«Формирование логического мышления
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию и развитию логического мышления при обучении словообразованию.
Представленный опыт работы может оказать помощь учителям начальных
классов, интересующихся проблемами словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe.doc | 134 КБ |
logicheskoe.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование логического мышления
учащихся при обучении словообразованию».
(Методическое пособие.)
Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию и развитию логического мышления при обучении словообразованию.
Представленный опыт работы может оказать помощь учителям начальных
классов, интересующихся проблемами словообразования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….5
Методика анализа производных слов……………………………………………….6
Методика работы со словообразовательным гнездом…………………………….11
Методика работы над семантикой морфем………………………………………...15
Упражнения направленные на усвоение логики семного анализа………………...21
Заключение……………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………32
Введение.
Основная задача обучения русскому языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В процессе словообразования учащиеся выполняют ряд сложных, мыслительных операций анализа и синтеза, что является основой для развития логического мышления.
Включение словообразовательной работы в урок необходимо не только с целью обучения грамотному письму, но и для полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и особый выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальном этапе обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К. Д. Ушинский. Он считал, что упражнения в словопроизводстве интересны детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в памяти».
Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения стилистической окраски обостряет внимание учащихся к слову , позволяет глубже разобраться в его семантике, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствует более осознанному усвоению орфографии,
языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников.
Методика анализа производных слов.
Для организации наблюдения над образованием новых слов, а так же для проведения анализа производных слов, лучше всего на первом этапе подобрать такие слова, которые легко обнаруживают свою словообразовательную связь. Сначала анализируют слова, образованные от непроизводных слов, благодаря чему у школьников сложится правильное представление о словах первичных и вторичных. Постепенно, в связи с расширением знаний учащихся и накоплением ими опыта сопоставления слов в словообразовательной паре и выделения словообразовательного элемента.
В качестве материала для первых наблюдений можно использовать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, так как значение большинства таких слов определяется через производящие. Следовательно, данный языковой материал удобен на начальном этапе установления смысловых связей в словообразовательных парах. Словообразовательные пары предлагаются в текстах, чтобы дети без труда могли раскрыть их смысл, а так же пронаблюдать употребление рассматриваемых слов в речи. Прежде чем выделить из текста словообразовательную пару, учащиеся определяют лексическое значение производного слова. Выяснив мотив названия какого – либо предмета или явления, учащиеся легко определят производящее слово. Сопоставив слова по значению и структуре, выделяется словообразовательный элемент в составе слова, благодаря которому образовалось новое значение.
В связи с этим, для определения смысловых связей в словообразовательной паре следует опираться на следующую схему:
1. Определение значения производного слова, выяснение мотива названия.
2. Определение первичного слова по отношению к данному вторичному.
3. Сопоставление слов в словообразовательной паре по значению и структуре, определение первичного и вторичного слов.
4. Выделение той части слова (морфемы), с помощью которой образовалось вторичное (производное) слово.
Эта схема в сущности и представляет собой словообразовательный анализ, так как учащиеся в конечном итоге определяют характер и путь образования производного слова.Для проведения описанной выше работы прежде всего на уроке необходимо ввести понятия «ближайшие родственные слова», «первичное слово» и «вторичное слово». Рассмотрим на конкретном примере, как можно ввести эти понятия.
Учащимся предлагается текст:Когда стемнело, я зажег лампу и – здравствуйте! Ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. (М. Пришвин.)
Затем с учащимися проводится следующая беседа:
- О ком идет речь в тексте?
-Объясните значение слова ежик.
(Ежик- маленький еж.)
-Найдите в тексте родственное ( однокоренное) к слову ежик. Какую пару родственных слов можно выделить из текста? Запишите ее.
Еж-ежик
-Сравните слова по значению. В чем заключается различие значений данных слов? Благодаря какой части в составе слова ежик его значение отличается от значения слова еж? Каково же отличие состава родственных слов в рассматриваемой паре? Какое из слов сложнее и по значению, и по составу?
Слово, которое и по структуре, и по значению сложнее в паре родственных слов, будем называть вторичным по отношению к другому слову в данной паре. Более простое слово в паре по значению и структуре будем называть первичным по отношению к данному вторичному.
-Какое слово в паре ежик – еж первичное, а какое вторичное?
-Как же образованно слово ежик?
Пару однокоренных слов, одно из которых ( вторичное ) образованно от другого (первичного) будем называть ближайшими родственными словами.
Так, еж-ежик ближайшие родственные слова.
После введения понятий «ближайшие родственные слова», «первичное и вторичное слова» можно предложить следующие группы упражнений:
1.Упражнения направленные на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближайшие родственные слова, сравнивать их и определять, какое из слов является первичным, а какое - вторичным .
1) Прочитайте. Какие слова выделены? Являются ли они родственными словами? Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Выпишите пару ближайших родственных слов.
А) Между тем рысь, ничего не заметив, скрылась в чаще. Через минуту она снова вышла на просеку. Теперь она несла в зубах, бережно держа за шиворот, маленького рысенка.
Б) Папа нашел мне бельчонка весной. Он валялся под большой сосной, где у белки гнездо. Может быть, белка перетаскивала его куда – нибудь и обронила.
В) Однажды лесник прочищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.
2. На следующем этапе упражнения не содержат ближайшие родственные слова. Они направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно подбирать к указанному вторичному слову первичное, определять, от какого слова образованно данное и, сопоставляя слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово.
1) Прочитайте. Что означают выделенные слова? Выберете к ним из «слов для справок» первичные слова. Как образованы выделенные слова?
Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят (М. Пришвин). Слова для справок: луженька, лужа; вербонька, верба.
2) Прочитайте. О чем говорится в песенке? С помощью каких слов выражена любовь к русской природе? В чем особенность состава данных слов? Выпишите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подберите к ним первичные слова.
Береза моя, березонька,
Береза моя, белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Травка шелковая…
Образец: березонька- береза
3.Упражнения следующего этапа направлены на формирование умения,проводить элементарный словообразовательный анализ по схеме.
1)Проведите разбор по следующей схеме:
1. Определите значение слова.
2. Подберите первичное слово по отношению к данному.
3. Сравните слова в паре по смыслу и по составу.
4. Выделите ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано.
Лисенок-
Лосенок-
Волчонок-
Страусенок-
Ветерок-
Листик-
Образец: Устно: 1.Лисенок- детеныш лиса
2. Первичным по отношению к слову лисенок будет слово лис.
3.Лисенок и лис – ближайшие родственные слова, лисенок и по значению и по составу сложнее слова лис. 4.Слово лисенок образовано от слова лис с помощью суффикс -енок-.
Письменно: лисенок- лис
2)Разберите слова по схеме. Из слов для справок выберите первичные по отношению к ним слова.
Зимушка, городок,
мосточек, лыжник.
Слова для справок: зимний, зима, зимовать; городской, город, городочек, пригород; мостик, мосток, мост; лыжи, лыжный,
Таким образом, специально организованные наблюдения над явлениями словообразования активно сочетается с упражнениями развивающего характера.
Методика работы со словообразовательным гнездом.
