Памятка работы над ошибками по русскому языку
методическая разработка (русский язык) на тему

Памятка работы над ошибками по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pamyatka.doc.zip6.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ошибка на орфограмму

План работы над ошибкой

Большая буква в начале предложения и именах собственных

Выпиши предложение правильно.

Подчеркни заглавную букву в первом слове.

Проверь, нет ли других слов, которые надо писать с большой буквы. Если есть, то подчеркни большую букву в них.

Гласные после шипящих. Буквосочетания

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Найди в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Определи в слове ударный слог.

Реши, если сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением, то запиши слово по правилу. Обозначь эти буквосочетания.

Если сочетания в безударном положении, отметь «опасное место».

Перенос слова

Выпиши слово, которое ты неправильно перенёс.

Покажи в записанном слове слоги.

Если встретился Ь, проверь, какой букве согласного он помогает обозначать мягкий звук.

Не забывай и про букву Й и удвоенные согласные.

Вспомни правила переноса.

Покажи все возможные способы переноса этого слова.

  1. ?

Знаки препинания в конце предложения

Выпиши предложение, в конце которого не поставил знак препинания.

Подумай, что выражено этим предложением: мысль без особых чувств или какие-либо чувства (просьбы, пожелания, обращения) или задаётся вопрос.

Добавь в предложение знак, который забыл поставить в конце предложения.

Правописание предлога и приставки со словом

Прочитай слово по слогам.

Проверь, есть или нет слово-помощник.

Вспомни, как нужно писать слово, если есть слово-помощник, а  если его нет.

Запиши слово правильно, «опасные при письме места» (пробел или приставку).

Пропуск или замена букв (опечатки)

Внимательно прочитай слово по слогам. Понятно ли оно тебе?

Произнеси правильно слово по слогам.

Запиши верно слово.

Подумай какие «опасные при письме места» встретились. Отметь их, вспомнив необходимые правила. Если затрудняешься - обратись к таблице на обложке в конце учебника или к орфографическому словарю.

Проверь себя, читай слово по слогам и слушай — все ли звуки верно обозначены.

Сочетания

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН

Прочитай слово по слогам.

Вспомни, надо ли обозначать мягкость [Ч'] и [Щ'].

Реши, нужен ли в этом месте Ь.

Запиши слово правильно, выдели буквосочетание.

Сочетания

[С'Н'], [С'Т'], [З'Д'], [Н'Щ'], [З'Н'], [Н'Ч'], [Н'Т']

Прочитай слово по слогам.

Вспомни, как пишутся эти сочетания «мягкий согласный перед мягким».

Реши, нужен ли в этом месте Ь.

Запиши слово правильно, выдели «опасное при письме место».

НЕ с названиями действий (глаголами)

Прочитай слово по слогам.

Реши, если это слово - название действия, то запиши слово-помощник со словом по правилу.

Если слово не название действия, отметь «опасное место».

Выбор гласного или согласного звука в корне

Запиши слово, поставив на месте выбора буквы точку.

Поставь в слове ударение. Объясни значение слова.

Подбери однокоренные слова, выдели корень.

Реши, если выбор буквы гласного или согласного звука в корне, то вспомни правило и способы подбора проверочных слов, запиши нужную букву.

Если буква гласного или согласного звука не проверяется, то посмотри написание в орфографическом словаре

Непроизносимые согласные

Запиши слово,поставив между двумя согласными, в месте предполагаемой буквы согласного звука точку.

Подбери однокоренные слова, выдели корень.

Вспомни правило и способы проверки непроизносимого согласного.

Проверь и запиши на месте точки нужную букву согласного.

Если буква согласного звука не появляется в проверочном слове, то обратись за проверкой к словарю.

Двойные согласные

Произнеси слово по слогам, послушай, где согласный звук произносится дольше.

Запиши слово, выделив «опасное место».

Выдели корень слова..

Если опасное место находится на границе частей слова, то вспомни правила написания приставок и суффиксов.

