Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Основные цели и задачи курса.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
· ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
· формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели уроков обучения грамоте:
· формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
· развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.
· пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.
В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:
- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;
- частотностью употребления этих букв в словах;
- особенностями начертания букв;
- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.
Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.
Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Букваря» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.
На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой таблицей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_russkiy_yazyk.doc | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Согласовано Утверждаю.
Заместитель директора по УВР (Н.В. Смолина) Директор школы (Мирошниченко Л. М.)
Дата 01.10.13 г. Дата 01.10.13 г
Рабочая программа по русскому языку
(1 -4 классы)
на 2013 – 2017 учебный год
автор: Рогожникова О. А..
г. Сатка
Регламентирование образовательного процесса МКОУ сош № 11
на 2013 – 2014 учебный год
Предмет: Русский язык (5 часа в неделю)
Четверть | Продолжительность четверти | Число учебных недель | Общее количество часов |
1 | 02.09.13 - 01.11.13 | 9 | 45 |
2 | 11.11.13 - 27.12.13 | 7 | 35 |
3 | 09.01.14 – 21.03.14 | 9 | 45 |
4 | 31.03.14 – 25.05.14 | 8 | 40 |
Всего | 33 | 165 |
2. Пояснительная записка
2.1. Рабочая программа по русскому языку
2.2. Нормативно правовая база
Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена:
- с законом РФ «Об образовании»
- с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования
- с примерной программой образовательной системы «Школа России».
- областного базисного учебного плана
- на основе учебного плана МКОУ сош № 11 на 2013-2014 учебный год и обеспечена УМК для 1-4 кл.,
- С санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. 2011г.
2.3.Основные цели и задачи курса.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели уроков обучения грамоте:
- формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
- развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.
- пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.
В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:
- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;
- частотностью употребления этих букв в словах;
- особенностями начертания букв;
- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.
Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.
Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Букваря» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.
На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой таблицей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.
Система языка.
Фонетика:
- звуки речи в сопоставлении с буквами;
- звуки гласные и согласные;
- гласные звуки: ударные и безударные;
- слог; слогообразующая роль гласных звуков;
- ударение; ударный и безударный слог;
- согласные звуки: звонкие и глухие;
- согласные звуки: твердые и мягкие;
- обозначение мягкости согласных звуков на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);
- ъ и ъ разделительные;
- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи - ши, ча ~ ща, чу — щу).
Лексика:
- лексическое значение слова (что означает слово);
-слова, у которых несколько значений;
-наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке; работа над правильным словоупотреблением.
Словообразование:
- корень слова;
- однокоренные слова;
- приставка;
- суффикс;
- графическое обозначение частей слова.
Морфология.
Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:
- слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?
- слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?);
- местоимения он, она, оно, они;
- слова в единственном и множественном числе (один предмет - много предметов);
- предлоги; различение предлогов и приставок.
Синтаксис и пунктуация:
- понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль);
- интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и ее коммуникативная значимость;
- точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;
- практическое знакомство с обращением;
- общее понятие о тексте.
Орфография:
- заглавная буква в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- начало формирования орфографической зоркости.
