Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.
Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.
Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.
Работать со словарями.
Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 631.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»
Цели урока:
1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.
3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.
4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.
5. Работать со словарями.
6. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
2.Актуализация знаний
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
- Верно – это Пасха.
Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!»
3. Чтение отрывка из текста И. Шмелёва «Лето Господне»:
1)Великая су(б, бб)ота, вечер. 2)В доме тихо, все прил..гли перед заутреней. 3)Я пробираюсь в зал – посм..треть, что на улице. 4)Народу мало, н..сут пасхи и куличи в картонках. 5)В зале обои розовые – от солнца, оно заходит. 6)В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. 7)Постлали пасхальный к..вёр в гостиной, с пунцовыми букетами. 8)Сняли серые чехлы с бордовых кресел. 9)На образах в..ночки из розочек. 10)В зале и в коридорах – новые красные «дорожки».11)В ст..ловой на окошках – крашеные яйца в к..рзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. 12)В п..редней – з..лёные четверти с вином: подн..сить. 13)На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – л..жат громадные куличи, пр..крытые розовой кисейкой, – остывают. 14)Пахнет от них сла..ким т..плом душ..стым. (И. Шмелёв).
4. Беседа по тексту.
- Канун, какого праздника описан?
- Когда в этом году отмечают Пасху?
- Определите стиль текста.
- Определите тип речи данного текста.
5. Лексико-орфографическая работа.
- Найдите синонимы, обозначающие цвета. (Бордовый, пунцовый, красный).
- С какой целью автор их использует?
- В тексте встретились слова «кисейка», «лампадка». Определите их лексическое значение. (Кисея – прозрачная тонкая ткань. Кисейка (разг.); лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами.)
- Какие запахи чувствует герой? (Сладкие)
- Что мы слышим? (Тишину).
- Какой видим свет? (Лучи заходящего солнца, лампадки).
- Какая создана картина?
6. Определение темы и цели урока.
Беседа по тексту.
- Какие слова помогают создать красочную картину?
- Какой они части речи?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Назовите имена прилагательные в этом тексте.
- Какие морфологические признаки у них можно выделить?
Работа с текстом
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
2. Укажите, какую синтаксическую функцию выполняют. (Учащиеся указывают род, число, падеж имён прилагательных).
- Какова роль прилагательных в художественном тексте?
7.Работа в группах
Команды получают задание – познакомиться с происхождением слова “Пасха”, его значениями в современном русском языке (по “Толковому словарю” С.И.Ожегова, по этимологическому словарю); узнать о пасхальных яйцах (история, традиции).
1группа
“Праздников праздник”, “Торжество торжеств”, “Святой день”, “Великий день”, “Светлый день” - так называют этот христианский весенний праздник. Веселье и радость наполняют души людей в Христово Воскресенье, Пасху. Это праздник, дающий надежду, веру в чудо.
2 группа
Еврейская пасха.
Первоначально Пасхой называли еврейский праздник, связанный с исходом израильтян из Египта. Ветхозаветная библейская легенда гласит: “Фараон не отпускал израильтян в пустыню. Господь объявил последнюю и самую тяжёлую казнь для народа египетского – смерть первенцев – от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. Всему народу израильскому Господь повелел заколоть ягнёнка и кровью агнца помазать косяки и перекладины дверей дома. Благодаря этому знаку ангел, умертвивший первенцев египтян, прошёл мимо домов евреев”. Название “Пасха” образовано от глагола “проходить”.
3группа
Христианская пасха.
Христианская пасха отмечается в честь чудесного воскрешения Иисуса Христа. По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение: ангел, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, где находился гроб с телом Христа и напугал стражников. Иисус воскрес и восстал из гроба.
4группа
Пасхальные яйца.
Обычай дарить яйца в Воскресение Христово ведёт начало от Марии Магдалины, которая после вознесения Господа пришла в Рим для проповедования Евангелия. Представ перед императором Тиверием, она подала ему яйцо со словами: “Христос воскрес!”. Император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.
Это интересно
В 1842 году в Петербурге на Большой Морской улице никому не известный
ювелир Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую. Скромная поначалу мастерская и работы выполняла соответствующие своим размерам. Это были модные в то время золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней с пряжками. Но свступлением в дело сыновей Густава Фаберже — Карла и Агафона — мастерская расширилась.
Оба брата получили художественное образование за границей. Карл Фаберже,
который впоследствии стал главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе — совершенствовать ювелирное мастерство.
В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и сразу же приложил свои
знания на практике.
В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый
оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки», но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и покрыто плотным слоем белой земли. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое ее
перышко.
Однако чудеса на этом не кончались. Курочка в свою очередь тоже содержала
сюрприз, и даже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.
Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для
подарка жене — императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел самое благоприятное впечатление, и с этого времени фирма к каждой Пасхе готовила новый подарок — всегда неожиданный и оригинальный
5 группа
Пасха на Руси.
Пасха на Руси совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. Ещё во время язычества русские люди красили варёные яйца в разные цвета. Они символизировали цветы бога Ярилы, поэтому их раскладывали на траве. С приходом Христианства языческий обычай переосмыслили.
Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес!
Светлее в мире нет Словес-
Воистину Христос Воскрес.
8. Работа со словарями
9.Рефлексия
10. Домашнее задание.
- Напишите сочинение на одну из тем:
«Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи».
Синквейн к слову Пасха
Итоговая проверочная работа по окружающему миру
Фамилия и имя учащегося _____________________________________ Дата ____________
Задание 1
Подчеркни названия животных, которые живут в степной зоне.
белка, лось, полевка, северный олень, сайгак, дятел, тюлень, дрофа, волк
Задание 2
Определи признаки, которые характерны для каждой природной зоны. Покажи их стрелками.
Какая природная зона России пропущена? _____________________________
Задание 3
Подпиши названия растений и животных, укажи стрелкой, какие из них относятся к лесной зоне.
____________ ____________ ______________ _____________ ___________________
Лесная зона |
_____________ _______________ ______________ ____________ _______________
Задание 4
Запишите 3–4 предложения.
а) По данным условным знакам составьте словесное описание погоды.
б) Запишите с помощью знаков: одиннадцать градусов мороза.
Задание 5
Под каждой цифрой даны две цепи питания. Подчеркни цепь питания, которая составлена верно. Подпиши природные зоны и сообщество, в которых возможны эти цепи питания.
1.
а) семена – суслик – дрофа
б) типчак – сайгак – волк
Природная зона – ___________________ .
2.
а) морошка – лемминг – песец
б) мох – полярная сова – белый медведь
Природная зона – ____________________ .
3.
а) Комар – лягушка – цапля
б) Мох сфагнум – пиявка – выпь
Природное сообщество – ________________ .
Задание 6
а) Заполни таблицу.
№ | Событие | Год | Век |
1. | Ледовое побоище | ||
2. | Куликовская битва | ||
3. | Крещение Руси | ||
4. | Освобождение Руси от польских захватчиков | ||
5. | Первое упоминание в летописи о Москве |
б) Отметь в квадратах номера событий, с которыми были связаны эти исторические лица.
князь Владимир , князь Александр Невский , князь Дмитрий Донской
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Задание 7
Запиши географическое положение России:
Материк – ___________________, полушария – _____________ ___________ .
Итоговая проверочная контрольная работа по литературному чтению
Фамилия и имя учащегося ________________________________ Дата _________
Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где остановился, карандашом.
Ох, и золотая табакерка
Жил себе сирота Янка, сын лесника. Отец и мать у него умерли, а родных никого не было. Так и жил он один в лесу, в отцовой хатке. А чтоб было веселей, держал пёстрого котика.
Привык к нему котик. Бывало, куда хозяин идёт, туда и он.
Пошёл раз Янка собирать хворост. Ну, понятно, и котик за ним. Набрал Янка вязанку хвороста, несёт домой, а котик тащит за ним сухую веточку.
Уморился Янка, присел на пенёк отдохнуть, подумал, как тяжко жить ему на свете, и громко застонал: – Ох, ох!..
И только он так сказал – выскочил из-под пня маленький старичок с длинною бородой.
– Ты зачем меня звал, хлопец?
Посмотрел Янка в испуге на него и говорит:
– Нет, дедушка, я не звал тебя.
– Как не звал? – заспорил старичок. – Я ж не глухой! Ты два раза назвал моё имя: Ох, Ох... Теперь ты должен мне сказать, что ты от меня потребуешь.
Подумал Янка и говорит:
– Ничего мне не надо. Вот только голодный я очень. Коли есть у тебя кусок хлеба, то дай.
Ох нырнул назад под пень и тащит оттуда кусок хлеба и миску щей.
– На, – говорит, – поешь.
Наелся сирота, котика накормил и низко поклонился старичку:
– Спасибо, дедушка, за обед: давно я такой вкусной еды не едал.
Взвалил он на плечи свой хворост и пошёл веселее домой.
Прошёл день, второй, опять голод одолевает. Вспомнил Янка про старичка. «Пойду, – думает, – может, он накормит меня ещё раз».
Пришёл к тому самому месту, сел на пенёк и вздохнул:
– Ох!
Выскочил старичок.
– Что скажешь, хлопец?
Поклонился ему Янка:
– Я голодный, дедушка. Может, дал бы ты мне кусок хлеба?
Вынес ему старичок тотчас кусок хлеба и миску щей.
Так с той поры и пошло: захочется Янке есть – он и идёт к старичку.
Раз вынес ему старичок вместо обеда золотую табакерку...
(294 слова)
(Белорусская народная сказка)
Предположи, что будет происходить в сказке дальше. (Запиши 2 – 3 предложения.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие черты волшебной народной сказки можно обнаружить в этом
фрагменте? Отметь правильный ответ.
а) Главный герой – сирота, он беден, терпит лишения;
б) наличие волшебного помощника;
в) намерение героя отправиться в волшебный, «чужой» мир»;
г) волшебный предмет.
3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
4*. Найди слова, которые отличают эту сказку от русской народной, и подчеркни их волнистой линией.
Задание 2
Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Моя корова
Наконец-то снова
Со мной моя коpова!
