Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

На уроке русского языка дети узнают историю возникновения алфавита и учатся его применять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_karta_slaydy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия  №406

Учитель начальных классов Костыгина Светлана Евгеньевна

Предмет  Русский язык

Тема  «Алфавит»

1 класс

Цели:  - осознавать алфавит как определённую последовательность букв

            -воспроизводить алфавит

            -понимать, как появился алфавит

            -знать, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей

            -уметь использовать алфавит на практике, правильно расставлять              

              слова по алфавиту

            -оценивать соответствие написания слов  орфографическим нормам

            -контролировать правильность записи слов, находить неправильно  

             записанные слова и исправлять ошибки

            -ориентироваться в орфографическом словаре

            -оценивать правильность выполнения учебной задачи

Оборудование:

1.Учебник и Рабочая тетрадь М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  «Русский язык. К тайнам нашего языка. 1 класс»

2. Таблица «Алфавит»

3. Листы с алфавитом

4. Орфографические словари

5. Технологическая карта урока

6. Компьютер. Презентация на тему «Алфавит»

                                                        Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1 этап Организационный момент

Приветствие.

-Чтобы хорошо учится,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять!

-Сегодня на уроке вы узнаете много нового и научитесь выполнять новые виды заданий.

Проверка готовности к уроку

2 этап Орфографическая пятиминутка, чистописание

Записать буквы:

  • Третья буква в слове трава
  • Буква, стоящая перед Б в слове работа
  • Какая гласная пишется на месте ударного звука в слове пружина
  • Буква, стоящая между К и А в слове класс
  • Последняя буква в слове шарф
  • Четвёртая буква в слове травка
  • Последняя буква в слове кит

-Проверяем правильность выбора букв. Взаимопроверка

2 ученика работают у доски (за занавеской)

Дети записывают буквы на строчке на листке с заданиями:

а, а, и, л, ф, в, т

Дети у доски  доказывают правильность выбора буквы, опираясь на знание правил

-Напишите, сколько баллов заработал ваш сосед по парте

(критерии выставления баллов написаны в карте урока у каждого ученика)

Дети оценивают работы друг у друга, выставляют баллы

3 этап      Актуализация знаний

-Можно ли составить слово из первых трёх букв? Почему?

-Попробуйте составить и записать слово, используя все буквы.

-Подберите синоним к этому слову и напишите его на следующей строке.

Оцените свою работу в баллах.

Правильно отвечая на вопросы, дети получают жетоны.

Дети составляют слова «алфавит» и «азбука»

Самооценка, выставление баллов

4 этап Изучение нового материала

Тема нашего урока «Алфавит»

  • Расскажите алфавит
  • Назовите 3-ю, 10-ю…буквы, используя листок с алфавитом

  • Что такое алфавит или азбука?

-Прочитайте определение слова алфавит в учебнике на стр.61

  • Какое из этих слов можно назвать многозначным и почему?

Ответы детей на вопросы учителя оцениваются жетонами

Работа с учебником

и таблицей алфавита

Слайд №1

Физкультминутка: Дети исполняют песню «Марш букв» и делают упражнения

Продолжение работы по 4 пункту

-Прочитайте на слайде следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке.

-Для этого нам нужно расшифровать 2 слова, записанные в карте урока числами. Число-номер места каждой буквы в алфавите.

Взаимопроверка

-Кто же такие Кирилл и Мефодий и какое они имеют отношение к нашему алфавиту вы узнаете из сообщений одноклассников

  • Что запомнили? Чему удивились? Что нового узнали из сообщений детей?

-Для чего же нужен алфавит, работаем над третьим пунктом плана.

  • При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке. Это очень важно знать и уметь.

Надо посмотреть на первую букву каждого предложенного слова, сравнить, с другими  и, чем ближе первая буква к началу алфавита, тем раньше надо записать  слово.

-Какую букву мы называем раньше : Р или М, О или П….

- Какое слово надо писать первым школа или класс? Ложка или нож?

-Как появился русский алфавит

Работа по вариантам

Дети записывают слова Кирилл и Мефодий

Выставление баллов

Выступления  детей с творческими заданиями.

