Изучение русского языка как иностранного. Практикум для учащихся по теме "Продукты питания".
статья (русский язык) на тему
Материал предназначен для учителей, работающих с билингвальными детьми в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_kak_inostrannyy.docx | 113.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание русского языка как иностранного.
Комплексная работа-практикум для учащихся
по теме «Продукты питания».
В последние 2 десятилетия в центральных регионах России, в том числе и в Поволжье по известным причинам усилилась миграция населения, которая привела к появлению в школах большого количества детей беженцев, переселенцев. Эти люди испытывают огромные социальные и образовательные трудности адаптации к иной среде и культуре.
В новых условиях дети мигрантов, проживая на территории Российской Федерации и пользуясь русским языком вне дома, становятся билингвами. Слово «билингвизм» (от лат. bi -два, lingua-язык), значит двуязычие, т.е. способность индивида или группы пользоваться попеременно двумя языками.
Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.
Но детям-билингвам необходимо языковое воспитание в семье. Если этому не уделяется должного внимания, а именно, разговор с ребенком ведется только на родном языке, а вне дома он слышит только русскую речь, то происходит разграничение языковых сфер общения.
Необходимо отметить, что дети, пришедшие в наши школы, являются носителями разных языков из разных языковых групп, в различной степени владеют русским языком, но все находятся в равных условиях обучения в рамках урочной системы.
В связи с этим необходима четко выстроенная методика преподавания языка детям-билингвам. В работе с мигрантами необходимо учитывать уровень знаний, динамику представлений в зависимости от этапа обучения, национальные, социальные, психологические особенности, ценностные ориентации и мотивационную сферу. Воспитание и образование проходит через воздействие этнических процессов, национальной культуры и межкультурных процессов.
Задачи обучения состоят в том, чтобы помочь учащимся овладеть русским языком как средством коммуникации, пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им, выработать прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки.
Успешное выполнение этих задач зависит, в частности, и от содержания обучения, под которым понимается система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.
Практическое значение обучения русскому языку обеспечивается решением коммуникативных (речевых) задач. Все обучение должно быть направлено на то, чтобы учащиеся из урока в урок овладевали все новыми умениями и навыками. При этом важно, что овладение речью в школе - это не только усвоение готовых образцов, сколько умение применять на практике усвоенный языковой материал, что связано с осознанием определенных закономерностей данного языка, познанием его правил и законов, усвоением определенной суммы знаний, на основе которой формируются соответствующие умения и навыки речи.
Практическая реализация обучения русскому языку может быть осуществлена через следующие шаги:
- введение в учебный план (программу) курса преподавания русского языка как неродного;
- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;
- выбор культурно-образовательных программ во внеурочной деятельности в соответствии с познавательными возможностями учеников;
- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его особенностей, способностей, склонностей.
Знания по языку на уроках могут даваться одним из двух познавательных методов:
Объяснительный метод предполагает передачу учащимся готовой информации. Ему соответствуют такие приемы, как сообщение учителя, получение готовых знаний из учебника, передача и получение знаний через наглядные пособия и т. д.
При помощи поискового метода учащиеся под руководством учителя сами приобретают знания в процессе наблюдений и размышлений над фактами языка. При этом самостоятельный поиск может направляться наводящими вопросами, инструкциями и заданиями различного характера.
Поисковый метод конкретизируется такими приемами, как вопросно-ответная беседа, решения различных познавательных задач и т.д. Нередко оба метода действуют комплексно.
Далее привожу пример комплексной работы – практикума по теме «Продукты питания», которая сочетает в себе использование двух познавательных методов, а также использует дидактико-методические (общение, сопоставление, систематизация, анализ, синтез) и предметные ( управление глаголов, употребление предлогов с существительными и т.д.) приемы обучения.
Цели данного практикума:
а) образовательные:
- повторить и закрепить лексику по теме «Продукты питания»
- совершенствовать технику чтения вслух;
- формировать умения и навыки применять изученный лексический и грамматический материал на практике в таких видах речевой деятельности как: говорение (диалог, монолог), чтение, письмо.
