Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Основные цели и задачи курса.

 

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

·   ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

·   формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

·   развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·   формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

·   формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

·   воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Цели уроков обучения грамоте:

·         формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.

·         развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.

·         пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.

В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:

- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;

- частотностью употребления этих букв в словах;

- особенностями начертания букв;

- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.

Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.

Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Букваря» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению пра­вильно писать.

   На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочи­тать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой табли­цей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотре­ны и на страницах прописей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_russkiy_yazyk.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

                                                    Согласовано                                                                                            Утверждаю.

                                                    Заместитель директора по УВР        (Н.В. Смолина)                         Директор школы        (Мирошниченко Л. М.)

                                                    Дата  01.10.13 г.                                                                                       Дата  01.10.13 г

Рабочая программа по русскому языку

(1 -4 классы)

на 2013 – 2017 учебный год

автор: Рогожникова О. А..

г. Сатка

Регламентирование образовательного процесса МКОУ сош № 11

на 2013 – 2014 учебный год

        Предмет: Русский язык  (5 часа в неделю)

Четверть

Продолжительность четверти

Число учебных недель

Общее количество часов

1

02.09.13 - 01.11.13

9

45

2

11.11.13 - 27.12.13

7

35

3

09.01.14 – 21.03.14

9

45

4

31.03.14 – 25.05.14

8

40

Всего

33

165

2. Пояснительная записка

2.1. Рабочая программа по русскому языку

2.2. Нормативно правовая база

Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена:

  • с законом РФ «Об образовании»
  • с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования  
  • с примерной программой образовательной системы «Школа России».
  • областного базисного учебного плана
  •  на основе учебного плана МКОУ сош № 11 на 2013-2014 учебный год и обеспечена УМК для 1-4 кл.,
  • С санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. 2011г.

2.3.Основные цели и задачи курса.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Цели уроков обучения грамоте:

  • формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
  • развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.
  • пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.

В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:

- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;

- частотностью употребления этих букв в словах;

- особенностями начертания букв;

- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.

Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.

Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Букваря» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.

   На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой таблицей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.

Система языка.

Фонетика:

  • звуки речи в сопоставлении с буквами;
  • звуки гласные и согласные;
  • гласные звуки: ударные и безударные;
  • слог; слогообразующая роль гласных звуков;
  • ударение; ударный и безударный слог;
  • согласные звуки: звонкие и глухие;
  • согласные звуки: твердые и мягкие;
  • обозначение мягкости согласных звуков на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);

- ъ и ъ разделительные;

- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения  (сочетания жи - ши, ча ~ ща, чу — щу).

Лексика:

- лексическое значение слова (что означает слово);

-слова, у которых несколько значений;

-наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке; работа над правильным словоупотреблением.

Словообразование:

  • корень слова;
  • однокоренные слова;
  • приставка;
  • суффикс;

- графическое обозначение частей слова.

Морфология.

Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:

  • слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?
  • слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?);
  • местоимения он, она, оно, они;
  • слова в единственном и множественном числе (один предмет - много предметов);

- предлоги; различение предлогов и приставок.

Синтаксис и пунктуация:

  • понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение -   законченная мысль);
  • интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и ее коммуникативная значимость;
  • точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;
  • практическое знакомство с обращением;

- общее понятие о тексте.

Орфография:

  • заглавная буква в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

-  начало формирования орфографической зоркости.

 Работа с текстом

На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста.

                         Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется  УМК   по   русскому  языку:  учебники  («Азука»,

«Русский  язык»  1–4   кл.;  тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение  грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из  области фонетики дети  знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова  на  слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произно- шения (буквосочетания жи–ши, чу–щу,  ча–ща,  безударные гласные). Дети   учатся произносить звуки,  слушать звучащее слово, соотносить произношение  и  написание,  делать слого-звуковой  и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей  орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети  осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными сло- вами,  суффиксом, приставкой,  графическим  обозначением этих частей слова, наблюдают за  приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе  рассредоточенной лексической работы дети  наблюдают за   тем,   что   слова   называют  предметы,  их   признаки;  действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает,  то  есть   имеет   значение; что  значений  у  одного   слова может быть  несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из  области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без  введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова  к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как  предложение,   текст. Дети   учатся правильно писать и  пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения   с правильной интонацией. В ходе  чтения текстов «Азбука» идёт   целенаправленное формирование у  них   типа   правильной читательской деятельности.

