Анализ УМК по русскому языку
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Анализ УМК по русскому языку для 3 класса с целью выявления способов организации работы над ошибками в системе обучения правописанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon analiz_umk.zip644.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК по русскому языку для 3 класса с целью выявления способов организации работы над ошибками в системе обучения правописанию

        Учебно-методические комплекты по русскому языку являются основными средствами обучения русскому языку по всем направлениям. В начальной школе всё обучение орфографии носит предупредительный характер (Н.С. Рождественский, Г.А. Фомичёва и др.), что требует от самого учителя осознание того, что «основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, различение частей речи и значимых частей слова».

        Любой  учебно-методический комплект по русскому языку должен быть направлен на развитие комплекса орфографических умений, т. к. они являются основой безошибочного письма учащихся. В нашем исследовании мы будем опираться на комплекс орфографических умений, описанный М.С. Соловейчик:

«1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);            
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом, то есть выбирать способ решения задачи (действие по известному правилу или обращение в словарь);                
3) применять правило (верно выполнять предписываемый или выбранный им способ решения поставленной задачи);                
4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль».

        Проанализировав учебно-методические комплекты, мы сможем предположить, могут ли реализоваться предъявленные планируемые результаты в развитии орфографической грамотности, заявленные ФГОС, средствами учебника и тетради-задачника по русскому языку.

        Для анализа были избраны два УМК по русскому языку, используемые в начальной школе.

Образовательная система «Гармония»:

  1. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 9-е изд. –  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. - 160 с.
  2. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 2 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. -  144 с.
  3. К тайнам нашего языка:  Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  4. К тайнам нашего языка:  Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  5. К тайнам нашего языка:  Тетрадь-задачник 3 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  6. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 4-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 112 с.
  7. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». Сборник программ. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 208 с.

Учебно-методический комплекс «Школа России»:

  1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
  2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
  3. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка  для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.  
  4. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка  для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
  5. Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей   общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2012. - 271 с.  
  6. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.

Направления анализа:

  1. Установить, как организована работа над ошибками средствами учебника в соответствии с концептуальными авторскими подходами к обучению правописанию;
  2. Определить, насколько адекватны эти подходы заявленным в программе и иных директивных документах требованиям к уровню орфографической грамотности учащихся 3 класса;
  3. Сделать выводы об оптимальности объёма учебных материалов для формирования у учащихся 3 классов умения работать над ошибками.

        В программе по русскому языку УМК «Гармония» учтены важные традиционные методические подходы к обучению правописанию и идеи, разработанные в русле развивающего обучения.

        Особенность курса русского языка, разработанного  М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко составляет «внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников».

        Программа курса имеет новую логику в построении содержания материала. По этой логике обучение строится так, что каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, и в результате созданы условия для повтора ранее изученного и соответственно для развития орфографического навыка учащихся.

        Практически во всех разделах курса соблюдается определённая логика построения материала. «Сначала в центре внимания оказывается формирование грамматических и связанных с ними орфографических умений, а затем акцент смещается на проблемы развития речи учащихся».

        Нетрадиционен подход и к изучению основных орфографических правил в программе «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Основываясь на «движении «от общего к частному», правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются вместе, т. к. они предполагают формирование у школьников единого способа действия для решения орфографических задач этого вида.

        Обучение в курсе русского языка М.С. Соловейчик построено на освоении  учащимися общих способов действия для решения конкретных задач. «Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономичным. Открыв для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения». Это построение обучения послужило причиной переноса отдельных тем к изучению в другие классы.

        Так по программе М.С. Соловейчик правописание гласных в суффиксах в неопределённой форме и прошедшем времени глаголов изучается в 3 классе, что направлено на дальнейшее обучение определению спряжения глаголов по его начальной форме. Это же говорит и об опережающем обучении.

        Деятельностный подход в организации обучения — это ещё одна особенность курса, при котором сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания, а информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.            