Работа с текстом
На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Азука»,
«Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произно- шения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными сло- вами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Азбука» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы
Систематический курс (560 часов)
1 класс (50 часов)
Наша речь (2 часа) – Язык и речь
Текст, предложение, диалог (3 часа)
Слова, слова, слова (4 часа)
Слово и слог. Ударение (6 часов) – Слово и слог (2 часа); перенос слов (2 часа); ударение (2 часа)
Звуки и буквы (34 часа) – Звуки и буквы (2 часа); русский алфавит, или Азбука (2 часа); гласные звуки (3 часа); ударные и безударные звуки (5 часов); проверочный диктант; согласные звуки (3 часа); твердые и мягкие согласные звуки (3 часа); мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука (3 часа); согласные звонкие глухие (5 часов); проверочный диктант; шипящие согласные звуки (5 часов); заглавная буква в словах (3 часа)
Повторение (1 час)
2 класс (170 часов)
Наша речь (3 часа) – Виды речи (2 часа); диалог и монолог (1 час)
Текст ( 4 часа) – Текст (2 часа); части текста (2 часа)
Предложение (12 часов) – Предложение (3 часа); члены предложение (9 часов)
Слова, слова, слова (18 часов) – Слово и его значение (4 часа); синонимы и антонимы (4 часа); однокоренные слова (4 часа); слог, ударение, перенос слова (6 часов)
Звуки и буквы (59 часов) – Звуки и буквы (1 час); русский алфавит, или Азбука (3 часа); гласные звуки (2 часа); правописание слов с безударным гласным в корне (15 часов); согласные звуки (1 час); согласный звук [Й’] и буква «И краткое» (1 час); слова с удвоенными согласными (2 часа); твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 часа); мягкий знак (3 часа); правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 часов); звонкие и глухие согласные звуки (1 час); правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 часов); обобщение знаний (2 часа); разделительный мягкий знак (4 часа)
Части речи (58 часов) – Части речи (2 часа); имя существительное (19часов); глагол (12часов); имя прилагательное(12 часов); местоимение (4 часа); предлоги (6 часов)
Повторение (16 часов)
3 класс (170 часов)
Язык и речь (2 часа)
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) - Текст (2 часа); предложение (1 час); виды предложений по цели высказывания и по интонации (3 часа); предложение с обращением (1 час); состав предложения (3 часа); простое и сложное предложение (2 часа); словосочетание (2 часа)
Слово в языке и речи (19 часов) – Лексическое значение слова (2 часа); амонимы (1 час); слово и словосочетание (1 час); фразиологизмы (2 часа); части речи (5 часов); однокоренные слова (1 час); слово и слог, звуки и буквы (7 часов)
Состав слова (16 часов) – Корень слова (3 часа); окончание (3 часа); приставка (3 часа); суффикс (3 часа); основа слова(1 час); обобщение знаний о составе слова (3 часа)
Части речи (76 часов) – Части речи (1 час); имя существительное (30 часов); имя прилагательное (19 часов); местоимение (5 часов); глагол (21 час)
Повторение (14 часов)
4 класс (170 часов)
Повторение (11 часов) – Наша речь и наш язык (1 час); текст (3 ч); предложение (3 ч); обращение (1 час); главные и второстепенные члены предложения (2 часа) словосочетание (1ч)
Предложение (9 часов) – Однородные члены предложения (5 часов); простые и сложные предложения (4 ч)
Слово в языке и речи (21 час) – Лексическое значение слова (4 ч); состав слова (10 ч); значимые части слова (4ч); правописание гласных и согласных (4 ч); правописание твердого и мягкого разделительных знаков (2 часа); части речи (7 ч)
Имя существительное (43 часа) – Изменение по падежам (5 ч); три склонения имен существительных (8 ч); правописание безударных падежных окончаний в единственном числе (20 ч); правописание безударных падежных окончаний во множественном числе (8 часов); обобщение знаний (2 часа)
Имя прилагательное (30 часов) – Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4 ч); изменение по падежам имен прилагательных (2 часа); склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10 часов); склонение имен прилагательных мужского и среднего рода во множественном числе (5 часов); обобщение знаний (2 часа)
Личные местоимения (7 часов) – Местоимения (2 часа); изменение по падежам личных местоимений, правописание местоимений (5 часов)
Глагол (34 часа) - Повторение и представление о глаголе (3 часа); неопределенная форма глагола (5 часов); первое и второе спряжение глаголов (3 часа); правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8 часов); правописание возвратных глаголов (3 часа); правописание глаголов в прошедшем времени (3 часа); обобщение по теме (4 часа)
Повторение (15 часов)
В соответствии с введением НРЭКО в начальной школе в курс «Русского языка» вводится следующее содержание:
- 1 класс
1. Красота Уральских гор
2. Мини сочинение «Моя улица»
3..Отвечаем на вопросы о родном крае
4.Стихи об осени поэтов г. Сатка
5. Правила поведения в лесу
6. Составление вопросов о родном крае
7 .Озеро Зюраткуль
8. Осень на Урале. Составление рассказа
- 2 класс
1. Экскурсия в осенний парк
2.. По улица родного города
3.Природы Южного Урала
4. Национальный парк «Зюраткуль»
5. Службы города
6. Спорт в нашем городе
7. Словарная работа «Ильменский заповедник»
8. Растения лесов Челябинской области
- 3 класс
1. Экскурсия в зимний лес
2. Словарная работа «Реки и озера Челябинской области»
3. Воздух в Саткинском районе
4. Кладовая уральских лесов
5. Что растет у нас в лесах
6. Приусадебное хозяйство жителей г. Сатка.