в) развивающие:
- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, языковую догадку.
- Содействовать развитию интереса обучающихся к изучению русского языка.
б) воспитательные:
- прививать интерес к изучаемому предмету;
- формировать умение работать индивидуально, в парах и группах;
- формировать культуру слушателя, рассказчика и вежливого собеседника.
Универсальность подобного рода практикумов состоит в том, что они могут проводиться и в системе специального курса преподавания русского языка как иностранного, и в рамках деффиренцированного подхода к учащимся на традиционном уроке русского языка или литературного чтения.
Основной текст.
Завтрак.
Сегодня плохое утро. Шарик очень рано разбудил дедушку и стал просить еды. Шарик мечтает о косточке. Но её нет в холодильнике. Грустный пёс идет на место. Дедушка хочет кофе. Но кофе кончился.
Тут из магазина пришла Аня. Она принесла Шарику костей и купила продукты: хлеб, соль, сахар,сыр,капусту, картофель.
- А кофе забыла? – спрашивает дедушка.
- Это я всегда помню! – смеётся Аня. Она знает, что каждое утро дедуля любит пить кофе с молоком.
- Я очень голоден, – говорит старик.
- Сейчас я приготовлю омлет, - отвечает Аня.
Она достаёт из холодильника яйца, масло, молоко, колбасу и быстро готовит завтрак.
- Приятного аппетита! – желает Аня дедушке.
- Спасибо!
В углу грызёт косточку довольный Шарик. Он тоже завтракает.
- Дедушка, попробуй бутерброд с этим сыром. Сыр очень свежий, -предлагает Аня.
- Как вкусно! Можно мне ещё один кусочек? Передай, пожалуйста!
- Да, конечно!
После завтрака Аня предлагает дедушке погулять.
-Ты с Шариком иди, а я помою посуду.
-Хорошо. Тогда по пути из парка мы купим твои любимые яблоки, а, когда вернёмся домой, будем варить на обед суп.
Упражнения.
- Ответьте на вопросы по основному тексту.
- Почему утро началось плохо?
- Кто такой Шарик?
- Что любит Шарик?
- Чего хотел дедушка?
- Какие продукты принесла Аня из магазина?
- Из каких продуктов Аня приготовила омлет?
- Куда пошла Аня после завтрака?
- Чем занялся после завтрака дедушка?
- Что собиралась Аня купить во время прогулки?
- Что хочет приготовить Аня на обед?
- Речевые ситуации.
Диалог 1.
Сын: Мама! Я хочу есть!
Мама: Чего ты хочешь?
Сын: Я хочу пирог.
Мама: Хорошо! Я испеку пирог.
Сын: Мамочка! Можно пирог с мясом? Это мой любимый.
Мама: Конечно, сынок!
Диалог 2.
Учитель: Ребята! Сейчас мы пойдём на обед в столовую.
Девочка: А чем нас сегодня покормят?
Учитель: На первое – гороховый суп, на второе – рис с рыбой,
а на третье –компот с булочкой.
Девочка: Ура! Все дети любят компот!
Учитель: Не забудьте помыть руки перед едой!
Девочка: А во время еды не разговаривать!
Учитель: Верно! Приятного аппетита!
Диалог 3.
Аня: Дедушка, пойдем на рынок, нам нужно купить овощи и фрукты.
Дедушка: А какие фрукты и офвощи ты хочешь купить?
Аня: Помидоры, огурцы, капусту, апельсины и груши.
Дедушка: Хорошая идея! А давай ещё купим и яблоки. В них очень много витаминов.
Аня: Конечно, ты ведь так их любишь!
Дедушка: Где наша хозяйственная сумка?
Аня: В шкафу. Я достану её.
Дедушка: Ну что, пошли
Аня: Пойдем!
3.Ответьте на вопросы к диалогам
Диалог 1.
1. Что попросил приготовить сын маме?
2. Какой пирог испечет мама?
Диалог 2.