Выбери написание букв и запиши их.

Если согласный звук произносится долго, а слово состоит из корня и окончания, написание этого слова смотри в орфографическом словаре.

Разделительные Ъ и Ь

Произнеси слово по слогам, послушай его.

Запиши слово, выделив «опасное место».

Выдели в слове приставку.

Если в слове есть приставка, вспомни правило выбора Ъ и Ь знаков в частях слова, для чего они могут служить.

Запиши слово, показав решение задачи.

Суффиксы -ЕК-, -ИК-

Прочитай слово по слогам.

Измени слово по команде вопроса: нет кого? (чего?).

Вспомни правило и запиши слово правильно.

Покажи решение задачи.

Буквосочетания

-ЦЫ-, -ЦИ-

Запиши слово, выдели «опасное при письме место».

Поставь в слове ударение.

Выдели в корне корень и окончание.

Реши, в какой части слова буквосочетание под ударением ли оно.

Вспомни правило и правильно напиши выбранную букву в буквосочетание. Не забудь про слова-исключения.

Выдели орфограмму.

Соединительные гласные О,Е в словах с двумя корнями

Запиши слово.

Объясни его значение.

Покажи строение слова.

Если в слове два корня, вспомни правило и запиши соединительную гласную правильно.

Если в слове один корень, то обозначь «опасное при письме место» и реши задачу.

Выдели орфограмму.

Глагольные суффиксы прошедшего времени

Прочитай глагол.

Реши, какого он времени.

Если глагол в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму.

Вспомни правило написания суффиксов глаголов.

Запиши слово правильно, покажи решение задачи.

Сочетание [ЦА] на конце слов

Прочитай слово.

Реши, к какой части речи оно относится.

Если это слово — глагол, то поставь вопрос и узнай форму глагола.

Если слово — существительное, то пиши как слышится, но будь внимателен, может появиться «опасное при письме место».

Вспомни правило написания -тся и -ться и запиши слово правильно.

Безударные окончания имён прилагательных

Прочитай прилагательное, поставь ударение.

Если окончание безударное, то найди имя существительное, которое командует именем прилагательным.

Определи число, род, падеж имени существительного; по ним узнай то же об имени прилагательном.

Задай вопрос от имени существительном и узнай окончание прилагательного.

Запиши слово правильно. Покажи решение задачи.

Ь на конце существительных после шипящих

Прочитай слово.

Реши, к какой части речи оно относится.

Если это слово — существительное, то определи род.

Вспомни правило и напиши слово правильно.

Покажи решение задачи.

Безударные падежные окончания имён существительных

Прочитай слово, поставь ударение.

Если окончание безударное, поставь слово в начальную форму и определи склонение и число существительного.

Подбери слово-помощника в такой же форме, но с ударным окончанием.

Поставь слово-помощника в нужном падеже и определи окончание, правильно запиши слово.

Покажи решение задачи.

Ь на конце глаголов

Прочитай глагол.

Определи его лицо, число и время.

Если глагол в неопределённой форме, вспомни нужен ли Ь на конце слова.

Если глагол в какой-либо другой форме, вспомни правило написания конца глаголов в зависимости от времени и лица.

Запиши глагол правильно, покажи решение задачи.

Безударные личные окончания глаголов

Прочитай глагол, убедись, что глагол в настоящем или будущем времени.

Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение.

Реши, в каком числе и лице стоит глагол.

Вспомни нужную букву и напиши глагол правильно.

Покажи решение задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка работы над ошибками по русскому языку

Памятка  работы над ошибками по русскому языку в1-4 классах....

Памятка "Работа над ошибками " по русскому языку

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны основные орфограммы, которые изучаются в начальной школе....

Памятка работы над ошибками по русскому языку 1 класс

Памятка работы над ошибками по русскому языку.Лучше начинать работу над ошибками в 1 классе....

Памятка работы над ошибками по русскому языку

Памятка работы над ошибками по русскому языку...