По такому же принципу работа со словообразовательным гнездом. В настоящее время в методике используется предложенное А. Н. Тихоновым оформление словообразовательного гнезда. Каждое гнездо имеет вершину – непроизводное слово. Производные слова в гнезде расположены в определенном порядке с учетом ступенчатого характера русского словообразования. (см.: А. Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1999).
Оформленное таким образом словообразовательное гнездо отражает словообразовательные связи между однокоренными словами. Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит непроизводное слово, являющееся его вершиной, затем производные слова, расположенные в алфавитном порядке. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов – словообразовательная пара (первичное и вторичное, образованное от вторичного). Затем дается описание производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно также расположено в алфавитном порядке. Например, словообразовательное гнездо с вершиной сосна:
Сосна
Сосна [сосна - сосен-к(а)]Уменьш. ласк. к слову береза.
Сосновый [сосна – сосн- ов(ый)]. Относящийся к сосне , прил. к сосна.
Сосняк[ сосна – сос(н)-няк].Лес, состоящий из сосен.
Сосенка[ сосна – сосен-оньк(а)]. Ласк. к сосна.
В процессе работы со словообразовательным гнездом младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования.
Со словообразовательным гнездом необходимо начинать работать еще до изучения состава слова, на подготовительном этапе, на котором организуются первичные наблюдения за фактами словопроизводства в языке. Это позволит в дальнейшем свести до минимума трудности усвоения словообразовательных понятий, проведения морфемного анализа. Упражнение данного этапа, проводимые в основном на допонятийном уровне, направлены на овладение детьми приемом словообразовательного толкования производного слова, на организацию наблюдений за смысловой и структурной соотносимостью родственных слов например: что означает слово приводниться? Сравни его значение со словом приземлиться. Подбери родственные сл
Прочитай. О чем говорится в тексте?
Приглядись – как хороша сосна! Особенно хорош осиновый лес осенью. В яркий наряд окрашена листва. Цветистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые подосиновики.
Найди родственные слова в данном тексте и объясни их значение. После изучения состава слова школьники учатся распределять однокоренные слова по мере образования друг от друга (строить словообразовательные цепочки), подбирать производные – слова одной словообразовательной модели.
В дальнейшем проводятся упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умения ориентироваться в нем. На материале словообразовательного гнезда можно анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки, проводить лексико – семантическую работу. Например:
1) В какую словообразовательную семью входят данные пары слов? Все ли указанные пары являются близко родственными? Ответ обоснуй.
Город – городской, город – городочек, город – горожанка, город – пригород.
Глаз – глазик, глаз – глазница, глаз – глазок.
Клей – клейкий, клей – клейковина , заклеить – наклеивать, клей – наклейка.
Лед – ледяной, лед – ледовый, лед – ледник, лед – льдинка, лед – ледок.
Рыба – рыбка, рыба – рыбацкий, рыба – рыб
2) Что обозначают следующие слова: синеть, синька, синенький, синий, синева. Докажи. Какое слово в этой семье однокоренных является вершиной?
3) Рассмотри следующую семью однокоренных слов. Заполни пропуски. Выдели суффиксы, с помощью которых были образованы новые слова.
Сад
Сад - ………..(ласк. к слову сад );
…….- садовник (тот, кто работает в саду);
Сад - ……(прил. к сад);
Серый
Серый - ……..(ласк. к слову серый);
…… - сероватый(оттенок к слову серый);
……. – сероватенький(…………);
Тетрадь
Тетрадь - ……. (……….. );
………. – тетрадочка (……… );
Тетрадь - ……...(Относящийся к тетради, прил. к слову тетрадь);
4)Прочитай. Найди в тексте слова, входящие в одну словообразовательную семью. Какое слово в этой семье однокоренных слов будет вершиной?
Весной снег быстро растаял, и вода затопила бобровую хатку. Пришлось бобрятам расплываться в разные стороны. Маленький бобренок выбился из сил. Бобр помог ему.
5)Определи место однокоренных слов в слово в словообразовательной семье. Какое слово будет являться вершиной?
………
…….(море - ……). Принадлежащий морю.
……..(море - ……). Тот, кто ходит в море.
……..(море - ……). Находящийся за морем.
……..(море -…….). Расположенный около моря
6) Составь словообразовательную семью с вершиной год, дом, берег. Определи, как образованны слова.
7) Составь две семьи однокоренных слов с вершинами коса (сплетенные вместе пряди волос) и коса (сельскохозяйственное орудие для срезания травы) и сравни их. Одинаковы ли они? Почему?
8)Рассмотри семью однокоренных слов.
Белый
Беленький (белый- бел – еньк(ий) ). Уменьш. к слову белый.
Белеть (белый – бел-е(ть)). Становиться белым.
Белизна (белый – бел-изн(а)). Яркий, чистый белый цвет.
Белить (белый – бел-и(ть)). Красить белым.
Беловатый (белый – бел-оват(ый)). Имеющий оттенок белого.
Побелеть (белеть- по-беле(ть)). Завершать действие, названное глаголом белеть.
Сравни слова белеть и белить по значению, составу и способу образования. Придумай и запиши с данными словами предложения.
9) Восстанови цепочки однокоренных слов.
Небо - ……- небесный
Небо - ……- поднебесный
Пирог - ……пирожочек
……… - пирожный
Сад - ……- садовница
…….. - ……. – садовничать
Таким образом, введение содержательного анализа фактов словопроизводства способствует развитию у школьников способности проникать в глубь слова. Изучение состава слова и элементов словообразования оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие учащихся, на их умение точно использовать производные слова в речи. Выявление лексико-словообразовательных связей словами словообразовательного гнезда способствует системному усвоению данного раздела в школе.
Методика работы над семантикой морфем.
В процессе словообразования учащиеся часто затрудняются в подборе родственных слов, так как плохо чувствуют значения корня, поэтому основная работа проводится над семантикой морфем. Этому способствуют упражнения на распознавание одинаково звучащих разных корне
1. Найдите в словах общую часть. Определите, все ли они родственные, выделите группы родственных слов.
Вода, водитесь, водяной, водный, перевод, водить, водительский, переводной, водица.
2. Прочитайте. Подумайте, какое слово лишнее. Спишите только однокоренные слова.
1.Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.
2.Лев, левша, левый, налево.
3.Гусь, гусыня, гусиный, густой.
4.Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
3.Списать. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень.В нашей школе есть столовая. Для столовой столяр сделал большой стол и маленькие столики. Столы накрыли большими скатертями.
4. Прочитайте рассказ.
-Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе «родственники»? Определите в родственных словах корень.
5. Найдите лишнее слово. Собрались у воды родственники . Подводник с Водицей беседуют .Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями болтает.Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Веле ла ему идти лрочь в свою семью. Помоги найти чужаку свою семью.
(Водить, вводить, вводный, доводить, довод, завод, заводской и т.д.)Составьте список родственников Воды и допишите тех из родни, кто не пришел к ней в гости.6. Найдите корни в выделенных словах. Объясните значение этих слов. Подберите к ним однокоренные слова.
Списывая, не спеши,
Букву к буковке пиши,
я минуток через пять
посмотрю в твою тетрадь.