Она ест тpавку шёлковую,
А я кнутом пощёлкиваю.
До чего моя коpова
Весела и бестолкова!
То подпpыгнет, в нос лизнёт,
То куда-то улизнёт.
Вдpуг нашла коpова кость.
Говоpю коpове: «Бpось!»
Тут – откуда что взялось –
Раздpажение и злость!
Ощетинилась сначала,
Завоpчала, заpычала:
Мол, уйди, добpом пpошу,
А иначе – укушу!
«Ладно-ладно, ухожу,
Я с такими не дpужу.
Ты мне больше не коpова,
А я больше не пастух.
Поигpаю в часового,
В часового на посту.
А захочешь помиpиться –
Пpиходи стеpечь гpаницу».
(М. Бартенев)
1. Как лучше читать стихотворение, чтобы точнее передать это настроение?
а) Громко, бодро, ритмично;
б) тихо, медленно, со светлой грустью;
в) сначала спокойно, ровно, не спеша, потом задорно, весело.
2. Почему это стихотворение смешное?
а) У героя стихотворения хорошее настроение, он прямо говорит об этом;
б) герой стихотворения играет с собакой, представляя, что это корова; несоответствие того, что описано в стихотворении, и того, как ведет себя настоящая корова, делает стихотворение смешным;
в) в стихотворении постепенно открывается несоответствие того, что описано, и того, как ведет себя настоящая корова.
3. Найди и подчеркни те слова и строчки, которые доказывают, что герой стихотворения играет с собакой.
4. Как ты думаешь герой стихотворения мальчик или девочка? Напиши, что в стихотворении помогает ответить на этот вопрос.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
5. В первой и второй строфах соедини карандашом рифмующиеся строчки.
Задание 3
Прочитай отрывок из произведения тихо, вполголоса.
...Сначала мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. Запахло земляникой, нагретыми пнями. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя. Гулко падали шишки.
– Великий лес! – вздохнул Лялин. – Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.
Потом сосны сменились березами, и за ними блеснула вода...
– Это Ларино озерцо. Пойдем, поглядишь в воду – засмотришься.
Вода в Ларином озерце была глубокая и прозрачная до самого дна. Только у берега она чуть вздрагивала – там из-подо мхов вливался в озерцо родник. На дне лежало несколько темных больших стволов. Они поблескивали слабым и темным огнем, когда до них добиралось солнце.
– Черный дуб, – сказал Лялин. – Мореный, вековой. Мы один вытащили, только работать с ним трудно. Пилы ломает. Но уж ежели сделаешь вещь – скалку или, скажем, коромысло, – так навек! Тяжелое дерево, в воде тонет.
Солнце блестело в темной воде. Под ней лежали древние дубы, будто отлитые из черной стали. А над водой, отражаясь в ней желтыми и лиловыми лепестками, летали бабочки.
(199 слов)
(По К. Паустовскому)
1. Что автор «оживил» (то есть использовал прием олицетворения) в стихотворении?
Найди и подчеркни нужные слова и выражения одной чертой.
2. Подчеркни в тексте двумя чертами сочетания слов, с помощью которых автор передает звуки природы.
3. Какие эпитеты передают отношение автора? Подчеркни их волнистой линией.
4. С чем сравнивает автор сосны, дубы, бабочек? Подчеркни сравнения прерывистой линией.
5. Определи жанр этого текста.
а) Рассказ;
б) авторская сказка;
в) статья в научно-популярном журнале.
ВАРИАНТ -1
1. Реши примеры в столбик:
368+478 , 1000-347, 124 * 6, 245 * 14, 856:4
2. Определи порядок действий и найди значение выражения:
8*(360:90)+54:6=
3. Реши задачу:
С одного участка собрали 96 кг картофеля , а с другого в 3 раза меньше.
Весь картофель разложили в пакеты по 4 кг. Сколько получилось
пакетов?
4. Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 4см . Найди ПЛОЩАДЬ
и ПЕРИМЕТР этого прямоугольника.
5. Реши неравенства:
5км 045м….5км 450м
12 дм…102см
3ч…300 мин.
______________________________________________________________________
ВАРИАНТ-2
1. Реши примеры в столбик:
496+347 , 1000-427, 172 * 7, 237 *15, 748:2
2. Определи порядок действий и вычисли значение выражения:
7*(720:80)+63:9=
3. Реши задачу:
В одном мешке 27 кг крупы, а в другом в 2 раза больше. Всю крупу
расфасовали в пакеты по 3 кг. Сколько получилось пакетов?
4. Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 3см . Найди ПЛОЩАДЬ и
ПЕРИМЕТР этого прямоугольника.
5. Реши неравенства:
4кг 400г…4кг 040 г
2сут…50ч
9дм 2см…92см
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Значение имен прилагательных", 3 класс
На основе анализа картинки и текста, наводящих вопросов обучающиеся приходят к выводу о роли прилагательных в речи....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Лексическое значение имени прилагательного.
Тема: Лексическое значение имени прилагательного....
конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси
конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...
Имена прилагательные и их употребление в речи
Урок закрепления изученного материала...
Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.
ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....