Разработка урока "Деление слов на слоги"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Тема: «Деление слов на слоги.»  

Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки  для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie._delenie_slov_na_slogi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деление слов на слоги.»  

Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки  для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Ход занятия:

1 . Орг. момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, чтобы вернуть назад, нам надо не забыть какое сегодня число? Какой сегодня день недели?

- Запишите число в тетрадь.

2 .Работа над ошибками и закрепление пройденного.

- Чтобы путь наш был легким, надо избавиться от ошибок. (Дети исправляют ошибки у себя в тетрадях).

- Угадайте, с кем мы отправимся в путь? У вас на столе лежат карточки. Найдите зашифрованные слова.

ФПИТЗМКЦЗНАКОНЬКИУНМРТ

ПОЯМЧВЛИЗАЯЦЩМЫОЙЛЬМШ

ЦЫСОМЕБЕГЕМОТКВИАИПШУ

Слайд 1

- Какие слова спрятались? (Конь, заяц, бегемот).

- Разделите слова на группы по количеству слогов в слове? (Конь, заяц, бегемот).

- Какой вывод можно сделать? (В первой группе слова с одним слогом, во второй слова с двумя слогами, в третьей группе слова с тремя слогами, в четвертой с четырьмя слогами).

- А как назвать наших попутчиков, одним словом? (Животные).

- А где, они живут и как они называются? (Животные леса и животные Африки).

- Давайте разместим наших животных по вагонам. В каком вагоне поедет конь? (В первом, так как в первом вагоне одна точка и в этом слове один слог).

Слайд 2

- В каком вагоне поедет заяц? (Во втором, так как во втором вагоне две точки и в этом слове два слога) и т. д.

3. Сообщение темы и цели занятия.

3.1. Отгадывание загадок.

- Итак, отправляемся с вами в лес на поезде, и узнаем, каких новых друзей,  встретят наши герои. А чтобы в пути было веселей, волшебная шкатулка сыграет вам мелодию, если вы правильно отгадаете загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.  ( Гриб).

 Я стою на толстой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. ( Гриб).

Слайд 3

 (Выставляется картинка с изображением гриба).

- Назовите гласные в этом слове?  (И).

- Сколько слогов в этом слове?  (1 слог).

- К кому он пойдет в гости? Почему? (К ёжику и волку, так как в этом слове один слог).

- А как сказать об этом предмете во множественном числе? (Грибы).

- Назовите гласные в этом слове?  (И, Ы).

- Сколько слогов в этом слове?  (2 слога).

- В чей вагончик мы их поместим?  Почему? (В вагончик с двумя окошками, так как в этом слове два слога).

- А как сказать ласково про гриб?  (Грибочек).

- Назовите гласные в этом слове?  (И, О,Е).

- Сколько слогов в этом слове?  (3 слога).

- А с кем хочет дружить грибочек?  Почему? (В вагончик с тремя окошками, так как в этом слове три  слога).

- Какое правило есть?  (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Ребята, запомните. Если в слове один слог, то слово называется односложным, если в слове два слога, то слово называется двухсложным, если в слове три слога, то слово называется трехсложным.

3.2. Индивидуальная работа по картинкам (устно).

У детей на столе карточки с животными каждый из них подходит к выставленным на доске вагончикам, ставит картинку и объясняет почему?

- Ребята помогите кассиру рассадить новых пассажиров по вагончикам.

- Определите, какой гласный в этом слове.

- Сколько гласных в слове?

- В какой вагончик посадим героя и почему?

3.3.  Игра «Сколько слогов в слове?» (Дети работают в тетрадях).

- А теперь давайте поможем контролеру проверить, правильно ли выданы билеты другим пассажирам.

- Я буду называть сказочного героя, а вы записывайте, в каком вагончике он должен путешествовать.

Кони - 2, коровы – 3, сова – 2, воробей – 3, ворона – 3, снегирь – 2, голубь – 2, ласточка – 3, кукушка – 3, ель -1, гусеница – 4, клён – 1, колокольчик – 4, мак – 1.

3.4. Работа с конвертами.(Собрать слова, которые рассыпались).

- Итак, мы с вами уже в пути. Мимо нас мелькают деревья, кустарники, цветы, да так быстро, что все перепутались, помогите их собрать.  

Ольха, березка, елочки, васильки, шиповник, туя, можжевельник, дубочек, осинка

Дети, составив слова по очереди, выходят к доске записывают слово и делят на слоги.

Оль/ха, бе/рез/ка, е/лоч/ки, ва/силь/ки, ши/пов/ник, ту/я, мож/же/вель/ник, ду/бо/чек, о/син/к.

3.5. Физкультминутка.    

- Мы так с вами устали сидеть, что нам просто необходимо погулять.                          

                    Влас с корзиной в лес пошел   -    шаги с высоким подъемом ноги

                   Всю поляну обошли                  -    ритмичный поворот вокруг себя

                   К старой елке подошел             -    прелесть, руки на пояс

                   И огромный гриб нашел           -     встать руки в сторону

3.6. Работа с фишками. Звуковой анализ слов.

Слайд 4

- Но в лесу ребята, надо говорить тихо и ходить осторожно, чтобы не принести вреда его жителям, поэтому отгадаем загадки, а ответ выкладываем фишками.

- Укажите, в каком вагончике они продолжат путешествие.

Работа выполняется  под звуки леса (диск)

Одежды не шью, а ткань всегда тку.             (паук).                                                                                                                         

Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, рогатая.                    (улитка).

Кто на себе свой домик носит?                                                      (улитка).  

3.7. Графический диктант.

- Мы много интересного увидели в лесу. А вот кого мы увидим ещё, изображено у вас на картинках. Составьте план размещения их по вагончикам.

Логопед показывает картинки, а дети записывают графически слова и пишут цифры – количество слогов.

Синица, жук, кузнечик, пчела, василек, фиалка, тополь, каштан.

и/и/а - 3, у -1, у/е/и – 3 , е/а  -2,  а/и/е - 3, и/а/а - 3, о/о - 2, а/а -2.

Слайд 5

- Наше путешествие заканчивается, а вернуться домой мы сможем, если  составим предложение по картине.

Дети составляют предложение. Лучшее записывают в тетрадь, чертят схему этого предложения в тетради.

4 . Итог занятия.

- Как мы распределили наших героев по вагончикам и почему?

- Сдать тетради. Спасибо, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Разработка к уроку по русскому языку на тему: "Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение".

Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение. для казахской школы...

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....

Методическая разработка "Деление слов на слоги"

Методическая разработка "Деление слов на слоги"...

Методическая разработка "Деление слов на слоги"

Методическая разработка "Деление слов на слоги"...

Методическая разработка "Деление слов на слоги"

Методическая разработка "Деление слов на слоги"...