Изучение имён существительных на материалах текстов о родном крае
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Тексты с заданиями по русскому языку для 4 класса на материалах текстов о родном крае

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение имён существительных                                                                                                  на материалах текстов о родном крае

4 класс

Учитель Шатохина Ирина Ивановна

МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области

Текст № 1

Валуйская земля

              Степи, овраги, дубравы. Кое – где на меловых холмах, на песке – стройные сосняки. И снова поля, дубравы, овраги, небольшие реки, ручьи – такова природа нашего края сегодня. А в давние времена он был покрыт дремучими лесами, в которых сплетали могучие ветви дубы, ясени, клёны, липы. В степи, в густых и высоких травах, мог скрыться всадник. Леса были  полны птиц и животных, реки – рыбы.

 

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. Как выглядел наш край в давние времена?
  3. Спишите. Подчеркните имена существительные в именительном падеже.
  4. В четвёртом предложении определите падеж имён существительных.
  5. Подобрать однокоренные слова к слову лес.

Текст № 2

Много лет назад

             Белгородщина – исстари русская земля. Больше тысячи лет назад по берегам реки Ворсклы в южной богатой чернозёмом лесостепи расселилось одно из восточно – славянских племён – северяне. Они занимались эемледелием, скотоводством, ремёслами. Охотились на диких зверей, ловили рыбу, бортничали, собирали мёд диких пчёл, вели торговлю с соседями.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. Объясни значение слова бортничать.
  3. Спишите. Определите падеж имён существительных.
  4. Выпишите в один столбик одушевлённые существительные, в другой неодушевлённые.
  5. Сделайте морфологический разбор выделенного слова .

 

Текст № 3

Города – крепости

           В первой половине семнадцатого века была построена Белгородская укреплённая черта. В неё входили 23 города – крепости.

           Крепости были огорожены высокими стенами, окружены рвами и земляными валами, имели артиллерию и запас пороха. От них  в степь высылались конные разъезды, которые следили за неприятелем и сообщали о его появлении с помощью сигнальных костров.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. Почему так озаглавлен текст?
  3. Спишите. Определите падеж и склонение выделенных существительных.
  4. Найдите слово с разделительным ъ, разберите его по составу.
  5. Из последнего предложения выпишите словосочетания существительное  + прилагательное.        

Текст № 4

Великий клад

             Испокон века белгородское небо было невероятно богато грозами.  С первых весенних дней и до поздней осени то и дело полыхали молнии в чёрных пучинах туч. Как будто само небо огненными стрелами указывало людям на необыкновенное содержимое недр. Это были залежи железной руды.

            Но в давние времена такая мысль, разумеется, никому не приходила и голову.

 

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. О каком великом кладе говорится в тексте?
  3. Спишите текст,  в выделенных словах найдите и выделите приставки.
  4. Определите падеж существительных, выделите у них окончания.
  5. Просклоняйте слово руда.

                                                       

Текст № 5

Овраги

           П…ля нашего г…рода густо изрезаны оврагами. Р…змывает их в…да в д…жди и особенно в весеннее половодье. Они становятся всё больше, глубже. Гибнет плодородная з…мля, рушится поле. Там же, где растут дерев…я, овраг останавливается.

           Но молодые деревца, если их посадить вдоль оврагов, не успевают  укорениться как следует, потоки воды оголяют корни, выворачивают саженцы. Овраг снова ползёт дальше. Вот и решили  учёные  вдоль оврагов сажать иву, она растёт быстро и держится крепко.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. О чём говорится в тексте?
  3. Спишите первый абзац, вставьте пропущенные буквы, подчеркните прилагательные.
  4. Выпишите существительные 2 склонения. Определите их падеж.

 5.  Сделайте звуко – буквенный разбор слова деревья.

Текст № 6

           

Река Валуй

            Узкой извилистой лентой бежит по земле реченька. Забавное у неё название – Валуй. Течёт она по песчаной равнине, покрытой мелким лесом, местами прерываемой меловыми холмами.

           Правый берег речки возвышенный, местами обрывистый и крутой. На этом высоком берегу раскинулся дремучий лес. Пройдёшь десяток шагов, и кроны великанов дубов сомкнутся над головой так, что солнечные лучи проскальзывают по земле лишь редкими тонкими струйками.

             Левый берег  на всем течении реки — низменный. Речное дно иловатое, местами песчаное или глинистое.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.  О чём в нём говорится?
  2. Спишите второй абзац, определите падеж имён существительных.
  3. Выпишите из текста существительные во множественном числе. Поставьте их в начальную форму, определите склонение.
  4. Выпишите из текста выделенные слова, рядом запишите  проверочные слова. На какое они правило?
  5.  Составьте предложение со словом река в предложном падеже.

