Раздаточный материал по русскому языку "Перечень подборки слов на различные правила", встречающиеся в начальной школе
материал по русскому языку (1 класс) по теме
Данный перечень подборки слов на различные правила в начальной школе, позволит учащимся 1-4 классов лучше усвоит материал по орфорграфии, обогатит словарный запас обучающихся. Поможет углубит знания учащихся в словообразовании, в подборе однокоренных слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
ПЕРЕЧЕНЬ ПОДБОРКИ СЛОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ПРАВИЛА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель начальных классов
Деревянкина Валентина Васильевна
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эти таблицы перечня «гнёзд» однокоренных слов способствуют обогащению словарного запаса, формированию навыка грамотного письма, развивают орфографическую зоркость, приобщают детей к вдумчивой работе над образованием однокоренных слов, правильного их употребления в речи при составлении предложений, развивают кругозор и творческие способности обучающихся. Способствуют лучшему усвоению темы «Правописание слов с безударной гласной в корне слова», а также в полной мере разобраться в теме «Состав слова».
Работа над безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Перечень «гнезд» однокоренных слов. (1-я группа).
Бедняк, бедный, беднеть, бедняжка.
Вар, варить, повар, вареники, обварить, поварешка.
Встреча, встречный, повстречать.
Вред, вредитель, вредный, вредить, навредить.
Глаз, глазной, глазки, глазок, глазастый.
Грязь, грязный, грязнить, грязнуля, загрязнить, грязноватый.
Двор, дворник, дворик, дворняжка, дворовый.
Дождь, дождевой, дождик, дождливый, дождичек, дождинки.
Зверь, зверек, звериный, зверский, зверята.
Земля, земляной, землистый, земличка.
Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье.
Козы, козочка, козел, козленок, козлята, козлы.
Корм, кормить, кормушка, кормовой, накормить.
Красный, покраснеть, краснота, красноватый.
Крик, крикнуть, крикливый, крикун.
Лень, ленивый, лениться, лентяй.
Летать, летчик, летный, слет, летательный, перелетные, полет.
Лиса, лисонька, лисья, лисичка.
Лист, листочки, лиственный, листок, листва.
Масло, маслить, масляный, масленка, намаслить.
Мед, медовый, медок, медвяный.
Место, местечко, местный, поместить, разместить.
Море, морской, моряк, заморский, приморский, морячка.
Мост, мостить, мостовой, мостик, мосток, вымостить.
Мясо, мясник, мясной, мяско.
Нос, носик, носовой, переносица, носище.
Пила, пилка, пилить, распилить, пилочка, отпилить, пильщик.
Сад, посадить, садовник, садовый, садик.
Писать, письмо, письменный, записать, подписать, записка, список, списать.
Свет, светить, светлячок, светлый, посвятить.
Синий, синеть, синька, синева, синяк, подсинить.
Снег, снеговик, снеговой, снегурочка.
Соль, солить, солонка, соленый, подсолить, засол.
Старый, старик, стареть, старуха, постареть, состариться, старушка.
Стекло, стеклить, стеклянный, стёклышко, застеклить.
Стрела, стрелять, стрелок, стрелковый, перестрелка, застрелить.
Темнота, тёмный, темнеть, затемнение.
Трава, травка, травушки, травинка, травяной.
Ход, ходьба, ходить, походка, заходить, поход, ходунки, ходули.
Цветок, цветы, цветной, зацветут, цветик. Цена, оценить, ценный, ценник.
Час, часовой, часовщик, часики, часовня. Число, числовой, начислять.
(2 группа)
Белить, выбелить, побелка, белок, белизна, беленький, белила.
Бороздить, борозда, борозды, бороздка, избороздить.
Боязнь, бойся, боязливый, побоялся, безбоязненность.
Бросать, сбросить, переброска, выбросить, бросок.
Валить, завалить, свалка, завалинка, валежник.
Весы, весить, весовщик, весовой, взвесить.
Верх, вершина, верховой, поверхностный, верхушка.
Висеть, виснуть, повис, нависать.
Воз, возить, возчик, перевозчик, подвозка, возок.
Волны, волнистый, волнение, волноваться.
Второй, повторить, вторить, повторный, повторение.
Вязать, связка, перевязка, вязальщик.
Глядеть, взгляд, поглядеть, вглядеться, переглядеть.
Говорить, говор, разговорить, разговорчивый, поговорка, заговор, сговор, говорливый, говорун.
Голодать, голод, проголодаться, голодовка, голодный.
Давить, давка, сдавить, давление, задавить, раздавить.
Даль, далекий, отдаление, вдали, издали.
Дар, дарить, подарок, подарить, подарки, дарственный, подарочек.
Дела, деловой, делишки, сделать, сделка, поделка, бездельник, отделать.
Держать, сдержать, поддержка, содержать, держатель.
Диво, дивный, удивительный, удивляться, удивление, удивленный.
Добро, добрый, добренький, добряк, подобреть, доброта.
Доить, доярка, выдоить, дояр, надой, дойка, удой, доильный (аппарат).
Жалость, пожалеть, жалобный, жалобщик, жалостливый, жалко.
Жара, жарища, жарко, жаркий, жаркое, жарить.
Золотистый, золото, позолота, золотинка, озолотить, золотой.
Катать, каток, напрокат, прокат, прокатиться.
Клад, склад, кладовка, кладовая, складывать, кладовщик.
