Второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения". 3 класс. Школа-2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtorostep_chleny_murtazina_zoya_dmitrievna.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 133

Тема: Понятие о второстепенных членах предложения.

Цели:

-Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепеные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

 Формы работы: индивидуальная, работа в парах работа в группах.

Этапы урока

Ход урока

1.Актуализация знаний.

1.Психологический настрой учащихся.. Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре).

Здравствуй, друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал! Ты пришел! Хорошо!

Дети вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

  • Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями
  • У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и предаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом.

Каким вы представляете урок? (интересным, веселым, трудным..)

Откройте тетради.

Я тетрадь свою открою......

Что надо записать? (дату)( 7 апреля, классная работа)

2. Пятиминутка чистописания.

-какую запись вы должны дальше написать? (мин чистописания)

-с какой целью мы проводим минутки чистописания.

Прочитаем хором ПОСЛОВИЦУ.

КАК ПОНИМАЕТЕ ПОСЛОВИЦУ?

Ум хорошо, а два лучше.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

-Какое умение мы сейчас формировали? (оценивали свою деятельность)

 II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

  1. Словарная работа. (на слайде). Работа в паре.

Вспомним правила работы в паре!

-А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова.  (слайд 2)

бяанри      носаи       ояблян   зербеа

   (  Рябина, осина, яблоня, берёза)

-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.

РАБОТА В ПАРАХ.

а)Блиц-опрос.(слайд 3)

Что такое предложение?

-Какие предложения вы знаете по цели высказывания?

-А по интонации?

-Назовите главные члены предложения.  (Подлежащее и сказуемое. )

-Чем в предложении может быть выражено подлежащее?(Существительным, местоимением  )

-Чем может быть сказуемое?(Сказуемое может выражаться глаголом )

б) Игра “Кто быстрее?”. РАБОТА В ГРУППЕ, Вспомним правила работыв в группе.

- А сейчас я хочу проверить, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу  в предложении.  Каждой группе я раздам листок с текстом, где   вы должны выделить главные члены предложения. Работа в группах.

По воскресеньям наша семья  гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук.  Птички клюют  крошки хлеба.

 5. «Открытие» нового знания

1. Анализ языкового материала.

- Прочитайте текст, записанный на слайде (слайд 4)

Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чем текст? Какую пользу приносит это дерево?

- А что еще вам известно об этом дереве?

Дополнительный материал:

 Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

- Назовите главные члены каждого предложения.

Работа в группах.

( Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.)

-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.

Все ли понятно?

- А что помогает, уточняет прочитанное? ( Другие слова, другие члены предложения. )

-Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

2. Осознание формулировки определения понятия.

- Ребята, откройте учебник на странице 149  и прочитайте правило .

-Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?( Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. )

  3.  Игра « Живое предложение».

-Сейчас мы с вами попробуем составлять предложения из слов. На столах у вас карточки со словами, вы должны определить порядок слов в предложении и составить красивое и правильное предложение. В своём предложении вы должны назвать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Работа в группах:

1.Ёлка ветки свои опустила.

2.Белый иней осыпал её.

3.Жук жужжал в густой осоке.

4.Вол лежал на солнцепёке.

Проверка: каждая группа по очереди у доски составляет  своё предложение и называет грамматическую основу и второстепенные члены предложения..

 Проверка: по окончанию работы каждая группа читает сначала предложение, а потом  грамматическую основу.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Закрепление. Самостоятельная работа. Диагностика.- А сейчас очень хочется узнать, как вы усвоили   предыдущие темы уроков и сегодняшнюю новую тему.   У вас на столе лежат листочки  , на которых написаны вопросы. Это диагностика, которая позволяет нам быстро увидеть результаты.   Те, кто может справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке.

1.Предложения по цели высказывания бывают_____________________________________________________________________________________

А по интонации ______________________ или_____________________________________________

2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения___________________________________

3.Главные члены предложения-это_____________________________________________________

4.Подлежащее выражено__________________________________________________, сказуемое_________________________

5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть________________________________

После того как все   выполнили задание,  дети сверяют свои ответы с правильными ответами на (слайде 5)

 1.Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.

 А по интонации восклицательные или невосклицательные.

2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения  .   !    ?  ….

3.Главные члены предложения -это подлежащее и сказуемое.

4.Подлежащее выражено существительным , сказуемое –глаголом.

5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть второстепенные члены предложения.

- На доске находятся кармашки. Если вы сделали все пять заданий, то положите их в зеленый кармашек, если выполнили четыре – положите в кармашек синего цвета, три – ваш кармашек розового цвета, два – это желтый цвет., одно- в белый кармашек.

(После урока учитель анализирует результаты работы учащихся).

-Какое умение мы формировали? 

(работать в группе,  работать с информацией, находить и осмысливать ее, использовать ее,  владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом, организовывать свои действия, ставить перед собой цель.

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята посмотрите на план и скажите, все ли нам удалось узнать?  

Добрые поступки, слова, дела они всегда согревают как солнышко. Представьте себя лучиками солнца и разместите их на солнце.

____ _________________ «Я понял материал урока и справлюсь со всеми заданиями».

_____________ «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь».

___________ « Я не понял материал, не мог выполнить задания, мне срочно требуется помощь»

В нашем классе стало еще теплее и светлее, у нас такое яркое солнышко.

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- в чем испытывали затруднения?

– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

Выставление оценок. Дом зад. Стр 59 № 79.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

учителя

Результат  деятельности

  • Соотнести полученный результат с поставленной целью;
  • Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.

Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.

Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).

Ключевые умения

Познавательные умения:

- определять второстепенные члены .

Регулятивные умения:

- выполнять задания, используя алгоритм определения второстепенных членов предложения;

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное высказывание, мнение;

Предметные умения:

- определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически;

                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...

Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...