Рабочая программа, обучение грамоте
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._obuchenie_gramote.doc | 576 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование уроков «Обучение грамоте (чтение и письмо)» | ||||||||
№ п/п | Тема У М К «Гармония» 1 класс Обучение грамоте (чтение и письмо) 95/95 часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||
чтение | письмо | |||||||
1-я четверть ( 33 ч.) Подготовительный период ( 19) | Знать: Обучающиеся должны знать, чему учили детей в древности, чему учат современных детей Признаки предложения Уметь: Различать устную и письменную речь Графически оформлять предложение и слово Устанавливать количество и порядок слов в предложении Иметь понятие: О звуке и букве | Личностные: Будет сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика» при изучении тем раздела, во время совместной работы с учителем и одноклассниками и посещения школьной библиотеки. Сформируется ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности при становлении каллиграфических умений; Будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу во время изучения правил хорошей речи. Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи с помощью учителя при развитии аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма Научатся высказывать предположения (версии) о том, зачем нам нужна речь Познавательные: Подготовка к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте. Использование знаково-символических средств при изучении понятий предложение, слово, слог, звук Установление аналогий при использовании квази-письма («ненастоящее письмо» – запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением. Научатся выделять звук в слове, научатся находить слова с заданным звуком, научатся различать звуки и буквы при изучении темы «Звуки вокруг нас. Звуки речи» Коммуникативные: Приобретут умение объяснять свои действия (способ написания) Приобретут умения слушать и понимать речь других, работая в парах и малых группах Приобретут умение задавать вопросы Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром | Работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе Совместная работа с учителем Работа со знаково-символическими моделями при установлении изображений древних и современных сообщений Выполнение совместных и индивидуальных заданий по сравнению и классификации звуков и букв Дидактические игры: «Что лишнее?», «Да - нет» | 19/19 | ||||
1 | 1 | Как мы здороваемся и прощаемся? Знакомство с правильной посадкой, положением ручки | 1/1 | С. 8-9 Пропись № 1 с. 3 | 02.09 | |||
2 | 2 | Зачем нам нужна речь? Знакомство с разлиновкой прописи | 1/1 | С.10-11,12 c.4-5 | 03.09 | |||
3 | 3 | Правила хорошей речи Знакомство со штриховкой | 1/1 | С.14-15 C.6-7 | 04.09 | |||
4 | 4 | Об одном и том же по- разному Продолжение знакомства со штриховкой | 1/1 | С.16-17 C.8-9 | 05.09 | |||
5 | 5 | Речь устная и письменная. Предложение Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази-письмо) | 1/1 | С.18-23 С.10-11. | 09.09 | |||
6 | 6 | Слово Знакомство с элементами букв:: Квази-письмо с делением на слова | 1/1 | С.24-25 С.12-13 | 10.09 | |||
7 | 7 | Слог Знакомство с элементами букв: Квази-письмо с указанием слогов в словах | 1/1 | С.26-27 С.14-15 | 11.09 | |||
8 | 8 | Звуки вокруг нас. Звуки речи Знакомство с элементами букв: | 1/1 | С.28-29 С.16-17 | 12.09 | |||
9 | 9 | Звуки речи: закрепление Знакомство с элементами букв: | 1/1 | С.30-31 С.18-19 | 16.09 | |||
10 | 10 | Звуки гласные и согласные Знакомство с элементами букв: | 1/1 | С.36-37 С.20-21 | 17.09 | |||
11 | 11 | Звуки гласные и согласные: закрепление Знакомство с элементами букв: | 1/1 | С.38-39 С.22-23 | 18.09 | |||
