Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание частицы НЕ с глаголами". Урок усвоения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_.docx | 80.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"
Цели урока.
Образовательные:
расширить знания детей о служебных частях речи
углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
воспитание культуры учебного труда
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
Развивающие:
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку
Запись в тетради числа.
2. Чистописание (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)
На доске:
и, от, об, под, за, на, над, перед, не
Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.
Учитель: Внимательно посмотрите на первую строчку чистописания.
– Что вы можете сказать о словах, которые написаны?
Дети: Это служебные части речи.
– Верно. Эти слова не называют ни предметы, ни признаки, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Это служебные части речи. А какие именно и для чего они служат?
Ответы детей. Союзы – … Предлоги – …Частица.
– Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
Ответы детей.
– НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?
3. Постановка цели урока
– Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.
– Спишите в тетрадь эти две строчки, раскрыв скобки и соблюдая каллиграфию
Учащиеся выполняют задание учителя.
– Проверьте, все ли правильно написали (На доске)
– Итак, тема сегодняшнего урока (на доске):
Правописание частицы НЕ с глаголами.
А сейчас я расскажу вам сказку о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ, которая называется «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", - а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она ему: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" - и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
(по Ф. Кривину)
4. Организация восприятия и осмысления новой информации.
А теперь давайте понаблюдаем за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.
На доске записаны пословицы без НЕ:
Кто … работает, тот … ест.
Семеро одного … ждут.
– Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы.
Дети: Работает, ест, ждут.
– Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?
– Почему вы так считаете?
Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.
Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.
– Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?
Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.
– Почему вы так считаете?
Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.
– Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?
Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.
5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)
– Обобщите пожалуйста ваши рассуждения.
Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.
– Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.
Чтение правила стр.206
А сейчас наш ученик прочитает стихотворение В.Агафонова:
Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо…
Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!
Последние слова дети говорят хором.
6. Но некоторые глаголы так и не смогли расстаться с частицей НЕ. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл и написание.
Потчевать велено , (не)волить грех.
Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
Плохо можется, коли (не)здоровится.
- Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится».
Запишите их правильно. Помните об исключениях.
7. Физкультминутка.
Из-за парт все встали дружно,
но шуметь совсем не нужно.
Ноги вместе, руки вниз.
Упражненья начались.
Если я назову глагол с частицей НЕ, которые пишутся отдельно, вы поднимите руки вверх и покачаете руками.
Если я назову глаголы. которые пишутся с частицей НЕ слитно или другую часть речи, то вы повернётесь к соседу и возьмётесь за руки.
Не шуми, некоторые, не прячь, не дразнись, негодовать, не стреляй, недоумевать, не отступай, не унывай, нелепый, не теряй.
Дети выполняют упражнения под музыку .
– Молодцы. Все тихо сели и в учебник посмотрели.
Дети открывают учебник по закладке.
8. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (Работа с учебником)
Выполнение упражнения стр. 207 упр.522 по заданию учебника.
– На прошлом уроке мы составляли предложения о правильном поведении на уроке с использованием инфинитива.
– Вспомните несколько предложений.
Дети: Нельзя вертеться и разговаривать с соседом.
Нельзя отвлекать разговорами своего соседа.
Нельзя раскачиваться на стуле.
Нельзя подглядывать в чужие тетради.
А теперь составьте предложения, используя частицу НЕ.
– Какая орфограмма помогла правильно написать глаголы?
Дети: Частица НЕ пишется с глаголами отдельно.
9. Закрепление(работа по карточкам в группах)
1 группа.
Впиши в предложения пропущенные глаголы, используя слова для справок.
1. Мама сегодня легла спать пораньше, ей _____________.
2. В лесу весна ещё _________, снег ещё ___________, подснежники ________.
З. Федя __________, куда могли подеваться все ребята.
Слова для справок: недоумевал, не наступила, не расцвели, не растаял, нездоровится.
2 группа.
Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать не.
(не) видал - (не) бывал
Кто на море _________, тот и горя _________.
(не) шути - (не) верь
С огнём _________, ветру _________.
(не) говори - (не) знаешь
О чём __________, о том ______________ .
3 группа
Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.
Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.
Проверка на доске.
- Задания были разными, но что объединяло ваши карточки? (Глаголы с частицей НЕ)
9. Итог урока (словесный репродуктивный метод)
– Какова была тема урока?
– Какие новые правила вы усвоили на уроке?
– Прочитайте правила воспитанных людей, которым вы можете научить своих младших товарищей?
Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!
10. Домашнее задание к следующему уроку.
– Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.
А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника. Стр 206, упр.525
Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.
А теперь, ребята, посмотрите на доску. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе и приклейте стикер нужного цвета рядом со своей фамилией.
Красный – отлично
Зелёный – хорошо
Синий – удовлетворительно
- Все согласны с данными оценками? Если нет, то объясните почему.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...