Разделы

Систематический курс (560 часов)

1 класс (50 часов)

Наша речь (2 часа) – Язык и речь

Текст, предложение, диалог (3 часа)

Слова, слова, слова (4 часа)

Слово и слог. Ударение (6 часов) – Слово и слог (2 часа); перенос слов (2 часа); ударение (2 часа)

Звуки и буквы (34 часа) – Звуки и буквы (2 часа); русский алфавит, или Азбука (2 часа); гласные звуки (3 часа); ударные и безударные звуки (5 часов); проверочный диктант; согласные звуки (3 часа); твердые и мягкие согласные звуки (3 часа); мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука (3 часа); согласные звонкие глухие (5 часов); проверочный диктант; шипящие согласные звуки (5 часов); заглавная буква в словах (3 часа)

Повторение (1 час)

2 класс (170 часов)

Наша речь (3 часа) – Виды речи (2 часа); диалог и монолог (1 час)

Текст ( 4 часа) – Текст (2 часа); части текста (2 часа)

Предложение (12 часов) – Предложение (3 часа); члены предложение (9 часов)

Слова, слова, слова (18 часов) – Слово и его значение (4 часа); синонимы и антонимы (4 часа); однокоренные слова (4 часа); слог, ударение, перенос слова (6 часов)

Звуки и буквы (59 часов) – Звуки и буквы (1 час); русский алфавит, или Азбука (3 часа); гласные звуки (2 часа); правописание слов с безударным гласным в корне (15 часов); согласные звуки (1 час); согласный звук [Й’] и буква «И краткое» (1 час); слова с удвоенными согласными (2 часа); твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 часа); мягкий знак (3 часа); правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 часов); звонкие и глухие согласные звуки (1 час); правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 часов); обобщение знаний (2 часа); разделительный мягкий знак (4 часа)

Части речи (58 часов) – Части речи (2 часа); имя существительное (19часов); глагол (12часов); имя прилагательное(12 часов); местоимение (4 часа); предлоги (6 часов)

Повторение (16 часов)

3 класс (170 часов)

Язык и речь (2 часа)

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)  - Текст (2 часа); предложение (1 час); виды предложений по цели высказывания и по интонации (3 часа); предложение с обращением (1 час); состав предложения (3 часа); простое и сложное предложение (2 часа); словосочетание (2 часа)

Слово в языке и речи (19 часов) – Лексическое значение слова (2 часа); амонимы (1 час); слово и словосочетание (1 час); фразиологизмы (2 часа); части речи (5 часов); однокоренные слова (1 час); слово и слог, звуки и буквы (7 часов)

Состав слова (16 часов) – Корень слова (3 часа); окончание (3 часа); приставка (3 часа); суффикс (3 часа); основа слова(1 час); обобщение знаний о составе слова (3 часа)

Части речи (76 часов) – Части речи (1 час); имя существительное (30 часов); имя прилагательное (19 часов); местоимение (5 часов); глагол (21 час)

Повторение (14 часов)

4 класс (170 часов)

Повторение (11 часов) – Наша речь и наш язык (1 час); текст (3 ч); предложение (3 ч); обращение (1 час); главные и второстепенные члены предложения (2 часа) словосочетание (1ч)

Предложение (9 часов) – Однородные члены предложения (5 часов); простые и сложные предложения (4 ч)

Слово в языке и речи (21 час) – Лексическое значение слова (4 ч); состав слова (10 ч); значимые части слова (4ч); правописание гласных и согласных (4 ч); правописание твердого и мягкого разделительных знаков (2 часа); части речи (7 ч)

Имя существительное (43 часа) – Изменение по падежам (5 ч); три склонения имен существительных (8 ч); правописание безударных падежных окончаний в единственном числе (20 ч); правописание безударных падежных окончаний во множественном числе (8 часов); обобщение знаний (2 часа)

