Весенние этюды. Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Биткова Елена Владимировна

Понятие о временных формах глагола. Урок изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Торховская ООШ» Ленинского района Тульской области

ВЕСЕННИЕ ЭТЮДЫ

Ребёнок – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.

(Франсуа Рабле)

Урок русского языка в 3 классе сельской малочисленной школы

Учитель Биткова Елена Владимировна      

-2-

Вступление

        В настоящее время  в системе Российского образования широко реализуется национальный приоритетный проект «Образование», который призван модернизировать учебный процесс в школах России. В связи с этим возникает вопрос, что можно считать новаторством.

        Основной постулат в медицине – гиппократовское «Не навреди». Этот девиз особенно актуален и для образования и воспитания подрастающего поколения. Я согласна с позицией Н.М.Белянковой (1), которая отмечает незаслуженное пренебрежение традициями старейших образовательных систем. Работа учителя по традиционным УМК: «Школа России», «Классическая начальная школа» вовсе не препятствует новаторскому подходу к образованию. Думается, что эти системы будут востребованы ещё долгие годы, так как продолжают лучшие традиции русской педагогической мысли и в то же время открыты для современных инновационных процессов.

        В рамках традиционных систем могут быть успешно реализованы существующие ныне концепции развивающего обучения:

  1. Концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В.Занков, З.И.Калмыкова, П.Я.Гальперин).
  2. Концепции, учитывающие личностное развитие ребёнка (Д.Б.Эльконин –В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, И.С. Якиманская).

Грамотный учитель должен иметь чёткое представление о теоретическом и практическом опыте этих технологий. Я поддерживаю мнение коллеги Л.И. Давыдовой (2), которая считает, что полностью следовать любой из этих развивающих концепций невозможно. Я в своей работе использую то, что подходит моим ученикам.

Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.

К сожалению, в современной педагогической литературе часто противопоставляется традиционное (консервативное, устаревшее) и развивающее (прогрессивное, современное) обучение. С этим можно согласиться лишь тогда, когда учитель не способен принять новую роль

-3-

– роль организатора познавательной деятельности учащихся. Учение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель. Оно зависит от целей, которые он ставит перед собой, от методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовывать принципы обучения на практике.

Я работаю по традиционной системе, но пересмотрела своё отношение к традиционному обучению в пользу развивающего. Я трансформировала способы деятельности из развивающих систем в традиционную. В работе бережно стремлюсь сохранить всё лучшее из традиционных систем, соединив с принципами развивающих систем.

Принципы построения дидактического процесса

  1. Ученики – добытчики знаний.
  2. Процесс учения – поиск.
  3. Главное в процессе обучения – альтернатива, а не образец учителя.
  4. Основные принципы обучения – доступность (мера трудности) и наглядность (дидактическая поддержка).

Принципы поиска

  1. Равенство всех участников.
  2. Добровольное привлечение к деятельности.
  3. Право на ошибку.
  4. Речевое развитие.

Проблемное обучение происходит по схеме

  1. Постановка учебной задачи.
  2. «Открытие» нового знания.
  3. Закрепление.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Контроль и самоконтроль.

-4-

Урок 144. Понятие о временных формах глагола.

ВЕСЕННИЕ ЭТЮДЫ

Цели:

  1. Выработать понятие временных форм глагола.
  2. Развивать речь и кругозор учащихся.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, живому слову, к родной природе.

Оборудование:

Для учителя 

  • классная доска;
  • таблицы с опорными схемами, ключевыми словами.

Для ученика –

  • учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 3 класс, часть2, «Дрофа», 2006г;
  • толковый словарь;
  • индивидуальные карты заданий;
  • тетрадь-справочник по русскому языку «Опорные схемы»;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, введение в материал урока – 4мин.

Учитель (У):        Здравствуйте, ребята!  А весна-то в самом разгаре! Как называется наш сегодняшний урок?

Дети (Д)  (читают с доски):                «Весенние этюды».

У:                А  что такое «этюд»?