Колоть, колка, заколка, колотый, заколоть, колотушка.
Копить, копилка, скопить, накопить, накопление, накопитель.
Копать, копка, раскопать, выкопать, копальщик.
Крепить, крепкий, скрепка, подкрепление, укрепление, крепость, крепление.
Крик, крикнуть, крикливый, крикун, закричать.
Крошка, окрошка, накрошить, крошечка, кроха.
Кроить, закройщик выкроить, выкройка.
Лень, лентяй, ленивый, лениться, лентяйка.
Ломать, слом, лом, поломка, выломать, ломаный, переломать, сломать.
Мазать, мазаный, мазилка, мазок, смазка, вымазать.
Менять, обмен, сменить, сменщик, меняло, смена.
Мирить, мир, мирный, помирить, примирение, усмирить.
Молчать, молчун, молча, молчаливый, умолкнуть, замолкнуть, молчание.
Мотать, обмотка, моток, мотальщик, смотать.
Новый, обновить, новизна, новость, обновка, новенький.
Носить, поднос, сноска, выносить, носильщик.
Передовой, впереди, опередить, передовик, передний, передник, спереди, вперед.
Поздно, опоздать, поздний, опаздывать, позднота.
Поить, напоить, пойло.
Полоть, прополоть, выполоть, прополка.
Плясать, пляска, плясун, плясунья, перепляс, заплясать, переплясать, сплясать.
Ползти, переползти, выползать, ползать, ползунья, ползунки, ползучий.
Род, родиться, родители, родина, родной, возродиться, родственник, родник, родничок.
Ряд, рядочек, порядок, рядовой.
Свет, светильник, осветить, светлый, световой, светлячок.
Свист, засвистеть, свисток, свистун, свистнуть, посвист, свистулька.
Сед, поседеть, седой, седина, седоватый, седенький, седовласый.
Село, поселение, поселок, население, поселиться, выселки, перенаселение, заселиться.
Сидеть, сидя, сидячий, сиделка, посиделки, посидеть.
Сказать, подсказка, сказка, пересказать, сказочный, сказочник, сказочка, рассказать, рассказчик, рассказ.
Скользить, скользкий, выскользнуть, поскользнуться.
Спешить, спешка, спешит, поспешка.
Стол, настольный, столовый, столоваться, столешник, столик.
Сторож, сторожка, сторожевой, посторожить, осторожный.
Тайна, таинственный, потайной, тайник, притаиться.
Толстый, толстяк, толщина, толстеть, толстуха, потолстеть.
Топить, вытопить, растопка, затопить, истопник, топка.
Точить, выточить, точильщик, подточить, заточка.
Тряска, трясти, вытрясти, потрясти.
Цепь, цепочка, цепная, сцепить, оцепить, цепкий, цепляться.
Часто, частый, зачастить, частота.
Чистить, чистота, чистый, подчистить, чистильщик, чистенький, чистюля.
Щиты, защищать, защита, защитник, защитница.
Явился, явка, объявление, появился, появление.
Ясный, ясность, ясно, объяснить, разъяснить, пояснение, пояснительный.
Приложение №2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эти задания способствуют развитию словарного запаса слов, отработке навыка правильного письма, умение подбирать проверочные слова, использовать разные изученные способы проверки написания орфограмм в слове. Используя постоянно эти задания у учащихся развивается орфографическая зоркость и способы проверки написания слов на различные правила.
ПЕРЕЧЕНЬ ПОДБОРКИ СЛОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ПРАВИЛА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Гласные после шипящих»
- Лыжи, ужи, ландыши, машина, зайчата, чулки, щавель, стучат, пищат.
- Ежи, ножи, шина, шишка, часы, чашка, щука, кричат, молчу.
- Жиры, лужи, мыши, чай, грачата, чугун, рычат, ищут.
- Стрижи, чижи, шиповник, кувшин, туча, задача, чудо, ищут, рыщут.
- Пружина, жизнь, тишина, калоши, дача, чайка, свищут, кричу.
- Животные, свежий, уши, груши, душистый площадка, часть, трещат, лыжи.
- Живой, шипят, туши, широкий, овчарка, встреча, защищаю, щебечут.
- Жилище, жиры, большие, пушистый, чайник,чурка, чубчик, качают, навещают.
«Гласные после шипящих»
- В саду куст шиповника. Колхозники сушили сено.
- У Сережи Щукина хорошие лыжи. В норке жили мыши.
- В гнездах вывелись грачата. Они пищат, кричат.
- На зеленых соснах свежие шишки. Скоро в гнездах запищат грачата.
- У брата Саши красивые часы. Пружина лопнула.
- Пришла настоящая зима. На березах стучат дятлы.
- Дети решили посеять морковку и репу. Рашид и Олег копают.
- В кустах свищут синицы, птички зимой целый день ищут пищу.
- Мы часто ходим в лес. Там много шишек.
- За колхозом березовая роща. Мы часто ходим в рощу.
- В камышах кричат утята. Дети ходили в рощу за щавелем.
- Пришла осень. Улетели стрижи и чижи. В саду тишина.
- У Миши жил рыжий котенок. У крыльца большие лужи.
- В городе дома большие и высокие. Улицы широкие.
- Наш класс светлый и чистый. Окна большие и широкие.
- Летом мы едем на дачу. Наша дача в лесу.