Имя прилагательное (30 часов) – Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4 ч); изменение по падежам имен прилагательных (2 часа); склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10 часов);  склонение имен прилагательных мужского и среднего рода во множественном числе (5 часов); обобщение знаний (2 часа)

Личные местоимения (7 часов) – Местоимения (2 часа); изменение по падежам личных местоимений, правописание местоимений (5 часов)

Глагол  (34 часа)  - Повторение и представление о глаголе (3 часа); неопределенная форма глагола (5 часов); первое и второе спряжение глаголов (3 часа); правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8 часов); правописание возвратных глаголов (3 часа); правописание глаголов в прошедшем времени (3 часа); обобщение по теме (4 часа)

Повторение (15 часов)

В соответствии с введением НРЭКО в начальной школе в курс «Русского языка» вводится следующее содержание:

  • 1 класс

1. Красота Уральских гор

2. Мини сочинение «Моя улица»

3..Отвечаем на вопросы о родном крае

4.Стихи об осени поэтов г. Сатка

5. Правила поведения в лесу

6. Составление вопросов о родном крае

7 .Озеро Зюраткуль

8. Осень на Урале. Составление рассказа

  • 2 класс

1. Экскурсия в осенний парк

2.. По улица родного города

3.Природы Южного Урала

4. Национальный парк «Зюраткуль»

5. Службы города

6. Спорт в нашем городе

7. Словарная работа «Ильменский заповедник»

8. Растения лесов Челябинской области

  • 3 класс

1. Экскурсия в зимний лес

2. Словарная работа «Реки и озера Челябинской области»

3. Воздух в Саткинском районе

4. Кладовая уральских лесов

5. Что растет у нас в лесах

6. Приусадебное хозяйство жителей г. Сатка.

7. Списывание предложений на тему «Осень на Урале»

8. Составление предложений о Челябинской области

  • 4 класс

1.Весна на Урале

2.Словарная работа. Юбилей города Сатка

3.Моя малая родина.

4 Что дает наш край стране

5. Составление предложений на тему «Зимние забавы»

6.Полезные ископаемые Саткинского района

7.Озаглавливание текста о памятных местах Челябинской области

8. Дуют ветры в феврале. Описание зимнего дня в г. Сатка

Для  дидактическо- методического  обеспечения используются следующие материалы авторов:

  • Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся.Челябинск: Юж.-Урал. кн.изд-во юж.Урал, 2008

  • Нескучное путешествие с дедом Саткознаем \ Авт. текста Л.Ежова. Челябинск: книга, 2008

  • Ревякин К. Планета идеалиста. «Полиграф – Мастер» 2008

  • Хрестоматия по литературе родного края Челябинск 2002

  • А.И. Лазарев Народоведение. О русском народе, его обычаях и художественном творчестве.

      Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Челябинск Юж. – Урал 1997  Сборник стихов «Малая Родина» ООО «Саткинская типография» 2006

  • М.В.Стрекаловой «Рабочая тетрадь по русскому языку» 1-4 класс, Челябинск «Взгляд», 2007г.,

2.6. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;         -практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная  контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Контроль знаний, умений и навыков. 1класс

№ п/п

№ урока

Дата

по плану

Дата

факт.

Раздел /

 тема урока

Содержание

 контрольно-измерительных материалов.

86

6

16.01.

Послебукварный период/Списывание текста

109

29

25.02.

Послебукварный период/Словарный диктант

113

33

03.03.

Послебукварный период/ Письмо под диктовку

143

16

21.04.

Письмо и развитие речи/ Диктант

157

30

09.05.

Письмо и развитие речи/ Итоговая контрольная работа

3. Календарно -тематический план реализации рабочей программы

№ п/п

№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

УУД

Коррекция

I четверть (45 часа)

Добукварный период – 19 часов

1

1

02.09.

Пропись — первая учебная тетрадь.

1

Личностные действия:

Чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом.

Познавательная мотивация; интерес к новому.

Регулятивные действия:

Коррекция

Познавательные действия:

Общеучебные;

Поиск и выделение  необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

знаково-символические действия – моделирование;

логические действия –

анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия:

Умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых.