12 | 12 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки Знакомство с элементами букв: | 1/1 | С.40-41 С.24-25 | 19.09 | |||
13 | 13 | Ударные и безударные гласные звуки: закрепление Знакомство с элементами букв: | 1/1 | С.42-43 С.26-27 | 23.09 | |||
14 | 14 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие Знакомство с нижним соединением элементов букв | 1/1 | С.46-47 С.28-29 | 24.09 | |||
15 | 15 | Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление Знакомство со средним соединением элементов букв | 1/1 | С.48-49 С.30-31 | 25.09 | |||
16 | 16 | Гласные и согласные звуки: обобщение Знакомство с верхним соединением элементов букв | 1/1 | С.50-53 С.32-33 | 26.09 | |||
17 | 17 | Согласные звуки: глухие и звонкие Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение | 1/1 | С.54-55 C.34-35 | 30.09 | |||
18 | 18 | Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение | 1/1 | С.54-55 С.36-37 | 01.10 | |||
19 | 19 | Звуки речи: обобщение. Повторение Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее | 1/1 | С.56-57 С.38-39 | 02.10 | |||
Основной период(84/84) | Знать: Признаки гласных звуков Позиционные особенности букв в словах Признаки твердых и мягких согласных звуков Уметь: Различать гласные звуки Различать согласные звуки Называть предметы по их числу Иметь представление: О написании имен собственных | Личностные: Будет сформирована Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при обучении письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением. Установка на здоровый образ жизни при обращении внимания на правила посадки при письме, Регулятивные: Преобретут умение учитывать правило во время упражнений в соотношении рисунков и схем. Смогут планировать результаты своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Понимать цель и смысл выполняемых заданий при работе с прописями «Хочу хорошо писать!» Получат возможность научиться осуществлять первоначальный контроль своих действий, следуя инструкциям учителя при обучении письму буквам Познавательные: Использование знаково-символических средств при изучении букв и обозначение её схемой Научатся использовать знаково-символические средства, в частности схемы для обозначения букв, слов сопоставлять слова и схемы, сравнивать и различать их. Научатся характеризовать гласные и согласные звуки русского языка Научатся разграничивать понятия звук и буквы звук при изучении письма букв. Приобретут умение списывать и писать под диктовку Научатся задавать вопросы при работе с прописями « Хочу хорошо писать!» Приобретут умения использовать знако-символические средства, включая модели и схемы для звуко-буквенного анализа при изучении фонем Приобретут умения выделять существенные признаки предмета Научатся обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места» при изучении темы «Опасности письма» на месте безударных гласных» Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение задавать вопросы Умение использовать речь для регуляции своего действия Умение контролировать действия партнера Умение работать в парах и индивидуально во время работы с прописями « Хочу хорошо писать!» | Работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе); Дидактические игры. Проблемная ситуация по сказкам Разгадывание ребусов Упражнения в соотношении рисунков и схем Моделирование | 89/89 | ||||
Первые буквы гласных звуков А а – О о, И и – ы, У у - Э э | Пропись № 2 | |||||||
1 | 1 | Буквы А а – О о Письмо букв о О | 1/1 | С.60-61 С.4-5 | 03.10 | |||
2 | 2 | Буквы И и – ы Письмо букв и И ы | 1/1 | С.62-63 С.6-7 | 07.10 | |||
3 | 3 | Буквы У у – Э э Письмо букв э Э | 1/1 | С. 64-65 С.8-9 | 08.10 | |||
4 | 4 | Закрепление Письмо букв у У | 1/1 | С.66-67 С.10-11 | 09.10 | |||
