Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка по теме "Буква ь в конце и в середине слова", 2 класс, УМК " Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буква ь знак - показатель мягкости согласного звука на письме | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема: Буква ь в конце и в середине слова.
Цель:
– развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
-повторить способы обозначения мягкости согласного звука на письме;
-формировать умение написания слов с Ь знаком на конце и в середине слова;
-наблюдать над значением слов с Ь знаком и без Ь знака;
-формировать умение составлять предложения из слов, строить сообщения в устной и письменной речи.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, паре, вести диалог;
-проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач;
-способствовать сохранению доброжелательного отношения к товарищам, взаимопомощи в ходе выполнения задания, формировать умение слушать собеседника.
Регулятивные:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-формировать умение оценивать себя, своего товарища;
-вырабатывать самостоятельность.
Личностные;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развивать доброжелательность, доверие, доброе отношение к товарищам.
Используемые методы:
- Наглядные
- Частично-поисковые
- Практические
- проблемные.
Ресурсы: ребус, словарные слова ,презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Орг.момент. ΙI. Актуализация знаний. | Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, посмотрели Друг на друга, на гостей, Встали прямо, тихо сели. Слушайте меня скорей! -Ребята мы с вами на разных уроках, особенно на уроках литературного чтения часто встречаемся с пословицами, поговорками, объясняете их значения. А как вы понимаете значение выражения: СЛАЙД 1 «Человек без знаний, что дерево без листьев». -Постарайтесь сегодня на уроке показать свою внутреннюю красоту, свои хорошие знания и, конечно, приобрести новые. А наглядностью ваших успехов послужит «Дерево знаний» -За каждый правильный ответ на дереве будет появляться зелёный листочек. И так, начнём! 1.Словарная работа. СЛАЙД 2 Работа обучающихся с карточками гласных букв – Прочитайте слова самостоятельно. (Берёза, рябина, помидор, ребята, улица) - Какие это слова? (словарные) - Как вы думаете, чем мы сейчас займёмся? (Повторим написание словарных слов) Работа в тетрадях. – Откройте тетрадь. Запишите число, «классная работа» -Запишите эти слова в тетрадь, поднимая карточку с пропущенной гласной буквой. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. - Перечислите буквы, которые вставили в слова. (е,я,и,е,и) -Какую роль выполняют эти гласные в словах? (обозначают мягкость согласных) На дерево прикрепляются листочки с буквами « е, я, и ». - Все ли гласные назвали, обозначающие мягкость согласных? (нет) - Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость согласных? (ё,ю) - В каком слове есть гласная буква ё, обозначающая мягкость согласного. (берёза) - Мягкость какого согласного звука обозначает ё? (р*) На дерево прикрепляется листочек с буквой « ё ». - Чтобы на дереве появились листочек с буквой ю отгадайте слово, зашифрованное в ребусе. 2.Разгадывание ребуса СЛАЙД 3 -Какое зашифровано слово? Подсказка: это название цветка. ( Лютик) СЛАЙД 4 - Лютик длиннолистный занесён в красную книгу волгоградской области. - Какая буква указывает на мягкость согласного звука ( л* ) На дерево прикрепляется листочек с буквой « ю ». - Ребята, сколько листочков с гласными буквами появилось на дереве? ( 5 ) -Какую роль выполняют эти гласные в словах? (обозначают мягкость согласных) - Могут ли гласные обозначать мягкость согласного, когда стоят в начале слова, после ъ и ь разделительных знаков, после гласных? Почему? (Они обозначают 2 звука) -Приведите примеры. (…яма, вьюга, хорошая…) -Когда же гласные е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков на письме? - Сделайте вывод:(Гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков на письме, если они пишутся после согласных букв.) | Личностные УУД 1.Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД 3. Выявлять сущность, особенности объектов. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. |
III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | -А только ли гласные служат для обозначения мягкости согласного звука на письме? - Угадайте, о какой букве идёт речь? Стихотворение Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только подсказать, Как согласную читать.? (Ь знак) - Какая буква ещё обозначает мягкость согласных? (ь) На дерево прикрепляется листочек с буквой « ь ».
