Работа над ошибками.
материал по русскому языку по теме

Власенко Анна Викторовна

Данная памятка взята из статьи Л.М.Железной "Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку", напечатанной в журнале "Начальная школа", немного отредактирована и в данном виде систематически применяется моими учениками уже много лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.  

Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2.Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.  

Например: звонок; ученик.

3. Пропуск слога.

Напиши слово, раздели на слоги. Подчеркни гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово для переноса.  

Например: оси-на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Напиши еще два слова на эту орфограмму.

Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6. Гласные после шипящих

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши ещё два  слова на эту орфограмму.

Например: малыши, мыши, ежи.

7.Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова с этой орфограммой.

Например: дочка, речка, кочка.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например: алфавит, азбука, портфель.

9. Безударная гласная (а, о, е, и, я) в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и напиши рядом.  

Например: сады – сад, волна – волны, червивый – червь.

10. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.

Напиши слово три раза. Запомни, как пишется. Поставь ударение, подчеркни гласную.          Запиши два однокоренных слова.  

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Напиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово и напиши рядом. Подчеркни буквы.

Например: мороз – морозы, ягодка – ягода.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласной.

12. Большая буква в имени собственном.

Напиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму.

Например: Илья, Петров, Мурка, Москва.

Запомни! Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, морей, городов, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак, согласную и гласную буквы.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных

перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения.

Напиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак.

Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Например: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега.  

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши одно - два однокоренных слова.

Например: поездка, езда, ездить.

18. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

19. Правописание приставки.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Выдели в этих словах приставки.

Например: заехал, уехал, переехал.

20.Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни.

Например: съезд, объявление, объем.

Запомни! Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

 

21. Непроизносимые согласные в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный, Честь – честный

22. Соединительные гласные в сложных словах  ( о, е ).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.

Например: водовоз, самолёт.

23. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпишите из предложения местоимения с предлогом.

Запишите ещё два примера на эту орфограмму.

Например: у_ нас, ко_ мне,  с_ тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.

Выпишите из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Например: в доме (каком?) новом.

Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

Например: (что делать?)  шить, замечать, гулять.

27. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркните главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

Например: Седые туманы плывут к облакам.

Туманы (какие?) седые;  плывут (куда? к чему?)к облакам.

28. Однородные члены предложения.

Выпишите предложение. Обозначь однородные члены и слово. От которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например:  Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

                     ( ________  _________, __________)

 Сильный ветер сорвал листья с деревьев  и  разметал их по дороге.  ( _______ ______  и ______ )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в контрольной работе по математике.

Работа над ошибками после изучения темы "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". На данном уроке проводится анализ заданий, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...