Весенние этюды. Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Понятие о временных формах глагола. Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. 3 класс. Временные формы глагола. | 31.15 КБ |
Приложения к уроку "Весенние этюды" | 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Торховская ООШ» Ленинского района Тульской области
ВЕСЕННИЕ ЭТЮДЫ
Ребёнок – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.
(Франсуа Рабле)
Урок русского языка в 3 классе сельской малочисленной школы
Учитель Биткова Елена Владимировна
-2-
Вступление
В настоящее время в системе Российского образования широко реализуется национальный приоритетный проект «Образование», который призван модернизировать учебный процесс в школах России. В связи с этим возникает вопрос, что можно считать новаторством.
Основной постулат в медицине – гиппократовское «Не навреди». Этот девиз особенно актуален и для образования и воспитания подрастающего поколения. Я согласна с позицией Н.М.Белянковой (1), которая отмечает незаслуженное пренебрежение традициями старейших образовательных систем. Работа учителя по традиционным УМК: «Школа России», «Классическая начальная школа» вовсе не препятствует новаторскому подходу к образованию. Думается, что эти системы будут востребованы ещё долгие годы, так как продолжают лучшие традиции русской педагогической мысли и в то же время открыты для современных инновационных процессов.
В рамках традиционных систем могут быть успешно реализованы существующие ныне концепции развивающего обучения:
- Концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В.Занков, З.И.Калмыкова, П.Я.Гальперин).
- Концепции, учитывающие личностное развитие ребёнка (Д.Б.Эльконин –В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, И.С. Якиманская).
Грамотный учитель должен иметь чёткое представление о теоретическом и практическом опыте этих технологий. Я поддерживаю мнение коллеги Л.И. Давыдовой (2), которая считает, что полностью следовать любой из этих развивающих концепций невозможно. Я в своей работе использую то, что подходит моим ученикам.
Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.
К сожалению, в современной педагогической литературе часто противопоставляется традиционное (консервативное, устаревшее) и развивающее (прогрессивное, современное) обучение. С этим можно согласиться лишь тогда, когда учитель не способен принять новую роль
-3-
– роль организатора познавательной деятельности учащихся. Учение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель. Оно зависит от целей, которые он ставит перед собой, от методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовывать принципы обучения на практике.
Я работаю по традиционной системе, но пересмотрела своё отношение к традиционному обучению в пользу развивающего. Я трансформировала способы деятельности из развивающих систем в традиционную. В работе бережно стремлюсь сохранить всё лучшее из традиционных систем, соединив с принципами развивающих систем.
Принципы построения дидактического процесса
- Ученики – добытчики знаний.
- Процесс учения – поиск.
- Главное в процессе обучения – альтернатива, а не образец учителя.
- Основные принципы обучения – доступность (мера трудности) и наглядность (дидактическая поддержка).
Принципы поиска
- Равенство всех участников.
- Добровольное привлечение к деятельности.
- Право на ошибку.
- Речевое развитие.
Проблемное обучение происходит по схеме
- Постановка учебной задачи.
- «Открытие» нового знания.
- Закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Контроль и самоконтроль.
-4-
Урок 144. Понятие о временных формах глагола.
ВЕСЕННИЕ ЭТЮДЫ
Цели:
- Выработать понятие временных форм глагола.
- Развивать речь и кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к русскому языку, живому слову, к родной природе.
Оборудование:
Для учителя –
- классная доска;
- таблицы с опорными схемами, ключевыми словами.
Для ученика –
- учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 3 класс, часть2, «Дрофа», 2006г;
- толковый словарь;
- индивидуальные карты заданий;
- тетрадь-справочник по русскому языку «Опорные схемы»;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, введение в материал урока – 4мин.
Учитель (У): Здравствуйте, ребята! А весна-то в самом разгаре! Как называется наш сегодняшний урок?
Дети (Д) (читают с доски): «Весенние этюды».
У: А что такое «этюд»?