5 | 5 | Закрепление Письмо букв а А | 1/1 | С.68-69 С. 12-13 | 10.10 | |||
Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р | ||||||||
6 | 6 | Буквы Л л – М м Письмо букв л Л | 1/1 | С. 70-71 С.14-15 | 14.10 | |||
7 | 7 | Закрепление Письмо букв м М | 1/1 | С.72-73 С.16-17 | 15.10 | |||
8 | 8 | Буквы Н н Письмо букв н Н | 1/1 | С.74-75 С.18-19 | 16.10 | |||
9 | 9 | Буквы Р р Письмо букв р Р | 1/1 | С.78-79 С.20-21 | 17.10 | |||
10 | 10 | Упражнение в чтении и письме Закрепление навыков чтения Закрепление навыков письма | 1/1 | С.80-81 С.82-83 С.22-23 | 21.10 | |||
Буквы парных по глухости–звонкости согласных звуков:С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш | ||||||||
11 | 11 | Буквы С с Письмо букв с С | 1/1 | С.84-85 С.24-25 | 22.10 | |||
12 | 12 | Буквы К к Письмо букв к К | 1/1 | С.86-87 С.26-27 | 23.10 | |||
13 | 13 | Упражнение в чтении и письме Закрепление | 1/1 | С.88-89 С.28-29 | 24.10 | |||
14 | 14 | Буквы Т т Письмо букв т Т | 1/1 | С.90-91 С.30-31 | 28.10 | |||
2-я четверть (30 часов/30 часов) | ||||||||
1 | 1 | Буквы В в Письмо букв в В | 1/1 | С.92-93 С.32-33 | 29.10 | |||
2 | 2 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.94-95 С.34-35 | 30.10 | |||
3 | 3 | Буквы П п Письмо букв п П | 1/1 | С.98-99 С.36-37 | 31.10 | |||
4 | 4 | Буквы Ш ш Письмо букв Ш ш | 1/1 | С.100-101 С.38-39 | 11.11 | |||
5 | 5 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.102-103 С.40-41 | 12.11 | |||
Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь | ||||||||
6 | 6 | Буквы ы – И и Повторение | 1/1 | С. 6-7 Пропись № 3 С.4-5 | 13.11 | |||
7 | 7 | Буквы А а – я Письмо буквы я | 1/1 | С.8-9 С.6-7 | 14.11 | |||
8 | 8 | Буквы Э э – е Письмо буквы е | С.10-11 С.8-9 | 18.11 | ||||
9 | 9 | Упражнение в чтении и письме Закрепление | 1/1 | С.12-13 С.10 -11 | 19.11 | |||
10 | 10 | Буквы О о – ё Письмо буквы ё | 1/1 | С.14-15 С.12-13 | 20.11 | |||
11 | 11 | Буквы У у – ю Письмо буквы ю | 1/1 | С.16-17 С.14-15 | 21.11 | |||
12 | 12 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.18-19 С.16-17 | 25.11 | |||
13 | 13 | Буква ь Письмо буквы ь | 1/1 | С.20-21 с.18-19 | 26.11 | |||
14 | 14 | Упражнение в чтении и письме Закрепление | 1/1 | С.22-23С.24-25 С.20-21 | 27.11 | |||
15 | 15 | «Опасности письма» на месте безударных гласных | 1/1 | С.26-27 С.22-23 | 28.11 | |||
16 | 16 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.28-29 С.24-25 | 02.12 | |||
Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы | ||||||||
17 | 17 | Буквы Й й Письмо букв й Й | 1/1 | С.30-31 С.28-29 | 03.12 | |||
18 | 18 | Упражнение в чтении и письме Закрепление и обобщение Закрепление и обобщение | 1/1 | С.32-.33 С.28-29 | 04.12 | |||
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш | ||||||||
19 | 19 | Буквы З з – С с Письмо букв з З | 1/1 | С.34-35 С.30-31 | 05.12 | |||
20 | 20 | Буквы Б б – П п Письмо букв б Б | 1/1 | С.36-37 С.32-33 | 09.12 | |||
21 | 21 | Закрепление Упражнение в чтении и письме Закрепление | 1/1 | С.38-39 С.34-35 | 10.12 | |||
22 | 22 | Буквы Г г – К к Письмо букв г Г | 1/1 | С.40-41 С.36-37 | 11.12 | |||
23 | 23 | Буквы Д д – Т т Письмо букв д Д | 1/1 | С.42-43 С.38-39 | 12.12 | |||
24 | 24 | Закрепление . Упражнение в чтении и письме Закрепление | 1/1 | С.44-45 С.46-47 С.40-41 | 16.12 | |||
25 | 25 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) | 1/1 | С.48-49 С.42-43 | 17.12 | |||
26 | 26 | Буквы В в — Ф ф Письмо букв ф Ф | 1/1 | С.50-51 С.44-45 | 18.12 | |||
27 | 27 | Буквы Ж ж – Ш ш Письмо букв ж Ж | 1/1 | С.52-53 С.46-47 | 19.12 | |||
28 | 28 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.54-55 С.48-49 | 23.12 | |||
29 | 29 | Правописание ударных сочетаний жи. – ши. Правописание ударных сочетаний жи- ши | 1/1 | С.56-57 С.50-51 | 24.12 | |||