        Особенностью программы М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко является работа по формированию умения обнаруживать орфограммы («опасное при письме место») безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных уже с первого класса. Со второго класса для предотвращения орфографической ошибки вводится письмо «с окошками», при котором орфограмму пропускают. Для освоения этого письма отведено время, а изучение правил отсрочено, чтобы у учащихся возникла потребность узнать правило для освоения «взрослого письма».

        Применение приёма письма «с окошком» продолжается и в 3 классе, что способствует последовательному совершенствованию орфографической зоркости, а также основанному на ней действию орфографического самоконтроля.

        Новый подход в программах к изучению орфографии влечёт за собой и различное построение содержания материала в учебниках, а соответственно и в тетрадях с печатной основой.

        Реализованные в учебниках «К тайнам нашего языка» методические подходы к организации учебной деятельности школьников обеспечивают ситуации успеха и преодолевают трудности обучения за счет следующих мер :

1) логики построения содержания курса, нацеленного на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно — следственных связей и закономерностей ;

2) способов, средств и форм организации учебной деятельности младших школьников;

3) системы учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебного предмета, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

        Система учебных знаний, предложенная в  учебнике, помогает учителю организовывать систематическую целенаправленную работу по формированию у младших школьников учебной деятельности (умения учиться) и развитию таких качеств мышления как гибкость и критичность.

        Темы учебника «К тайнам нашего языка» логически связаны друг с другом, так при формировании грамматических умений совместно формируют орфографические умения связанные с ними, в чём учащийся видит взаимосвязь тем и целостность языка. Тема «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» изучается в логической последовательности при повторении состава слова и связанных с ним орфограмм, что не отягощает и не загромождает восприятия нового материала учащимися.

        В процессе обучения учащийся сталкивается с проблемами понимания , усвоения материала, выбором действий при изучении орфограмм, с которыми остается один на один, что отталкивает ребёнка от изучения данного предмета, образуется проблема в общении со взрослыми и сверстниками. В учебниках М.С. Соловейчик эта проблема решена при помощи заданий в которых учащийся должен рассказать дома взрослым, что теперь знает по пройденной теме (упр. 22), герою учебника (упр. 79), узнать у взрослых информацию (упр. 193), а также подсказками самих авторов учебника (упр. 29). Такие приёмы создают благоприятные условия и мотивацию для изучения предмета.

        Особое внимание уделено в учебниках «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко целенаправленному использованию словарей: орфографического («Как правильно писать?»), толкового («Что значит слово?), орфоэпического («Как правильно говорить?»), грамматического («Какого рода и числа слова?»). Непосредственно с решением орфографических задач связаны два типа словарей (из названных): орфографический и грамматический.  «Таким образом, в учебнике «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония», сделана попытка расширить круг словарей, к использованию которых приобщаются младшие школьники. Думается, что предусмотренная в учебнике работа должна оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих вопросов к различным видам словарей».

        Работа в учебниках построена таким образом, что учащийся на первых порах с помощью подсказки, а затем основываясь на уже имеющимся собственном опыте, обращается к словарю. В самом же учебнике отсутствуют привычные рамочки с очередным словарным словом.

        Нетрадиционен подход  к правилам и комплексу упражнений, которые ставили бы перед учащимися проблемную задачу. Так в учебниках «К тайнам русского языка» комплекс упражнений построен так, что изучение нового материала основано на ранее полученных знаниях. Через выполнение заданий с неизвестной орфограммой, наблюдая, анализируя, опираясь на собственный опыт приходят к выводу правила и способам его применения, схематично оформляют своё предположение и проверяют его по учебнику. Само правило представлено не в виде сообщения нового материала, который должен запомнить учащийся, а в виде алгоритма, т. е. способа действия, что развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.

