Тема:« Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот». УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

В учебном материале содержится план  урока и методическая разработка с подготовительными заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот».

УМК «Школа России»  2 КЛАСС

Цели:    1. Формирование умения определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении – описании.

                2. Формирование умения собирать материал по теме.

                3. Формирование умения точно определять слова в речи.

I Постановка учебной задачи.

- Какое задание получили?( понаблюдать за снегом, сравнить с зимним)

- Для чего проводили наблюдения?( чтобы описать снег в сравнении с весенним снегом)

Сегодня мы будем учиться составлять текст по своим наблюдениям.

- На какой вопрос будет отвечать текст? (Какой снег?)

- Как называется такой тип текста? (Выбрать соответствующий тип  (на доске  записаны типы текстов). Тест-описание.

- Как будет называться наше сочинение? (Выберите заголовок тексту соответственно наблюдениям).

«Снег теперь уже не тот».

- Знакомы ли вам эти слова? Кому они принадлежат? Из какого они произведения?

                                                                                                                        (Читает ученик)

- О чём будем писать в сочинении,если оно так называется?

(Подумайте и выберите вариант ответа соответственно своим наблюдениям).

( О том,как изменился снег весной, каким он стал).

- Какое чувство вызывает у вас тающий снег? Почему?

(1.Ж алко    2. Радостно       3.Скучно)

- Как вы думаете, каким настроением должен быть наполнен наш текст?  Почему?

- Какая главная мысль будет в нашем сочинении?

( Выберите вариант ответа).

Работая над этим сочинением , мы будем учиться раскрывать основную мысль текста.

II Проверка выполнения д/з

-Что вам удалось подметить в природе?

-Каким снег был зимой? (Выполните 5 заданий и синим карандашом подчеркните слова – эпитеты).

- Всегда ли снег зимой одинаковый? (Посмотрите картину)

- Отчего снег бывает разный?

От места: в лесу чище, машин нет.

                   в поле – покрыт белым одеялом.

                   в городе – сероватый.

От погоды:      ( показать на иллюстрации).

От части суток: вечером темно – и он тёмный.

                              днём блестит от солнца.

                             Утром пушистый, ещё не протоптанный.

- А бывает розовый, голубой снег?

(розовый, когда вечером солнце заходит

Голубой, небо голубое, и свет ложится на снег).

- Давайте вспомним строчки из стихотворений русских классиков, в которых описывается снег зимой.

                                                                    (выслушиваются 4 отрывка)

Кое – что о снеге мы вспомнили,какой он бывает зимой.

- А каким он стал теперь ,весной?

(Вернитесь к 5 заданию и красным карандашом подчеркните слова – эпитеты).

- Какую роль играют в тексте слова – эпитеты? (Делают речь выразительной, яркой, красивой).

- Вспомните строчки из стихотворений, в которых описывается снег весной?

- Найдите изображения весеннего снега на картине.

- Где ещё остались сугробы? Что с ними происходит? Во что превращается снег?

- Рад ли снег весне? Почему?

- Подберите глаголы, которые говорят о снеге, как о живом существе.

(Выполните 6 задание и подчеркните глаголы).

- В какой части сочинения напишем о снеге? (в основной – открыть)

- Составьте примерный текст основной части.

Прослушаем.

- Какие части в сочинении должны быть, чтобы получился связный текст?

                                                               ( вводная, заключительная – открыть)

- Как записывается каждая часть текста? ( C Красной строки).

- С какого предложения начнёте сочинение? ( Выберите предложение из нескольких вариантов).

- О чём можно написать в вводной части? (подчеркните варианты ответов).

- Составьте примерный текст вводной части? ( выслушиваем 1 ответ).

- Как можно закончить сочинение? (выполните 9 задание).

- Составьте выразительные предложения последней части. ( выслушиваем 1 ответ).

Мы с вами, как художники, сумели в самом простом предмете увидеть что –то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя.

Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто, а особенно записать их грамотно.

III В ходе обсуждения содержания сочинения встретились слова, написание которых у вас могут вызвать затруднения.

( Вставьте пропущенные буквы : задание 10 ).

- Проверка.

IV  Мы готовы к выполнению творческой задачи и нам осталось только эмоционально настроить себя, впитать в себя то радостное чувство, которое испытывает природа весной.

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение Мендельсона «Весенняя песня», закройте глаза и представьте картины, которые мы создавали на уроке.

V Запись сочинения.

VI Проверка.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам.

- Проверьте каждую часть и грамотность написанного.

VII Итог урока.

- Чему учились на уроке.

- Чему вы хотите ещё научиться.



Предварительный просмотр:

Приложение. Подготовка к сочинению – описанию «Снег  теперь уже не тот».

 I Выберите  название  к сочинению.

  1. « Белый снег , пушистый в воздухе кружится».
  2. «Блестя на солнце , снег  лежит».
  3. «Снег теперь уже не тот».

II О чём будем  писать в сочинении?

  1. О том, какой  снег был зимой.
  2. О том, какой снег стал весной.
  3. О том , как изменился снег весной,  каким он стал.

 III Какое чувство вызывает  у вас тающий снег?

1. Жалко

2. Радостно

3. Скучно

IV Какова главная мысль сочинения?

  1. Снег вызывает радость.
  2. Снег тает, и всем грустно от его постепенного исчезновения.
  3. Снег тает, но его не жалко. Это идёт весна.

V Каким  снег был зимой? Каким снег стал весной?

           Белый; грязный; пушистый; холодный; мокрый; хрустящий; липкий; чёрный; в чёрную крапинку; серый; его мало, он тает; плывущий; мятый, пушистости нет.

VI Подберите глаголы, которые говорят о снеге как о живом существе.

          Боится; играет; радуется; огорчается; грустит; бегает; читает; прячется; смотрит; отдыхает.

VII С какого предложения начнём  писать сочинение?

  1. Заканчивается зима.
  2. Скоро весна.
  3. Пришла весна.

VIII О чём  напишем  в вводной части сочинения?

       О солнце; о тёплых лучах; о морозах; о заморозках;

IX О чём будем  писать в заключительной части сочинения?

1.О ребятах, которые лепят снеговика.

2.О ребятах, которые пускают кораблики.

3.О прощании с зимой.

4.О приветствии весны – красны.

X  Как правильно написать? Орфографическая подготовка.

 Радует(?)ся, пр…вр…щает(?)ся, …с…дает; пр…гр…вает; бл…стящий; ч…рнеет; в…с..лее; к…раблики; здра…ствуй.

Отрывки из стихотворений:

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И на карте

На стене. (С. Маршак)

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!(С. Михалков)

Не колючий, светло – синий

По ветвям развешен иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто – то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

 Все убрал кусты. (А. Фет)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят… (Ф.Тютчев)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся  серёжки.  (С. Маршак)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,  ложится. (И.Суриков)

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины! (А. Майков)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною… (А. Плещеев)

Бела дороженька, бела.

Пришла зима. Зима пришла.

Я шапку белую ношу,

Я белым воздухом дышу.  (В. Степанов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человек...

Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»

Цели: Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания. Развивать способности точного употребления слов в ус...

Конспект урока русского языка по теме "Сочинение по картине В.А. Серова "Девочка с персиками" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать текст-описание по картине.Планируемые результатыПредметные:Уметь составлять план по описанию картины;Уметь создавать собственный текст на ос...

Обобщение опыта работы по теме: «Сочинение по наблюдениям»

Обучение родному языку заключает в себе богатые возможности формирования школьников, как личностей, развитие их гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности, трудолюбия.Основной цел...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...

Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Разработка урока развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"...