30 | 30 | Упражнение в чтении и письма | 1/1 | С.58-59 | 25.12 | |||
3-я четверть(32 часа) | ||||||||
1 | 1 | Закрепление сведений об «опасностях письма» Закрепление сведений об «опасностях письма» | 1/1 | С.60-61 С.52-53 | 26.12 | |||
2 | 2 | Повторение изученного Повторение изученного | 1/1 | С.62-63 С.54-55 | 13.01 | |||
3 | 3 | Читаем и рассказываем Рассуждаем и пишем | 1/1 | С.64-65 С.56-57 | 14.01 | |||
4 | 4 | Упражнение в чтении и письма | 1/1 | С.66 С.67 | 15.01 | |||
Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ | ||||||||
5 | 5 | Повторение изученного | 1/1 | Пропись № 4 С.4-5 | 16.01 | |||
6 | 6 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) | 1/1 | С.68-69 С.6-7 | 20.01 | |||
7 | 7 | Буквы Х х Письмо букв х Х | 1/1 | С.70-71 С.8-9 | 21.01 | |||
8 | 8 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.72-73 С.10-11 | 22.01 | |||
9 | 9 | Упражнение в чтении и письма | 1/1 | С.74-75 | 23.01 | |||
10 | 10 | Буквы Ц ц Письмо букв ц Ц | 1/1 | С.76-77 С.12-13 | 27.01 | |||
11 | 11 | Буквы Ч ч Письмо букв ч Ч | 1/1 | С.78-79 С.14-15 | 28.01 | |||
12 | 12 | Буквы Щ щ Письмо букв щ Щ | 1/1 | С.80-81 С.16-17 | 29.01 | |||
13 | 13 | Закрепление Закрепление | 1/1 | С.82-83 С.18-19 | 30.01 | |||
14 | 14 | Упражнение в чтении и письма | 1/1 | С.84-85 | 03.02 | |||
15 | 15 | Читаем и обсуждаем Закрепление | 1/1 | С.86 С.20-21 | 04.02 | |||
16 | 16 | Правописание сочетаний ча.–ща., чу.–щу. «Опасности письма»: ча.–ща.,чу.–щу | 1/1 | С.87 С.22-23 | 05.02 | |||
17 | 17 | Закрепление: жи.–ши., ча.–ща., чу.–щу. Закрепление: жи.–ши., ча.–ща.,чу.–щу | 1/1 | С.88-89 С.24-25 | 06.02 | |||
18 | 18 | Повторение изученного Упражнение в чтении и письме | 1/1 | С.90-91 С.92-93 С.26-27 | 17.02 | |||
1/1 | 18.02 | |||||||
Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я | ||||||||
19 | 19 | Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова Письмо букв Е, Ё | 1/1 | С.94-95 С.28-29 | 19.02 | |||
20 | 20 | Буквы е, ё, ю, я после букв гласных Письмо буквы Ю | 1/1 | С.96-97 С.30-31 | 20.02 | |||
21 | 21 | Закрепление Письмо буквы Я | 1/1 | С.98-99 С.32-33 | 24.02 | |||
22 | 22 | Обобщение: «работа» букв гласных Закрепление написания букв Е, Ё,Ю, Я | 1/1 | С.100, 101 С.34-35 | 25.02 | |||
23 | 23 | Читаем и наблюдаем Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков | 1/1 | С.102-103 С.36-37 | 26.02 | |||
24 | 24 | Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я Закрепление правильного использования букв й – е, ё, ю, я | 1/1 | С.104-105 С.38-39 | 27.02 | |||
Разделительные знаки – ь и ъ | ||||||||
25 | 25 | Буква ь (разделительный) Письмо ь как разделительного | 1/1 | С.108-109 С.40-41 | 03.03 | |||
26 | 26 | Разделительный ъ Письмо разделительного ъ | 1/1 | С.110 С.42-43 | 04.03 | |||
27 | 27 | Упражнение в чтении и письме | 1/1 | С.111 | 05.03 | |||
28 | 28 | «Работа» букв ь и ъ Закрепление написания букв ь и ъ | 1/1 | С.112-113 С.44-45 | 06.03 | |||
Обобщение, повторение | ||||||||
29 | 29 | Читаем, наблюдаем, всё повторяем Обобщение: «опасные при письме места» | 1/1 | С.114-115 С.46-47 | 10.03 | |||
30 | 30 | Алфавит Алфавит | 1/1 | С. 116-117 С.48-49 | 11.03 | |||
31 | 31 | Как хорошо уметь читать! Закрепление умения писать | 1/1 | С.120-121 С.50-51 | 12.03 | |||
32 | 32 | Упражнение в чтении и письме | 1/1 | С.122,123, 124 | 13.03 | |||
* | Упражнение в чтении и письме | 1/1 | С.125, 126, 127 | 17.03 | ||||
Всего 95 часов |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г-к КИСЛОВОДСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________ Руководитель ____Брезинская С.П. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________С.В.Карпова «__»______________ г | «Утверждено» Директор МКОУ СОШ № 14 _____________ Т.Г.Низиволик «__»______________ г Приказ № ___ от ________ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1 КЛАСС