- Бабушка часто ходит в рощу за щавелем. Они зашли в чащу.
Тема «Разделительный ь».
- Деревья, друзья, сыновья, семья, звенья, стулья.
- Перья, платья, вьет, шьет, пьет, льет, бьет.
- Соловьи, перья, сучья, хлопья, муравьи, крылья.
- Ружье, колосья, ручьи, Илья, Марьяна, Ильяс.
- Листья, перья, воробьи, заячьи, лисьи, волчьи.
- Братья, ульи, осенью, ненастье, Дарья, Татьяна.
- Хлопья, ателье, белье, Наталья, прутья, вьюга.
- Коренья, половодье, чутье, счастье, печенье, варенье.
Тема «Большая буква».
- Моя бабушка Нина Степановна живет в деревне Сапрыкино.
- Дядя Степа и Сеня пилят бревна. Рубит их Коля.
- Уля и Нина живут в городе Губкине. Летом они жили у бабушки Антонины.
- В нашем городе текут речки Осколец и Орлик.
- Москва – красивый город. По Волге и Днепру ходят пароходы.
- Черных Алена и Кучма Анна ходили в рощу. Они видели ужа.
- Верзунова Кристина и Вялов Алеша катались с горки. Сережа и Артем лепили снеговика.
- Была у Никиты собака Шарик. Идет Никита в школу, а Шарик заним бежит.
- У Надеиной Насти живет кошка Дымка. Дом сторожит собака Стрелка.
- Лошадь Зорька везет сено. Коза Милка пасется на лугу.
- Миша Иванов живет в городе Белгороде на улице Ленина.
- У Марата Ивченко есть красивая собака. Собаку зовутЛайка.
- У Юли Натифовой есть кошка Мурка. У Мурки котенок Пушок.
- Широкая река Волга. Большие реки нашей Родины: Днепр, Дон, Обь, Лена.
- У дяди Коли был хороший конь Булан. Вкусное молоко дает корова Зорька.
- Минск – столица Белорусии. Я живу в селе Запрудное.
- В городе Валуйки живет моя тетя Марина. Мы с бабушкой ездили в город Ялту.
Тема: «Безударные гласные в корне».
- Ст… лы, м…сты, к…ты, сл…ны, м…ря, б…льной.
- З…рно, гн…здо, п…ро, в…дро, в…сло, р…ку, с…стра.
- З…мля, пч…ла, в…сна, л…сник, стр…на, з…ма.
- Ск…ла, с…сна, г…ра, тр…ва.
- Д…тей, р…ды, цв…ток, кр…ты.
- П…лы, н…сет, вр…ча, х…лмами, с…сновый, п…лями.
- К…рмить, б…льшой, ст…ят, х…лодный.
- Ч…сы, сл…ва, ст…на, в…лы, д…ма, з…ма.
- Ск…тина, ст…ит, к…вер, х…лмы, л…дяная.
- В…лна, гр…бы, с…ло, в…сна, дв…ре, в л…су.
- Л…дяная, стр…на, гн…здо, в…сло, в…дро, п…ро.
- Гр…чи, гр…бы, цв…ток, з…ма, тр…винка, р…ды.
- Ш…ловливый, д…тей, н…сти, см…шной, ст…лы.
- К…тенок, в…дичка, см…ла, х…дить, т…лпа.
- Д…ска, ст…да, гр…чи, гр…за, п…ля, н…жи.
- Д…рево, пч…ла, с…стра, к…са, н…га, хитрая л…са.
- Сл…ны, м…ря, б…льной, ст…ит, с…ва, кр…ты.
- Дв…ры, м…сты, д…ма, к…ты, к…за, …вца, з…ме.
- Гр…да, хл…ба, д…жди, с…ва, к…за, …вца, р…са.
- Ст…лы, м…сты, к…ты, сл…ны, м…ря, б…льной.
Тема: «Безударные гласные в корне».
1. Д(о, а) ждливый, св(и, е)стеть, ст(о, а)льной, пл(и, я, е) сать, зв(о, а)нок, пл(о, а)довитый, скр(е, и)петь, с(е, и)деть на стуле.
2. Пч(и, е)ла, с(и, е)стра, р(и, е)ка, б(о, а)льшая, посп(е, и)вать, ств(о, а)лы, т(е, и)чет, л(е, и)жат.
3.Гр(е, и)бешок, т(е, и)шина, гр(и, е)бы, ст(о, а)рона, г(о, а)родской, м(а, о)лодой, п(и, е)сатель, отст(а, о)ял.
- К(а, о)са, к(о, а)лосья, з(е, и)рно, гн(е, и)здо, в(и, е)сло, в(е, и)дро, п(е, и)ро, д(и, е)ревья.
- Д(о, а)лекий, н(о, а)чная, т(я, и, е)желый, ч(е, и)рвивое, сл(е, и)ды, ст(е, и)пной, г(а,о)лоса, гр(е, и)бешок.
- Поб(и, е)жала, обл(и, е)тел, об(и, е)жаем, созр(е, и)вает, тр(о, а)пинка, прив(и, е)ла, ст(о, а)ит, п(и, е)щат.
- В(и, е)сною, л(е, и)тит, пос(а, о)дила, сп(е, и)шить в школу, зап(и, е)вать песню, пол(о, а)скать белье, б(о, а)р(а, о)да, в(и, е)селилась.
