Тема:« Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот». УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
В учебном материале содержится план урока и методическая разработка с подготовительными заданиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема « Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот».
УМК «Школа России» 2 КЛАСС
Цели: 1. Формирование умения определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении – описании.
2. Формирование умения собирать материал по теме.
3. Формирование умения точно определять слова в речи.
I Постановка учебной задачи.
- Какое задание получили?( понаблюдать за снегом, сравнить с зимним)
- Для чего проводили наблюдения?( чтобы описать снег в сравнении с весенним снегом)
Сегодня мы будем учиться составлять текст по своим наблюдениям.
- На какой вопрос будет отвечать текст? (Какой снег?)
- Как называется такой тип текста? (Выбрать соответствующий тип (на доске записаны типы текстов). Тест-описание.
- Как будет называться наше сочинение? (Выберите заголовок тексту соответственно наблюдениям).
«Снег теперь уже не тот».
- Знакомы ли вам эти слова? Кому они принадлежат? Из какого они произведения?
(Читает ученик)
- О чём будем писать в сочинении,если оно так называется?
(Подумайте и выберите вариант ответа соответственно своим наблюдениям).
( О том,как изменился снег весной, каким он стал).
- Какое чувство вызывает у вас тающий снег? Почему?
(1.Ж алко 2. Радостно 3.Скучно)
- Как вы думаете, каким настроением должен быть наполнен наш текст? Почему?
- Какая главная мысль будет в нашем сочинении?
( Выберите вариант ответа).
Работая над этим сочинением , мы будем учиться раскрывать основную мысль текста.
II Проверка выполнения д/з
-Что вам удалось подметить в природе?
-Каким снег был зимой? (Выполните 5 заданий и синим карандашом подчеркните слова – эпитеты).
- Всегда ли снег зимой одинаковый? (Посмотрите картину)
- Отчего снег бывает разный?
От места: в лесу чище, машин нет.
в поле – покрыт белым одеялом.
в городе – сероватый.
От погоды: ( показать на иллюстрации).
От части суток: вечером темно – и он тёмный.
днём блестит от солнца.
Утром пушистый, ещё не протоптанный.
- А бывает розовый, голубой снег?
(розовый, когда вечером солнце заходит
Голубой, небо голубое, и свет ложится на снег).
- Давайте вспомним строчки из стихотворений русских классиков, в которых описывается снег зимой.
(выслушиваются 4 отрывка)
Кое – что о снеге мы вспомнили,какой он бывает зимой.
- А каким он стал теперь ,весной?
(Вернитесь к 5 заданию и красным карандашом подчеркните слова – эпитеты).
- Какую роль играют в тексте слова – эпитеты? (Делают речь выразительной, яркой, красивой).
- Вспомните строчки из стихотворений, в которых описывается снег весной?
- Найдите изображения весеннего снега на картине.
- Где ещё остались сугробы? Что с ними происходит? Во что превращается снег?
- Рад ли снег весне? Почему?
- Подберите глаголы, которые говорят о снеге, как о живом существе.
(Выполните 6 задание и подчеркните глаголы).
- В какой части сочинения напишем о снеге? (в основной – открыть)
- Составьте примерный текст основной части.
Прослушаем.
- Какие части в сочинении должны быть, чтобы получился связный текст?
( вводная, заключительная – открыть)
- Как записывается каждая часть текста? ( C Красной строки).
- С какого предложения начнёте сочинение? ( Выберите предложение из нескольких вариантов).
- О чём можно написать в вводной части? (подчеркните варианты ответов).
- Составьте примерный текст вводной части? ( выслушиваем 1 ответ).
- Как можно закончить сочинение? (выполните 9 задание).
- Составьте выразительные предложения последней части. ( выслушиваем 1 ответ).
Мы с вами, как художники, сумели в самом простом предмете увидеть что –то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя.
Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто, а особенно записать их грамотно.
III В ходе обсуждения содержания сочинения встретились слова, написание которых у вас могут вызвать затруднения.
( Вставьте пропущенные буквы : задание 10 ).
- Проверка.
IV Мы готовы к выполнению творческой задачи и нам осталось только эмоционально настроить себя, впитать в себя то радостное чувство, которое испытывает природа весной.
Сейчас мы послушаем музыкальное произведение Мендельсона «Весенняя песня», закройте глаза и представьте картины, которые мы создавали на уроке.
V Запись сочинения.
VI Проверка.
- Прочитайте текст. Нравится ли он вам.
- Проверьте каждую часть и грамотность написанного.
VII Итог урока.
- Чему учились на уроке.
- Чему вы хотите ещё научиться.
Предварительный просмотр:
Приложение. Подготовка к сочинению – описанию «Снег теперь уже не тот».
I Выберите название к сочинению.
- « Белый снег , пушистый в воздухе кружится».
- «Блестя на солнце , снег лежит».
- «Снег теперь уже не тот».
II О чём будем писать в сочинении?
- О том, какой снег был зимой.
- О том, какой снег стал весной.
- О том , как изменился снег весной, каким он стал.
III Какое чувство вызывает у вас тающий снег?
1. Жалко
2. Радостно
3. Скучно
IV Какова главная мысль сочинения?
- Снег вызывает радость.
- Снег тает, и всем грустно от его постепенного исчезновения.
- Снег тает, но его не жалко. Это идёт весна.
V Каким снег был зимой? Каким снег стал весной?
Белый; грязный; пушистый; холодный; мокрый; хрустящий; липкий; чёрный; в чёрную крапинку; серый; его мало, он тает; плывущий; мятый, пушистости нет.
VI Подберите глаголы, которые говорят о снеге как о живом существе.
Боится; играет; радуется; огорчается; грустит; бегает; читает; прячется; смотрит; отдыхает.
VII С какого предложения начнём писать сочинение?
- Заканчивается зима.
- Скоро весна.
- Пришла весна.
VIII О чём напишем в вводной части сочинения?
О солнце; о тёплых лучах; о морозах; о заморозках;
IX О чём будем писать в заключительной части сочинения?
1.О ребятах, которые лепят снеговика.
2.О ребятах, которые пускают кораблики.
3.О прощании с зимой.
4.О приветствии весны – красны.
X Как правильно написать? Орфографическая подготовка.
Радует(?)ся, пр…вр…щает(?)ся, …с…дает; пр…гр…вает; бл…стящий; ч…рнеет; в…с..лее; к…раблики; здра…ствуй.
Отрывки из стихотворений:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И на карте
На стене. (С. Маршак)
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!(С. Михалков)
Не колючий, светло – синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто – то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. (А. Фет)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят… (Ф.Тютчев)
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки. (С. Маршак)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И.Суриков)
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины! (А. Майков)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною… (А. Плещеев)
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу. (В. Степанов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"
Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человек...
Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»
Цели: Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания. Развивать способности точного употребления слов в ус...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Урок русского языка с исппользованием презентации "Мимоза"...
Конспект урока русского языка по теме "Сочинение по картине В.А. Серова "Девочка с персиками" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения писать текст-описание по картине.Планируемые результатыПредметные:Уметь составлять план по описанию картины;Уметь создавать собственный текст на ос...
Обобщение опыта работы по теме: «Сочинение по наблюдениям»
Обучение родному языку заключает в себе богатые возможности формирования школьников, как личностей, развитие их гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности, трудолюбия.Основной цел...
Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс
Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...
Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"
Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"...