- Мягкий знак – волшебник. Он может превратить один предмет в другой. Хотите узнать, как? СЛАЙД 5 – Помогите превратить: угол – в топливо; – Что получится? - Произнесите последний звук в слове угол, в слове уголь. Как изменился звук (Был (л) твёрдым, стал ( л*) мягкий.) - Как на письме обозначить мягкость согласного, с помощью гласных е, ё, ю, я, и? (Написать ь знак) СЛАЙД 6 шест – в число. – Что получится? - Произнесите последний звук в слове шест, в слове шесть. Как изменился звук (Был (т) твёрдым, стал ( т*) мягкий.) - Как на письме обозначить мягкость согласного в конце слова? (Написать ь знак) - Как изменились слова, с появлением Ь?( Изменился смысл слов)
На доске вывешиваются слова: угол - уголь шест -шесть - Запишите слова, которые получились. - Обозначьте соответствующими цветами звуки в конце слов, подчеркни ь знак. - Где находится ь в слове? (В конце слова после согласного) На дерево прикрепляется листочек со словом « уголь ». - Определите количество букв и звуков в словах. запишите в тетради. Устные ответы детей, запись на доске учителем ( дети работают в тетрадях): уголь -5б.,4зв. шесть – 5б, 4зв. -Почему количество букв и звуков не совпадает? (Ь знак звука не обозначает) На дерево прикрепляется листочек со словом уголь (угол*) СЛАЙД 7 - Попробуйте изменить следующие слова так, чтобы ь знак стоял в середине слова – Что получится?
уголь - (угольки) день – (деньки)
- Запишите пары слов, которые получились. - Какие это слова? (однокоренные) - Где находится ь знак? (В середине слова) - Для чего нужен ь знак в середине слова (Для обозначения мягкости впереди стоящего согласного звука) На дерево прикрепляется листочек со словом « угольки ». - Обозначьте мягкость согласного, подчеркните ь знак. - Определите количество букв и звуков в словах. запишите в тетради. уголь - угольки-7б., 6 зв. день – деньки- 6б., 5 зв. - Сделайте вывод, с помощью чего обозначили мягкость согласных звуков на письме в середине и на конце слов? -Начинайте со слов «Чтобы обозначить мягкость согласного…(на конце слова и в середине, пишем Ь) -Кто уже догадался, какая тема урока? (Ь знак на конце и в середине слова) Вывешивается тема Буква Ь знак на конце и в середине слова - Сформулируйте цель урока. Чему будем учиться на уроке? (Учиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь) -Чтобы этому научиться, нужно потренироваться в выполнении чего?...(упражнений) | Познавательные УУД 4. На основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника или др. источников. 3. Прогнозировать предстоящую работу. Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. Физ. минутка |
Упр. 187 – ( самостоятельно) (На самостоятельное выполнение этого упражнения даётся 1-2 мин.) -Что общего у этих слов? (в конце мягкий согласный звук) -Какую букву подчеркнули?(ь) Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.) На дерево приклеивают листочек. Упр. 188 – (5 слов ) - Прочитайте слова. – Что общего у слов? – Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.) – Какую роль он выполняет в слове? (Обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука). -Вспомните правила переноса слов. (1.Слова переносятся по слогам. 2. Одну букву переносить или оставлять на строчке нельзя. 3. Й не переносится на другую строку. 4. Ь знак от согласной впереди стоящей не отрывается) -Запишите в тетрадь 5 слов, разделяя их для переноса. Подчеркните Ь знак, обозначьте мягкость предшествующего звука. Запись слов на доске (5 чел.) (Ма-ленький, малень-кий, паль-то, боль-ной, поль-за, сколь-зит.) На дерево приклеивают 5 листочков. -Кто выполнил задание? Выполните работу на карточках. Работа по карточкам. Подчеркни букву Ь. Обозначь зелёным цветом мягкость впереди стоящего согласного. Роль, ткань, крыльцо, метель, сильный, якорь, льдина, сельдь. -Подпишите карточки, сдайте. - Сравните свою запись с записью на доске. -Оцените свою работу. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, с ошибками? -Что нужно сделать, чтобы всё получилось? (…нужно ещё потренироваться … ) Сделайте вывод: - Где и почему пишется ь в словах? (ь пишется в середине слова между согласными буквами для обозначения мягкости предшествующего согласного.) На дерево приклеивают листочек. - Ребята, давайте сравним ваши выводы с выводами в учебнике. 2. Работа над правилом. - Прочитайте правило. ( 1 чел.) Беседа по правилу. – Сколько частей в правиле? – Назовите ключевые слова в 1-й части. (Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.) – Какие ключевые слова во 2-й части? (ь пишется, орфограмма.) – Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
– Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного? – С какой орфограммой ознакомились? (Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного) Буква Ь знак – показатель мягкости согласного звука на письме. Наше «Дерево знаний» уже покрылось первыми листочками, значит наступила и в нашем классе весна! А какая же весна без солнышка? Давайте позовём его к нам поиграть! Физ. минутка « Солнышко»
- Пока вы выполняли весёлую зарядку, солнышко разбросало свои лучики по классу. Кто хочет их найти? В руки можно взять только 1 « лучик» Дети выходят к доске с лучиками: «корь, большой, лошадь, долька, фасоль, борьба, богатырь, мельница» -Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить? (Слова с Ь в середине слова и на конце) - Расположите слова на доске в 2 столбика. Вывешиваются надписи: Ь в конце Ь в середине соль большой лошадь долька фасоль борьба богатырь мельница -Проверьте, верно ребята выполнили задание? - Запишите слова в 2 столбика, подчеркните Ь. - Какое умение развивали? (группировать слова с написанием ь на конце и в середине слова)
Раздаются карточки со словами на каждую парту Кар..тина, мал..чик, каран..даш, девоч..ка, пал..то, гром..ко, лошад.., капел.. - А вот ещё одна группа « солнечных лучиков» со словами. Они помогут выяснить, хорошо ли вы научились определять слова с Ь знаком-показателем мягкости согласного звука на письме. - Работая в паре с соседом, вставьте Ь знак в тех словах, где нужно. «Правила работы в парах»:
- Прочитайте слова, в которых вставили Ь. 1 чел. мальчик картина пальто карандаш лошадь громко капель девочка -А теперь те слова, в которых нет Ь знака. - Объясните, почему? 1 чел. На дерево приклеивают листочек. Проверка группировки слов.( слова с обратной стороны доски) - Какое умение развивали? - Сделайте вывод, в каких словах надо писать Ь, а в каких не надо. -Оцените свою работу. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, с ошибками? -Что нужно сделать, чтобы всё получилось? (…нужно ещё потренироваться … ) - Составьте предложение со словом капель ( На улице звенит весёлая капель.) -Запишите предложение в тетрадь, подчеркните грамматическую основу. Запись предложения, 1чел. - Определи количество букв, звуков в слове капель. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? На дерево приклеивают листочек. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 6. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 4. Умение работать в паре. Познавательные УУД 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 4. На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
V. Итог урока. | -Какая же была тема урока? (Буква ь в конце и в середине слова.) -Какую ставили цель? (развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова. Делить слова на слоги.) - Достигли поставленной цели? - Что нового узнали и повторили? (1. Кроме гласных е, ё, ю, я, и мягкость согласного звука на письме обозначает Ь знак в середине и на конце слова; 2. В словах Ь знак при делении на слоги не отрывается от предыдущей согласной и не переносится на другую строку; 3.Ь знак звука не обозначает. ) -Понравился вам урок? - Что понравилось на уроке больше всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Что нужно делать, чтобы справиться? -За работу на уроке получают отметки ….. | Познавательные УУД 4. На основе анализа объектов делать выводы. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение , выражать свои эмоции. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
VI. Домашнее задание. | С. 126, упр. 189. Посмотрите, как преобразилось наше дерево! Оделось в зелёную листву, кажется светится изнутри счастьем… Так и человек – счастлив от знаний и печален от незнаний! -Я начала урок со стихотворения и хочу закончить урок тоже стихотворением Знание – столь драгоценная вещь – Всю жизнь собирай по крупицам, И, если стремление к знанию есть, Мы можем этим гордиться. | Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...