7. Списывание предложений на тему «Осень на Урале»
8. Составление предложений о Челябинской области
- 4 класс
1.Весна на Урале
2.Словарная работа. Юбилей города Сатка
3.Моя малая родина.
4 Что дает наш край стране
5. Составление предложений на тему «Зимние забавы»
6.Полезные ископаемые Саткинского района
7.Озаглавливание текста о памятных местах Челябинской области
8. Дуют ветры в феврале. Описание зимнего дня в г. Сатка
Для дидактическо- методического обеспечения используются следующие материалы авторов:
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся.Челябинск: Юж.-Урал. кн.изд-во юж.Урал, 2008
- Нескучное путешествие с дедом Саткознаем \ Авт. текста Л.Ежова. Челябинск: книга, 2008
- Ревякин К. Планета идеалиста. «Полиграф – Мастер» 2008
- Хрестоматия по литературе родного края Челябинск 2002
- А.И. Лазарев Народоведение. О русском народе, его обычаях и художественном творчестве.
Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Челябинск Юж. – Урал 1997 Сборник стихов «Малая Родина» ООО «Саткинская типография» 2006
- М.В.Стрекаловой «Рабочая тетрадь по русскому языку» 1-4 класс, Челябинск «Взгляд», 2007г.,
2.6. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование; -практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
- Комплексная работа по итогам обучения
- Стандартизированная контрольная работа.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Контроль знаний, умений и навыков. 1класс
№ п/п | № урока | Дата по плану | Дата факт. | Раздел / тема урока | Содержание контрольно-измерительных материалов. |
86 | 6 | 16.01. | Послебукварный период/Списывание текста | ||
109 | 29 | 25.02. | Послебукварный период/Словарный диктант | ||
113 | 33 | 03.03. | Послебукварный период/ Письмо под диктовку | ||
143 | 16 | 21.04. | Письмо и развитие речи/ Диктант | ||
157 | 30 | 09.05. | Письмо и развитие речи/ Итоговая контрольная работа |
3. Календарно -тематический план реализации рабочей программы
№ п/п | № урока | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | УУД | Коррекция |
I четверть (45 часа) Добукварный период – 19 часов | |||||||
1 | 1 | 02.09. | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 | Личностные действия: Чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом. Познавательная мотивация; интерес к новому. Регулятивные действия: Коррекция Познавательные действия: Общеучебные; Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. знаково-символические действия – моделирование; логические действия – анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия: Умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых. | ||
2-3 | 2-3 | 03.09. 04.09. | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 2 | |||
4 | 4 | 05.09. | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | |||
5 | 5 | 06.09. | Рисование бордюров. | 1 | |||
6 | 6 | 09.09. | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | |||
7 | 7 | 10.09. | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | |||
8 | 8 | 11.09. | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | |||
9 | 9 | 12.09. | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 | |||
10 | 10 | 13.09. | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 1 | |||
11 | 11 | 16.09. | Письмо коротких наклонных линии с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | |||
12 | 12 | 17.09. | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | |||
13 | 13 | 18.09. | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 | |||
14 | 14 | 19.09. | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 | |||
15 | 15 | 20.09. | Строчная буква и. | 1 | |||
16 | 16 | 23.09. | Заглавная буква И. | 1 | |||
17 18 | 17 18 | 24.09. 25.09 | Строчная буква ы. | 2 | |||
19 | 19 | 26.09. | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 | |||
Букварный период - 66 часов. | |||||||
