Корень слова. Однокоренные слова. 1 класс
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме
Урок разработан на основе программы "Школа 2100" для 1 класса. На уроке дети в доступной форме повторяют и обобщают полученные знания по теме Корень. Однокоренные слова. Предлагается выполнить различные виды работ по отработке темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_obobshchenie_po_teme_koren_slova_i_odnokorennye_slova._tsel.doc | 164.5 КБ |
chto_takoe_koren.ppt | 828.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».
Цель:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне слова и однокоренных словах.
Задачи:
- Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
- Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
- Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;
-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Предметные:
-знание об определение корня в однокоренных словах;
-умение применять знания в жизненных ситуациях;
-умение находить общую часть родственных слов;
Метапредметные:
-умение принимать и сохранять цель урока;
-умение находить способы решения поставленной цели;
-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;
-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс.
Все получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского языка.
В начале урока выполним упражнение на внимание:
Разминка «Да» или «Нет»:
- В алфавите 33 буквы.(да)
- В неделе 8 дней.(нет)
- Гласный звук образует слог. (да)
- В радуге семь цветов.(да)
- В слове конь три буквы. (нет)
- В слове цветы первый слог ударный. (нет)
Откройте тетради. Запишите …число. Классная работа
Минутка чистописания.
м л о р е а с у
На какие группы можно разделить буквы?
Гласные: о, а, е, у
Согласные: м, л, р, с
Какая буква лишняя в каждой группе?
е – обозначает два звука. В каких случаях буква е обозначает 2 звука?
-в начале слова
-после гласных
-после ь и ъ знаков
с – согласный глухой.
-Минутка чистописания(1строчка-мо ма му ла ло лу ла ро ру,2строчка-ом ам ум ал ол ул ар ор ур)
2. Тема, задачи.
- Итак, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах. Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?
Все знания вы получаете постепенно, как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки». Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.
Как вы думаете, какие знания, будем обобщать и какие умения тренировать?
-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
Вспоминаем, обсуждаем:
- Что такое корень слова?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
- Вы любите разгадывать загадки? Предлагаю вам несколько разгадать.
Человечек, слепленный из комков снега. (снеговик)
Мелкий снег.(снежок)
Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
Атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. (снег)
Тонкий слой ледяных кристаллов на ветвях деревьев. (иней)
Небольшая певчая птичка с красной грудкой.(снегирь)Что можно сказать об этих словах?
- Запишите слова через запятую в тетрадь.
- Что можно сказать об этих словах?
-Какой корень?
-Все ли слова однокоренные? Почему?
3. Работа по теме.Вспоминаем, обсуждаем.
-Что такое корень?
-Как вы думаете слово корень однозначное или многозначное? Докажите.
Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.
Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.
Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)
А ещё в словаре говорится, что корень – это значимая основная часть слова.
Как по-другому можно сказать о корне слова?
Вывод: это главная часть слова.
-Итак,мы ответили на первый вопрос.(Корень-это главная часть слова) Роль корня в слове.
Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт.
Послушайте стихотворение «Как растут слова?»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.
-Прочитайте слова, запишите, выделите корень.
соль, соленье, посолил, рассол, соленый.
Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.
Поняли, что означает это слово?
Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.
Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?
Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов.
-Вот мы ответили и на второй вопрос.(В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов)
Как выделить корень в слове?
Обсуждаем третий пункт плана. Посмотрите на фотографию.
Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).
Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю
вас побывать ещё в одной семье, даже в двух.
Итак, жил-был тигр. У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок.. Вот мы
и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– Запишем эти слова через запятую в тетрадь(один человек работает у доски)
- Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
-Что можно сказать об этих словах?
В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.
В семье слов выделите корень. Как выделить корень?
Вывод: Надо подобрать однокоренные слова и выделить у них одинаковую часть – корень.
Вот мы нашли ответ и на третий вопрос.Как выделить корень в слове?(подобрать родственные слова и выделить общую часть-корень
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора
4. Тренировочные упражнения. «Играем, наблюдаем».
Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.
Следующая часть называется “Играем, наблюдаем”, в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения.
Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группах.
Игра «Засели домики»
На партах у учеников лежат слова. Дети читают и крепят свое слово в домике с нужным корнем
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно «заселите» родственников в домики, нет ли среди них «чужих»?
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
-Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
Игра “Зоркий глаз”
Мы отправляемся в гости еще к одной семье. Работа в парах. Карточка 1
Прочитайте внимательно задание. Выполните задание.
Найдите в тексте однокоренные слова Выделите корень. Назовите лишнее.
Физминутка. Релаксация для глаз.
Игра “Помоги мальчику найти пары родственных слов”
Помогите мальчику найти пары родственных слов.
Объясните.
Лес – лесник
Река – плот
Дуб - дерево
Соленый - соль
Дом – домашний
Птица - гнездо
Гриб – грибной
-Цепочкой у доски и в тетрадях
Игра « Быстрей, вперед» Работа в парах. Карточка 2
прочитайте задание. Распределите задание. Выполните его в тетрадь. Вынесите его на доски
5. Итог, рефлексия.
Найдите правильное определение корня.
Карлсон думает, что корень - это главная часть предложения.
Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов.
Маша думает, что корень – это общая часть родственных слов. Кто из них прав?
-Давайте вспомним, какие проблемные вопросы мы ставили в начале урока?
-Удалось ли нам на них ответить?
-Молодцы! Справились с заданием.
Давайте проверим, изменилась ли ваша самооценка после урока.
Как вы думаете, на какую оценку вы знаете материал о корне и однокоренных словах? Оцените себя.
- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
6. Домашнее задание.
- Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где потребуется умение доказывать и рассуждать. (Работа по карточкам)
- Спасибо за урок!- Урок окончен.
Раздаточный материал
Лист самооценки Знаю на 5 Знаю на 4 Требуется помощь Не знаю |
Лист самооценки Знаю на 5 Знаю на 4 Требуется помощь Не знаю |
Лист самооценки Знаю на 5 Знаю на 4 Требуется помощь Не знаю |
Лист самооценки Знаю на 5 Знаю на 4 Требуется помощь Не знаю |
Карточки 1 для дополнительной работы
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
Карточка 2
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Домашнее задание | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. | |
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах. Стоит, поляна, могучий, на, дуб. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....
Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"
Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"...