Упражнение в определении склонений имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Никулина Татьяна Николаевна

Упражнение в определении склонений имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Омутская средняя общеобразовательная школа»

Упражнение в определении склонений имен существительных

(конспект урока русского языка в 4 классе)

Выполнила: Никулина Татьяна Николаевна,

Учитель начальных классов

Дата проведения: 20.11.2012 г.

С. Омутское-2012 г.

Цели урока:

  1. Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
  2.   Содействовать развитию памяти и орфографической зоркости;
  3. Прививать навыки самостоятельной работы;
  4. Содействовать воспитанию интереса к предмету, активности.

Ход урока

I Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

На доске записаны слова: Мама, рожь, парта, тётя, дочь, мышь.

- Чем похожи эти слова?

- Это существительные женского рода, стоящие в именительном падеже

- Чем отличаются?

- Окончанием

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На две.

- Какие?

- Существительные 1 и 3 склонения.

- Этим мы и будем сегодня заниматься.

- Сформулируйте тему урока

- Склонение имён существительных.

- Сформулируйте цель урока.

- Продолжим определять склонение имён существительных.

II Чистописание

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь.

 - Отгадайте загадку:

Жаль озябшего бедняжку -

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Лес)

- О какой рубашке говорится в загадке?

- Как  мы должны вести себя в лесу?        

 - Сколько звуков в слове лес? (3)

- Произнесите их.

- Дайте характеристику звуку  (л,)

- Какой буквой обозначается звук (л,)?

Повторим написание заглавной и строчной буквы Лл, соединений с буквами с и е:

Лл лс ле

III Актуализация знаний

- Прежде чем начать работу,  необходимо вспомнить, сколько склонений имён существительных существует в русском языке?

- Три.

- Назовите их.

- Посмотрите, на доске изображена схема. Чего в ней не хватает?

 склонение

 склонение

 склонение

 м.р.         ж.р.

       -а, -

  м.р             ср.р

  нулевое     -о, -   

ж.р.

-

слон          

- Не хватает типов склонений, некоторых окончаний и примеров.

- Дополните эту схему.

IV Работа по теме урока

  1. Работа с зашифрованными словами: здесь зашифрованы названия цветов. Распределите эти слова на две группы: 1-е склонение, 2-е склонение (два человека у доски, остальные работают в тетради.1 ряд- сущ. 1-ого склонения записывают, 2 ряд-2-ого склонения):

Роза, пион, тюльпан, гвоздика, астра, георгин, лилия, василёк, ирис, петуния.

(1-е склонение: Роза, гвоздика, астра,  лилия,  петуния.)

(2-е склонение: Пион, тюльпан, георгин, василёк, ирис.)

- По каким признакам вы определяли склонение?

- По роду и окончанию.

- Напомните, какие существительные относятся к 1 склонению?

- Существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.

- Ко 2-ому склонению?

- Существительные мужского рода с нулевым окончанием  и существительные  среднего рода с окончаниями –о, -е.

2. Распознавание склонения имен существительных с мягким знаком на конце.

- Сейчас я вам буду диктовать имена существительные, а вы должны записать только имена существительные 3-го склонения.

- Мышь, конь, помощь, пень, лень, жизнь, день, степь, автомобиль, картофель, печь, дочь.

- Какие существительные 3-го склонения вы записали?

- Мышь,  помощь,  лень, жизнь, степь,  печь, дочь.

- Как вы определили?

- К 3- ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце).

V Физминутка для глаз

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)

Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)

Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

VI Работа с учебником

  1. Стр. 90, упр. 169

- Откройте учебники, стр. 90, найдите упражнение 169.

- Спишите существительные. Укажите склонение существительных.

        Картофель, морковь, огурец, помощь, словарь, слово, телефон, мебель, диван, корабль, судно, лебедь, журавль, ласточка, гость, гостья, корень, мощь, богатырь, олень, рысь, метель, вьюга, ремень, пояс, одежда, солнце, месяц.

- Могут ли существительные одного итого же рода относиться к разным склонениям? (Да, могут. Существительные мужского рода с окончанием –а, -я, относятся к первому склонению. Существительные тоже мужского рода, но с нулевым окончанием относятся ко второму склонению).

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? (Да, могут. Существительные мужского рода и среднего рода относятся ко второму склонению).

VII Физминутка

Электронная физминутка

VIII Работа с учебником

  1. Расскажите о склонении имен существительных женского рода.

– Имена существительные женского рода могут относится к 1-ому и 3-ему склонению.

- Какие имена существительные женского рода относятся к 1-ому склонению?

- С окончание –а, -я.

- А к 3-ему склонению?

- С нулевым окончанием.

- Найдите в учебнике упражнение 170.

- Работаем у доски.

 (1 склонение: ветка, сетка, нитка, кисточка, лошадка, печка, ёлка, площадка).

( 3 склонение: ветвь, сеть, нить, лошадь, мышь, ладонь, печь, ель, площадь).

IX Итог урока

- По каким признакам мы определяем склонение существительных? (По роду и окончанию)

- Какие существительные относятся к первому склонению?

- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Да: мама, мышь; огурец, дяд)

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? (Да: ручка, папа; солнце, карандаш)

- Сейчас я вам буду называть слово, а вы мне на карточках показывать к какому склонению оно относится: тетрадь, доска, пенал, буря, платье, рожь, тишина, альбом.

- Молодцы!

X Домашнее задание

Стр. 91, упр. 173

- Выставление отметок

Использованные ресурсы

Я.Ш.Гараева Русский язык. 4 класс: Поурочные разработки к учебнику Рамзаевой Т.Г.-М.: ВАКО, 2005-400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Презентация к уроку "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

Урок русского языка в 4 классе на тему Упражнение в определении склонения имен существительных

Тип урока – урок  актуализации знаний  и умений (повторение)Цели урока: 1)Развивать умение распознавать тип склонения  имени существительного по роду и окончанию в именительном пад...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...