Текст № 7

Леса белгородщины

В жизни человека велика роль леса. Лес называют «зелёным золотом», «лёгкими страны» надёжным помощником в борьбе за урожай.  

Белгородская  область небогата лесами. На большей части территории леса чередуются с просторами степей. Учитывая небольшую лесистость нашего края, каждый человек обязан бережно охранять «зелёного друга». Ведь уничтожить дерево можно за минуту. На выращивание его надо затратить много лет.

Наиболее крупные лесные массивы находятся в Валуйском районе. В большинстве своём это дубовые леса и сосновые боры, которые растут главным образом на песчаных почвах.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст. Почему надо охранять лес?
  2. Выпишите словосочетания «зелёным золотом», «лёгкими страны», «зелёного друга». Объясните их значение.
  3. Определите склонение и падеж существительных в этих выражениях, выделите окончания.
  4. Выпишите из текста существительные с зависимым словом, поставьте вопрос, определите падеж.
  5. Придумать предложение  с словосочетанием «зелёный друг».

Текст № 8

Мы поднимаемся по сырой и мрачной лесной тропинке. Где – то высоко над головой сомкнулись вершины могучих деревьев. И кажется,  ветер и солнце запутались в них, никак не могут прорваться в чащобу. Лишь слышен гудящий шум да видно, как бельчатами прыгают светлые блики по верхним веткам.

Вдруг сырость и мрак резко обрываются. Взору открывается большая светлая поляна.   Она широко открыта солнцу. В глазах рябит от множества цветов. Жуки, кузнечики, бабочки, шмели, пчёлы деловито и безбоязненно снуют по душистому цветущему ковру.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
  2. Найдите в тексте сравнения. Как вы понимаете выражение «рябит в глазах»?
  3.  Выпишите существительные в именительном падеже. Каким членом предложения они являются?
  4. Выпишите существительные, распределяя их по склонениям:

1 склонение:

2 склонение:

3 склонение:

     5. Разберите  по членам предложения последнее предложение.

Текст № 9

                                                 Таёжная гостья  

                                                                                                                                     

Дерево это называется лиственницей. Оно сродни нашей сосне и ели, но, в отличие от них, на зиму начисто сбрасывает иглы. Весной они вырастают, как и листья у других деревьев.                                                                                                        

Древесина лиственницы не портится тысячи  лет, лишь становится прочнее да меняет окраску. Она не гниёт в сырости, не рассыхается в жару. Такой материал очень ценен для строительства самолётов, кораблей, машин, мостов, плотин.                        

Но заготавливать древесину лиственницы, которая растёт в тайге, трудно.          

А что если вырастить лиственницу в наших краях? Несколько растений привезли из тайги, другие посеяли семенами. Многие годы внимательно и ухаживали за ними. Теперь лиственница растёт и на белгородчине.              

Задания к тексту:                                                                                                                                            

  1. Прочитайте текст.
  2. О чём вы узнали из текста?
  3. Выпишите выделенные словосочетания. Укажите в них падеж и род имён  существительных.
  4. В шестом предложении найдите и подчеркните однородные члены предложения.
  5. Что вы сделаете для того, чтобы определить падеж существительного?

                                                                                                                       

Текст № 10

                                                  Святые места Валуек

              Монастырь Игнатия Богоносца – один из самых замечательных исторических мест города Валуйки. Ведь это уникальный монастырь, которых на Руси немного. Храм Игнатия Богоносца был воздвигнут на вершине горы ещё в древности. Но в тридцатые годы был разрушен.

            В две тысячи пятом году начались работы по восстановлению монастырских пещер Игнатия Богоносца. Помещения под землей были очищены от мусора, земли, завалов. Началось благоустройство дорог, ведущих к храму. Была организована парковка и подъездные пути, благоустроена территория около самого монастыря. Сегодня здесь проложены аллеи, дорожки. Рядом раскинулся парк.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. Почему он так называется?
  3. Спишите текст. Подчеркните глаголы.
  4. Найдите существительные, стоящие в родительном падеже, выделите у них окончания, определите склонение и число.
  5. В выделенном предложении подчеркнуть грамматическую основу.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."

Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."...

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Изучение имён существительных в начальной школе.

Данный материал раскрывает принцип изучения важнейшего раздела русского языка - морфологии. Особое внимание уделяется в разработке именам существительным....

Краеведение. Родной край. Изучение исторического наследия родных мест.

В статье автор рассматривает вопрос  развития познавательного интереса  к изучению природы, истории, культуры родного края посредством экскурсии....

Межрегиональный конкурс методических и дидактических материалов "Сохраним природу родного края"

В работе представлены: технологическая карта урока "Откуда берется и куда девается мусор?", презентация к уроку, фотоотчет, раздаточный материал, ссылка на сатью сайта БРИОП о подведении ито...