2013 – 2014 учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
к букварю М.С.Соловейчик, Н.М.Бетеньковой, Н.С.Кузьменко« Мой первый учебник»,
к прописям Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетеньковой «Хочу хорошо писать!»
Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск 2013
УМК «Гармония».
город-курорт Кисловодск 2013
Содержание программы
Пояснительная записка (цели и задачи курса обучения грамоте, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Планируемые результаты обучения
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование уроков чтения и письма
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Екатеринославская СОШ».
- Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2010.
- Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011.
- Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011.
- Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010.
- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
Данная программа составлена для реализации курса обучения грамоте в начальной школе. Период обучения грамоте является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология». На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего программе и реализованного в букваре и прописях авторов М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
Период обучения грамоте делится на три периода: подготовительный, основной, завершающий.
На подготовительный период (будем называть его добуквенным) в букваре отведены с. 3–58, работа над которыми занимает 23 урока. Материал этих уроков объединен в четыре тематических блока.
1-я четверть
Тематика уроков | Страницы букваря | Кол-во уроков |
Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником | обложка, с. 3–5 | 1 |
Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения | с. 8–19 | 5 |
Понятия предложение, слово, слог | с. 22–27 | 3 |
Звуки речи; звуковой анализ | с. 28–58 | 14 |
На этом этапе планируется проведение 5 уроков по букварю и 4 урока по прописям, вынося и на первые из них схематическую запись предложений (квазиписьмо), слоговой и звуковой анализ слов. Работа, проводимая в этот период на основе букваря, готовит детей к изучению русского языка, что даёт основание считать отводимыми на предмет «Русский язык» (традиционно именуемый на этом этапе «Письмо») 5 часов в неделю, а на подготовку к обучению чтению – 4 часа.
Основной период обучения грамоте, как ясно из названия этой части букваря («Узнаём буквы и учимся читать»), предполагает знакомство с буквами и их работой, становление первоначального умения читать. Он охватывает значительную часть первой четверти, вторую и почти все уроки третьей до февральских каникул.
Несколько последних уроков перед каникулами составляют завершающий период обучения грамоте.
В основной период на уроки чтения и письма отводится одинаковое количество часов – по 4 в неделю. Ещё один час, девятый, условно назван резервным. Поскольку на таком уроке в том или ином объёме всегда присутствует подготовка к изучению русского языка и обучение письму, в классном журнале урок фиксируется как час, отводимый на освоение русского языка (письма). Этот урок будет комбинированным, соединяя работу над чтением и письмом.
Для обучения грамоте используется букварь, который характеризуется своеобразной последовательностью предъявления букв, отличной как от традиционно принятой (линейно, по одной букве), так и от получившей распространение в ряде букварей (преимущественно парами). В букваре «Мой первый учебник» два названных способа сочетаются.