Д: выясняют в ходе беседы и поиска в толковом словаре лексическое значение слова «этюд». Из нескольких лексических значений выбирается наиболее подходящее к материалу урока.

У:                Да, этюд – это заготовка небольшого по объёму материала для выполнения большой работы.  

-5-

2. Каллиграфическая разминка  - 3 мин.

У:                 Запишите в рабочих тетрадях 5 раз слово «этюды». Проверьте свои каллиграфические умения. Если письмо  каллиграфически правильно, на одной строке у вас поместится ровно 5 слов.

Д:                Записывают слово «этюды», проверка – в парах, обмен пожеланиями и замечаниями.

  1. Постановка учебной задачи с опорой на ранее изученный материал – 6мин.

У:         А теперь начнём создавать наши весенние этюды. Для этого вспомним сначала большую учебную тему, над которой мы работаем. На доске открывается опорная схема, по которой дети рассказывают о глаголе:

действие       Г       что (с)дела    ?

  формы

                        Ч                      ?

              ЕД                МН

Д:        На прошлых уроках мы начали изучать глаголы. Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы (по схеме), в предложении обычно выполняет роль сказуемого. Глаголы изменяются по числам (вопросы, примеры глаголов в единственном и множественном числе). Поэтому  мы думаем, что сегодня на уроке мы будем изучать новые формы глагола.

На доске и в индивидуальных картах заданий открывается текст:

-6-

И вот наступили они,

        Счастливые тёплые дни!

        И ласково щурясь, в оконце

        Сияет весеннее солнце,

        И скоро зелёный листок

        Задорно качнёт ветерок,

        И будет звучать без конца

        Весёлая песня скворца…

(Текст автора)

Ученики читают текст вслух и про себя.

У: Что скажете?

Д: Это текст о весне. В нём встретились глаголы: наступили, сияет, качнёт, будет звучать. Первый глагол во множественном числе, остальные – в единственном.

У: Рассмотрите   таблицы в картах заданий.  (Такая же таблица - на доске). Надо записать глаголы в эту таблицу.  Как будете работать – в группах или индивидуально? (Если класс выберет работу в группах, каждая группа советуется друг с другом и затем вписывает глаголы в таблицу).

? формы глагола

? время

? время

? время

?

?

?

Действие до момента речи

Действие в момент речи

Действие после момента речи

наступили

Сияет

качнёт

будет звучать

-7-

У:         На что указывают эти формы глагола?

Д:         На время совершения событий.

У:         Какова учебная задача?

Д:        «Временные формы глагола». (Время глагола, изменение глаголов по временам). Тема записывается в таблице.

4. Физкультпауза – 2мин. (Гимнастика для глаз, крюки Кука).

5. «Открытие» нового знания – 7мин.

У: Чем отличаются слова в каждом столбике?

Д: Отвечают на разные вопросы (что сделали? что делает? что сделает? что будет делать?); обозначают действия до момента речи, в момент речи, после момента речи.

У: По учебнику определите и подпишите название каждого столбика (стр. 84).  

Д: читают учебник, подписывают названя: прош. вр., наст. вр., буд. вр., один из учеников по желанию подписывает в опорной таблице название временных форм глагола.

У: Как определить время глагола?

Д: По вопросам, по отношению к моменту речи.

6.  Закрепление – 7мин.

У: Вспомним наши домашние работы. Что было  задано?

Д: Записать в тетради четверостишие русских поэтов о весне, подчеркнуть глаголы, определить число, назвать автора.

У: Кто хочет прочитать свой этюд? Но только кроме числа глагола надо будет воспользоваться новым знанием и назвать ещё время глагола.

Дети читают отрывки, называют число и время глагола.

7. Самостоятельная работа – 7мин.

У: Продолжим наши весенние этюды.

-8-

Самостоятельная работа проходит по выбору учащихся.

Первый уровень (простой) – упражнение 557.