Посмотрела «чистота-
только в буквах частота.
Ты пореже их пиши -
будут очень хороши».
7. Прочитать. Доказать, что в каждом ряду родственные слова. Списать выделить корень.
Новый, новенький, обновка, обновить.
Крик, крикнуть, крикливый.
Волны, волнение, волноваться, волнистый.
Плясать, пляска, плясунья, перепляс.
Борозда, бороздка, бороздить.
8. Спиши слова. Выдели корень. Однокоренные ли эти слова? Почему? Подчеркни чередующиеся согласные в корне.
Нога, ножка, ноженька, ножища.
9. Подбери и запиши однокоренные слова к данным. Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные в корне.
Пирог,…
Замок,…
Бег,…
Закрепить у детей понятие о чередовании согласных в корне поможет упражнение на подбор рифмы.
10. Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимися согласными в корне. Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – (бочок), друг – (дружок),
Ухо – (уши), пух – (пушок),
Пущу – (пускать), лечу – (летать).
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
11.Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
(С. Погорельский)
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать,отец и скворушка-
Черненькие перышки.
12.Прочитайте. Попробуйте найти корень в этих словах. Скажите, в этих словах один и тот же корень или корни разные.
Замыкать, отмычка. Замкнуть. Отомкнуть, замок, замочный.
Собирать, соберу, собрал, собрание, сбор, перебираю.
Пить, запивал, пейте, запейте, напиток.
Пейте, певец, запевало, песня, распевка, подпевать.
При работе над этим упражнением учитель прибегает к звуковому анализу, вспоминает функции йотированных букв и буквы ь. Дети выполняют это упражнение под руководством учителя, с его помощью, много рассуждают, спорят, что способствует развитию логического мышления.
Особое внимание при изучении словообразования следует уделять значению словообразовательных морфем. С этой целью необходимо включать в уроки следующие упражнения на различение приставок – антонимов, определение значения приставок и суффиксов, различие предлогов и приставок, одинаковых по буквенному составу.
13. Подберите слова с приставками с противоположными значениями.
Выехать – (въехать), взбежать – (сбежать), входить – (выходить), завязать –(развязать), уплыть – (приплыть), унести – (принести), запереть – (отпереть), заморозить – (разморозить).Работа сопровождается постоянными вопросами учителя: «Что значит отпереть, запереть, и т. Д. ? А если окончание внутрь, вниз?»
14. Прочитайте стихотворение. Найдите однокоренные слова с разными приставками и объясните их значение.
Заболел сегодня Слон,
Написал записку он,
Небольшой листок
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру,
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь - дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему рецепт,
Пописал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал еще погоду,
Прописал бочонок меду,
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей.
Учащиеся объясняют, как изменилось значение слова с изменением только одной его части – приставки. (Написал – закончил писать; обписал – писал со всех сторон, не оставил свободного места; записал – написал о чем – то еще; прописал – добавил к уже написанному и т. д.)
14. Прочитайте стихотворение. Определите, чем различаются выделенные слова. Запишите их в два столбика, определите их состав.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота
Добежал
До поворота,
Там попал
Под колесо,
Хлопнул,
Лопнул,
Вот и все!
(С. Маршак)
15.Выдедите общее значение в словах.
Прибыл, приплыл, прилетел-( ).
Приклеил, пришил, прикрутил-( ).
Приморский, пригородный, придорожный-( ).
Предлинный, прежадный, предобрый-( ).
16.Вспомните и напишите пропущенные слова.
Пушки с полят,
Кораблю велят.
Упражнения такого характера позволяют закрепить интуитивное понимание отличия предлога от приставки.
Упражнения направленные на усвоение логики семного анализа.
Особую роль для формирования и развития логического мышления учащихся играет анализа. Учитель вместе с детьми открывает новое, учащиеся выделяют «единицы сообщения»и их связи внутри слов. Единицей речевого сообщения является сема (как часть слова).
Начинается работа с выделения в словах окончания установления его значения.
1.Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные существительные.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа
Ветер нес его и нес,
Только бросил на мосту,
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу
Но шалун листок упал
И ко мне в тетрадь попал…
Слово лист дети выписывают во всех формах, причем одно за другим. Выясняется, что окончания несет сообщение о роде, числе и падеже, делается вывод, что окончание имеет значение не само по себе, а только вместе со словом.
Далее ведется работа семантического значения корня. Учащиеся усваивают, что при изменении корня получается уже не родственное слово, даже при сохранении всех прочих его частей, так как изменилась семантика (значение).
2.Подумай , чем различаются слова? Можно ли их назвать родственными? Почему?
Побелка-покраска
Попробуй продолжить ряд.
На данном этапе очень важны упражнения на усвоение логики семного анализа.
Хоккей (Игра, вид спорта, на траве и т. д.)
Футбол (Команда, мяч, трава и т. д.)
Машина (Транспорт, колесо и т. д.)
Хоккеист (Игрок, пас и т. д.)
Футболист (Спортсмен, команда и т. д.)
Машинист (Поезд, рельсы и т. д.)
Какой частью слова выражены данные значения? Как изменятся слова, если добавить к словам окончания?
4.Образуйте слова по образцу.
Марк- Марик
Павел - ……
Станислав -……
Владислав -……
Шура - …
Лиса –лисенок
Волк -…….
Утка -……
Корова -……
Ворон - ……
Свинья -……
Взрослый -…….
Еж -……
Олень -……
Бутон –бутончик
Кувшин - ……
Апельсин -……
Помидор -……
Лимон -……
Блин -……
Мука – мельник
Фокус -…….
Помощь -…..
Синий – синенький
Белый -……
Красный -…….
Пестрый -……
Низкий -……
Желтый -…….
Теплый -…….
Чистый -…..
5. Какие слова надо написать вместо точек? Запиши эти слова, выдели суффикс , с помощью которого они образованы. Что общего у всех этих слов ?
Водит машину (кто?)……….
Книги пишет (кто?)……….
Учит детей (кто?)…….
Воспитывает( кто ?)…….
Изобретает ( кто?)……
.Сказки сказывает (кто?)…….
Строит дома (кто ?)…….
6. При помощи каких суффиксов образованы выделенные слова? Списать их ,обозначить корень и суффикс.Какой смысловой оттенок придают эти суффиксы ?
Лисица и тетерев.
Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы,тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять.
7. Запиши одним словом- существительным.
Храбрый человек, умный человек, добрый человек, болтливый человек, ленивый человек,
Мудрый человек, богатый человек, грубый человек, сильный человек.
(Храбрец,………)
8.Какие из данных слов могут быть объяснены так:
Место , растут…………(сырник. Задачник, осинник, рябинник, ельник, молочник.)
Посуда, где хранят……..(проводница, перечница,сахарница,чернильница.)
9. Что изменилось в значении слова?
1.Книга-книги,учитель- учителя, столб-столбы.
2.Книга-книжный-книжкин-книжечки- книголюб.
3.Лес-лесник-лесистый-перелесок-лесок-лесочек.
4.Учить-начить-разучить-прочить-заучить.