20 | 20 | 27.09. | Строчная и заглавная буквы Н, н. Сравнение строчной и заглавной букв. | 1 | Личностные действия: Осознание себя как ученика; чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки - дошкольным способом; познавательная мотивация; интерес к новому; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов. Регулятивные действия: Коррекция; планирование; целеполагание; оценка; контроль. Познавательные действия: Общеучебные; Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата действия. знаково-символические действия – моделирование; логические действия – анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия: Умение слушать и слышать; вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов;; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых. | ||
21 | 21 | 30.09. | Строчная и заглавная буквы С, с. Сравнение строчной и заглавной букв. | 1 | |||
22 | 22 | 01.10. | Заглавная буква С. | 1 | |||
23 | 23 | 02.10. | Строчная и заглавная буквы К, к. Сравнение строчной и заглавной | 1 | |||
24-25 | 24-25 | 03.10. 04.10. | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 2 | |||
26 | 26 | 07.10. | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 1 | |||
27 | 27 | 08.10. | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | |||
28 | 28 | 09.10. | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 1 | |||
29 | 29 | 10.10. | Строчная и заглавная буквы В, в.. | 1 | |||
30 | 30 | 11.10. | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 1 | |||
31-32 | 31-32 | 14.10. 15.10. | Строчная и заглавная буквы П, п. | 2 | |||
33-34 | 33-34 | 16.10. 17.10. | Строчная и заглавная буквы М, м. | 2 | |||
35 | 35 | 18.10. | Строчная и заглавная буквы З, з | 1 | |||
36-37 | 36-37 | 21.10. 22.10. | Строчная и заглавная буквы З, з | 2 | |||
38-40 | 38-40 | 23.10. 24.10. 25.10. | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 3 | |||
41 | 41 | 28.10. | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | |||
42 | 42 | 29.10. | Строчная и заглавная буквы Д, д | 1 | |||
43 | 43 | 30.10. | Заглавная буква Д | 1 | |||
44-45 | 44-45 | 31.10. 01.11. | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 2 | |||
II четверть (35 часов) | |||||||
46-47 | 1-2 | 11.11. 12.11. | Строчная и заглавная буквы Я, я | 2 | |||
4-49 | 3-4 | 13.11. 14.11 | Строчная и заглавная буквы Г, г.. | 2 | |||
50-51 | 5-6 | 15.11. 18.11. | Строчная буква ч. | 2 | |||
52 | 7 | 19.11. | Заглавная буква Ч. | 1 | |||
53-54 | 8-9 | 20.11. 21.11. | Буква ь. | 2 | |||
55-56 | 10-11 | 22.11. 25.11. | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 2 | |||
57 | 12 | 26.11. | Письмо слогов и слов с изученными буквами.. | 1 | |||
58-60 | 13-15 | 27.11. 28.11. 29.11. | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 3 | |||
61 | 16 | 02.12. | Строчная ё. | 1 | |||
62 | 17 | 03.12. | Строчная буква ё | 1 | |||
63 | 18 | 04.12. | Заглавная буква Ё | 1 | |||
64 | 19 | 05.12. | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 | |||
65-67 | 20-22 | 06.12. 09.12. 10.12. | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 3 | |||
68 | 23 | 11.12. | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | |||
69-70 | 24-25 | 12.12. 13.12. | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 2 | |||
71-72 | 26-27 | 16.12. 17.12. | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 2 | |||
73 | 28 | 18.12. | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | |||
74-75 | 29-30 | 19.12. 20.12. | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 2 | |||
76 | 31 | 23.12. | Строчная буква щ. | 1 | |||
77 | 32 | 24.12. | Строчная буква щ. | 1 | |||
78-79 | 33-34 | 25.12. 26.12. | Заглавная буква Щ. | 2 | |||
80 | 35 | 27.12. | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | |||
III четверть (47 часов) | |||||||
81 | 1 | 09.01. | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | |||
82-83 | 2-3 | 10.01. 13.01. | Строчные буквы ь, ъ. | 2 | |||
84-85 | 4-5 | 14.01. 15.01. | Закрепление пройденного материала. | 2 | |||
Послебукварный период – 30 часов | |||||||
86 | 6 | 16.01. | Списывание текста | 1 | Личностные действия: Положительное отношение к школе; осознание себя как ученика; чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом; позн ому; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов. Регулятивные действия: Коррекция; планирование; целеполагание; оценка; контроль, саморегуляция Познавательные действия: Общеучебные; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата действия. знаково-символические действия – моделирование; преобразование модели. логические действия – анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие; выведение следствия. Коммуникативные действия: Умение слушать и слышать; вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых, познавательная мотивация; интерес к новому. | ||