2-3

2-3

03.09.

04.09.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

2

4

4

05.09.

Письмо овалов и полуовалов.

1

5

5

06.09.

Рисование бордюров.

1

6

6

09.09.

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

7

7

10.09.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

8

8

11.09.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

9

9

12.09.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

10

10

13.09.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1

11

11

16.09.

Письмо коротких наклонных линии с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1

12

12

17.09.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

13

13

18.09.

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

14

14

19.09.

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

15

15

20.09.

Строчная буква и.

1

16

16

23.09.

Заглавная буква И.

1

17

18

17

18

24.09.

25.09

Строчная буква ы.

2

19

19

26.09.

Строчная и заглавная буквы У, у. 

1

Букварный период -  66 часов.

20

20

27.09.

Строчная и заглавная буквы Н, н. Сравнение строчной и заглавной букв.

1

Личностные действия:

Осознание себя как ученика;

чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  - дошкольным способом;

познавательная мотивация; интерес к новому; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов.

Регулятивные действия:

Коррекция; планирование; целеполагание; оценка; контроль.

Познавательные действия:

Общеучебные;

Поиск и выделение  необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата действия.

знаково-символические действия – моделирование;

логические действия –

анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия:

Умение слушать и слышать; вступать в диалог;  участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов;; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых.

21

21

30.09.

Строчная и заглавная буквы С, с. Сравнение строчной и заглавной букв.

1

22

22

01.10.

Заглавная буква С.

1

23

23

02.10.

Строчная и заглавная буквы К, к. Сравнение строчной и заглавной

1

24-25

24-25

03.10.

04.10.

Строчная и заглавная буквы Т, т.

2

26

26

07.10.

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

27

27

08.10.

Повторение и закрепление изученного материала.

1

28

28

09.10.

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

1

29

29

10.10.

Строчная и заглавная буквы В, в..

1

30

30

11.10.

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

31-32

31-32

14.10.

15.10.

Строчная и заглавная буквы П, п.

2

33-34

33-34

16.10.

17.10.

Строчная и заглавная буквы М, м. 

2

35

35

18.10.

Строчная и заглавная буквы З, з

1

36-37

36-37

21.10.

22.10.

Строчная и заглавная буквы З, з

2

38-40

38-40

23.10.

24.10.

25.10.

Строчная и заглавная буквы Б, б. 

3

41

41

28.10.

Строчная и заглавная буквы Д, д. 

1

42

42

29.10.

Строчная и заглавная буквы Д, д

1

43

43

30.10.

Заглавная буква Д

1

44-45

44-45

31.10.

01.11.

 Строчная и заглавная буквы Я, я.

2

II четверть (35 часов)

46-47

1-2

11.11.

12.11.

Строчная и заглавная буквы Я, я

2

4-49

3-4

13.11.

14.11

Строчная и заглавная буквы Г, г..

2

50-51

5-6

15.11.

18.11.

Строчная буква ч.

2

52

7

19.11.

Заглавная буква Ч.

1

53-54

8-9

20.11.

21.11.

Буква ь.

2

55-56

10-11

22.11.

25.11.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

2

57

12

26.11.

Письмо слогов и слов с изученными буквами..

1

58-60

13-15

27.11.

28.11.

29.11.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

3

61

16

02.12.

Строчная ё.

1

62

17

03.12.

Строчная буква ё

1

63

18

04.12.

Заглавная буква Ё

1

64

19

05.12.

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

65-67

20-22

06.12.

09.12.

10.12.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

3

68

23

11.12.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

69-70

24-25

12.12.

13.12.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

2

71-72

26-27

16.12.

17.12.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

2

73

28

18.12.

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

1

74-75

29-30

19.12.

20.12.

Строчная и заглавная буквы Э, э.

2

76

31

23.12.

Строчная буква щ.

1

77

32

24.12.

Строчная буква щ.

1

78-79

33-34

25.12.

26.12.

Заглавная буква Щ.

2

80

35

27.12.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

III четверть (47 часов)

81

1

09.01.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

82-83

2-3

10.01.

13.01.

Строчные буквы ь, ъ. 

2

84-85

4-5

14.01.

15.01.