Д: выясняют в ходе беседы и поиска в толковом словаре лексическое значение слова «этюд». Из нескольких лексических значений выбирается наиболее подходящее к материалу урока.
У: Да, этюд – это заготовка небольшого по объёму материала для выполнения большой работы.
-5-
2. Каллиграфическая разминка - 3 мин.
У: Запишите в рабочих тетрадях 5 раз слово «этюды». Проверьте свои каллиграфические умения. Если письмо каллиграфически правильно, на одной строке у вас поместится ровно 5 слов.
Д: Записывают слово «этюды», проверка – в парах, обмен пожеланиями и замечаниями.
- Постановка учебной задачи с опорой на ранее изученный материал – 6мин.
У: А теперь начнём создавать наши весенние этюды. Для этого вспомним сначала большую учебную тему, над которой мы работаем. На доске открывается опорная схема, по которой дети рассказывают о глаголе:
действие Г что (с)дела ?
формы
Ч ?
ЕД МН
Д: На прошлых уроках мы начали изучать глаголы. Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы (по схеме), в предложении обычно выполняет роль сказуемого. Глаголы изменяются по числам (вопросы, примеры глаголов в единственном и множественном числе). Поэтому мы думаем, что сегодня на уроке мы будем изучать новые формы глагола.
На доске и в индивидуальных картах заданий открывается текст:
-6-
И вот наступили они,
Счастливые тёплые дни!
И ласково щурясь, в оконце
Сияет весеннее солнце,
И скоро зелёный листок
Задорно качнёт ветерок,
И будет звучать без конца
Весёлая песня скворца…
(Текст автора)
Ученики читают текст вслух и про себя.
У: Что скажете?
Д: Это текст о весне. В нём встретились глаголы: наступили, сияет, качнёт, будет звучать. Первый глагол во множественном числе, остальные – в единственном.
У: Рассмотрите таблицы в картах заданий. (Такая же таблица - на доске). Надо записать глаголы в эту таблицу. Как будете работать – в группах или индивидуально? (Если класс выберет работу в группах, каждая группа советуется друг с другом и затем вписывает глаголы в таблицу).
? формы глагола
? время | ? время | ? время |
? | ? | ? |
Действие до момента речи | Действие в момент речи | Действие после момента речи |
наступили | Сияет | качнёт будет звучать |
-7-
У: На что указывают эти формы глагола?
Д: На время совершения событий.
У: Какова учебная задача?
Д: «Временные формы глагола». (Время глагола, изменение глаголов по временам). Тема записывается в таблице.
4. Физкультпауза – 2мин. (Гимнастика для глаз, крюки Кука).
5. «Открытие» нового знания – 7мин.
У: Чем отличаются слова в каждом столбике?
Д: Отвечают на разные вопросы (что сделали? что делает? что сделает? что будет делать?); обозначают действия до момента речи, в момент речи, после момента речи.
У: По учебнику определите и подпишите название каждого столбика (стр. 84).
Д: читают учебник, подписывают названя: прош. вр., наст. вр., буд. вр., один из учеников по желанию подписывает в опорной таблице название временных форм глагола.
У: Как определить время глагола?
Д: По вопросам, по отношению к моменту речи.
6. Закрепление – 7мин.
У: Вспомним наши домашние работы. Что было задано?
Д: Записать в тетради четверостишие русских поэтов о весне, подчеркнуть глаголы, определить число, назвать автора.
У: Кто хочет прочитать свой этюд? Но только кроме числа глагола надо будет воспользоваться новым знанием и назвать ещё время глагола.
Дети читают отрывки, называют число и время глагола.
7. Самостоятельная работа – 7мин.
У: Продолжим наши весенние этюды.
-8-
Самостоятельная работа проходит по выбору учащихся.
Первый уровень (простой) – упражнение 557.
