презентация для урока по развитию речи "Что такое фразеологизмы"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Осипова Евгения Юрьевна

Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка, риторики, развития речи, на внеклассных мероприятиях , посвящённых особенностями родного языка.

 

Цель использования презентации: Развитие речи и обогащение словарного запаса языка обучающихся через усвоение понятия фразеологизма, как устойчивого сочетания слов.

Задачи:

·        Открыть для обучающихся богатство русского языка на примере употребления в речи фразеологизмов; познакомить с их происхождением,  особенностями  строения и употребления в речи;

·        Развить навыки выявления фразеологизмов в речи; правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать их словарный запас.

·        Воспитать чувство уважения и внимательного отношения к своей речи и речи окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_po_razvitiyu_rechi_chto_takoe_frazeologizmy_.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познакомимся с ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ Презентацию подготовила учитель начальных классов Осипова Евгения Юрьевна гимназия « Тарасовка » пос. Черкизово Пушкинский район Московская область

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ ? ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ (фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, имеющее определённое лексическое значение, постоянный состав слов. Фразеологизм возникает и развивается в языке путем переосмысления конкретных словосочетаний. Гоняться за двумя зайцами заткнуть за пояс

Слайд 3

Как рождаются фразеологизмы Живут себе поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Существуют слова заткнуть, за, пояс, и фразеологизм заткнуть за пояс , то есть легко справиться с кем-либо.

Слайд 4

Происхождение многих фразеологизмов связано с народными и литературными сказками, с баснями И. А. Крылова и другими произведениями. В своей речи мы нередко пользуемся различными меткими выражениями, созданными писателями, поэтами, политическими деятелями и вошедшими в общее употребление. Слона то я и не приметил (не обратил внимание на самое важно). .

Слайд 5

А ларчик просто открывался (простой выход из казалось бы затруднительного положения) Такие выражения называют крылатыми . Они как бы вылетели за пределы произведений, в которых первоначально были созданы, вошли в литературный язык, получив в нём более широкое, обобщённое значение.

Слайд 6

Но не все слова поддаются расшифровке. Наиболее древние откроют свои тайны только при изучении их истории. Например, бить челом (почтительно раскланиваясь, приветствовать кого-либо). По установившемуся в Древней Руси обычаю били челом (низко кланялись, доставая челом, то есть ЛБОМ до земли, до пола) при вручении жалобы, прошения.

Слайд 8

На воре шапка горит (сам себя выдал) Однажды один жулик что-то украл на базаре. Увидел это прохожий и закричал что есть мочи: “ На воре шапка горит! ” Жулик испугался и сорвал с себя шапку. Тем себя и выдал. Так вот и родилось это выражение.

Слайд 9

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. На картине Питера Брейгеля Старшего « Фламандские пословицы » (1559) изображены некоторые нидерландские фразеологизмы в буквальном прочтении :

Слайд 10

Уже с конца 18 века эти устойчивые сочетания слов объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, пословицы и поговорки).

Слайд 11

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ Глупый, несообразительный, несмышленый человек

Слайд 12

А вот исторические фразеологизмы пришли к нам Из старославянского языка Соль земли (наиболее выдающиеся представители народа, цвет общества), Не от мира сего (не приспособленный к жизни, далёкий от её забот) На сон грядущий (перед сном) Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).

Слайд 13

Из французского языка не в своей тарелке (чувствовать себя неудобно, скованно, не на месте)

Слайд 14

Из немецкого языка Откладывать в долгий ящик (откладывать дела на неопределённое время )

Слайд 15

Из немецкого языка сознательно не замечать что-либо

Слайд 16

Если представить себе фразеологизмы буквально, то получится забавно

Слайд 20

Конь не валялся

Слайд 21

Тянуть за язык

Слайд 22

Знаете ли вы фразеологизмы? А сейчас поиграем. Попытайтесь объяснить значение фразеологизма по весёлым рисункам художника. И задумайтесь, встречались ли вам в вашей жизни такие устойчивые сочетания слов, а, может, вы их даже употребляете в своей речи!

Слайд 24

Как вы думаете….? Действительно ли использование фразеологизмов в речи обогащают и украшают её.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ В подарок внимательным участникам - фразеологизм : «Войти в историю» Желаю вам войти в историю, проявив всё самое лучшее в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фразеологизмы?

Конспект внеклассного мероприятия с иллюстрациями....

Урок русского языка в 3 классе "Что такое фразеологизмы" по учебнику Канакиной В.П.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" "Что такое фразеологизмы?" к учебнику Канакиной В.П....

Русский язык. 3 класс. УМК" Школа России". Что такое фразеологизмы?

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  фразеологизмы в речи,  формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащихся, внимание, умение обобщат...

Что такое фразеологизм

Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Попробуем объяснить некоторые фразео...

Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»

Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»...

Конспект урока по русскому языку. Что такое фразеологизмы?

Конспект урока по русскому языку. Что такое фразеологизмы?...

Технологическая карта урока "Что такое фразеологизмы"

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения замечать в речи фразеологизмы;объяснять значение фразеологизмов;способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами.Планируемые результаты...