10.Чем отличаются одинаковые по звучанию слова?
Витя проучил стихотворение два часа.
Елена Сергеевна проучила нас три года.
Витя обманул товарищей и они проучили его.
Я это правило уже заучил наизусть.
Витя совсем заучил своего щенка, даже погулять не пускает.
Такая работа расширяет и углубляет знания детей, делает их «исследователями» и способствует повышению интереса к предмету.
Немалое значение в развитии логического мышления несет в себе образование сложных слов.
1. Прочитай. Как поэт Е. Ильин объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название? С чем он сравнивает хвост птицы?
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка – невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
2. Прочитай. Объясни, что обозначают эти слова. Как ты это определил?
Садовод, звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый.
3. Образуй сложные слова из данных пар слов. Какую соединительную гласную ты напишешь в каждом слове? Запиши сложные слова. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Падать, листья - Сосать, пыль –
Класс, первый - Муха, морить –
Лед, колоть - Лес, рубить –
4. Какие сложные слова называют людей по их профессии? На какой вопрос отвечают все эти слова? Найди среди этих слов лишние. Почему они лишние? Спиши. Выдели корни.
Пчеловод, землекоп, самосвал, лесоруб, свинопас, водолаз, водонос, медовар, сталевар, верхолаз, скалолаз, скороход, броненосец, мореплаватель.
5. Почитай слова. Что общего у всех этих слов? О каком человеке можно так сказать? Придумай предложения с этими словами. Как ты думаешь, слова пустомеля, пустослов, пустозвон близкие или разные по смыслу? Спиши, выдели корни.
Лежебока, сладкоежка, малоежка, водохлеб, пустомеля, пустозвон, пустослов.
6. Прочитай. Какие слова написаны с большой буквы? Какие из этих слов эявляются сложными? Спиши. Подчеркни большую букву, соединительную гласную в сложных словах и обозначь в них корни.
1. Москву основал князь Юрий Долгорукий.
2. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке.
3. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.
4. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.
7. Прочитай слова. В каждой группе есть четвертое лишнее слово. Найди его. Почему оно лишнее? Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?
Скороговорка, поговорка, чистоговорка, громкоговоритель.
Гололед, ледокол, самолет, ледоруб.
Водопровод, проводник, путепровод, газопровод.
8. Близкие ли по смыслу слова путешественник и путеводитель? Почему? Объясни.
Правильно ли употреблены эти слова в предложениях?
1. В музее путешественники купили путеводитель.
2. Путеводитель использовал карту местности во время своего путешествия.
9. Прочитай. Замени значения сложным словом.
1) Аппарат, который сам летает.
2)Поток воды, который падает с большой высоты.
3) Человек, который пашет землю.
4)Военный корабль, ракетами на борту.
5)Одежда, которая греет тело.
6)Человек, который быстро ходит.
7) Человек, который любит трудиться.
8)Человек, который любит сладости.
В русском языке структурный состав несет в себе смысловую нагрузку. Обращение к этимологии слова позволяет не только раскрыть целостный образ слова, но и способствует усвоению детьми значения структуры слова. При этом важно развести понятия этимологический рисунок и состав слова.
Например: Детям дается для рассуждения вопрос:
- Являются ли слова ведьма и медведь родственными?
Слова медведь и ведать произошли от одного итого же слова ведать, то есть знать. Ведьма – знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь – зверь, который ведает, знает, где находится мед. Тем не менее, слово медведь не является сложным, так как эти значения постепенно утратили свою значимость.
- Что общего между словами рябина и Ряба (курочка)?
Слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова рябь, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых листьев рябины и оранжево-красных ягод этого дерева вызывает ощущение, что рябит в глазах.
-Какой корень в слове рябина? Суффикс -ин так прирос к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из этого корня выросли новые слова. Назовите родственные слова с этим корнем.
- Что общего между словами лопух и лопата.
Оба слова произошли от древнего корня лоп- , который обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовалось и лопух (растение с широкими листьями) и лопата (орудие труда по форме напоминающее лист).
Определите, что общего в значении слов: Русь, русские, Россия, россияне, русло, русалка, роса, росяница.
Русло- это ложе реки, по которому она течет, русалка- сказочная обитательница рек и озер, роса и производное от него росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях.
Иными словами, Русь – сторона, где много рек и озер, а русский – человек, живущий у воды.
Происхождение и способ образования слов с прозрачной этимологией дети в процессе творческого сотрудничества могут определить самостоятельно. Детям предлагается объяснить, как произошли слова: одуванчик, черника, подснежник, муравейник, земляника и т. д.Также можно предложить детям придумать сказку о том, как произошло то или иное слово. Например:
Подснежники.
Плакала Снегурочка,Зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем чужая.Там, где шла и плакала,
Трогая березы, выросли подснежники-
Снегурочкины слезы.
Муравейник.Жили-были букашки. Бегали они по траве – мураве. Полюбила их трава – мурава за добрый нрав и назвала их своими братьями муравьями. Обрадовались муравьи и назвали свой домик муравейником.
Заключение
Таким образом, представленные упражнения формируют у детей определенные умения, в основе которых лежат логические операции: 1) умение вычленять все значимые части слова, определять их функции; 2) умение безошибочно подбирать родственные слова, разграничивать словообразовательные гнезда с похожим звуковым составом; 3) умение толковать значение производного слова; 4) умение подбирать слова аналогичной структуры. Введение словообразовательной работы способствует усвоению правил правописания, является одним из источников пополнения словарного запаса, воспитывает внимательное отношение к слову.
Список литературы.
1.Бакулина Г. А., Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка/ М. Н.Кожина. – М.:Просвещение, 2003.-204с
2. Гальперин П. Я., Формирование умственных действий./П. Я .Гальперин. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.:Просвещение,1981. -510с
3. Волина В. В., Учимся играя. :сборник упражнений/ В.В.Волина .-М.:Новая школа, 1994.-448с
4. Волина В. В. Этимологический словарь. : учебное пособие/В.В.Волина.-– М.:Просвещение,1997.-68с
5. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка./Е.Г.Мережко// Начальная школа.- 1996. -№6.С.30-34
6. Немов Р. С. Общие основы психологии.: учебник для Вузов/Р.С.Немов.- М.:2001.-521с.
7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей.:учеб. пособие /Н.В.Новоторцева.– М.:Просвещение,1996.-318с.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка:/С.И.Ожегов. – М.:Азбуковник ,2000.-944с.
9. Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей.:учеб.пособие/А.Э.Симоновская. – М.:1996. -216с.
10.Соловейчик М. С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. /М.С.Соловейчик.// Начальная школа. -1998.- №7-с.24-32
11. Соловейчик М.С. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. :учеб. пособие./М.С.Соловейчик.– М.:Просвещение, 2000.-256с.
12. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. :учеб. пособие/А.Н.Тихонов.– М.:Новая школа, 2003.-32с.
Предварительный просмотр:
«Формирование логического мышления
учащихся при обучении словообразованию».
(Методическое пособие.)
Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию и развитию логического мышления при обучении словообразованию.
