Сочинение по картине Васнецова "Богатыри"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Шипилова Валентина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sochinenie_bogatiri.docx41.97 КБ
Файл sochinenie_bogatiri.pptx744.14 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка

м.р. Хворостянский Самарская область

Русский язык

4 класс

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Используемые технологии : здоровьесберегающая, работа в группах.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Учитель: Шипилова Валентина Владимировна

Новокуровка, 2014

Тема урока:  Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Цель урока: обучение учащихся  написанию сочинения по картине;    

Задача  урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – способствовать воспринимать и оценивать прекрасное, героическое через литературу, живопись, музыку ;

 способствовать воспитанию патриотизма, формировать интерес к героическому прошлому нашего народа;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации); восприятия картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; работать в группе; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Форма урока: урок развития речи.

Технологии : здоровьесберегающая, групповая работа, технология АМО (активные методы обучения)

Наглядные пособия: 

  1. Презентация Power Point;
  2. А. П. Бородин – Симфония № 2 «Богатырская»
  3. Раздаточный материал

а) словарь терминов. 

б) памятка для работы в группе.

в) карточка для группы

            г) карта-самооценки.

Используемая литература:

Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом  «Литера»

      В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по русскому языку  к учебнику А.В. Поляковой.     4 класс

     «Копилочка активных методов обучения» .Образовательный портал «Мой университет»

Этапы урока

Деятельность учителя

Формирование компетенций у детей

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Ивана  Никитина (слайд №2):

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

Создание положительной мотивации

Актуализация знаний, постановка проблемы.

- Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О богатырях.)

- Правильно. Сегодня мы еще раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

-На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. Назовите, пожалуйста, имена богатырей.

 (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)                                                                                                                        - Какова центральная идея, проходящая через былины?

(Идея защиты Русской земли)

- Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

 Эти величественные образы в свое время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием «Богатыри». Сегодня мы попробуем создать словесное описание этого творения. (слайд № 3, № 4)                                      

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, планировать алгоритм действий.

Ценить и понимать такие понятия, как «защита Русской земли», «богатыри», «родина»…

Работа над новым материалом.

1.Рассказ о истории создания картины.

2.Организация работы в группах.

  3. Работа над содержанием картины.

4.Работа в группах

5.Коллективная работа над планом

Работа над словом

Орфографическая

Подготовка

Работа  над построением предложений

Физминутка

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Рефлексия

Подведение итогов.

-Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи. Еще одно распространенное название картины – «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным – «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

- Для дальнейшей работы нам придется разбиться на три группы:

Илья Муромец (1 ряд)

Добрыня Никитич (2 ряд)

Алеша Попович (3 ряд)

- Каждая группа получает опорные карточки. В итоге группе необходимо будет представить описание того богатыря, именем которого она названа.

- Итак, давайте обратимся к репродукции картины. ( Дети под музыку А. П. Бородина – Симфония № 2 «Богатырская» рассматривают репродукцию картины).( Словарь терминов раздаётся  перед уроком каждому ученику.)

(слайд № 5)

-Ваше впечатление от картины.

-Какие чувства она у вас вызывает?

-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили? (слайд №6)

 (Спокойное, мужественное лицо, на  вороном  коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда)

- Теперь послушайте, что говорится в былине об Илье Муромце.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец , сын Иванович

 Из – под славного города из- под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

- Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитич

( слайд № 7)

 ( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.)

-Сейчас обратимся к былинному описанию богатыря:

«Растет Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный»

- Настала очередь самого молодого богатыря – Алеша Попович. (слайд № 8)

( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с  усмешкою смотрит  в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

-Что же говорит былина о богатыре?

И был там Алёша Попович- млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый  брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын богатого попа ростовского.

 (слайд № 9)

Памятка «Как работать в группе»

- А теперь я попрошу выбрать представителя группы, который прочитает описание богатыря. ( Ученик у доски зачитывает составленное группой описание).

- Как изображены богатыри?

( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

- Что почувствовали в их взглядах и позах?

( Большая сила, готовность  в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

- Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

- Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?

( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

- Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

(  Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

- Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

 ( Фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг) (слайд № 10)

ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

Составление плана     (коллективно)    (слайд № 11)                              

1. Художник, создавший картину.

 2. Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

5.Что хотел сказать В. М. Васнецов своей  картиной?

 

Подобрать синонимы к следующим словам: (слайд № 12)            

картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;

написал – изобразил, нарисовал, описал, представил;

художник – живописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, мастер.

(слайд № 13)

творческие замыслы                                известный          

былинные богатыри                                непобедимы

конный дозор                                           всматривается

заставляет нас задуматься                       кольчуга

бесстрашный                                            честность,

бессмертие богатырей                             палица

бескрайние просторы                              сбруя

вороной конь                                            нетерпеливо

Найдите ошибки в предложениях.             (Слайд № 14)

1.Илья Муромец одел на себя простую кольчугу.

2. Илья Муромец чувствует свое превосходство перед врагом.

3. Богатыри тревожатся о своем русском народе.

4. Мне хочется дать характеристику на Илью Муромца.

5. Богатырь испытывает уверенность в победу.

6. Эта картина произвела на всех очень прекрасное впечатление

- Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка.                                                                                  

Итак, проба пера! Записываем   сочинение по картине В. М. Васнецова  «Богатыри» на черновик.  По окончании работы возможна взаимопроверка в парах. Удачи вам!

Написание чернового  варианта сочинения.   Слайд №  15

- для слабых учащихся               карточка-помощница

Написать окончательный вариант сочинения  

Заполнение карт-самооценки.

