конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание глаголов"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
урок русского языка для 4 класса по теме "Правописание глаголов". + презентация к данному уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 101.5 КБ |
epigraf.docx | 13.59 КБ |
pravopisanie_glagolov.ppt | 789 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой
Предмет: русский язык
Класс: 4 «а»
Тема урока: Правописание глаголов
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Задачи урока:
- Обучающая:
- Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов. Познакомить с орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»
- способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
- обучать учащихся приёмам самооценивания.
2) Развивающая:
- развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
- активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы: наглядный, дифференцированный, словесный.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация, мультимедийный проектор.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98673502 (ССЫЛКА ПУБЛИКАЦИИ)
План урока
время | Ход урока | Формы и методы работы | Формирование ууд |
1 мин | 1 Оргмомент | Цветовой тест | |
2мин | 2 .Введение в тему | Работа с таблицей Фронтальный опрос «Я знаю, что…» Создание ситуации успеха | Личностные УУД Действие смыслообразования Мотивация учения |
2 мин | 3.Постановка темы и целей | Наглядный, использование ИКТ Фронтальная работа Продолжи предложение | Регулятивные УУД Постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний |
1 мин | 4.Минутка чистописания | Фронтальная работа Самостоятельная работа | Регулятивные УУД Контроль за аккуратностью выполнения задания |
8 мин | 5. Актуализация знаний. а) теоретическая минутка. б) повторение | Работа в парах Оценочный лист Дифференциация по степени самостоятельности Оценочный лист Проверочный лист | Коммуникативные УУД Развитие учебного сотрудничества Познавательные УУД Логические универсальные действия - классификация |
10мин | 6.Работа по теме урока: б) наблюдение над орфограммой в) закрепление | Фронтальная работа Вывод Работа по учебнику Фронтальная работа Самостоятельная работа Р.Т. Дифференциация по степени самостоятельности | Логические учебные действия, построение цепи рассуждений Контроль и оценка результатов деятельности |
2мин | 1 Ф минутка на снятие напряжения с глаз. ( Здоровьесберегающие технологии) 1 Ф минутка на снятие напряжения в теле | ||
5 мин | 7.Творческая работа | Самостоятельная работа Эмоциональный настрой Музыкальное оформление | Познавательные УУД Построение речевого высказывания Личностные УУД |
5 мин | 8.Работа с информационным текстом | Приём «Пометки на полях» Самостоятельная работа | Регулятивные УУД Оценка |
2мин | 9.Итоги урока | Фронтальная работа Цветовой тест | Личностные УУД |
2 мин | 10. Домашнее задание | Объяснение выполнения упражнения | Личностные УУД |
4 мин | 11. Работа с оценочным листом | Беседа с обучающимися | Регулятивные УУД Оценка |
- Организационный момент. Настрой на работу на уроке.
Прочитайте эпиграф нашего урока:
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.
- Вы согласны с Марселем Ашаром? Почему? Перед вами на столах лежат волшебные снежинки: желтая, красная, синяя. Посмотрите на них внимательно и выберете ту их них, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. У всех хорошее настроение. Надеюсь, наш урок будет успешным.
(прием «жизненное самоопределение» - личностное УУД, мотивация учения)
2.Введение в тему
- Ведь, сегодня мы проведём наш урок в форме деловой игры:
«Заседание редакторов журнала» (СЛАЙД пустой ОБЛОЖКИ)
- На нашем совете присутствуют редакторы и их помощники.
-Ваше первое журналистское задание: расшифровать тему нашего заседания.
-Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
Слайд ( таблица у каждого на столах)
П | Х | Г | Л | С | Ш | А | Г | К | О | Л |
-Какое слово получилось?
- Глагол
Слайд (Обложка журнала с глаголом)
-Что вы можете рассказать о глаголе?
-Начинайте свой ответ со слов:
Я знаю, что….(составление кластера на доске, прил 1)
(Конструирование и моделирование. Личностное УУД, Регулятивные УУД, Мотивация учения)
-Молодцы, ребята, вот уже сколько вы знаете о глаголе!
3.Постановка целей и темы урока
- Каждый журналист перед выполнением задания ставит себе определённую цель.
- Сформулируйте цели нашего урока
Повторить…… (правописание глаголов)
Учиться …. (правильно писать окончания глаголов)
Развивать… (мышление, внимание, память)
(регулятивные УУД, постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний)
- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю открытым.- Редакторы и помощники готовы?
Д. Готовы!
4. Минутка чистописания.
(Правила посадки)
-Журналист записывает свои наблюдения в ежедневник, а мы с вами в рабочую тетрадь.
- Откроем свои тетради , запишем число, классная работа.
- слайд (чистописание)
-К какой части речи относятся слова на экране? В какой части слова пропущены буквы? Каких букв не хватает? И, Е. Правильно! Давайте из них составим соединительный ряд строч*ных букв.
- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.
Журналист должен писать красиво!
- У вас на столах лист самооценки. Оцените свою работу по аккуратности. Поставьте + за правильный ответ.- Заполните лист самооценки. 1
5. Актуализация знаний.
Теоретическая минутка. (работа в парах)
- Для того чтобы качественно выполнять работу, журналисты должны хорошо разбираться в теории.- Поэтому сейчас теоретическая минутка. Работа в парах.
- У каждой пары есть конверт с заданием. Выполните его устно и подготовьте ответ орфограммой. От каждой пары один выступающий.