Закрепление пройденного материала.

2

Послебукварный период – 30 часов

86

6

16.01.

Списывание текста

1

Личностные действия:

Положительное отношение к школе;

осознание себя как ученика;

чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом;

позн ому; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов.

Регулятивные действия:

Коррекция; планирование; целеполагание; оценка; контроль, саморегуляция

Познавательные действия:

Общеучебные;

Самостоятельное выделение  и формулирование  познавательной цели; поиск и выделение  необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и

результата действия.

знаково-символические действия – моделирование; преобразование модели.

логические действия –

анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, подведение  под понятие; выведение следствия.

Коммуникативные действия:

Умение слушать и слышать; вступать в диалог;  участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых,  познавательная мотивация; интерес к новому.

87

7

17.01.

Оформление  предложений в тексте

1

88

8

20.01.

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1

89

9

21.01.

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1

90-91

10-11

22.01.

23.01.

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?».

2

92

12

24.01.

Предлоги

1

93

13

27.01.

Местоимения

1

94

14

28.01.

Слуховой диктант

1

95-96

15-16

29.01.

30.01.

Безударные гласные в корне слова

2

97

17

31.01.

Звонкие и глухие согласные в конце слова

1

98-99

18-19

03.02.

04.02

Правописание безударных гласных в корне слова

2

100-101

20-21

05.02.

06.02.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

2

102

22

07.02.

Обобщение по теме «Звуки и буквы»

1

103

23

10.02.

Правописание ЖИ-ШИ

1

104

24

11.02.

Правописание ЧА-ЩА

1

105

25

12.02.

Правописание ЧУ-ЩУ

1

106

26

13.02.

Правописание ЧН-ЧК,ЩН

1

107

27

14.02.

Письмо слов с Ь и Ъ знаками.

1

108

28

24.02.

Заглавная буква в именах собственных

1

109

29

25.02.

Словарный диктант

1

110

30

26.02.

Деление слов на слоги

1

111

31

27.02.

Основа предложения

1

112

32

28.02.

Алфавитный порядок слов

1

113

33

03.03.

Письмо под диктовку

1

114

34

04.03.

Закрепление и обобщение изученного

1

115

35

05.03.

Оценка достижений.

1

Русский язык (Рамзаева Т.Г.) – 50 час.

Язык и речь – 9 часа

Личностные действия:

Положительное отношение к школе;

осознание себя как ученика;

чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом;

интерес к способу решения и общему способу действия; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов.

Регулятивные действия:

Коррекция; планирование; целеполагание; оценка; контроль, саморегуляция

Познавательные действия:

Общеучебные;

Самостоятельное выделение  и формулирование  познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение  необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и

результата действия.

знаково-символические действия – моделирование; преобразование модели.

логические действия –

анализ, синтез; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, подведение  под понятие; выведение следствия.

Коммуникативные действия:

Умение слушать и слышать; вступать в диалог;  участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых познавательная мотивация; интерес к новому.

116-117

36-37

06.03.

07.03.

Наша речь

2

118-120

38-40

10.03.

11.03.

12.03.

Текст, предложение, диалог

3

121-124

41-44

13.03.

14.03.

17.03.

18.03.

Слова, слова, слова

4

Слово и слог. Ударение-6часов

125-126

45-46

19.03.

20.03.

Слово и слог

2

127

47

21.03.

Перенос слов

1

IV четверть (38 часов)

128

1

31.03.

Перенос слов

1

129-130

2-3

01.04.

02.04.

Ударение

2

Звуки и буквы-34 часа

131-132

4-5

03.04.

04.04.

Звуки и буквы

2

133-134

6-7

07.04.

08.04.

Русский алфавит

2

135-137

8-10

09.04.

10.04.

11.04.

Гласные звуки

3

138-142

11-15

14.04.

15.04.

16.04.

17.04.

18.04.

Ударные и безударные звуки

5

143

16

21.04.

Диктант

1

144-145

17-18

22.04.

23.04.

Согласные звуки

2

146-148

19-21

24.04.

25.04.

28.04.

Твердые и мягкие согласные звуки

3

149-151

22-24

29.04.