Представленный опыт работы может оказать помощь учителям начальных
классов, интересующихся проблемами словообразования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….5
Методика анализа производных слов……………………………………………….6
Методика работы со словообразовательным гнездом…………………………….11
Методика работы над семантикой морфем………………………………………...15
Упражнения направленные на усвоение логики семного анализа………………...21
Заключение……………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………32
Введение.
Основная задача обучения русскому языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В процессе словообразования учащиеся выполняют ряд сложных, мыслительных операций анализа и синтеза, что является основой для развития логического мышления.
Включение словообразовательной работы в урок необходимо не только с целью обучения грамотному письму, но и для полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и особый выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальном этапе обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К. Д. Ушинский. Он считал, что упражнения в словопроизводстве интересны детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в памяти».
Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения стилистической окраски обостряет внимание учащихся к слову , позволяет глубже разобраться в его семантике, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствует более осознанному усвоению орфографии,
языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников.
Методика анализа производных слов.
Для организации наблюдения над образованием новых слов, а так же для проведения анализа производных слов, лучше всего на первом этапе подобрать такие слова, которые легко обнаруживают свою словообразовательную связь. Сначала анализируют слова, образованные от непроизводных слов, благодаря чему у школьников сложится правильное представление о словах первичных и вторичных. Постепенно, в связи с расширением знаний учащихся и накоплением ими опыта сопоставления слов в словообразовательной паре и выделения словообразовательного элемента.
В качестве материала для первых наблюдений можно использовать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, так как значение большинства таких слов определяется через производящие. Следовательно, данный языковой материал удобен на начальном этапе установления смысловых связей в словообразовательных парах. Словообразовательные пары предлагаются в текстах, чтобы дети без труда могли раскрыть их смысл, а так же пронаблюдать употребление рассматриваемых слов в речи. Прежде чем выделить из текста словообразовательную пару, учащиеся определяют лексическое значение производного слова. Выяснив мотив названия какого – либо предмета или явления, учащиеся легко определят производящее слово. Сопоставив слова по значению и структуре, выделяется словообразовательный элемент в составе слова, благодаря которому образовалось новое значение.
В связи с этим, для определения смысловых связей в словообразовательной паре следует опираться на следующую схему:
1. Определение значения производного слова, выяснение мотива названия.
2. Определение первичного слова по отношению к данному вторичному.
3. Сопоставление слов в словообразовательной паре по значению и структуре, определение первичного и вторичного слов.
4. Выделение той части слова (морфемы), с помощью которой образовалось вторичное (производное) слово.
Эта схема в сущности и представляет собой словообразовательный анализ, так как учащиеся в конечном итоге определяют характер и путь образования производного слова.Для проведения описанной выше работы прежде всего на уроке необходимо ввести понятия «ближайшие родственные слова», «первичное слово» и «вторичное слово». Рассмотрим на конкретном примере, как можно ввести эти понятия.
Учащимся предлагается текст:Когда стемнело, я зажег лампу и – здравствуйте! Ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. (М. Пришвин.)
Затем с учащимися проводится следующая беседа:
- О ком идет речь в тексте?
-Объясните значение слова ежик.
(Ежик- маленький еж.)
-Найдите в тексте родственное ( однокоренное) к слову ежик. Какую пару родственных слов можно выделить из текста? Запишите ее.
Еж-ежик
-Сравните слова по значению. В чем заключается различие значений данных слов? Благодаря какой части в составе слова ежик его значение отличается от значения слова еж? Каково же отличие состава родственных слов в рассматриваемой паре? Какое из слов сложнее и по значению, и по составу?
Слово, которое и по структуре, и по значению сложнее в паре родственных слов, будем называть вторичным по отношению к другому слову в данной паре. Более простое слово в паре по значению и структуре будем называть первичным по отношению к данному вторичному.
-Какое слово в паре ежик – еж первичное, а какое вторичное?
-Как же образованно слово ежик?
Пару однокоренных слов, одно из которых ( вторичное ) образованно от другого (первичного) будем называть ближайшими родственными словами.
Так, еж-ежик ближайшие родственные слова.
После введения понятий «ближайшие родственные слова», «первичное и вторичное слова» можно предложить следующие группы упражнений:
1.Упражнения направленные на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближайшие родственные слова, сравнивать их и определять, какое из слов является первичным, а какое - вторичным .
1) Прочитайте. Какие слова выделены? Являются ли они родственными словами? Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Выпишите пару ближайших родственных слов.
А) Между тем рысь, ничего не заметив, скрылась в чаще. Через минуту она снова вышла на просеку. Теперь она несла в зубах, бережно держа за шиворот, маленького рысенка.
Б) Папа нашел мне бельчонка весной. Он валялся под большой сосной, где у белки гнездо. Может быть, белка перетаскивала его куда – нибудь и обронила.
В) Однажды лесник прочищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.
2. На следующем этапе упражнения не содержат ближайшие родственные слова. Они направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно подбирать к указанному вторичному слову первичное, определять, от какого слова образованно данное и, сопоставляя слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово.
1) Прочитайте. Что означают выделенные слова? Выберете к ним из «слов для справок» первичные слова. Как образованы выделенные слова?
Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят (М. Пришвин). Слова для справок: луженька, лужа; вербонька, верба.
2) Прочитайте. О чем говорится в песенке? С помощью каких слов выражена любовь к русской природе? В чем особенность состава данных слов? Выпишите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подберите к ним первичные слова.
Береза моя, березонька,
Береза моя, белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Травка шелковая…
Образец: березонька- береза
3.Упражнения следующего этапа направлены на формирование умения,проводить элементарный словообразовательный анализ по схеме.
1)Проведите разбор по следующей схеме:
1. Определите значение слова.
2. Подберите первичное слово по отношению к данному.
3. Сравните слова в паре по смыслу и по составу.
4. Выделите ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано.
Лисенок-
Лосенок-
Волчонок-
Страусенок-
Ветерок-
Листик-
Образец: Устно: 1.Лисенок- детеныш лиса
2. Первичным по отношению к слову лисенок будет слово лис.
3.Лисенок и лис – ближайшие родственные слова, лисенок и по значению и по составу сложнее слова лис. 4.Слово лисенок образовано от слова лис с помощью суффикс -енок-.
Письменно: лисенок- лис
2)Разберите слова по схеме. Из слов для справок выберите первичные по отношению к ним слова.
Зимушка, городок,
мосточек, лыжник.
Слова для справок: зимний, зима, зимовать; городской, город, городочек, пригород; мостик, мосток, мост; лыжи, лыжный,
Таким образом, специально организованные наблюдения над явлениями словообразования активно сочетается с упражнениями развивающего характера.
Методика работы со словообразовательным гнездом.
По такому же принципу работа со словообразовательным гнездом. В настоящее время в методике используется предложенное А. Н. Тихоновым оформление словообразовательного гнезда. Каждое гнездо имеет вершину – непроизводное слово. Производные слова в гнезде расположены в определенном порядке с учетом ступенчатого характера русского словообразования. (см.: А. Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1999).