        В учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко встречается множество заданий на обращение к пройденным материалам (упр.141,156), которые помогают прочно усвоить материал опираясь на приобретенный опыт и знания, но отдельных тем «повторение» нет. Ведётся устная и письменная подготовка к проверочным работам. После определённых тем есть задания «Проверь свои умения», при помощи которых учащиеся могут произвести самооценку своих умений. Задания к упражнениям «Проверь свои умения» построены таким образом, что ученик рассуждая, применяя свои знания и умения выполнит их безошибочно, произведёт самопроверку и сможет оценить свои умения, что показывает уровень сформированности орфографических навыков.

        Тетради-задачники нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания. Учебные пособия соединяют в себе две функции: и учебника, и рабочей тетради для выполнения учениками индивидуальных работ в классе и дома. Своей структурой, содержанием и системой развивающих заданий учебники-тетради обеспечивают ученику возможность и ознакомления с новым учебным материалом, и выполнения заданий первичного закрепления знаний, умений и навыков в классе, и выполнения домашних работ.

        Учебники, тетради-задачники «К тайнам нашего языка» имеют много развивающих, проблемных заданий, заданий на практику, предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности. Система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайдов, всё это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика.

        В комплекте используются новые технологии, позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. К примеру, если ребенок не знает, какая буква пишется в определенном месте в слове, то он ставит «окошко», затем вместе с учителем разбирает вопросы, вспоминает нужные для слова правила и заполняет это «окошко», вписывая нужную букву, что благотворно влияет на мотивацию обучения школьников орфографии. Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.         

        При изучении различных тем в учебниках, тетрадях-задачниках «К тайнам нашего языка» ведётся систематическая работа над предупреждением орфографических ошибок, используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради-задачника.        

        В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в том, что учащийся не должен заучивать правило, а уметь правильно применять его. Памятки представлены в достаточном объёме и по всем основным темам, что помогает учащемуся самостоятельно, не заучивая правил, выполнить задание. Краткость и чёткость составленных памяток, которые учащиеся дополняют при дальнейшем изучении темы, требуют точного выполнения алгоритма действий, что приводит к безошибочному письму.

        Перед учащимися часто встаёт проблема не только как написать без ошибок, но и как их исправить. Памятка по исправлению ошибок есть в учебнике М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, что наглядно показывает на сколько глубоко и прочно ведётся работа над предупреждением орфографических ошибок и выработки алгоритмов действий.  

        Все те идеи развивающего обучения, связанные с организацией учебной деятельности при обучении русскому языку и реализуемые в учебниках и тетрадях-задачниках, воплощены и в материалах связанных с обучением правописанию. В них мы обнаруживаем формирование алгоритмизированных действий, связанных с постановкой и решением орфографических задач.

Материалы для усвоения алгоритма действий

Название памятки

Количество памяток

Пример памятки

Как правильно писать? Правила переноса

19

Не пиши ь между двумя буквами согласных

Как списывать?

Как писать без ошибок?

Как искать проверочные слова для корня?

Письменно орфограммы корня объясняй так

Как выполнить звуко-буквенный разбор?

Как узнать строение слова?

Анализируем слово как часть речи

Как узнать падеж имени существенного?

Как определить время глагола?

Как найти неопределённую форму глагола?

Если нужно исправляй так

Как узнать род имени существительного?

Как узнать число, род, падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?

Как узнать род глагола прошедшего времени? Как не ошибиться в его окончании?

Как определить время глагола?

Как найти неопределённую форму глагола?

Как узнать суффикс в фоме прошедшего времени?

        Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных орфографических упражнений.

Орфографические упражнения проблемного характера

Примеры

 номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 4, 11, 13, 16, 17, 27, 28, 29, 31, 38, 40, 42, 45, 47, 49, 50, 51, 52,  59, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 75, 84, 87, 94 и т. д.

96

15,4 %

Упражнение 51.

   Как назвать маленькие предметы? Выдели все части словс.с..

мост - _________        дож ь - _______________

бант - _________        к р • ндаш - ____________

   Какое окончание у этих слов? Чем по построению похожи их основы?

    Какие орфографические задачи встретились при записи слов? Как ты их решил(а)? Написал(а) ли ты буквы безударных гласных в суффиксе?