Второй уровень (сложный). На доске записаны глаголы: Пришла, слизало, побежали, зазвенели. Используя данные глаголы составить и записать текст о весне в литературно-художественном стиле. Определить время глаголов. Какие приёмы художественной выразительности использовали при создании текста?
Д: Выполняют работу. Дополнительное задание второй группе: устно изменить текст так, чтобы глаголы стали в настоящем времени.
Примечание. Ученики, быстро выполнившие работу, получают индивидуальные задания.
8. Контроль и самоконтроль – 3мин.
Ученики проверяют выполнение работы, обмениваются замечаниями, советами. Методы контроля - самоконтроль, взаимный контроль. Работа в парах.
9. Выводы, определение задач на следующий урок – 3мин.
Учитель предлагает детям подвести итоги урока.
Д: Сегодня мы познакомились с временными формами глагола. Мы научились определять время глагола, но это иногда вызывает затруднение. Поэтому на следующем уроке мы будем выполнять упражнения на определение времени глаголов.
10. Оценка своей работы и работы товарищей – 1мин.
11. Домашнее задание – 1мин.
Упражнение 558.
11. Оценка психологической комфортности урока – 1мин.
У: Наш урок закончен. Как прошёл урок – быстро или медленно? Какое у вас настроение после урока?
12. Резерв. Викторина по русскому языку.
-9-
1. Как называется раздел русского языка, изучающий части речи? (Морфология).
2. Часть речи, которая в предложении обычно выполняет роль сказуемого. (Глагол).
3. Назовите глагол, в котором все согласные звуки твёрдые. (Стоит, лежит, сидит).
4. Приведите примеры фразеологических выражений, в которых глагол употребляется в переносном смысле.
5. В каком времени употребляются глаголы в знаменитом стихотворении:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою…
6. Кто автор этих строк? (А.Н. Плещеев).
7. Подберите синоним и антоним к глаголу лежал.
8. Назовите глагол из трёх слогов, который нельзя разделить для переноса. (Умою, умею, узнаю).
-10-
ЛИТЕРАТУРА
- А.С. Анисимова. Понятие о глаголе. //Начальная школа№1, 2008, с.108.
- Н.М.Белянкова. Традиции – основы новаторства. //Начальная школа, №7, 2008, с.76.
- Г.В. Блохина, Е.А. Галанова. Модульно – блочная технология изучения глагола в третьем классе. //Начальная школа №11, 2007, с.37.
- Н.Ф. Высоцкая. Формирование орфографической зоркости у младших школьников. Методическое пособие учителей начальных классов. ИПК и ППРОТО, кафедра ДНО и С(К)О, Тула,2004.
- Л.И.Давыдова. Развивающее обучение в традиционной системе. //Начальная школа №4, 2008, с.10.
- Л.Г. Петерсон. Традиционная школа развивающего обучения. //Школьные технологии №4, 2003.
- В.Г. Семёнова. Глагол и его лексическое значение. //Начальная школа №3, 2007, с.20.
-11-
ПРИЛОЖЕНИЯ
И вот наступили они,
Счастливые тёплые дни!
И ласково щурясь, в оконце
Сияет весеннее солнце,
И скоро зелёный листок
Задорно качнёт ветерок,
И будет звучать без конца
Весёлая песня скворца…
____________________________ формы глагола
________________ время | _______________ время | _______________ время |
_______________________? | ________________________? | _____________________? _____________________? |
Действие до момента речи | Действие в момент речи | Действие после момента речи |
Пришла, слизало, побежали, зазвенели.
Предварительный просмотр:
Г
действие
что
(с)дела ?
ФОРМЫ
Ч
ед. мн.
?
вр.
наст. прош . буд.
Весенние
этюды
?
формы глагола
Временные
формы
глагола
И вот наступили они,
Счастливые тёплые дни!
И ласково щурясь,
в оконце
Сияет весеннее солнце,
И скоро зелёный листок
Задорно качнёт ветерок,
И будет звучать без конца
Весёлая песня скворца…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...