 

Чему учились на уроке развития речи? Что больше всего  запомнилось? (Ответы учащихся)

 Отвечать на вопросы учителя, опираясь  на произведения искусств. Находить нужную информацию из собственных наблюдений.

Умение сравнивать зрительное и слуховое восприятие

Умение поддерживать диалог

Умение слышать устную речь, выразительность, эмоциональность речи.

Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Развитие монологической речи, рефлексировать ответы детей, вносить свои дополнения

   

Умение строить   монологический ответ    

Умение найти более точное высказывание

Толерантность

Способствовать развитию монологической речи (план)

Развитие речи учащихся

Определять план выполнения задания, соблюдать алгоритм действий.

 Уметь письменно передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

 уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Контролировать правильность и аккуратность записи.

Понимать и воспринимать, адекватно оценивать свою работу и  точку зрения другого.

Уметь соотнести выполненное задание с поставленной задачей урока.

Приложение

                                   ПАМЯТКА

Уметь слушать друг друга, не перебивать.

Уметь слышать себя, товарища, учителя.

Каждый должен иметь свою точку зрения и   доказывать.

Выслушивай  любое мнение.

Задай вопрос на уточнение, понимание.

Совместно находим правильное решение.

Карточка для группы

  • Возраст богатыря.
  • Расположение на картине.
  • Выражение лица.
  • Одежда.
  • Доспехи.

Карточка – помощница  (для слабых учащихся)

творчество В.М.Васнецова …..

 начал рисовать Васнецов..

в середине – Илья Муромец, острое копье …

он зорко вглядывается ..

Добрыня Никитич сын богатого купца..

он на белом ..

конь его голову .., уши ..

Алеша Попович  с легким луком в левой руке

На поле за их спинами видны леса и холмы – богатая и величественная Русская земля. Ширь русской земли соотнесена с широкими и могучими натурами богатырей. Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она еще и лирична, и задушевна.  

 Мне нравится картина…..

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый,   простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

По ходу работы  при анализе  картины  ученики знакомятся с  лексическим значением историзмов   и архаизмов   (словарь терминов раздаётся  перед уроком каждому ученику).

Вороной -  лошадь чёрной масти.                                 

Десница – правая рука.                                        

Дружина – княжеское войско.                                

Кафтан -  старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Кольчуга – воинский доспех из металлических колец.        

Ланиты – щёки.                                                

Мисюрка - воинская шапка, с железною маковкою или теменем и сеткою.                        

Ножны – футляр для шпаги, сабли, кинжала.                

Палица – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.                

Шишак – металлический шлем, заканчивающийся шишкой.                                                                                                                        

Критерии самооценки работы в группе

Ф.И.______________________________

Критерии

( за каждый критерий –

от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Я внес(ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого

Я умею убедительно доказывать свою точку зрения

Я пытаюсь понять все задания и выполнить их

Я умею работать в команде и чувствую себя комфортно

Работа ученика.

           Одна из самых известных картин В. М. Васнецова – « Богатыри». Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном художника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

             В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке – щит   и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове – шлем . Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.

Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.

        Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

          За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо - это величавый образ Руси.

           Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

           Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шипилова Валентина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Новокуровка Хворостянского района Самарской области 2014 год Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Слайд 2

Широка ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася ! У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов ! И.Никитин

Слайд 4

В. М. Васнецов « Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом ...»

Слайд 6

Тяжёлая палица в деснице. Щит на плече, огромное копье еще не взято наперевес.

Слайд 7

На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец , и красиво сплетенная кольчуга . Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен , красным щитом грудь закрывает.

Слайд 8

Одет в – кольчугу , под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется мисюрка – шлем . Вооружение его невелико – только лук и стрелы .

Слайд 10

Природа на картине • безграничные просторы; • гуляет вольный ветер; • тяжелые облака; • буйные травы; • колышется ковыль; • горький запах полыни; • гряда холмов; • темнеющий вдалеке лес; • крохотные елочки; • хищные птицы .

Слайд 11

Составление плана: 1. О художнике , создавшем картину. 2. Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы. 3. Природа на картине. 4. Мысли и чувства, которые вызывает картина. 5. Что хотел сказать В.М. Васнецов своей картиной?

Слайд 12

Подобрать синонимы к следующим словам: картина - написал – х удожник - художественное полотно,образец живописи , шедевр и кусства,холст ; изобразил , нарисовал , описал , представил живописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, мастер .

Слайд 13

Орфографическая подготовка творческие замыслы извес т ный были нн ые богатыри не п о бедимы ко нн ый д о зор всматрива ется заставляет нас задума ться к о льчуга бе сс трашный чес т ность бе сс мертие б о гатырей пал и ца бе ск райние пр о сторы с бруя в оро ной конь не терпеливо

Слайд 14

Найдите ошибки в предложениях . 1.Илья Муромец одел на себя простую кольчугу. 2 . Илья Муромец чувствует свое превосходство перед врагом. 3 . Богатыри тревожатся о своем русском народе. 4 . Мне хочется дать характеристику на Илью Муромца. 5 . Богатырь испытывает уверенность в победу. 6 . Эта картина произвела на всех очень прекрасное впечатление

Слайд 16

Источники http :// rupoem.ru/nikitin/pod-bolshim-shatrom.aspx http:// www.art-portrets.ru/bogatyri_vasnetsova.html http:// www.centre.smr.ru/win/pics/pic0282/p0282.htm http://www.rulex.ru/rpg/portraits/21/21494.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Сочинение по картине

Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....