Орфографические упражнения на основе какографического материала  

Примеры номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 5, 6, 14, 36, 86, 134, 136, 144, 213, 234, 238, 246, 284, 304, 315, 327 и т. д.

33

5,3 %

Упражнение 6.

   Найдёшь ошибки, исправь. Подчёркнутые слова проверь по словарю учебника.

!

    У меня есть кошечка. Её зовут Мура. Летом она была со мной надаче.

   Один раз за абедом я засмотрелась в окно. Мурка техонько залезла на стол и стинула у меня сосиску. А потом задела хвостом, уронила и разбила торелку.

      Вот какая озорница моя Мурка!

 Какие правила ты применял(а), исправляя ошибки? Какой совет можешь дать автору на будущее?

        В этом материале обнаруживаем и задания направленные на предупреждение орфографических ошибок в письменных работах школьников и на организацию работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Упражнения на предупреждение орфографических ошибок

Примеры

номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 18, 23, 24, 26, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 41, 43, 44, 48, 55, 56, 57, 58, 61, 62  и т. д.

157

25,3 %

Упражнение 41.

  Реши орфографические задачи. Написание трёх слов узнай на словарной странице в конце учебника.

                           

                                              ? ? 

С няк з • служ • л я храброс т ю,________________________

                                                        ? ?

Как орден, н шу его с радос т ю.______________________     О. Григорьев

                                                                                        ?

___________________________Выше леса кран п д ёмный

__________________________ Поднимает гру •      • громный.

В. Мусатов

                   ?

Вся павлин я красота ________________________________

Начинается с хв ста.________________________________

                    Б. Заходер

     ?

Ш ют портнихи на м шинке,_________________________

Ш  ют с • пожники б • тинки.__________________________

                                С. Маршак

 

   Отметь все орфограммы и спиши1,4 отрывки; не пропускай запятые.

 

Упражнения на устранение допущенных орфографических ошибок

Примеры номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№  54, 60, 74, 77, 81, 82, 85, 94, 104, 114, 116 и т. д.

38

6,2 %

Упражнение 82.

    Проверь ребят: они выбирали или подбирали свои проверочные слова. Если принимаешь решение ученика, над галочкой ставь +, если нет, то ставь -. Тогда рядом пиши4 своё проверочное слово; помни об «окошках» и в нём.

1) п • лил (дрова) —  пить, пилить ۷ _____________________ пилил

2) в • сёлый — весь, веселье ۷ __________________________весёлый

3) облак •  - (нет) облаков ۷ , облака ____________________ облако

4) кро • ки (хлеба) — крошечный ۷, крошить_____________крошки

    Были среди решений второклассников правильные или нет? В чём ошибки учеников?

        В процентном отношении упражнения, задания которые формируют у учащихся орфографические умения, представлены следующим образом (за 100% принято общее количество упражнений учебника, их 622).

Диаграмма 1

        Диаграмма 2        

        В программе курса «Русский язык» отражены требования к формированию следующих орфографических умений:

  1. «Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.
  2. Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.
  3. Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов; буквы соединительных гласных в сложных словах; суффиксы -ек, -ик; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.
  4. Списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
  5. Писать слова с непроверяемыми орфограммами».

        Представленным УМК по русскому языку «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, входящих в образовательную систему «Гармония», показано, что суммарный объём учебных материалов, количество упражнений, предполагающих работу над ошибками,  обладают достаточным потенциалом для реализации формирования орфографических умений учащихся 3 классов.

        В качестве второго объекта анализа, представленного в данном параграфе избран учебно-методический комплекс «Школа России».

        Рассмотрим, как реализуются предъявленные программой планируемые результаты в развитии орфографической грамотности средствами учебника русского языка и тетрадей с печатной основой по тем же направлениям анализа.

        Программа  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого имеет концентрическое строение, которое предусматривает изучение одних и тех же разделов, тем в каждом классе с постепенным возрастанием сложности материала. Такая структура программы, по мнению авторов, «позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке», но не предусматривает проблемы в усвоении нового материала, т. к. темы изучаются порой в отрыве друг от друга. Так тему «Употребление в речи слов с суффиксами» изучают на 46 уроке, а «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» аж на 68 уроке.