87 | 7 | 17.01. | Оформление предложений в тексте | 1 | |||
88 | 8 | 20.01. | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 | |||
89 | 9 | 21.01. | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 | |||
90-91 | 10-11 | 22.01. 23.01. | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». | 2 | |||
92 | 12 | 24.01. | Предлоги | 1 | |||
93 | 13 | 27.01. | Местоимения | 1 | |||
94 | 14 | 28.01. | Слуховой диктант | 1 | |||
95-96 | 15-16 | 29.01. 30.01. | Безударные гласные в корне слова | 2 | |||
97 | 17 | 31.01. | Звонкие и глухие согласные в конце слова | 1 | |||
98-99 | 18-19 | 03.02. 04.02 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | |||
100-101 | 20-21 | 05.02. 06.02. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 2 | |||
102 | 22 | 07.02. | Обобщение по теме «Звуки и буквы» | 1 | |||
103 | 23 | 10.02. | Правописание ЖИ-ШИ | 1 | |||
104 | 24 | 11.02. | Правописание ЧА-ЩА | 1 | |||
105 | 25 | 12.02. | Правописание ЧУ-ЩУ | 1 | |||
106 | 26 | 13.02. | Правописание ЧН-ЧК,ЩН | 1 | |||
107 | 27 | 14.02. | Письмо слов с Ь и Ъ знаками. | 1 | |||
108 | 28 | 24.02. | Заглавная буква в именах собственных | 1 | |||
109 | 29 | 25.02. | Словарный диктант | 1 | |||
110 | 30 | 26.02. | Деление слов на слоги | 1 | |||
111 | 31 | 27.02. | Основа предложения | 1 | |||
112 | 32 | 28.02. | Алфавитный порядок слов | 1 | |||
113 | 33 | 03.03. | Письмо под диктовку | 1 | |||
114 | 34 | 04.03. | Закрепление и обобщение изученного | 1 | |||
115 | 35 | 05.03. | Оценка достижений. | 1 | |||
Русский язык (Рамзаева Т.Г.) – 50 час. | |||||||
Язык и речь – 9 часа | Личностные действия: Положительное отношение к школе; осознание себя как ученика; чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом; интерес к способу решения и общему способу действия; стремление к самоизменению; сформированность учебных мотивов. Регулятивные действия: Коррекция; планирование; целеполагание; оценка; контроль, саморегуляция Познавательные действия: Общеучебные; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата действия. знаково-символические действия – моделирование; преобразование модели. логические действия – анализ, синтез; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие; выведение следствия. Коммуникативные действия: Умение слушать и слышать; вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых познавательная мотивация; интерес к новому. | ||||||
116-117 | 36-37 | 06.03. 07.03. | Наша речь | 2 | |||
118-120 | 38-40 | 10.03. 11.03. 12.03. | Текст, предложение, диалог | 3 | |||
121-124 | 41-44 | 13.03. 14.03. 17.03. 18.03. | Слова, слова, слова | 4 | |||
Слово и слог. Ударение-6часов | |||||||
125-126 | 45-46 | 19.03. 20.03. | Слово и слог | 2 | |||
127 | 47 | 21.03. | Перенос слов | 1 | |||
IV четверть (38 часов) | |||||||
128 | 1 | 31.03. | Перенос слов | 1 | |||
129-130 | 2-3 | 01.04. 02.04. | Ударение | 2 | |||
Звуки и буквы-34 часа | |||||||
131-132 | 4-5 | 03.04. 04.04. | Звуки и буквы | 2 | |||
133-134 | 6-7 | 07.04. 08.04. | Русский алфавит | 2 | |||
135-137 | 8-10 | 09.04. 10.04. 11.04. | Гласные звуки | 3 | |||
138-142 | 11-15 | 14.04. 15.04. 16.04. 17.04. 18.04. | Ударные и безударные звуки | 5 | |||
143 | 16 | 21.04. | Диктант | 1 | |||
144-145 | 17-18 | 22.04. 23.04. | Согласные звуки | 2 | |||
146-148 | 19-21 | 24.04. 25.04. 28.04. | Твердые и мягкие согласные звуки | 3 | |||
149-151 | 22-24 | 29.04. 30.04. 01.05. | Мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука | 3 | |||
152-156 | 25-29 | 02.05. 05.05. 06.05. 07.05. 08.05. | Согласные звонкие и глухие | 5 | |||
157 | 30 | 09.05. | Контрольный диктант | 1 | |||
158-161 | 31-34 | 12.05. 13.05. 14.05. 15.05. | Шипящие согласные звуки | 4 | |||
162-164 | 35-37 | 16.05. 19.05. 20.05. | Заглавная буква в словах | 3 | |||
Повторение-1час | |||||||
165 | 38 | 21.05. | Повторение изученного | 1 |
