Маленькие хитрости на минутках чистописания.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Письмо - это способ передавать мысли, а красивое письмо - это ещё и искусство. Красивый почерк - это в какой - то мере выражение внимательного отношения к другим людям, неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Но чем старше дети, тем с меньшим желанием выполняют минутки чистописания. А если желания нет, то от такой работы мало толку. Поэтому я включила в минутку чистописания игру. Рядом с буквой учащиеся рисуют картинку - рисунок. В нем наиболее ярко показан тот или иной элемент буквы или название предмета начинается с данной буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minutki_chistopisaniya.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Маленькие хитрости
на минутках чистописания
Составитель: Корк О.Н.-
учитель начальных классов
г. Миасс
2012 год
Систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.
От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.
Чистописание является тем обязательным этапом урока, о котором учитель не должен забывать. Занятия по чистописанию проводятся после окончания работы по букварю. Их целью является закрепление написания правильной формы букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты букв и т. д. Идет систематическая работа по постепенному ускорению темпа письма. Но чем старше дети, тем с меньшим желанием выполняют минутки чистописания. А если желания нет, то, как показывают наблюдения, от такой работы мало толку. В связи с этим полезно включит в минутку чистописания игру.
Рядом с буквой учащиеся рисуют картинку-рисунок. В нём наиболее ярко показан тот или иной элемент буквы или название предмета начинается с данной буквы.
Дидактический рисунок снимает однообразие, монотонность в работе, вносит определенную разрядку, стимулирует интерес к чистописанию. Данные упражнения не только готовят руку к письму, но и к письму ускоренному, более быстрому, что так важно для дальнейшего обучения учащихся.
Учитель должен учитывать особенности своего класса, и на первых порах письмо должно быть сравнительно медленным. Не следует торопить детей, побуждать их писать и рисовать быстрее. Но в то же время обучение надо вести энергично, с самого начала регулировать «плотность нагрузки», чередовать письмо с четким объяснением правильного рисования.
Идеи, которые заложены в этой работе:
- учить писать красиво, четко, разборчиво
- учить соблюдать наклон букв;
- уметь соразмерять высоту и ширину букв;
- продолжать готовить руку к скорописи.
Работу по чистописанию тесно связываю с содержанием занятий по русскому языку. Перед записью предложения проводится следующая устная работа:
звуко - буквенный анализ слова;
название слов, которые нельзя перенести;
разбор слов по составу;
разбор по членам предложения;
разбор по частям речи;
и т.д.
Особенностью является и то, что для закрепления букв даются веселые стихотворные строки , несущие в себе заряд положительных эмоций. Знакомство с ними снимает у детей излишнюю напряжённость, тревогу, которые нередко возникают на уроках русского языка.
Тексты насыщены орфограммами, иногда даже в большей степени, чем общепринятые. Например, тема «Парные согласные»:
Скользкая тропинка -не спеши, Иринка!
Узкая дорожка, низкая сторожка, а в сторожке - кошка.
Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.
Мёд сладкий, лёд гладкий.
Мне очень нравится жираф: высокий рост и кроткий нрав.
У меня находка-маленькая лодка.
Ну не больше коробка разноцветные бока.
… и т.д.
Это дает возможность активно работать мысли, работать заинтересованно, видеть меткость русского слова. Предложения коротки, просты и запоминаются само собою. Делая речь детей живой, выразительной.
В течении уроков следить за посадкой детей, положением тетради, авторучки, приучать учащихся красиво и чисто выполнять письменные работы.
В основу работы по чистописанию положен комплексный подход в решении проблем по каллиграфии, а именно:
- упражнения, направленные на обработку начертания букв, их элементов, соединений;
- упражнения по решению основных задач каллиграфии:
- соблюдение наклона, определение высоты букв, расстояния
- между элементами букв, буквам, словами;
- упражнения на ускорение темпа письма, связности,
- ритмичности;
- работа с дидактическим рисунком.
При формировании и совершенствовании каллиграфических навыков сохраняется преемственная связь с обучением грамоте, но дается это на новом, более сложном витке.
Дидактический материал
А а
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его …
(Арбуз)
Может это чудо:
Плод побольше блюда,
А ветром не сбивается,
И ветка не ломается.
Б б
1.Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий, круглый …
(Барабан)
Я трещу и грохочу, в ногу вас ходить учу.
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан.