1 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании НЕ с глаголами
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
2 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящим и Ь
Тише едеш(?) – дальше будеш (?)
3 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании –ться и –тся в глаголах
Дети пошли купат(?)ся на озеро. Они веселят(?)ся и громко кричат.
4 группа: Выбери нужное окончание глаголов.
В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная посуда.
На полке стоял(о, и, а) книги.
-Давайте проверять.
- У вас на столах лист самооценки. Поставьте + за правильный ответ.- Заполните лист самооценки.
- Поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы!
- С теоретической подготовкой всё в порядке!
- Значит можно переходить к практической части нашего заседания.
6.Работа по теме урока
Журналисты работают с разными источниками информации. Мы с вами поработаем по учебнику.
1).Повторение. Работа по учебнику
Упражнение 1.
На какие орфограммы встретились слова в упражнении?
- глаголы с частицей не;
- глаголы с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
- глаголы на тся, ться
( таблички на доске)
Помощники сейчас будут работать у доски, а редакторы на месте.
(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ)
Молодцы! А теперь давайте оценим свою работу! Поставьте + за правильный ответ.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2.)Наблюдение над орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»
- Журналисты очень наблюдательны. Я предлагаю вам понаблюдать за словами, записанными на доске:
Печём, печёт, печёшь, печёте.
Бережём, бережёт, бережёшь, бережёте. (НА ДОСКЕ)
-Слова, какой части речи записаны?
-Произнесите слова с ударением.
-Какой звук вы слышите под ударением?
-Какой буквой обозначается ударный звук?
-В какой части слова находится буква?
-После какой буквы?
-Какой сделаем вывод?
- А теперь давайте проверим.
Откроем учебник и прочитаем правило золотого ключика.
3).Закрепление
У вас в рабочей тетради есть материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо ещё поработать.
Упражнение 2 ( дифференцированное задание)
-В какой форме записаны слова-подсказки?
-Как мы будем их записывать в предложении?
(разобрать 3 предложения у доски.)
-Кто не понял, как выполнять упражнение?
- Выполнять будем под диктовку.
- Проверка Поставьте + за правильный ответ.
Ф пауза
7..Творческая работа.
Звучит музыка .И.Чайковского «Времена года»
- Какие ассоциации возникают у вас при слове зима? (назвать сущ)
Слайд (зимний пейзаж)
- Какие чувства вызвала у вас картина?
- Журналисты люди творческие и наша задача сейчас придумать глаголы к существительным и определить их спряжение.
( Глаголы записать в тетрадь )
Устно составить 1 предложение Поставьте + за правильный ответ.
8. Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение.
Информационный текст
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять.
- Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)
будущее время – погасит
- Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
- В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.
- В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква о печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется
- Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
(Данное предложение содержит заведомо неверную информацию, для того, чтобы учащиеся критически подходили к изучению информации)
Маркировочные знаки:
- - информация, которая уже была известна тебе;
+ -новая информация ;
- -неверная информация;
? -информация, которую ты не понял.
Вывод
-Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.
9. Итоги урока.
Продолжите предложения:
Я научился …..
Я узнал ……
Мне понравилось…..
Мне было трудно …..
- Посмотрите в лист самооценки и оцените свою работу
Слайд
Подсчитайте баллы:
5 и – я понял все темы, которые раскрывает журнал “Глагол”
4– я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить
менее 3 – мне нужна помощь.
- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску сегодняшнего номера журнала?
- Главный редактор согласен и разрешает готовить материал к печати.
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.
-Вы по прежнему согласны с Марселем Ашаром?
-Какое настроение у вас в конце урока? Выберите снежинку, покажите друг другу.
- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым.
- Все молодцы! Спасибо всем за работу.
Оценочный лист
__________________
№ задания | Задание | Самооценка + правильный ответ - неправильный ответ |
1 | Минутка чистописания | |
2 | Работа в парах. Определение орфограммы | |
3 | Работа по учебнику упр1 стр113 | |
4 | Самостоятельная работа в ТПО стр43 упр2 | |
5 | Творческая работа | |
ИТОГО баллов |
Оценочный лист
__________________
№ задания | Задание | Самооценка + правильный ответ - неправильный ответ |
1 | Минутка чистописания | |
2 | Работа в парах. Определение орфограммы | |
3 | Работа по учебнику упр1 стр113 | |
4 | Самостоятельная работа в ТПО стр43 упр2 | |
5 | Творческая работа | |
ИТОГО баллов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
научно-познавательный журнал ГЛАГОЛ
Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание. мечта шь помеша те стро т кле т … … … … е е и и Составить цепочку из букв Е , И , а так же букв, которые находятся в алфавите между ними. Буквы Е , И . еёжзи еёжзи еёжзи … слайд 24
НЕ с глаголом : не кричать, недоумевать (искл), ненавидеть (искл), не готовился, не утихает «Ь» после шипящих в глаголах : ле чь , бере чь , приле чь , узнае шь , съе шь те, обже чь ся глаголы на –ться и –тся: кусае тся , куса ться , волнова ться , волнуе тся
Информационный текст Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква о печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
Информационный текст Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква Ё печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.
С.113, упр.2. – Спиши, дописывая окончания глаголов. Домашняя работа: СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"
Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....
Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" в 4 классе. Цели урока: познакомить детей с понятием «спряжение» как системой личных окончаний глаголов;развивать логическое мышление уч...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".
Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....
Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"
Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...
Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"
Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Глагол, его роль в языке» (3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь с...