30.04.

01.05.

Мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука

3

152-156

25-29

02.05.

05.05.

06.05.

07.05.

08.05.

Согласные звонкие и глухие

5

157

30

09.05.

Контрольный диктант

1

158-161

31-34

12.05.

13.05.

14.05.

15.05.

Шипящие согласные звуки

4

162-164

35-37

16.05.

19.05.

20.05.

Заглавная буква в словах

3

Повторение-1час

165

38

21.05.

Повторение изученного

1

4. Учебно – методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1) Русский язык. 1 класс: учебник / Т. Г. Рамзаева.-14-е изд., стереотип, - М. : Дрофа, 2013.

2) Прописи. 1 класс. В 4 ч./ В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова;  Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 15-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.
  2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 2 ч. Ч 1/  М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Тренажер по чистописанию. 1 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013

               Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и                                                                                  письмо: 1 класс.- М.:Вако, 2013

Материально - техническое  обеспечение

Наименование объектов и средств

материально- технического обеспечения

Количество

Примечание

Опорные таблицы по русскому языку:

- парные согласные в конце слова      - веселые запоминалки: безударный гласный звук в корне

- двойные согласные в словах              - приставки над    под    пред   об

- разделительный ь - различие между приставками и предлогами

- непроизносимые согласные в корне     - СН без Т              - правописание буквосочетаний чк   чн  нч  нщ  рщ              

- суффиксы      - падежи имен существительных                   - склонение имен существительных

- три склонения имен существительных           - первое склонение имен существительных

- второе склонение имен существительных        - третье  склонение имен существительных

- падежные окончания склонение имен существительных      - памятка

- неопределенная форма глагола     - спряжение глаголов         -  спряжение глаголов настоящего времени        

 - склонение имен прилагательных женского рода            - склонение имен прилагательных мужского рода  

- склонение имен прилагательных среднего рода         - мягкий знак после ч, щ, ш                          

- морфологический разбор имен прилагательных     - местоимение      - разбор предложения

Слова с непроверяемыми написаниями 1 – 4 классы.              Печатные и письменные буквы русского алфавита.

Алфавит.     Азбука в русских пословицах.       Азбука в картах.  Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамоте.

 Памятки: -  по русскому языку

по 1 шт.

Информационно – коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Буквы.

Учимся читать, лепим и поём.

33 родных сестрицы.

Игра: «Поиграй со мной».

Игра: «Расскажи про К»

http://www.solnet.ee/

http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=16

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka11.htm

http://www.school2100.ru/uroki/elementary/rus.php

5.  Требование к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.

Обучающиеся должны научиться:

 -осознавать   основные различия всех звуков и букв  русского языка   (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Получат возможность научиться;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные;  согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и   непарные);  не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги,  ставить    ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки,    парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

- составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря  

Метапредметными результатами изучения курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса   является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;– подробно пересказывать текст;– составлять устный рассказ по картинке;

– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);  – обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;   – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.

     

  6. Приложения.  

  На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа  читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

  1. Работа с текстом до чтения.
  1. Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
  2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
  2.  Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведет «диалог с автором», включая в него детей; использует прием комментированного чтения.

 III. Работа с текстом после чтения.

  1. Смысловые вопросы учителя ко всему тексту. Обобщающая беседа.
  2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
  3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.)

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России. – А. Г. Асмолова. – М., Просвещение 2008.

3. Планируемые результаты начального общего образования – Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой – М., Просвещение 2009.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – Е.С. Савинов – М., Просвещение 2010.

5. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1 – М., Просвещение 2010.

6. Проектные задачи в начальной школе; пособие для учителя/ А.Б. Воронцов,В.М. заславский, С.В. Егоркина – М., Прсвещение 2010.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования – В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М., просвещение 2009.  

8. Русский язык. 1 класс: учебник / Т. Г. Рамзаева.-14-е изд., стереотип, - М. : Дрофа, 2013.

9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.

10.Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 2 ч. Ч 1/  М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

11.Тренажер по чистописанию. 1 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013

Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс.- М.:Вако, 2013

12. Прописи. 1 класс. В 4 ч./ В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова;  Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 15-е изд.- М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....