- С(о, а)довник, в(а, о)ренье, ч(а,и,е, я)сы, стр(о, а)на, к(о, а)за, г(о, а)ра, н(о, а)га, с(о, а)сна.
Тема «Парные согласные».
1. Горо(т,д), ястре(б,п), утю(г,к), погру(з,с)ка, ука(с,з)ка, шала(ш,ж), прору(б,п)ь, ска(с,з)ка, расска(с,з).
- Сосе(д,т)ка, моро(с,з), ду(б,п)ки, гри(п,б)ки, сугро(п,б), тру(т,д), сне(к, г), колхо(з, с), фла(г, к).
- Большой гвоз(т,д)ь, мелкий дож(т, д)ь, площа(т, д)ка, кана(ф,в)ка, лебе(д,т)ь, заря(т,д)ка, зама(з,с)ка.
- Игру(ж,ш)ка, кни(ж,ш)ка, кату(ш,ж)ка, тру(б,п)ка, ры(б,п)ка, ла(б,п)ка, гла(с,з)ки, голо(в,ф)ка, шу(б,п)ка.
- Оре(ж,ш)ки, сне(ш,ж)ки, пиро(ж,ш)ки, гла(т,д)кая, доро(ш,ж)ка, ни(с,з)кая, коля(с,з)ка, верблю(д,т), ду(п, б).
- Доро(ж, ш)ка, вере(ф,в)ка, варе(ш,ж)ки, крутой бере(г,к), стальной плу(г,к), скорый поез(т,д).
- Морко(ф,в)ка, яго(д,т)ка, тетра(т,д)ка, клю(ш, ж)ка, ло(т, д)ка, ко(ш, ж)ка, кры(ш, ж)ка, но(ж,ш)ка.
- Краси(ф,в), хоро(ж, ш), приго(ж, ш), вежли(в,ф), здоро(в,ф), гото(в,ф), сапо(ш,ж)ки, коля(с,з)ка.
- Тро(б,п)ка, кле(т,д)ка, кно(б,п)ка, закла(т,д)ка, про(б,п)ка, карто(ш,ж)ка, приче(с,з)ка, перево(с,з)ка, у(з,с)кая, доро(ш,ж)ка.
- Жи(д,т)кая, ка(ж,ш)ка, ре(з,с)кий ветер, ре(т,д)кий лес, сла(д,т)кие пиро(ш,ж)ки, ги(п, б)кий пру(д,т).
- Зага(д,т)ка, лоша(д,т)ка, стру(ш,ж)ка, лепе(ш,ж)ка, пала(д,т)ка, бли(з,с)кий друг, мя(г,х)кий хле(п,б).
- Подру(ж,ш)ка, кни(ш,ж)ка, тра(ф,в)ка, пиро(ш,ж)ки, гря(д,т)ка, бере(с,з)ка, кле(т,д)ка.
- Коро(б,п)ка, кле(д,т)ка, зага(д,т)ка, тру(т,д), рука(ф,в), огоро(д, т), моро(с, з), тра(ф,в)ка, оши(б,п)ка.
- Ло(т,д)ка, варе(ш,ж)ки, сала(с,з)ки, холо(т,д), стри(ш,ж), плу(г,х,к).
- Фла(г, к), утю(к,г), фура(ш, ж)ка, горо(т,д), морко(в, ф)ь, ло(д,т)ка.
Тема «Разделительный ъ и ь».
- Об(ъ,ь)явление, хлоп(ь,ъ)я, бел(ъ,ь)е, под(ъ,е)м.
- С(ъ,ь)ехали, руч(ь,ъ)и, в(ь,ъ)юга, под(ъ,ь)емный.
- Об(ъ,ь)ект, ноч(ь,ъ)ю, крыл(ь,ъ)я, об(ъ,ь)яснение.
- Раз(ь,ъ)яснить, с(ъ,ь)ехать, ш(ь,ъ)ет, пер(ь,ъ)я.
- Обез(ь,ъ)яна, с(ъ,ь)едают, лист(ь,ъ)я, об(ъ,ь)едают.
- Половод(ь,ъ)е, с(ъ,ь)ел, под(ь,ъ)езд, журчан(ь,ъ)е.
- С(ъ,ь)едобный, от(ъ,ь)езд, с(ъ,ь)езд, осен(ь,ъ)ю.
- Дерев(ь,ъ)я, от(ъ,ь)ехать, раз(ъ,ь)ярить, в(ъ,ь)ехать.
ПОДБОР СЛОВ - СИНОНИМОВ ПО ТАБЛИЦЕ
Родина Метель Аккуратный Старый Сторожевой Охранять горевать | Вьюга Отчизна Ветхий Дозорный Стеречь Ласкать Печалиться | Дряхлый Опрятный Отечество Лелеять Холить Скорбеть Грустить | Буран Караульный Сторожить Пурга Караулить Нежить Тужить |
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
СЛОВА | ВЫБИРАЮ | ПРОВЕРЮ |
Гриб/пки Лоф/вкий Трав/фка Рез/ский Ягод/тка |
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
СЛОВА | НАПИШУ | ПРОВЕРЮ |
Со-нце Пас- бище Извес – ный Радос – ный Прелес – ный Ненас - ный |
Приложение №3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эти задания способствуют развитию сценической речи, осознанию идеи текста, приобщают детей к вдумчивой работе над произведением, развивают творческие способности обучающихся. Особый интонационный колорит русской речи достигается широким употреблением вопросительных, восклицательных и побудительных предложений, использованием однословных и немногословных конструкций, интонация которых испытывает на себе влияние живой разговорной речи. Учитывая творческие и артистические способности детей, учитель сможет продумать и целенаправленно отобрать задания, которые дети обыграют с инсценировками, мимикой и жестами.