4. Учебно – методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1) Русский язык. 1 класс: учебник / Т. Г. Рамзаева.-14-е изд., стереотип, - М. : Дрофа, 2013. 2) Прописи. 1 класс. В 4 ч./ В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 15-е изд.- М.: Просвещение, 2013. |
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс.- М.:Вако, 2013 |
Материально - техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество | Примечание |
Опорные таблицы по русскому языку: - парные согласные в конце слова - веселые запоминалки: безударный гласный звук в корне - двойные согласные в словах - приставки над под пред об - разделительный ь - различие между приставками и предлогами - непроизносимые согласные в корне - СН без Т - правописание буквосочетаний чк чн нч нщ рщ - суффиксы - падежи имен существительных - склонение имен существительных - три склонения имен существительных - первое склонение имен существительных - второе склонение имен существительных - третье склонение имен существительных - падежные окончания склонение имен существительных - памятка - неопределенная форма глагола - спряжение глаголов - спряжение глаголов настоящего времени - склонение имен прилагательных женского рода - склонение имен прилагательных мужского рода - склонение имен прилагательных среднего рода - мягкий знак после ч, щ, ш - морфологический разбор имен прилагательных - местоимение - разбор предложения Слова с непроверяемыми написаниями 1 – 4 классы. Печатные и письменные буквы русского алфавита. Алфавит. Азбука в русских пословицах. Азбука в картах. Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамоте. Памятки: - по русскому языку | по 1 шт. |
Информационно – коммуникационные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Буквы. Учимся читать, лепим и поём. 33 родных сестрицы. Игра: «Поиграй со мной». Игра: «Расскажи про К» | http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=16 |
5. Требование к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.
Обучающиеся должны научиться:
-осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Получат возможность научиться;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
- составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;– подробно пересказывать текст;– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); – обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове; – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
6. Приложения.
На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
- Работа с текстом до чтения.
- Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
- Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведет «диалог с автором», включая в него детей; использует прием комментированного чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
- Смысловые вопросы учителя ко всему тексту. Обобщающая беседа.
- Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
- Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.)
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России. – А. Г. Асмолова. – М., Просвещение 2008.
3. Планируемые результаты начального общего образования – Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой – М., Просвещение 2009.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – Е.С. Савинов – М., Просвещение 2010.
5. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1 – М., Просвещение 2010.
6. Проектные задачи в начальной школе; пособие для учителя/ А.Б. Воронцов,В.М. заславский, С.В. Егоркина – М., Прсвещение 2010.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования – В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М., просвещение 2009.
8. Русский язык. 1 класс: учебник / Т. Г. Рамзаева.-14-е изд., стереотип, - М. : Дрофа, 2013.
9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.
10.Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 2 ч. Ч 1/ М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
11.Тренажер по чистописанию. 1 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс.- М.:Вако, 2013
12. Прописи. 1 класс. В 4 ч./ В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 15-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....