Оформленное таким образом словообразовательное гнездо отражает словообразовательные связи между однокоренными словами. Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит непроизводное слово, являющееся его вершиной, затем производные слова, расположенные в алфавитном порядке. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов – словообразовательная пара (первичное и вторичное, образованное от вторичного). Затем дается описание производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно также расположено в алфавитном порядке. Например, словообразовательное гнездо с вершиной сосна:
Сосна
Сосна [сосна - сосен-к(а)]Уменьш. ласк. к слову береза.
Сосновый [сосна – сосн- ов(ый)]. Относящийся к сосне , прил. к сосна.
Сосняк[ сосна – сос(н)-няк].Лес, состоящий из сосен.
Сосенка[ сосна – сосен-оньк(а)]. Ласк. к сосна.
В процессе работы со словообразовательным гнездом младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования.
Со словообразовательным гнездом необходимо начинать работать еще до изучения состава слова, на подготовительном этапе, на котором организуются первичные наблюдения за фактами словопроизводства в языке. Это позволит в дальнейшем свести до минимума трудности усвоения словообразовательных понятий, проведения морфемного анализа. Упражнение данного этапа, проводимые в основном на допонятийном уровне, направлены на овладение детьми приемом словообразовательного толкования производного слова, на организацию наблюдений за смысловой и структурной соотносимостью родственных слов например: что означает слово приводниться? Сравни его значение со словом приземлиться. Подбери родственные сл
Прочитай. О чем говорится в тексте?
Приглядись – как хороша сосна! Особенно хорош осиновый лес осенью. В яркий наряд окрашена листва. Цветистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые подосиновики.
Найди родственные слова в данном тексте и объясни их значение. После изучения состава слова школьники учатся распределять однокоренные слова по мере образования друг от друга (строить словообразовательные цепочки), подбирать производные – слова одной словообразовательной модели.
В дальнейшем проводятся упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умения ориентироваться в нем. На материале словообразовательного гнезда можно анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки, проводить лексико – семантическую работу. Например:
1) В какую словообразовательную семью входят данные пары слов? Все ли указанные пары являются близко родственными? Ответ обоснуй.
Город – городской, город – городочек, город – горожанка, город – пригород.
Глаз – глазик, глаз – глазница, глаз – глазок.
Клей – клейкий, клей – клейковина , заклеить – наклеивать, клей – наклейка.
Лед – ледяной, лед – ледовый, лед – ледник, лед – льдинка, лед – ледок.
Рыба – рыбка, рыба – рыбацкий, рыба – рыб
2) Что обозначают следующие слова: синеть, синька, синенький, синий, синева. Докажи. Какое слово в этой семье однокоренных является вершиной?
3) Рассмотри следующую семью однокоренных слов. Заполни пропуски. Выдели суффиксы, с помощью которых были образованы новые слова.
Сад
Сад - ………..(ласк. к слову сад );
…….- садовник (тот, кто работает в саду);
Сад - ……(прил. к сад);
Серый
Серый - ……..(ласк. к слову серый);
…… - сероватый(оттенок к слову серый);
……. – сероватенький(…………);
Тетрадь
Тетрадь - ……. (……….. );
………. – тетрадочка (……… );
Тетрадь - ……...(Относящийся к тетради, прил. к слову тетрадь);
4)Прочитай. Найди в тексте слова, входящие в одну словообразовательную семью. Какое слово в этой семье однокоренных слов будет вершиной?
Весной снег быстро растаял, и вода затопила бобровую хатку. Пришлось бобрятам расплываться в разные стороны. Маленький бобренок выбился из сил. Бобр помог ему.
5)Определи место однокоренных слов в слово в словообразовательной семье. Какое слово будет являться вершиной?
………
…….(море - ……). Принадлежащий морю.
……..(море - ……). Тот, кто ходит в море.
……..(море - ……). Находящийся за морем.
……..(море -…….). Расположенный около моря
6) Составь словообразовательную семью с вершиной год, дом, берег. Определи, как образованны слова.
7) Составь две семьи однокоренных слов с вершинами коса (сплетенные вместе пряди волос) и коса (сельскохозяйственное орудие для срезания травы) и сравни их. Одинаковы ли они? Почему?
8)Рассмотри семью однокоренных слов.
Белый
Беленький (белый- бел – еньк(ий) ). Уменьш. к слову белый.
Белеть (белый – бел-е(ть)). Становиться белым.
Белизна (белый – бел-изн(а)). Яркий, чистый белый цвет.
Белить (белый – бел-и(ть)). Красить белым.
Беловатый (белый – бел-оват(ый)). Имеющий оттенок белого.
Побелеть (белеть- по-беле(ть)). Завершать действие, названное глаголом белеть.
Сравни слова белеть и белить по значению, составу и способу образования. Придумай и запиши с данными словами предложения.
9) Восстанови цепочки однокоренных слов.
Небо - ……- небесный
Небо - ……- поднебесный
Пирог - ……пирожочек
……… - пирожный
Сад - ……- садовница
…….. - ……. – садовничать
Таким образом, введение содержательного анализа фактов словопроизводства способствует развитию у школьников способности проникать в глубь слова. Изучение состава слова и элементов словообразования оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие учащихся, на их умение точно использовать производные слова в речи. Выявление лексико-словообразовательных связей словами словообразовательного гнезда способствует системному усвоению данного раздела в школе.
Методика работы над семантикой морфем.
В процессе словообразования учащиеся часто затрудняются в подборе родственных слов, так как плохо чувствуют значения корня, поэтому основная работа проводится над семантикой морфем. Этому способствуют упражнения на распознавание одинаково звучащих разных корне
1. Найдите в словах общую часть. Определите, все ли они родственные, выделите группы родственных слов.
Вода, водитесь, водяной, водный, перевод, водить, водительский, переводной, водица.
2. Прочитайте. Подумайте, какое слово лишнее. Спишите только однокоренные слова.
1.Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.
2.Лев, левша, левый, налево.
3.Гусь, гусыня, гусиный, густой.
4.Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
3.Списать. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень.В нашей школе есть столовая. Для столовой столяр сделал большой стол и маленькие столики. Столы накрыли большими скатертями.
4. Прочитайте рассказ.
-Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе «родственники»? Определите в родственных словах корень.
5. Найдите лишнее слово. Собрались у воды родственники . Подводник с Водицей беседуют .Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями болтает.Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Веле ла ему идти лрочь в свою семью. Помоги найти чужаку свою семью.
(Водить, вводить, вводный, доводить, довод, завод, заводской и т.д.)Составьте список родственников Воды и допишите тех из родни, кто не пришел к ней в гости.6. Найдите корни в выделенных словах. Объясните значение этих слов. Подберите к ним однокоренные слова.
Списывая, не спеши,
Букву к буковке пиши,
я минуток через пять
посмотрю в твою тетрадь.
Посмотрела «чистота-
только в буквах частота.
Ты пореже их пиши -
будут очень хороши».
7. Прочитать. Доказать, что в каждом ряду родственные слова. Списать выделить корень.
Новый, новенький, обновка, обновить.
Крик, крикнуть, крикливый.
Волны, волнение, волноваться, волнистый.
Плясать, пляска, плясунья, перепляс.