Дифференцированная работа при чтении художественного проиведения.
1.Для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера:
- Прочитай текст.
- Подчеркни (отметь) непонятные слова.
- Отметь трудные для чтения слова.
- Прочитай и расставь ударения.
- Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.
- Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.
- Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.
- Выполни задания, данные после текста.
- Отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте).
- Сосчитай сколько раз встречается прямая речь.
- Прочитай выразительно прямую речь.
- Выдели красивые слова и выражения.
- Выдели однородные слова в тексте.
- Какие синонимы использует автор к слову.
- Из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не употреблялись.
- Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте, подчеркни их.
- Раздели предложение или предложения на логические отрезки, состоящие из 1, 2, 3слов. Прочитай, делая паузы.
- Прочитай выразительно по смысловым отрезкам первый абзац, пятый абзац…
(Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей).
2.Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера:
- Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа.
- На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.
- Распространи предложение (абзац, часть) прилагательными (словами, отвечающими на вопрос «какой?»).
- На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.
- Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился.
- Дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и прочти новый текст.
- Реши анаграммы. Встречаются ли эти в тексте?
- Замени слово «Маша» в третьем предложении различными синонимами с учетом эмоциональной окраски текста.
- На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.
- На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.
- На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.
- Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.
- Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.
(Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений).
3.Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:
- Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу)?
- Какое настроение передает автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?
- Прочитай рассказ в лицах.
- Какими средствами автор передает свое отношение к герою?
- Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?
- Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же вторую, третью и т. п. Читай делая движение глазами только вниз.
- Почему текст так называется? Докажи.
- Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?
- Докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т. д.).
- Отметь в тексте кульминацию повествования.
- Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?
- Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.
- Подготовь сценарий данного текста.
- Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.
(Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ может быть организована и по другому признаку – по ОБЪЕМУ. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.
ЗАДАНИЕ №1.
1 уровень. Прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.
2 уровень. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.
3 уровень. Подготовь выразительное чтение всего текста.
ЗАДАНИЕ №2.
1 уровень. Прочитай и перескажи первую часть близко к тексту.
2 уровень. Прочитай и перескажи подробно весь текст.
3 уровень. Прочитай весь текст и перескажи кратко.
ЗАДАНИЕ №3.
1 уровень. Прочитай часть, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).
2 уровень. Раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.
3 уровень. Раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовь выразительное чтение.
ЗАДАНИЕ №4.
1 уровень. Прочитай глазами под счет учителя все предложения абзаца с опорой на гласные. Запиши одним предложением главную мысль.
2 уровень. Прочитай первую половину текста, Выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текста.
3 уровень. Прочитай текст молча, ответь письменно на следующие вопросы.
ЗАДАНИЕ №5.
1 уровень. Прочитай с опорой на последнюю букву каждое слово первого предложения, второго и т. п. Запиши или подчеркни главное (ключевое) слово каждого предложения.
2 уровень. Прочитай первую часть текста, одновременно выписывая ключевое слово каждого абзаца.
3 уровень. Прочитай текст, озаглавь каждую часть предложением из текста.
ЗАДАНИЕ №6.
1 уровень. Прочитай текст, подчеркни на кальке главное предложение первого абзаца.
2 уровень. Прочитай текст, отметь на кальке главное предложение каждого абзаца.
3 уровень. Прочитай текст, подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль произведения.
ЗАДАНИЕ №7.
1 уровень. Прочитай, вычеркни из каждого предложения неглавные слова из первого абзаца. Прочитай без этих слов.
2 уровень. Вычеркни несущественные для смысла слова из текста, перечитай упрощенный текст.
3 уровень. С помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.
ЗАДАНИЕ №8.
1 уровень. Определи настроение первой строфы в стихотворении.
2 уровень. Определи, какое настроение выражено в каждой строфе стихотворения.
3 уровень. Определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.
ЗАДАНИЕ №9.
1 уровень. Прочитай текст, выполни задание 1.
2 уровень. Выполни задания 1, 2, 3.
3 уровень. Выполни все задания.
ЗАДАНИЕ №10.
1 уровень. Найди в стихотворении эпитеты.
2 уровень. Выдели эпитеты, сравнения.
3 уровень. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?
ЗАДАНИЕ №11.
1 уровень. Посчитай количество глаголов в стихотворении А.С.Пушкина.
2 уровень. Какая часть речи наиболее часто встречается в поэзии А.С.Пушкина?
3 уровень. Понаблюдай и сделай вывод, какими художественными особенностями отличается поэтическое творчество А.С.Пушкина.
ЗАДАНИЕ №12.
1 уровень. Подбери синонимы к слову «зима».
2 уровень. Составь синонимический ряд к слову «зима».
3 уровень. Почему А.С.Пушкин использовал эти синонимы?
ЗАДАНИЕ №13.
1 уровень. К какому жанру относится это произведение Л.Н.Толстого? Докажи.
2 уровень. Какие произведения Л.Н.Толстого можно отнести к жанру басни? Назови и докажи.
3 уровень. Что можно сказать о жанровом разнообразии произведений Л.Н.Толстого? Докажи.