Ответы детей., Выступавшие оценивают ответы жетонами

Устные ответы детей

оцениваются жетонами

Слайд №2

 5 этап       Закрепление

-Выполнить задание №6, выбрав для себя  уровень сложности

-Проверяем, как справились с заданием

Самостоятельная работа детей

Взаимопроверка, выставление баллов

Слайд №3

Физкультминутка

Продолжение    5 этапа

Работа с Орфографическим словарём

-Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Найдите в словаре, какие непроверяемые безударные гласные пишутся в словах капуста, помидор, редиска и назовите их обобщающим словом, написание которого вы тоже найдёте в словаре.

Работа в парах

Самопроверка,

выставление баллов

Слайд №4

Слайд №5

-Как правильно поставить слова в алфавитном порядке, если первые буквы одинаковые?

-Прочитайте правило на стр.65 и помогите поставить фамилии наших одноклассников в алфавитном порядке

Устные ответы детей

Работа с учебником

Выполнение задания №8

Взаимопроверка,

выставление баллов

Слайд №6

6 этап               Домашнее задание

Упражнение № 105-Написать в карте урока фамилии писателей в алфавитном порядке

7 этап          Подведение итогов

В строчке «Приз» напишите количество жетонов, которые вы получили на уроке.

Общее количество баллов мы подсчитаем после выполнения Д.З.

Подведём итог урока

-Допишите предложения

-Нарисуйте личико, которое подскажет, какое у вас настроение сейчас.

Всем спасибо за работу на уроке!

Дети самостоятельно выполняют задание

Слайд №1

Карта урока  учени_____1-Б класса ____________________________

                                                                                   

Баллы

Мои баллы

1

Напиши письменные строчные буквы

_____________________________

_____________________________

Не выполнил задание-0 баллов

Выполнил задание с помощью учителя-1 балл

Узнал и записал не все буквы               2 балла

Узнал и правильно написал все буквы-3балла

2

Собери из этих букв слово

_____________________________

_____________________________

Не выполнил задание-0 баллов

Выполнил задание с помощью учителя-1 балл

Узнал и правильно написал слово - 2 балла

3

Напиши синоним этого слова

_____________________________

_____________________________

Не выполнил-0 б.

Выполнил задание с помощью учителя- 1 балл

Узнал и правильно написал слово - 2 балла

4

  • Что такое алфавит или азбука?
  • Из какого языка пришло к нам слово алфавит?
  • Какое из этих слов многозначное?

Жетоны за ответы

5

Расшифруйте слова, записанные цифрами. Число-номер места каждой буквы в алфавите

     

12    10    18   10   13   13

___________________________

___________________________

       14   6   22   16   5   10   11

_________________________

___________________________

Выполнил задание с помощью учителя- 1 балл

Узнал и записал не все буквы                 2 балла

Узнал и правильно написал все буквы- 3 балла

6

Напишите слова по алфавиту:

1 уровень - мяч дом, акула

_____________________________

_____________________________

2 уровень- яма, кот, игра, рак

_____________________________

_____________________________

3 уровень- ток, мак, уж, бык, конь

_____________________________

_____________________________

За каждое правильное слово

1уровень-1 балл

2 уровень-2 бала

3 уровень-3 балла

7

Работа с Орфографическим словарём

К…пуста,   п…м…дор,   р…диска

Назови одним словом и напиши

_____________________________

_____________________________

За каждую правильную букву-1 балл

                0-1-2-3-4

                   

0-1-2

8

1уровень:  Кузьмин, Котлева

2 уровень: Сунтеев,  Соколов,  Степаян

3 уровень: Потапов, Позднякова,

Панков, Попова

За каждое правильное слово

1уровень-1 балл

2 уровень-2 балла

3 уровень-3 балла

9.

Д

О

М

А

Ш

Н

Е

Е

З

А

Д

А

Н

И

Е

Поставить карточки с фамилиями авторов книг в алфавитном порядке  

За каждую карточку-2 балла

Приз (жетоны, полученные на уроке)

Итого

На уроке я узнал _________________________________________________

Сейчас у меня такое настроение  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит в стихах

Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

Алфавит в стихах 2 часть

Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

Детский алфавит

В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....

Английский алфавит в стихах

Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....

Английский алфавит

При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания  при изучении букв...

Алфавит

Красочные карточки с буквами английского алфавита...