Борозда, бороздка, бороздить.
8. Спиши слова. Выдели корень. Однокоренные ли эти слова? Почему? Подчеркни чередующиеся согласные в корне.
Нога, ножка, ноженька, ножища.
9. Подбери и запиши однокоренные слова к данным. Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные в корне.
Пирог,…
Замок,…
Бег,…
Закрепить у детей понятие о чередовании согласных в корне поможет упражнение на подбор рифмы.
10. Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимися согласными в корне. Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – (бочок), друг – (дружок),
Ухо – (уши), пух – (пушок),
Пущу – (пускать), лечу – (летать).
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
11.Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
(С. Погорельский)
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать,отец и скворушка-
Черненькие перышки.
12.Прочитайте. Попробуйте найти корень в этих словах. Скажите, в этих словах один и тот же корень или корни разные.
Замыкать, отмычка. Замкнуть. Отомкнуть, замок, замочный.
Собирать, соберу, собрал, собрание, сбор, перебираю.
Пить, запивал, пейте, запейте, напиток.
Пейте, певец, запевало, песня, распевка, подпевать.
При работе над этим упражнением учитель прибегает к звуковому анализу, вспоминает функции йотированных букв и буквы ь. Дети выполняют это упражнение под руководством учителя, с его помощью, много рассуждают, спорят, что способствует развитию логического мышления.
Особое внимание при изучении словообразования следует уделять значению словообразовательных морфем. С этой целью необходимо включать в уроки следующие упражнения на различение приставок – антонимов, определение значения приставок и суффиксов, различие предлогов и приставок, одинаковых по буквенному составу.
13. Подберите слова с приставками с противоположными значениями.
Выехать – (въехать), взбежать – (сбежать), входить – (выходить), завязать –(развязать), уплыть – (приплыть), унести – (принести), запереть – (отпереть), заморозить – (разморозить).Работа сопровождается постоянными вопросами учителя: «Что значит отпереть, запереть, и т. Д. ? А если окончание внутрь, вниз?»
14. Прочитайте стихотворение. Найдите однокоренные слова с разными приставками и объясните их значение.
Заболел сегодня Слон,
Написал записку он,
Небольшой листок
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру,
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь - дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему рецепт,
Пописал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал еще погоду,
Прописал бочонок меду,
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей.
Учащиеся объясняют, как изменилось значение слова с изменением только одной его части – приставки. (Написал – закончил писать; обписал – писал со всех сторон, не оставил свободного места; записал – написал о чем – то еще; прописал – добавил к уже написанному и т. д.)
14. Прочитайте стихотворение. Определите, чем различаются выделенные слова. Запишите их в два столбика, определите их состав.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота
Добежал
До поворота,
Там попал
Под колесо,
Хлопнул,
Лопнул,
Вот и все!
(С. Маршак)
15.Выдедите общее значение в словах.
Прибыл, приплыл, прилетел-( ).
Приклеил, пришил, прикрутил-( ).
Приморский, пригородный, придорожный-( ).
Предлинный, прежадный, предобрый-( ).
16.Вспомните и напишите пропущенные слова.
Пушки с полят,
Кораблю велят.
Упражнения такого характера позволяют закрепить интуитивное понимание отличия предлога от приставки.
Упражнения направленные на усвоение логики семного анализа.
Особую роль для формирования и развития логического мышления учащихся играет анализа. Учитель вместе с детьми открывает новое, учащиеся выделяют «единицы сообщения»и их связи внутри слов. Единицей речевого сообщения является сема (как часть слова).
Начинается работа с выделения в словах окончания установления его значения.
1.Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные существительные.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа
Ветер нес его и нес,
Только бросил на мосту,
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу
Но шалун листок упал
И ко мне в тетрадь попал…
Слово лист дети выписывают во всех формах, причем одно за другим. Выясняется, что окончания несет сообщение о роде, числе и падеже, делается вывод, что окончание имеет значение не само по себе, а только вместе со словом.
Далее ведется работа семантического значения корня. Учащиеся усваивают, что при изменении корня получается уже не родственное слово, даже при сохранении всех прочих его частей, так как изменилась семантика (значение).
2.Подумай , чем различаются слова? Можно ли их назвать родственными? Почему?
Побелка-покраска
Попробуй продолжить ряд.
На данном этапе очень важны упражнения на усвоение логики семного анализа.
Хоккей (Игра, вид спорта, на траве и т. д.)
Футбол (Команда, мяч, трава и т. д.)
Машина (Транспорт, колесо и т. д.)
Хоккеист (Игрок, пас и т. д.)
Футболист (Спортсмен, команда и т. д.)
Машинист (Поезд, рельсы и т. д.)
Какой частью слова выражены данные значения? Как изменятся слова, если добавить к словам окончания?
4.Образуйте слова по образцу.
Марк- Марик
Павел - ……
Станислав -……
Владислав -……
Шура - …
Лиса –лисенок
Волк -…….
Утка -……
Корова -……
Ворон - ……
Свинья -……
Взрослый -…….
Еж -……
Олень -……
Бутон –бутончик
Кувшин - ……
Апельсин -……
Помидор -……
Лимон -……
Блин -……
Мука – мельник
Фокус -…….
Помощь -…..
Синий – синенький
Белый -……
Красный -…….
Пестрый -……
Низкий -……
Желтый -…….
Теплый -…….
Чистый -…..
5. Какие слова надо написать вместо точек? Запиши эти слова, выдели суффикс , с помощью которого они образованы. Что общего у всех этих слов ?
Водит машину (кто?)……….
Книги пишет (кто?)……….
Учит детей (кто?)…….
Воспитывает( кто ?)…….
Изобретает ( кто?)……
.Сказки сказывает (кто?)…….
Строит дома (кто ?)…….
6. При помощи каких суффиксов образованы выделенные слова? Списать их ,обозначить корень и суффикс.Какой смысловой оттенок придают эти суффиксы ?
Лисица и тетерев.
Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы,тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять.
7. Запиши одним словом- существительным.
Храбрый человек, умный человек, добрый человек, болтливый человек, ленивый человек,
Мудрый человек, богатый человек, грубый человек, сильный человек.
(Храбрец,………)
8.Какие из данных слов могут быть объяснены так:
Место , растут…………(сырник. Задачник, осинник, рябинник, ельник, молочник.)
Посуда, где хранят……..(проводница, перечница,сахарница,чернильница.)
9. Что изменилось в значении слова?
1.Книга-книги,учитель- учителя, столб-столбы.
2.Книга-книжный-книжкин-книжечки- книголюб.
3.Лес-лесник-лесистый-перелесок-лесок-лесочек.
4.Учить-начить-разучить-прочить-заучить.
10.Чем отличаются одинаковые по звучанию слова?
Витя проучил стихотворение два часа.
Елена Сергеевна проучила нас три года.
Витя обманул товарищей и они проучили его.
Я это правило уже заучил наизусть.
Витя совсем заучил своего щенка, даже погулять не пускает.
Такая работа расширяет и углубляет знания детей, делает их «исследователями» и способствует повышению интереса к предмету.
Немалое значение в развитии логического мышления несет в себе образование сложных слов.
