«Обучение написанию личного письма».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дух Вера Григорьевна

Цель: - познакомить с историей возникновения письменности;

           - знакомство с новым жанром  - формат – жанр личного письма;

            - изучение жанровых возможностей личного письма;

            - ведение диалога с адресатом;

            - этичность общения людей;

            - выработка практических навыков грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon учимся писать письмо43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Обучение написанию личного письма».

Цель: - познакомить с историей возникновения письменности;

           - знакомство с новым жанром  - формат – жанр личного письма;

            - изучение жанровых возможностей личного письма;

            - ведение диалога с адресатом;

            - этичность общения людей;

            - выработка практических навыков грамотного письма.

Оборудование: рисунки с изображением пословичного письма эве, кипу, картинки с изображением глиняных бирок, гусиное перо, чернильница, чернила, шариковая ручка, конверт, письмо.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа учителя.

                                                                            Всякая мысль, выраженная

                                                                                            словами, есть сила, действие

        которой беспредельно.

        Л.Н. Толстой

   - Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие в музей под названием «История письменности» и узнаем, как возникла письменность и для чего она нужна.

2. Заочное путешествие в музей.

Ребята. В музее собраны предметы с древних времен и почти до нашего времени.

Почти миллионы лет поколения людей общались между собой с помощью звуков, жестов, сигналов. Это время называется доисторическим. В тот момент, когда впервые было высечено, начертано , нацарапано имя вождя, или бога, или племени – началась история письменности.

      Вот перед нами пословичное письмо народа эве, жившего на территории Нигерии. Эти картинки – запись « слов стариков», т.е. народной мудрости. Условные знаки и картинки вырезали на сосудах из тыквы – калебасах.

- Куда иголка, туда и нитка. (Сыновья следуют по стопам отца).

- « мир велик, как баобаб». ( Человек, стоящий между деревьями, пытается обхватить их разом).

      А это кипу – палочка, а может быть, толстая веревка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Завязанные на ней узелки – это счет предметов, а цвет шнура – это тот или иной предмет: бурый цвет обозначал картофель, желтый – золото, красный – войны.

      Затем появились глиняные бирки с изображением клинообразных черточек, берестяные свитки, кожа животных для написания сообщений.

     Несколько сот лет назад люди научились делать бумагу. И писали на ней гусиными перьями. А много лет спустя появились карандаши, чернила и ручки. Вот это чернильница – « непроливайка» для хранения и ношения чернил в школу. Несколько лет назад люди придумали  шариковую ручку.

  - Ребята, а кто из вас знает, что это такое? (Конверт).

  - Как вы думаете, почему письмо как экспонат попало в музей? ( Люди мало пишут письма, больше общаются по телефону или с помощью компьютера.

3.Сообщение темы урока.

         Сегодня мы будем учиться писать письмо. Ребята, подумайте, кому вы могли бы написать? Как вы думаете, что лучше – написать письмо или поговорить с другом  или родственником по телефону?

          Правильно, если хочешь узнать новости немедленно – для этого существует телефон.  Но вот писать такие послания, которые люди берегут и хранят годами – Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая таким даром не стоит вообще пытаться писать письмо. Вот вам совет: вместо того, чтобы думать о себе и о впечатлении, которое вы произведете на других,  думайте об адресате и о его чувствах. Подумайте о письме, которое вам было бы приятно получить и прочитать. Чаще всего в них много личного, отчего возникает впечатление, будто автор сидит рядом  и приятно болтает с вами. Нужно создать волшебное ощущение беседы.

4. Объяснение учителем нового материала.

Я считаю, что мы все немного разучились писать письма. Во многих  письмах вообще не чувствуется личность того, кто пишет.

              Если письмо написано не с какой-то определенной целью и затрагивает только одну проблему, оно всегда должно передавать адресату настроение пишущего.

Существует несколько заповедей для пишущего письмо:

- любое письмо должно начинаться с даты. Её место – правый верхний угол первой страницы;

- письмо начинается с обращения, расположенного посередине листа. Обращения диктуются этическими нормами и тем, как вы привыкли называть ваших друзей и членов семьи: «Дорогая мамочка», «Милая бабушка», «Здравствуй, Маша»;

- письма нужно строить логически последовательно, обязательно прочитать перед отправкой;

- если не знаешь написания слов, загляни в словарик, нежели отправлять письмо с массой ошибок;

- почерк должен быть разборчивым, аккуратным;

- письмо лучше писать от руки, но можно и напечатать. Тогда подпись – от руки;

- нельзя отправлять анонимные письма;

- нельзя читать чужие письма;

- нужно отвечать на полученное письмо в течение 5 дней. Если нет времени, отправь открытку – своего рода промежуточную весточку;

- завершается письмо добрыми пожеланиями и выражениями своего отношения к адресату (н-р, Желаю Вам всего самого доброго. С уважением  Александр.)

- обязательно указывайте обратный адрес.

                    А что бы письмо получилось хорошим, нужно;

- поделиться информацией и новостями;

- перемешать хорошие новости с плохими- никогда не обрывайте письмо после перечисления несчастий и болезней;

- нужно ответить на вопросы, которые вам задали;

- обязательно спросите, как идут дела у вашего адресата;

- сообщайте только ту радость, которая доставит другим радость.

5. Подведение итогов.

             Итак, подведем итог.

- Что пишется в самом начале письма? А в конце?

- Какие части письма можно выделить? (Обращение, сообщение о новостях, вопросы адресату, благодарность, передача приветов, прощание, концовка, подпись).

6.Закрепление изученного материала.

                 Ребята, предлагаю вам написать письмо своему другу, подруге, следуя всем предложенным рекомендациям.

7. Проверка письменных работ. Зачитывание лучших сочинений.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

МО Кореновский район Краснодарского края

                                                                                              Автор: В.Г.Дух,

        учитель начальных классов.

                                                           

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание личного письма - 3 класс

Образец с пропусками...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс...

Пособие для учащихся 4 класса для подготовки к контролю письма "Личное письмо"

Данный материал представляет собой тренировачный вариант написания личного письма другу...

Тренажеры для написания личного письма на английском языке в 4 классе

Предлагаю несколько личных писем на английском языке для учащихся 4 классов....

Урок обучение написания письма по плану

За один урок кратко и понятно объяснить детям, что такое письмо, как правильно его написать, а также создать творческий проект "Письмо Весне"...

Конспекты уроков обучения грамоте и письма для 1 класса по теме Написание и чтение слов в предложении с буквой Ф

Конспекты урока обучения грамоте и письма для 1 класса по теме: "Написание слов с буквой Ф, Чтение слов в предложении с буквой Ф"...