        В курсе русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого большее значение уделяется развитию речи с включением развития орфографических умений. «Одно из центральных направлений работы по русскому языку в 3 классе связано с развитием у детей дара слова, формированием умений выражать свои мысли в устной и письменной форме, приобретением опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах, условиях общения и выбора адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует в воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников».

        Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных изучаются с первого класса в традиционной форме, где перед учащимися ставится проблема в выборе написания буквы (согласно требованиям стандартов второго поколения), но не приводит учащихся к потребности узнать правила, т. к. оно дается в готовом виде сразу при изучении той или иной темы в виде заданий, которые не приводят к логическому размышлению, наблюдению, анализу, а открыто формулируют его.

        В программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого традиционен подход к изучению основных орфографических правил правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных. Имея одинаковый способ действия, они разведены во времени и связаны с изучением тем: «Ударение», «Согласные звонкие и глухие», что усложняет процесс работы над предупреждением орфографических ошибок.

        При организации работы по учебникам и рабочим тетрадям В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.

        В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого темы объединены в разделы, где имеют последовательность, но логики и связи между собой не имеют, что не способствует целостному восприятию языка.

        При изучении различных тем используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради — задачника, но не в достаточном объёме и разнообразии. Большенство заданий на работу над ошибками и выработки орфографических умений сводятся к «спишите, вставляя пропущенные буквы».  Есть темы, даже блоки, в которых работа по предупреждению орфографических умений не ведётся или ведётся, но очень слабо. Так например в разделе «Язык и речь» представлены только словарные слова, а в разделе «Текст. Предложение. Словосочетание» всего 6 упражнений на работу над орфографическими умениями.

        В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого словарные слова представлены традиционным способом в рамочках, а наличие различных словарей («Орфоэпический», «Орфографический», «Толковый», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Словарь омонимов», «Словарь фразеологизмов») должно предполагать большое количество разнообразных заданий, однако таких упражнений мало, что не вызывает потребности обращения к ним, не развивает умений использования словарей.

        В учебниках по русскому языку  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого работа над новой орфограммой и правилом ведётся традиционным способом, а правило представлено для заучивания учащимися, т. к. никаких алгоритмов действий не представлено, что не развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.

        В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в выработке алгоритма последовательных действий. Набор памяток в учебниках и тетрадях с печатной основой  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого очень мал и объём их велик, соответственно учащиеся не стремятся пользоваться ими.

        В учебниках русского языка и тетрадях с печатной основой устная и письменная подготовка к проверочным работам не предусмотрена. Включены темы «Повторение» предполагающие повторение материала 2-го класса, но заданий, обращающих учеников к своим умениям полученным уже в 3 классе, практически нет. После каждого раздела есть задания: «Проверь себя»  при помощи которых учащиеся могли бы произвести самооценку своих умений, но задания к упражнениям построены таким образом, что ученик механически выполняет упражнение, что приводит к невозможности произвести самопроверку.

        Идеи развивающего обучения, связанные с организацией учебной деятельности при обучении русскому языку реализуются в учебниках, тетрадях с печатной основой, воплощаются в материалах связанных с обучением правописанию. В них мы обнаруживаем формирование алгоритмизированных действий, связанных с постановкой и решением орфографических задач.

Материалы для усвоения алгоритма действий

Название памятки

Количество памяток

Пример памятки

Как сделать звуко-буквенный разбор слова

4

Как сделать

звуко-буквенный разбор слова

1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси по слогам.

2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.

3. Произнеси (выдели) голосом каждый звук в слове по порядку.

4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он — ударный или безударный; если согласный, то какой он — звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный.Назови букву, которой обозначается каждый звук.