1. Прочитай. Как поэт Е. Ильин объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название? С чем он сравнивает хвост птицы?
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка – невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
2. Прочитай. Объясни, что обозначают эти слова. Как ты это определил?
Садовод, звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый.
3. Образуй сложные слова из данных пар слов. Какую соединительную гласную ты напишешь в каждом слове? Запиши сложные слова. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Падать, листья - Сосать, пыль –
Класс, первый - Муха, морить –
Лед, колоть - Лес, рубить –
4. Какие сложные слова называют людей по их профессии? На какой вопрос отвечают все эти слова? Найди среди этих слов лишние. Почему они лишние? Спиши. Выдели корни.
Пчеловод, землекоп, самосвал, лесоруб, свинопас, водолаз, водонос, медовар, сталевар, верхолаз, скалолаз, скороход, броненосец, мореплаватель.
5. Почитай слова. Что общего у всех этих слов? О каком человеке можно так сказать? Придумай предложения с этими словами. Как ты думаешь, слова пустомеля, пустослов, пустозвон близкие или разные по смыслу? Спиши, выдели корни.
Лежебока, сладкоежка, малоежка, водохлеб, пустомеля, пустозвон, пустослов.
6. Прочитай. Какие слова написаны с большой буквы? Какие из этих слов эявляются сложными? Спиши. Подчеркни большую букву, соединительную гласную в сложных словах и обозначь в них корни.
1. Москву основал князь Юрий Долгорукий.
2. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке.
3. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.
4. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.
7. Прочитай слова. В каждой группе есть четвертое лишнее слово. Найди его. Почему оно лишнее? Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?
Скороговорка, поговорка, чистоговорка, громкоговоритель.
Гололед, ледокол, самолет, ледоруб.
Водопровод, проводник, путепровод, газопровод.
8. Близкие ли по смыслу слова путешественник и путеводитель? Почему? Объясни.
Правильно ли употреблены эти слова в предложениях?
1. В музее путешественники купили путеводитель.
2. Путеводитель использовал карту местности во время своего путешествия.
9. Прочитай. Замени значения сложным словом.
1) Аппарат, который сам летает.
2)Поток воды, который падает с большой высоты.
3) Человек, который пашет землю.
4)Военный корабль, ракетами на борту.
5)Одежда, которая греет тело.
6)Человек, который быстро ходит.
7) Человек, который любит трудиться.
8)Человек, который любит сладости.
В русском языке структурный состав несет в себе смысловую нагрузку. Обращение к этимологии слова позволяет не только раскрыть целостный образ слова, но и способствует усвоению детьми значения структуры слова. При этом важно развести понятия этимологический рисунок и состав слова.
Например: Детям дается для рассуждения вопрос:
- Являются ли слова ведьма и медведь родственными?
Слова медведь и ведать произошли от одного итого же слова ведать, то есть знать. Ведьма – знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь – зверь, который ведает, знает, где находится мед. Тем не менее, слово медведь не является сложным, так как эти значения постепенно утратили свою значимость.
- Что общего между словами рябина и Ряба (курочка)?
Слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова рябь, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых листьев рябины и оранжево-красных ягод этого дерева вызывает ощущение, что рябит в глазах.
-Какой корень в слове рябина? Суффикс -ин так прирос к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из этого корня выросли новые слова. Назовите родственные слова с этим корнем.
- Что общего между словами лопух и лопата.
Оба слова произошли от древнего корня лоп- , который обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовалось и лопух (растение с широкими листьями) и лопата (орудие труда по форме напоминающее лист).
Определите, что общего в значении слов: Русь, русские, Россия, россияне, русло, русалка, роса, росяница.
Русло- это ложе реки, по которому она течет, русалка- сказочная обитательница рек и озер, роса и производное от него росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях.
Иными словами, Русь – сторона, где много рек и озер, а русский – человек, живущий у воды.
Происхождение и способ образования слов с прозрачной этимологией дети в процессе творческого сотрудничества могут определить самостоятельно. Детям предлагается объяснить, как произошли слова: одуванчик, черника, подснежник, муравейник, земляника и т. д.Также можно предложить детям придумать сказку о том, как произошло то или иное слово. Например:
Подснежники.
Плакала Снегурочка,Зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем чужая.Там, где шла и плакала,
Трогая березы, выросли подснежники-
Снегурочкины слезы.
Муравейник.Жили-были букашки. Бегали они по траве – мураве. Полюбила их трава – мурава за добрый нрав и назвала их своими братьями муравьями. Обрадовались муравьи и назвали свой домик муравейником.
Заключение
Таким образом, представленные упражнения формируют у детей определенные умения, в основе которых лежат логические операции: 1) умение вычленять все значимые части слова, определять их функции; 2) умение безошибочно подбирать родственные слова, разграничивать словообразовательные гнезда с похожим звуковым составом; 3) умение толковать значение производного слова; 4) умение подбирать слова аналогичной структуры. Введение словообразовательной работы способствует усвоению правил правописания, является одним из источников пополнения словарного запаса, воспитывает внимательное отношение к слову.
Список литературы.
1.Бакулина Г. А., Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка/ М. Н.Кожина. – М.:Просвещение, 2003.-204с
2. Гальперин П. Я., Формирование умственных действий./П. Я .Гальперин. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.:Просвещение,1981. -510с
3. Волина В. В., Учимся играя. :сборник упражнений/ В.В.Волина .-М.:Новая школа, 1994.-448с
4. Волина В. В. Этимологический словарь. : учебное пособие/В.В.Волина.-– М.:Просвещение,1997.-68с
5. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка./Е.Г.Мережко// Начальная школа.- 1996. -№6.С.30-34
6. Немов Р. С. Общие основы психологии.: учебник для Вузов/Р.С.Немов.- М.:2001.-521с.
7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей.:учеб. пособие /Н.В.Новоторцева.– М.:Просвещение,1996.-318с.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка:/С.И.Ожегов. – М.:Азбуковник ,2000.-944с.
9. Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей.:учеб.пособие/А.Э.Симоновская. – М.:1996. -216с.
10.Соловейчик М. С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. /М.С.Соловейчик.// Начальная школа. -1998.- №7-с.24-32
11. Соловейчик М.С. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. :учеб. пособие./М.С.Соловейчик.– М.:Просвещение, 2000.-256с.
12. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. :учеб. пособие/А.Н.Тихонов.– М.:Новая школа, 2003.-32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование логического мышления у учеников младших классов
В процессе написания работы мною была изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней логических задач и заданий развивающего характера. Решение логических задач и заданий развивающего ха...
Особенности формирования логического мышления младших школьников
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...
Особенности формирования логического мышления младших школьников
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...
Программа по формированию логического мышления по математике в начальных классах.
Представленная программа направлена на создание условий для реализации содержания темы «Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математике (4 класс)»...
Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....
"Занимательные" цифры, как один из способов формирования логического мышления на уроках математики.
Предлагаю вашему вниманию оригинальную методику "Занимательные (сказочные) цифры" для формирования у детей логического мышления. Методика разработана доктором психологи...