Процесс знакомства с буквами можно представить как 10 этапов; они охватывают 67 планируемых уроков на основе букваря и 17 еженедельно проводимых резервных. (Резервные уроки включены в число уроков письма)
Знакомство с буквами в основной период обучения грамоте
Тематика уроков | Страницы букваря | Кол-во уроков |
1-я четверть Первые буквы гласных звуков: А а–О о, И и–ы, У у–Э э1 Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л–М м, Н н, Р р Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в2, П п, Ш ш | Часть 1 с. 59–67 с. 70–81 с. 84–103 | 18 4 5 9 |
2-я четверть Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю; ь Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з–С с, Б б–П п, Г г–К к, Д д–Т т, В в–Ф ф, Ж ж–Ш ш | Часть 2 с. 3–23 26–29 с. 30–33 с. 34–45 с. 48–65 | 27 111 2 142 |
3-я четверть Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я Разделительные знаки – ь и ъ Обобщение, повторение | с. 66–73 76–91 с. 94–105 с. 108–113 с. 114–115 | 22 123 6 3 1 |
Для завершающего периода обучения грамоте предназначены с. 116–127 букваря. На них отводится 2 обязательных урока и оставшиеся резервные.
Тема первого урока – «Алфавит». Второй урок и примыкающие к нему резервные объединены общей мыслью: «Как хорошо уметь читать!»
На предпоследнем из указанных уроков (с. 26–27) вводится понятие «опасное при письме место» применительно к безударным гласным звукам и их буквам.
Перед изучением двух последних пар букв (с. 48–49) понятие «опасное место» распространяется на парные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы в положении на конце слова. На завершающих уроках блока первоклассники знакомятся с правилом написания ударных сочетаний жи–ши.
Перед знакомством с новыми буквами сведения об «опасных местах» для парных по глухости-звонкости согласных распространяются на положение парных перед другими парными, а на последних уроках учащиеся осваивают правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу.
Работа по букварю заканчивается в конце февраля.
Планируемые предметные результаты на конец обучения грамоте
Ученик научится:
В области речи, речевой деятельности:
• читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);
• по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
• спрашивать о значении незнакомых слов;
• соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);
• понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
• под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
• слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
• разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
• различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й,];
• выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
• выделять слоги, различать ударные и безударные;
• различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
• соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
• правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
• осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й,];
• обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
• применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
• различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
• под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Ученик получит возможность научиться:
В области речи, речевой деятельности:
• читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
• понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
• самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
• при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
• под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
• участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
• строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений;
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
• выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;
• различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
• при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
• в целом оценивать качество своего письма;
• различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;
• применять освоенные правила переноса слов;
• самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.
Личностное развитие первоклассников:
- появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;
- осознание новой социальной роли – ученика;
- зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;
- формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;
- возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;
- ориентацию на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам и т. п.
Метапредметные учебные действия:
регулятивные:
- по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
- осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
- выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные:
- разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
- осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
- осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
коммуникативные:
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век),
• Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.
• Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед.
• Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010 и послед.
Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др. (П)
Демонстрационные материалы (Д)
Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. «К тайнам нашего языка». 1 класс – Любое издание.
Пособия для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед.
Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям
• Материалы для учащихся
• Материалы для учителя (Footnotes)
Содержание учебного предмета
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Речь, практика речевой деятельности
Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы,
извинения.
Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).
Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.
Предложение и слово
Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.
Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).
Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.
Фонетика
Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.
Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.
Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.
Графика
Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).
Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Чтение
Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.
Письмо: каллиграфия
Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.
Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Письмо: орфография и пунктуация
Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.
Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.
Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . Обучение грамоте(чтение, письмо)
ФГОС. Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой. "Школа России"...
Рабочая программа "Обучение грамоте" УМК "Гармония"
Рабочая программа курса обучение грамоте УМК "Гармония" по букварю "Мой первый учебник" и прописям "Хочу хорошо писать" (автор М.С. Соловейчик и др.) В пояснительной записк...
Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.
Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония
Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония (М.С. Соловейчик)...
рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....
Рабочая программа "Обучение грамоте" по программе "Планета знаний"
В одной программе содержится сразу планирование и по букварю, и по прописям....