Образование слов с помощью приставки и суффикса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

урок по словообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_slov_s_pomoshchyu_pristavki_i_suffiksa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса.

Тип урока: Открытие нового знания

Цели:

1. Сформировать представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса.

2. Закрепить знания шагов учебной деятельности и умение применять УУД для решения учебных задач по русскому языку.

3.Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.

Личностные результаты:

Сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата;  осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты обучения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделять нужную информацию для решения учебной задачи; работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Предметные результаты обучения: иметь представление  об образовании слов с помощью приставки и суффикса; находить слова, образованные с помощью приставки и суффикса и учиться образовывать новые слова; выполнять действия по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель открывает на доске поговорку: Работа мастера боится!

- Прочитайте предложение на доске.

- Что это?

- Как вы её понимаете?

- Сегодня вы узнаете новое об образовании слов. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.

- Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового?

- С чего начнём работу на уроке?

Читают предложение.

Пословица.

Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом.

Постараться самим понять, что мы ещё не знаем, и самим «открыть» новый способ.

С повторения необходимых знаний

II

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Кто жонглирует мячами

Мы ж попробуем словами.

Я бросаю слово «лью»,

Вы в ответ мне …

(Ответы детей заносятся на доску)

- Как одним словом можно назвать данные слова?

- С помощью какой части слова вы образовали новые родственные слова?

- Какая ещё часть слова помогает образовывать новые родственные слова?

- Для того чтобы образовывать новые слова какими знаниями должны воспользоваться?

- В жизни вам это пригодиться? Для чего образуют новые слова?

- Покажите с помощью какой части слова образовались данные слова. Для этого вы должны разобрать слова по составу, догадаться с помощью какой части слова образовались они и разместить под соответствующей карточкой.

Составляют слова с основой «лью»

(разолью, солью, перелью, вылью, долью и т.д.)

Родственные слова

С помощью приставки

Суффиксы

Ответы детей: (родственные слова, приставка, суффикс, как образуются слова при помощи приставки и как образуются слова при помощи суффикса)

Для того, чтобы речь наша была богатой и т.д.

Работа в группе

Алгоритм

  1. Разобрать слово по составу
  2. Посмотреть при помощи чего образовалось слово.
  3. Разместить под соответствующей карточкой на доске

Слова:

1 группа - выход, зубной, отрезок

2 группа - переход, лобик, отрезок

3 группа – приезд, пенёк, отрезок

4 группа – проезд, комарище, отрезок

III

Выявление места и причины затруднения

- Какое слово вызвало затруднение? Почему?

Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.

- Вы умеете образовывать такие слова? Они вам встречались раньше?

- Как вы поняли, какой теме посвятим сегодняшний урок? (Тему урока записываю на доске)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Какие новые знания вы хотите получить на уроке? (Под диктовку учащихся записываю цель урока)

Слово отрезок, так как образовано не только приставкой, но и суффиксом.

Рефлексия

Нет

Называют тему урока: «Образование слов с помощью приставки и суффикса».

Ставят цель урока: Находить слова, образованные при помощи приставки и суффикса. Учиться образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса.

IV

Построение проекта выхода из затруднения

Вместе с детьми составляю проект выхода из затруднений, фиксируя план на доску

  1. Наблюдение за словами
  2. Посмотреть при помощи чего образовалось слово.
  3. Сделать вывод.
  4. Построить схему слова.

– Чтобы увидеть при помощи чего образовалось слово для этого необходимо что сделать? (разобрать слово)

Предлагают этапы проекта выхода из затруднений

Повторяют алгоритм разбора слова по составу (вывешивается на доску)

V

Реализация проекта

1.

- Прочитайте стихотворение М. Дружининой (слайд на доске)

 

- Почему именно так называют первый весенний цветок?

- Являются ли выделенные слова родственными? Почему?

2.

- Выпишите их столбиком так, чтобы корни были строго один под другим.

- Посмотрите, при помощи чего образовалось новое слово?

3.

 – Сделайте вывод.

4. Постройте схему образования слова подснежник.

- Составим краткий алгоритм образования родственных слов с помощью приставки и суффикса:

Читают на доске стихотворение Марины Дружининой

Ждёт подснежник и гадает:

- Ну когда же снег растает?

Расцвести скорее хочет

Первый маленький цветочек!

Да, так как имеют общий корень и общий смысл.

Работают в тетради. Записывают выделенные слова столбиком.

Выделяют корень, приставку и суффикс.

Слова образовались с помощью приставки –под и суффикса –ник 

Записывают схему образования слова подснежник

Составляют совместно алгоритм

1. Первое слово лишается окончания.

2. К оставшейся основе добавляется спереди -  приставка, сзади – суффикс.

3. Прикрепляется окончание.

VI

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Каждой группе даётся по одному слову. Необходимо письменно показать, как образовалось данное слово и рассказать классу.

Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.

Работа в группе. Разбирают слова:

1 группа – наплечник

2 группа – неудачник

3 группа – подсвечник

4 группа – докупить

Выбирают выступающего. Каждый выступающий представляет работу группы.

Рефлексия

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Письменно показать, как образовались слова по вариантам.

I вариант: погрузка, забежать.

II вариант: разгрузка, убежать.

Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.

Самостоятельная работа.

Проверяют по эталону

Рефлексия

VIII

Включение в систему знаний и повторение

Задание по группам

Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.

Работа в группах

1 группа:  Составить слова используя данные части слова (части слов в конвертах)

2 группа:  Выполняют электронный тест

3 группа: Задание на карточке. (Слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов: Незнайка, Знайка, Винтик, Сиропчик, Пилюлькин, Цветик, Торопыжка, Авоська.

- Объясните, какие слова помогли писателю Николаю Носову придумать имена Незнайки и его друзей. Найди слово, образованное при помощи приставки и суффикса.)

4 группа: На интерактивной доске оставляют совершенно новые слова с помощью приставки и суффикса.

Рефлексия

IX

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель ставили на уроке?

- Какое открытие для себя сделали?

- Посчитайте баллы и оцените свою деятельность на уроке

Закончите предложение:

-Мне на уроке понравилось…

-Мне показалось трудным…

-Я бы еще хотел…

-Главным своим результатом на уроке считаю…

Молодцы! Спасибо за урок!

Самоанализ своей деятельности на уроке

X

Домашнее задание

  1. Учебник с. 84, упр. 93
  2. В орфографическом словаре найти пять слов образованных с помощью приставки и суффикса.

Учитель начальных классов Светличная Н.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса

Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса"

Технологическая карта урока закрепления+ презентация  по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса" (УМК "Перспективная начальная школа") разработаны на материале книги К. Чуковского ...

Урок по русскому языку во 2 классе «Образование слов с помощью приставки и суффикса»

Урок закрепления знаний по умению находить приставки в словах....

Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"

Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.Задачи урока: Образовательные:организовать наблюдение над приставками и суфф...