5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Как подготовиться к диктанту по учебнику

Как разобрать слово по составу

Как подготовиться к письму по памяти

Орфографические упражнения проблемного характера

Примеры

 номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 11, 26, 37, 43, 57, 63, 75, 98, 102, 114, 123, 128, 136, 142, 157, 164, 171  и т. д.

74

13,5 %

Упражнение 260.

    Прочитайте стихотворение.

Солнце (с)пряталось (за)бор.4

Галка села на (за)бор.

Мы (у)виделись (у)дачи,

(По)желали всем (у)дачи.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Найдите слова, которые произносятся одинаково, что они обозначают? Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корня?

Спишите, раскрывая скобки.  Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки.

        Однако упражнений содержащих какографический материал в учебниках и тетрадях с печатной основой по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого мы не обнаружили.  

        В материалах учебников и тетрадей обнаруживаем и задания направленные на предупреждение орфографических ошибок в письменных работах школьников  и на организацию работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Упражнения на предупреждение орфографических ошибок

Примеры

 номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 6, 15, 23, 31, 39 45, 58, 65, 71, 80, 92 104, 118, 125, 130, 133, 137, 145, 148, 153  и т. д.

103

18,8 %

Упражнение 225.

   Прочитайте.

Грустить — грустный          честен — честность

опоздать — поздний               звезда — звёздный

место — местность              свистеть - свистнуть

Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?

 Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Упражнения на устранение допущенных орфографических ошибок

Примеры

 номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 47, 79, 106, 121, 139, 156, 175, 184 и т. д.

26

4,7 %

Упражнение 184.

   Прочитайте.

Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

 Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

        

        В процентном отношении упражнения учебников по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, задания которые формируют у учащихся орфографические умения, представлены следующим образом (за 100% принято общее количество упражнений учебника, их 547).

Диаграмма 3

        В программе курса «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого отражены требования к формированию следующих орфографических умений:

1. Применять ранее изученные правила правописания, а также:

-непроизносимые согласные;

-разделительный твёрдый знак (ъ);

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

-безударные родовые окончания имён прилагательных;

-раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

-раздельное написание частицы не с глаголами;

2. Подбирать примеры с определённой орфограммой;

3. Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

4. Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

5. Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

6. Безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

7. Писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

8. Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

        Представленным УМК по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, входящих в учебно-методический комплекс «Школа России», показано, что суммарный объём учебных материалов, количество упражнений, предполагающих работу над ошибками, не обладают достаточным потенциалом для реализации формирования орфографических умений учащихся 3 классов.

        Проведённый сопоставительный анализ двух учебников с точки зрения заложенных в них возможностей для обучения младших школьников грамотному письму подтвердил мысль о том, что поиск путей формирования орфографических умений продолжается. Достаточно последовательное использование отдельных подходов к решению задач обучения младших школьников правописанию, в том числе развитие традиционных для отечественной методики представлений о способах работы над орфографическими ошибками, позволили авторам учебника «К тайнам нашего языка» сделать важный шаг на пути совершенствования обучения младших школьников грамотному письму.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

Сводная таблица анализа диктантов по русскому языку за год

Предлагаю Вашему вниманию сводную таблицу  анализа контрольных  диктантов по русскому языку по четвертям и за год. Совершенствуйте ее и пользуйтесь на здоровье!!!...

Универсальная таблица четвертного анализа диктанта по русскому языку

Предлагаю Вашему вниманию универсальную таблицу четвертного анализа диктанта по русскому языку. Эта таблица подходит для анализирования любого диктанта в любом классе и в любой четверти. Совершенствуй...

схема анализа диктанта по русскому языку

эта схема поможет быстро и качественно проанализировать диктант по русскому языку и наметить дальнейшую работу по коррекции зхнаний учащихся...

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...

Анализ посещённого урока русского языка.

Урок русского языка 2 класс....

Анализ учебника по русскому языку как иностранному "Жили-были". 28 уроков русского языка для начинающих

Статья представляет собой анализ учебного комплекса ( учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним) коммуникативного курса русского языка для нефилологов....