Строят  речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Развивается умение видеть орфограмму-букву у после ч и щ, группировать слова со сходным написанием буквосочетаний чу и щу .

Формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Развитие умения слушать и понимать других. Проверка в парах.

Формирование алгоритма оценки.

Формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие умения слушать и понимать других.

Самопроверка и самооценка успешной деятельности.

Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Оценивают свою деятельность при помощи цветных карандашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...