2. Спинка в веснушках
Ах, как неловко!
И покраснела …
(Божья коровка)
Божья коровка паслась на листочке
И потеряла случайно все точки.
3. Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
( Бабочка)
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Бабочка – капустница отсюда улетай!
Бабочка-капустница не ешь наш урожай!
В в
Как зовут меня, скажи!
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый …
(Василек)
На лугу пестреют яркие цветы, золотом облиты темные листы.
Г г
1. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
Гриб растет среди дорожки - голова на тонкой ножке.
Белка очень весела: белый гриб нашла она.
2. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
3. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
В воде купался, сухим остался.
По узкой по тропке гусиным шажком
Гусиное войско шагает гуськом.
Гусь купил себе гармошку, но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела.
Д д
1. Мех у тётки встал на шубе, как под ветром лист на …
(Дубе)
На поляне весной вырос дуб молодой.
2. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Е е
Её всегда в лесу найдешь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Ё ё
Недотрога, весь в иголках
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Ты смотри, меня не тронь-
Я колючий шарик….
(Ёж)
Вот колючий умный ёж, на клубочек он похож.
Всей семьёй идёт гулять ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать и ребёнок—ёжик.
Ж ж
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
На лужайке, на ромашке жук летал в одной рубашке.
Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Волк живет в своей норе, а жучки живут в коре.
Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.
З з
1. Свернешь - клин, развернешь –блин.
(Зонт)
Дождь в лесу, дождь в лесу.
Не грибы домой несу – одни дождинки на носу.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
(Заяц)
У Зины много забот, заболел у зайки живот.
Зайке холодно в лесочке – свяжем серому носочки.
Зайка серый умывается, видно в гости собирается.
Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.
И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами.
И и
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка)
Иголка и нитка – большие дружки.
Смотри, получились какие стежки.
К к
- Когда за грибами ты в рощу идёшь,
Её непременно с собою берёшь.
( Корзина)
Шла лисица вдоль тропинки и несла грибы в корзинке.
У Маринки-грибы в корзинке, у Иринки и Вити – две корзины земляники.
Чтоб нести продукты с рынка, есть плетёная корзинка.
- Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж - что же это?
(Карандаш)
- Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
С книгою кто не в ладу, с тем я дружбу не веду!
У меня характер крут: уважаю с детства труд.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
У Скворцова Гришки жили-были книжки-
Грязные, лохматые, рваные, горбатые
Без конца и без начала, переплёты, как мочала,
На листах каракули, книжки горько плакали.
Л л
- За плечами в рюкзаке
Спит, мечтая о реке.
На реке бока раздует
И на волнах затанцует.
(Лодка)
Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Лев комариков ловил, лапой лоб себе разбил.
У меня находка-маленькая лодка.
Ну не больше коробка, разноцветные бока.
- Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку – орешком, Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой, Васю – хворостинкой!
(Лес)
На опушке ольха качнула ветками слегка.
Ель нагнула ветки: ответила соседке.
Берёзка макушкой кивнула подружкам.
- Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет.
М м
- На глухой опушке, где росли одни волнушки,
Словно красный светофор, загорелся…
(Мухомор)
Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
А вот кто-то важный на беленькой ножке,
В красной он шляпке, на шляпке горошки.
- Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда-
С ним не скучно никогда.
(Мяч)
В тихом парке на лужайке высоко взлетает мяч.
Н н
1. Махнула птица крылом
И покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)
Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.
Мы любим дни морозные, катка упругий лёд,
Ночное небо звёздное и шумный Новый Год!
2. Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы)
О о
1. Что такое перед нами :
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу.
(Очки)
Палочка, рядом две ровные душки - вот и готовы очки для лягушки.
2. Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал.
(Воздушный шарик)
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(Облака)
Облака, облака - кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.
П п
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
(Пила)
Хоть не ела, не пила острозубая пила,
Все дрова перепилили и добавки попросила.
Р р
1. В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
(Рыба)
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
2. На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо- мастер смастерил
Мост высокий, без перил.
(Радуга)
Поднялись ворота - всему миру красота.
С с
- Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Сова)
Совята у совушки умные головушки:
На каждый совушкин совет глазами хлопают в ответ.
- Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь.
(Светофор)
Познакомимся, друзья! Светофорчик- это я. Лет пока ещё мне мало.
Но, ребята, всё равно, я дорожные сигналы изучил уже давно.
- Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, ярко светит
И не пекарь, а печёт.
(Солнце)
Солнце светит так прекрасно, но по льду ходить опасно!
Поздно рыбку здесь ловить, грустно в речку угодить.
Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?
4 . Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)
5. Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Слон смеётся в самый зной: «Славный душ всегда со мной».
Т т
- Золотая голова.
Велика, тяжела.
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)
Вот огромный бегемот.
Ему тыква влезет в рот.
- Через поле и лесок
Подаёт свой голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
У у
- Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический …
(Утюг)
Я надежный друг - электрический утюг.
- Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт.
(Улитка)
Улитка - улитка, шагаешь ты прытко : от калитки до меня проползёшь четыре дня.
Хочет в сад попасть улитка, да мешает ей калитка.
- Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Ф ф
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок-
Красный, маленький…
(Флажок)
Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х х
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
Ц ц
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(Цветы)
Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Ч ч
- На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходит с боем и без боя,
Всем нужны и нам с тобою.
(Часы)
Часы даны не для красы, диктуют время нам часы.
Говорят, часы стоят,
Говорят, часы спешат,
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
- Он уже исходит паром,
И свисти, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит-
Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Чижик был в гостях у тётки, он на чай летал к чечётке.
Ш ш
Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
(Шапка)
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
Сшила Саша Саньке шапку.
Щ щ
Кто меня назвать не сможет,
Я на ёжика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваши платья.
(Щётка)
Щёткой часто чищу чушку, щекочу я чушке брюшко.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.
Ъ Ь
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
(Твёрдый знак)
Всех быстрей я кашу съем, ведь мне скоро будет семь.
Зачерпнём воды ковшом, суп съедим, чайку попьём.
С мягким знаком слово "мышь" пишет грамотный малыш.
Э э
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо)
Это ласточка весной возвращается домой.
Это кнопка и шнурок - электрический звонок.
Ю ю
На одной ноге кружится
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке танцовщица
Музыкальная …
(Юла)
Юлька –Юленька -юла, Юля юркая была ,усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.
Юра только сел на стул, ножки свесил и заснул. Юра очень утомился -целый день юлой крутился.
Я я
- Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Солнце яблоки румянит тёмной зеленью садов.
Яблоко спелое, красное, сладкое.
Яблоко хрусткое с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разломаю.
Яблоко с другом своим разделю.
- Красные и чёрные,
Кислые и сладкие,
Так и просятся в рот,
И в варенье и в компот.
(Ягоды)
Бывает ягода брусника, черника, клюква, земляника.
А в траве у старых сосен земляника хороша!
Ягод множество в лесу! Я их маме отнесу.
Собирали ягоды и вели мы счёт:
Ягоду в кружку, две ягоды в рот.
На минутке чистописания использую рубрику «Азбука хороших слов». Я составила алфавитный перечень качеств, которые мне хочется видеть в моих учениках и в других людях. Вот что должно быть в человеке:
А – аккуратность
Б – бодрость
В – веселье, воспитанность
Г – галантность
Д – дружба, доброта, доброжелательность
Е – единодушие
Ж – жизнерадостность
З – здоровье
И – искренность
К – красота
Л – ласковость, любовь
М – мудрость, мужество
Н – надежность
О – образованность
П – постоянство
Р – работа, рассудок
С – смелость, стойкость
Т – трудолюбие
У – ум, умение
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – целеустремлённость
Ч – честность, чистота
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – элегантность
Ю – юмор
Я – яркость, ясность.
Используемая литература:
- Карпенко М. Т. «Сборник загадок».
- Волина В. В. «Занимательное азбуковедение».
- Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать».
- Кленицкая И. Я. «Весёлые горошины».
- Агеева И. Д. «Весёлые диктанты».
- Голощапова Т. Г. «Игры со словами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минутки чистописания
В материале приведены "минутки чистописания": соединения букв, загадки, пословицы, поговорки, ребусы на определённые буквы. Буквы от А до З....
Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.
Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...
минутки чистописания
Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной....
Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.
В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук....
"Минутки чистописания на уроках русского языка "
Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию...
"Маленькие хитрости"
Рекомендации родителям по воспитанию детей....
Маленькие хитрости в работе воспитателя группы продлённого дня
В статье раскрываются формы и методы успешной работы с воспитанниками группы продлённого дня начальной школы....