ЗАДАНИЕ №14.
1 уровень. Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.
2 уровень. Подбери пословицу к произведению.
3 уровень. Найди в произведении предложения, которые являются пословицами (поговорками). Какие еще пословицы на эту тему ты знаешь?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
может быть организована и по уровню творчества.
ЗАДАНИЕ 1.
1 уровень. Реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, троу.
2 уровень. Составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.
3 уровень . Сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.
ЗАДАНИЕ 2.
1-2 уровень. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.
2 уровень. Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.
3 уровень. Составь кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого.
ЗАДАНИЕ 3.
1 уровень. Подбери рифмы:
небеса –
иней –
снежок –
2 уровень. Придумай двустишие по рифмам:
ковром – серебром
бело – замело
2 уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».
ЗАДАНИЕ 4.
1 уровень. Составь модельный план произведения.
2 уровень. Составь эскизно – модельный план произведения.
3 уровень. Составь словесный план произведения.
ЗАДАНИЕ 5.
1 уровень. Подготовь пересказ на основе готового плана.
2 уровень. Подготовь пересказ на основе собственного эскизно- модельного плана.
3 уровень. Подготовь пересказ на основе собственного модельного плана.
ЗАДАНИЕ 6.
1 уровень. Подготовь подробный пересказ.
2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.
3 уровень. Подготовь краткий пересказ.
ЗАДАНИЕ 7.
1 уровень. Распространи предложение с помощью прилагательных.
2 уровень. Распространи абзац с помощью прилагательных.
3 уровень. Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.
ЗАДАНИЕ 8. Сверни текст.
1 уровень. Убери в предложениях несущественные для смысла слова первого абзаца. Перечитай новый вариант.
2 уровень. Зачеркни на кальке предложения, которые не нарушат смысла абзаца. Перечитай новый вариант.
3 уровень. Оставь в каждом абзаце самое главное предложение. Прочитай оставшиеся предложения.
ЗАДАНИЕ 9.
1 уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.
2 уровень. Сохрани фабулу сказки, заменив главных героев другими.
3 уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.
ЗАДАНИЕ 10. Раздели текст на части.
1 уровень. В соответствии с количеством абзацев.
2 уровень. В соответствии с данным планом.
3 уровень. По смыслу.
ЗАДАНИЕ 11.
1 уровень. Выбери сравнение из данных словосочетаний.
2 уровень. Найди сравненияе в тексте.
3 уровень. Придумай собственное сравнение.
ЗАДАНИЕ 12.
1 уровень. Распространи предложения абзаца прилагательными. Сравни свой вариант с авторским по книге.
2 уровень. Распространи с помощью прилагательных те предложения текста, которые касаются портрета героя ( описания природы и т. п.).
3 уровень. Распространи текст с помощью однородных определений.
ЗАДАНИЕ 13.
1 уровень. Изобрази свое отношение к произведению цветом.
2 уровень. Нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.
3 уровень. Нарисуй иллюстрацию к произведению.
ЗАДАНИЕ 14.
1 уровень. Нарисуй иллюстрацию к эпизоду из текста.
2 уровень. Составь диафильм по эпизоду из произведения.
3уровень. Составь диафильм по тексту и определи характер музыкального сопровождения.
Домашнее задание так же разноуровневое.
Оно предполагает знание текста, выполненное в виде небольшой письменной работы в полном соответствии с четкой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые, в свою очередь, влияют и на формирование гностических (познавательных) качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыка чтения.
Приложение №4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эта нестандартная тематика сочинений вызывает интерес у учащихся, темы близки к жизненно накопленному опыту младших школьников. Систематическая работа по написанию сочинений способствует развитию самостоятельности, свободному построению предложений каждым учеником, развитию устной и письменной речи и творческих способностей учащихся.
ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1 класс.
Беседы и составление рассказов – миниатюр устного характера.
1. Чем я люблю заниматься?
- Что мне нравится в школе.
- Моя семья.
- Моя любимая игрушка.
- Зачем детям нужны игрушки?
- О чем мне рассказывают книги?
- Мой самый лучший друг.
- Что я увидел на экскурсии?
- Что нам осень принесла?
- Что рассказала мне капелька дождя?
- О чем прошумел ветер?
- О чем рассказал осенний листок.
- Как я ухаживаю за комнатными растениями.
- Мое любимое животное.
- Город, в котором я живу.
- Мой любимый праздник.
- Зимние забавы.
- Памятный день зимних каникул.
- Как я узнал, что весна пришла.
- Как я забочусь о птицах зимой.
- Мои первые поручения дома.
- Мои первые поручения в классе.
- Как я помогаю своим одноклассникам.
- Какой урок мне больше всего нравится.
- Составление рассказа по серии картинок.
- Составление рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».
- Сочинение на тему: «В городе весной».
- Что такое доброта?
- Что я научился делать.
- Кем я хочу стать, когда вырасту?
- Сочинение – письмо учительнице: «Как я провожу летние каникулы».
- Если был бы я волшебником…
2 класс.
- Сочинение «На огороде осенью».
- Сочинение «Прощай, лето!»
- Сочинение «Как я узнал, что наступила осень».
- Сочинение «Самый интересный день каникул».
- Сочинение по серии картинок «Осень в лесу».
- Сочинение «Золотая осень».
- Сочинение «Дары осени».