Второй уровень (сложный). На доске записаны глаголы: Пришла, слизало, побежали, зазвенели. Используя данные глаголы составить и записать текст о весне в литературно-художественном стиле. Определить время глаголов. Какие приёмы художественной выразительности использовали при создании текста?

Д: Выполняют работу. Дополнительное задание второй группе: устно изменить текст так, чтобы глаголы стали в настоящем времени.

Примечание. Ученики, быстро выполнившие работу, получают индивидуальные задания.

8.  Контроль и самоконтроль – 3мин.

Ученики проверяют выполнение работы, обмениваются замечаниями, советами. Методы контроля - самоконтроль, взаимный контроль. Работа в парах.

9.  Выводы, определение задач на следующий урок – 3мин.

Учитель предлагает детям подвести итоги урока.

Д: Сегодня мы познакомились с временными формами глагола. Мы научились определять время глагола, но это иногда вызывает затруднение. Поэтому на следующем уроке мы будем выполнять упражнения на определение времени глаголов.

10. Оценка своей работы и работы товарищей – 1мин.

11. Домашнее задание – 1мин.

Упражнение 558.

11.  Оценка психологической комфортности урока – 1мин.

У: Наш урок закончен. Как прошёл урок – быстро или медленно? Какое у вас настроение после урока?

12. Резерв. Викторина по русскому языку.

-9-

1. Как называется раздел русского языка, изучающий части речи? (Морфология).

2. Часть речи, которая в предложении обычно выполняет роль сказуемого. (Глагол).

3. Назовите глагол, в котором все согласные звуки твёрдые. (Стоит, лежит, сидит).

4.  Приведите примеры фразеологических выражений, в которых глагол употребляется в переносном смысле.

5. В каком времени употребляются глаголы в знаменитом стихотворении:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

6.  Кто автор этих строк? (А.Н. Плещеев).

7.  Подберите синоним и антоним к глаголу лежал.

8.  Назовите глагол из трёх слогов, который нельзя разделить для переноса. (Умою, умею, узнаю).

-10-

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.С. Анисимова. Понятие о глаголе. //Начальная школа№1, 2008, с.108.
  2. Н.М.Белянкова. Традиции – основы новаторства. //Начальная школа, №7, 2008, с.76.
  3. Г.В. Блохина, Е.А. Галанова. Модульно – блочная технология изучения глагола в третьем классе. //Начальная школа №11, 2007, с.37.
  4. Н.Ф. Высоцкая. Формирование орфографической зоркости у младших школьников. Методическое пособие учителей начальных классов. ИПК и ППРОТО, кафедра ДНО и С(К)О, Тула,2004.
  5. Л.И.Давыдова. Развивающее обучение в традиционной системе. //Начальная школа №4, 2008, с.10.
  6. Л.Г. Петерсон. Традиционная школа развивающего обучения. //Школьные технологии №4, 2003.
  7. В.Г. Семёнова. Глагол и его лексическое значение. //Начальная школа №3, 2007, с.20.

-11-

ПРИЛОЖЕНИЯ

И вот наступили они,

        Счастливые тёплые дни!

        И ласково щурясь, в оконце

        Сияет весеннее солнце,

        И скоро зелёный листок

        Задорно качнёт ветерок,

        И будет звучать без конца

        Весёлая песня скворца…

____________________________ формы глагола

________________ время

_______________ время

_______________ время

_______________________?

________________________?

_____________________?

_____________________?

Действие до момента речи

Действие в момент речи

Действие после момента речи

        Пришла, слизало, побежали, зазвенели.



Предварительный просмотр:

Г

действие

что

(с)дела  ?

ФОРМЫ

Ч

ед.     мн.

?

вр.

наст.  прош . буд.

Весенние

этюды

?

формы глагола

Временные

формы

глагола

И вот наступили они,

Счастливые тёплые дни!

И ласково щурясь,

 в оконце

Сияет весеннее солнце,

И скоро зелёный листок

Задорно качнёт ветерок,

И будет звучать без конца

Весёлая песня скворца…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...