1.Куда собирались ребята и учитель?
2. Что будет на обед в столовой?
3. Что нужно сделать перед едой?
4. Какие вежливые слова мы говорим друг другу перед едой?
5. Как нужно правильно есть?
Диалог 3.
1. Куда пойдет Аня?
2. Что ей нужно купить?
3. Кто пойдет с ней?
4. Что еще попросил купить дедушка?
5. Во что будут класть Аня и дедушка продукты?
6. Где лежала сумка?
4. Дополните предложения словами из текста?
Дедушка утром пьёт _____________. Аня пришла из ___________.
Она купила ______________. В холодильнике лежали _____________.
Аня приготовила на завтрак_____________. Шарик______________ косточку.
Сыр был очень_____________. Дедушка моет______________.
Аня любит есть________________.
5. Прочитайте стихотворение Ю.Тувима «Овощи».
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Ответьте на вопросы.
1. Какие овощи принесла с базара хозяйка?
2. Что она сварила?
3. Какие названия овощей вы еще знаете?
Попробуйте объяснить другими словами выражения:
~ завели спор;
~ крошить ножиком;
~ душный горшок;
~ крутой кипяток.
6. Подберите к данным слева словам подходящие по смыслу слова справа, соедините их линиями.
Компот
Котлеты варят
Кофе
суп
омлет
пироги жарят
хлеб
рис
яйца пекут
7. Подскажи, Ане, из каких продуктов нужно приготовить омлет,а из каких- суп? Что лишнее?
Омлет Суп
молоко сыр
яблоки горох
яйца морковь
масло хлеб
капуста помидоры
сахар мясо
соль огурцы
колбаса морженое
8. Отгадай кроссворд и узнай, что купила Аня в магазине.
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||||||||
(Ответы: апельсин, пирог,кофе, помидор, груша, яблоко, картофель, сыр. Ключевое слово - продукты)
9. Подбери слова, противопооложные по смыслу.
Сытый -….
Свежий - …
Грустный- …
Забыть -…
Разговаривать - …
10. Предложи другу выполнить работу одному или вместе с тобой.
Образец. Надо сходить на рынок за фруктами.
1) –Сходи, пожалуйста, за фруктами!
2)-Давай сходим на рыно кза фруктами!
Ситуации.
1. Надо купить хлеба.
2. Надо испечь пирог.
3. Нужно помыть посуду.
4. Надо сварить кофе.
11. Рассмотри таблицу парного употребления предлогов с глаголами движения.
В, из | На, с(со) |
Пошёл в школу | Положил на полку |
Пришёл из школы | Снял с полки |
Вставь подходящие предлоги вместо пропусков.
1. Аня пошла на рынок. Аня вернулась…рынка. 2.Дедушка ходил в магазин.
Дедушка пришёл …магазина.3. Продукты лежат… холодильнике. Продукты достали …холодильника. 4. Дети зашли …столовую. Дети вышли…столовой.
5. Соль стоит … столе. Возьми соль …стола. 6. Сумка лежит …шкафу. Сумку взяли…шкафа.
12. Дополните диалоги по образцу и разыграйте их.
Образец. – Можно Мише зайти к нам после обеда?
- Да. Он может зайти к нам.
1. Можно Катя съест ещё одно яблоко?
____________________________________________
2. Можно мне попробовать один кусочек пирога?
____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка
успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.Тема: « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка»...
Доклад «Развитие коммуникативной компетенции учащихся в изучении русского языка как иностранного»
Изучение русского языка для детей за границей – это совершенно другой процесс, чем для детей, которые изучают ру...
«Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнёрства с родителями в области изучения русского языка как иностранного»
Понятие билингвизма. Билингвизм как фактор риска возникновения рече-языковых нарушений.Билингви́зм (двуязычие) – способность тех или иных групп населения объясня...
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в области изучения русского языка как иностранного
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителямив области изучения русского языка как иностранного...
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в области изучения русского языка как иностранного (презентация)
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в области изучения русского языка как иностранного...