Урок русского языка в 3 классе по теме "Глагол"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Калашникова Марина Петровна

 

Цельурока: обобщение  и систематизация знаний  по теме «Глагол» на основе выстраивания индивидуального стиля деятельности учащихся через решение учебных задач от групповой работы с переходом к самооценке уровня успешности индивидуально каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Повторяем о глаголе.

Цель: обобщение  и систематизация знаний  по теме «Глагол» на основе выстраивания индивидуального стиля деятельности учащихся через решение учебных задач от групповой работы с переходом к самооценке уровня успешности индивидуально каждого ученика.

Задачи урока:

  1. совершенствовать навыки распознавания  глагола среди других  частей речи;  развивать умение правильно употреблять глаголы в речи; формировать умение решать орфографические задачи; формировать навык самостоятельной работы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  2. развивать

- мыслительные компетенции: анализ, сравнение, классификация, систематизация;

- поисково-информационные компетенции: пользоваться справочной литературой;

- организационные компетенции: планировать работу, сотрудничать при решении учебных задач, осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку;

  1. воспитывать индивидуальные качества личности: умение высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств; умение выслушать товарищей.                                                                                                                                                  

Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, схема «Глагол».

  1. Организационное начало урока.

  1. Психологическая установка на работу. 

  1. Введение в тему

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Задание на дом.

V. Итог.

Ход урока.

На слайде читаем девиз урока:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2) Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

— Вы меня поняли? (Нет)

Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

- А теперь вы меня поняли? (Да)

— Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами).

— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

— Сегодня в центре нашего внимания будет Его Величество Глагол. (Разместить на доске наглядность.)

- На «Шкале достижений» отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.

- Исходя из темы урока, сформулируем цели, а для чего, зачем…? (Дети ставят цели)

На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы всё знаете, а, может, надо будет поработать над этой темой. Итак, на уроке мы сегодня будем: (разместить на доске таблички со словами: рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать).

- Итак, приступим к работе.

  1. Работа в группах. Вспомните  всё, что вы знаете о глаголе и составьте схему, по которой можно будет рассказать о нём.

О чем спросите другую группу?

(Что такое глагол?)

  1. Какое задание можно предложить?

Ве.ть, к.стюм, уж.нать, уч.ник, кле.ть,  к. мп.ютер, р.совать, в.рона, л. мон.

Распознай глагол среди других частей речи.

3) Словарная работа.

- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, непроверяемой ударением— словарные)

Выпишите глаголы.

Самопроверка по слайду.

4) Изменение глагола по временам

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам.)

— Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Задание: Выпишите из текста глаголы в столбик и определите время.

Завтра посмотрю фильм о рыцарях.

Нарисую любимого героя.

Подарю свой рисунок другу.

Он обрадуется подарку.

-Измените время и, если возможно, род. Взаимопроверка в парах.

-Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Изменяются по родам в единственном числе и имеют суффикс л)

Прикрепляется на доску наглядность.

5) Изменение глагола по числам

— В каком числе могут быть глаголы?

Задание: Найдите глаголы-синонимы и запишите их в том же времени, но изменив число: блистаю, блуждали, размышляет, жаждала

Сверкаю, искрюсь.....блистаю. 

В тетради появляется запись: блистают, или блистаем, или блистаете. 

Далее продолжаем: бродили, плутали......блуждали;

Думает, мыслит....размышляет;

 Хотела, желала....жаждала.

Физминутка

6) Написание частицы НЕ с глаголами

Что такое «НЕ»?

Задание: Вспомните пословицы с частицей «не». Запишите.

-О чём вы будете помнить, выполняя это задание?

(Частица не с глаголами пишется отдельно.)

-Какие орфограммы встретились в этом предложении?

На доске появляются слова: негодовать, ненавидеть, неволить.

— Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно?

Эти слова не существуют без НЕ. НЕ здесь не частица, она входит в корень.

— Значение каких слов вам не понятно?

Где о них можно узнать? (толковый словарь). Посмотрите в словаре значение этих слов. Объясните.

7) Глаголы неопределённой формы.

Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число? (Неопр.) Что вы можете о ней рассказать?

Умение образовывать правильно неопределённую форму глагола нам очень пригодится в четвёртом и старших классах. От этого умения будет зависеть правильность написания безударных окончаний глагола.

Задание: Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы и выделите суффиксы.

-Что нужно сделать, чтобы образовать глагол неопределённой формы? (Задать вопрос)

Зарубите себе на носу                                                                                                     

Витал в облаках                                               

                                   

Сидели у моря и ждали погоды.

Вернёмся к шкале достижений. Отметьте на ней, на каком уровне находитесь сейчас.

                         

8) Самостоятельная работа.

(по разноуровневым карточкам)

Взаимопроверка (по образцу).

— Дома вы продолжите анализировать  глаголы как часть речи по  алгоритму из упражнения № 383. А кто горит желанием творчества, придумайте небольшой рассказ, состоящий из одних глаголов. Напишите, как много дел вы успеваете сделать за день.

Давайте обобщим всё, что мы знали и узнали о глаголе

Рефлексия.

- А теперь давайте вернемся к нашим «Шкалам достижений» и отметим уровень знаний в конце урока.

  • Какую цель ставили?
  • Получилось реализовать её?
  • Как оцените свою работу? Как работал класс? Как работал каждый?
  • Над чем ещё нужно поработать?

- Посмотрите, у многих уровень повысился, значит, урок прошёл с пользой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...