- Сочинение «Лето и осень» (сравнение).
- Сочинение «Поздняя осень: первый снежок».
- Сочинение «Мои новые друзья».
- Сочинение «Мое любимое занятие».
- Сочинение – описание «Бурый медведь» («Кошка», «Собака» и т. д.).
- Сочинение «Зимние праздники и забавы».
- Сочинение «Этот долгожданный снег».
- Сочинение «На какую тему хотелось бы написать сочинение?»
- Сочинение «Что такое красота?»
- Сочинение «Каникулы – прекрасная пора».
- Сочинение «Осень и зима» (сравнение).
- Сочинение «Мои животные».
- Сочинение «Как я провожу выходные дни».
- Сочинение «Зимний день».
- Сочинение «Как живут звери в зимнем лесу?».
- Сочинение «Мои трудовые обязанности в семье».
- Сочинение «Мое любимое занятие».
- Сочинение «Сегодня мамин праздник».
- Сочинение по картине И.И.Левитана «Март».
- Сочинение «О чем чирикал воробей?».
- Сочинение «Мой двор».
- Сочинение «Первые весенние цветы».
- Сочинение «Как природа встречает весну?».
- Сочинение «Почему растет дерево?».
- Сочинение по наблюдениям «Весна, весна и все ей радо…».
- Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
- Сочинение «Чему научил меня второй класс».
3 класс.
- Сочинение «Хорошо летом!».
- Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь».
- Сочинение «О чем рассказал осенний листок?»
- Сочинение «Мир вокруг меня».
- Сочинение «Зачем человеку речь?».
- Сочинение по наблюдениям «Золотая осень в лесу» ( в парке).
- Сочинение «Самая дорогая вещь в нашем доме».
- Сочинение «Что такое счастье?».
- Сочинение «Хочу все знать, а зачем?».
- Сочинение «Сказка о математических знаках».
- Сочинение «Может ли белка жить в воде?».
- Сочинение «Как звери готовятся к зиме?».
- Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
- Сочинение «Пришла зима – красавица».
- Сочинение «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме?».
- Сочинение «Мои любимые игры и развлечения».
- Сочинение «Зимний день».
- Сочинение – описание «Моя улица».
- Сочинение «Мой любимый учебный предмет».
- Сочинение «О чем мечтают деревья зимой?».
- Сочинение «Мое хобби».
- Сочинение «Наши первые стихи».
- Сочинение «Что я вижу из окна?».
- Сочинение «О чем мечтала сосулька?».
- Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
- Сочинение «Весна приближается».
- Сочинение «Кем я мечтаю стать?»
- Сочинение «Почему растет дерево?».
- Сочинение «Что бы я рассказал инопланетянам».
- Сочинение – рассуждение «Что произошло бы, и что ты сделал бы, если бы на дереве выросли конфеты…».
- Сочинение «Что бы ты хотел изменить в жизни, если бы все мог…».
- Сочинение «Что я думаю о войне?».
- Сочинение «Где бы я хотел побывать?».
- Сочинение – заметка в газету «О делах моего класса».
4 класс.
- Сочинение «Осенние работы на огороде».
- Сочинение «Чем мне нравится осень».
- Сочинение «Что я научился делать летом».
- Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
- Сочинение «Три периода осени».
- Сочинение «Что было бы, если бы я увидел, что книга плачет…».
- Сочинение «Хмурый осенний день».
- Сочинение «За что я люблю осень?».
- Сочинение – заметка в газету «Наши успехи в конкурсах».
- Сочинение «Почему листья с деревьев опадают?».
- Сочинение «Книга - мой лучший друг».
- Сочинение «Мое любимое занятие».
- Сочинение «Мои любимые праздники».
- Сочинение «Прелести осени и зимы».
- Сочинение «Кто я такой(ая)?».
- Сочинение «Что было бы, если бы я понимал язык зверей и птиц…».
- Сочинение «За что я люблю каникулы?».
- Сочинение «Зима- волшебница».
- Сочинение – отзыв «Моя любимая книга»
- Сочинение «Как я готовлю домашнее задание?»
- Сочинение «Случай, который заставил меня задуматься».
- Сочинение «Зимние забавы».
- Сочинение «Страна, где я живу».
- Сочинение «Достопримечательности моего города».
- Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение».
- Сочинение «Что я умею делать?».
- Сочинение «С другом не бывает скучно».
- Сочинение – описание «Что общего и какова разница между кошкой и волком?».
- Сочинение «Моя мама».
- Сочинение «Что мне помогает в учебе?».
- Сочинение – письмо «Как я отдыхаю на каникулах».
- Сочинение по наблюдениям «Вчерашний вечер».
- Сочинение «Моя заветная мечта, как ее осуществить?».
- Сочинение «Чему научила меня начальная школа?».
Приложение №5
Фрагмент урока русского языка
Тема: «Знакомство с видами текстов» (2 класс УМК развивающая система Л.В. Занкова)
Цель урока: познакомить с видами текстов по цели высказывания, научить делить текст на части, подбирать заголовки к тексту и его частям.
Задачи:
Личностные:
1.Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3.Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4.Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1.Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2.Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3.Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4.Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1.Актуализировать знания о видах текстов.
2.Овладение умением обосновывать свои высказывания о текстах, делить тексты на части, подбирать заголовки.
Оборудование : учебник Л.В. Полякова., мультимедийная презентация. Карточки со словами на стенах для составления предложений, карточки для парной и групповой работы, листы самооценки
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. - Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники. Запишите сегодняшнее число и классная работа. Комментирует запись (называю ученика). Подчеркните орфограммы. | Проверяют своё рабочее место. Записывают число, классная работа, подчёркивают орфограммы | Личностные, регулятивные |
2. | Актуализация знаний. | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу по уточнению и конкретизации знаний о видах текстов. Предлагает три группы предложений на карточке. Определить это тексты или просто предложения. -На стене карточки. Определите какие подойдут к какому тексту. 1.Текст – сообщение – повествование. Что произошло? 2.Текст – описание. Какой? Какая? 3. Текст – рассужде-ние. Почему? Проверка. Докажите, что это текст-описание, повествование, рассуждение. Оцените свою работу на этом этапе. | Проговаривают полученные знания о тексте. Выполняют задание в тетради. Называют виды текстов, доказывают, что это тексты, ставят вопросы к каждому из них, называют виды текстов.
| Предметные Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
3. | Самоопределение к деятельности. | -Соедините карточки так, чтобы получился текст, определи вид текста. Как вы это узнали? Проверим работу. Докажите свои предположения. -Сформулируйте тему. Какие цели вы поставите перед собой? -Оцените себя на этом этапе. | Работают в паре. Составляют тексты из деформированных предложений. Читают получившиеся тексты. Под руководством учителя формулируют тему и цели урока. Цель: - Сегодня на уроке мы узнаем какие бывают тексты по цели высказывания и научимся их распознавать. | Коммуникативные Регулятивные (Целеполагание, прогнозирование, самооценка) |
4. | Работа по теме урока. | Организует работу по формулированию правила какие бывают тексты по цели высказывания. -Вспомним алгоритм для определения вида текста. 1. Определите какой это текст. 2.Поставьте к нему вопрос. - О чем в нем сообщается? Работа по учебнику. -Выполните упр. 190 самостоятельно. Проверка. -Как озаглавили текст? Почему? Оцените себя. | Вспоминают алгоритм определения вида текста.
1. Определяют какой это текст. 2.Ставят к нему вопрос. 3.Кратко говорят о чем в нем сообщается? Работают самостоятельно в терадях. Оценивают свою работу в листах самооценки. | Предметные Регулятивные |
5. | Физкультминутка. | Мы отлично потрудились Инемного утомились Приготовьтесь, все ребятки!Танцевальная зарядка! Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно, веселее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились Ниже опустились Завертелись, завертелись И остановились. | Выполняют соответствующее движение руками и ногами. | Предметные Регулятивные |
6. | Закрепление изученного материала. | Организовывает работу по группам. 1. Упражнение в определении вида текста. (На доске висят три таблички с началом текстов, у детей на столах карточки с продолжением текстов). Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого). 2. Упражнение в устном составлении рассказов и определение типов текстов. - Составьте рассказ на любую тему, определите его тип. - Докажите, что это повествование, описание, рассуждение. Оцените свою работу на этом этапе урока. | Организуются в группы. Советуются, доказывают правильность выполнения. Самостоятельно прикрепляют свои начала текстов к подходящим текстам на доске.
Работают в паре. Кто испытывает затруднения, берут картинки и составляют рассказ по ним. Оценивают свою работу в листах самооценки | Коммуникативные Регулятивные Предметные |
7. | Творческая работа. | Дифференцированная работа. Составьте тексты: 1 ряд – повествование; 2 ряд – описание; 3 ряд – рассуждение. (Группа учащихся работает под руководством учителя. Составляют текст по картинке «Дети наблюдают за птицами у кормушки»). - Определите тип получившегося текста. - Можно ли озаглавить по другому? Как? - Проверка работ учащихся. -Докажите, что вы правильно выполнили задание. (1 ряд – текст отвечает на вопрос что произошло? 2 ряд – какой предмет? 3 ряд – почему так?) Оцените свою работу на этом этапе урока. | Работают в паре. Выбирают тему рассказа, доказывают что это тот вид текста. По заданной теме дети составляют текст, доказывают, что это текст повествование (рассуждение).
Оценивают свою работу в листах самооценки | Коммуникативные Регулятивные |
Литература:
1.Канакина В.П. ,Щёголева Г.С. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы. М.: Просвещение -2012
2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс. /Сост.В.В. Никифорова - М.: ВАКО – 2012
3.Л.В. Полякова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: Издательский дом «Фёдоров»– 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку "Сложные слова", 2 класс, по УМК "Перспективная начальная школа"
Аннотация. 1. Автор: Сухова Галина Викторовна , учитель начальных классов МОУ « Оршинская СОШ ». 2. Раздел: гуманитарный цикл. 3. Название работы: « Сложные слова». Урок по ...
Дидактический раздаточный материал по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова".
помощь учителю по русскому языку...
Раздаточный материал по русскому языку "Разбор слова по составу"
Карточки для работы в группах по теме "разбор однокоренных словпо составу"...
Раздаточный материал по русскому языку "Разбор слова по составу"
Карточки для работы в группах по теме "разбор однокоренных словпо составу"...
Дидактический раздаточный материал по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгор...
Раздаточный материал по русскому языку для учащихся начальной школы.
В материале представлены памятки работы со словарным словом и морфологических разборов самостоятельных частей речи. Памятки являются раздаточным материалом для учащихся начальной школы....
Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...