Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Школа Росси"
рабочая программа (русский язык, 1 класс) по теме
Материал пригодится при создании рабочей программы учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_1_klass.docx | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели и задачи
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы «Русский язык. Обучение грамоте» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина, - М.: Просвещение, 2011. (УМК «Школа России).
Место курса «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Болотниковская ООШ», рабочая программа по русскому языку рассчитана на 165 часов в год при 5 часах в неделю (33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Коррекция примерной программы
Часы, отведённые для резерва в букварный и послебукварный период использовать в случае необходимости, если дети по темпу работы и уровню усвоения не успевают проработать материал предложенного урока.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Добукварный (подготовительный) период | 17 |
2 | Букварный (основной) период | 66 |
Послебукварный (основной) период | 32 | |
Наша речь | 2 | |
Текст, предложение, диалог | 3 | |
Слова, слова, слова… | 4 | |
Слово и слог | 2 | |
Перенос слов | 2 | |
Ударение (общее представление) | 2 | |
4 | Звуки и буквы | 35 |
Итого: | 165 |
Основное содержание курса
I КЛАСС (165 ч)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (17 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (66 ч)
I. Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.
Знакомство с правилами гигиены письма.
II. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (36 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
план | факт | |||||
Блок «Русский язык Обучение письму». Добукварный период (17ч) | ||||||
1 | Пропись – первая учебная тетрадь. | УОНМ[1] | 1 | Работа в прописи. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия). | ||
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля) | ||
3 | Письмо овалов и полуовалов. | УОНМ | 1 | Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом. Обводка и штриховка предметных рисунков. Классификация предметов на основе общего признака. | ||
4 | Рисование бордюров. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку. | ||
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. | ||
6 | Письмо наклонных линии с закруглением внизу. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи | ||
7 | Письмонаклонных линии с закруглением вверху. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | ||
8 | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков. | ||
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Конструирование из отдельных элементов, известных учащимся, букв (и). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. | ||
10 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | УОНМ | 1 | Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (п, г, т). Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи | ||
11 | Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | УРУиН | 1 | Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков. | ||
12 | Строчная и заглавная буквыА, а. | УОНМ | 1 | Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв. Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка элементов буквы А. | ||
13 | Строчная и заглавная буквыО, о. | УОНМ | 1 | Работа в парах. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных. | ||
14 | Строчная буква и. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. Комментированное письмо слогов и слов с изученными буквами. | ||
15 | Заглавная буква И. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. | ||
16 | Строчная буква ы. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Комментированное письмо слов, содержащих буквы и, ы, и предложений. | ||
17 | Строчная и заглавная буквыУ, у. | УОНМ | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у].Взаимооценка. | ||
Букварный период (66ч) | ||||||
18 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо предложений с комментированием. | ||
19 | Строчная и заглавная буквыС, с. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Деформированное предложение. | ||
20 | Заглавная буква С. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слов с буквамиС, с. Списывание с письменного шрифта. Списывание с рукописного текста. | ||
21 | Строчная и заглавная буквыК, к. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Письмо слогов и слов с буквамиК, к. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме. | ||
22 | Строчная и заглавная буквыТ, т. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Списывание с письменного шрифта. | ||
23 | Закрепление. Строчная и заглавная буквыТ, т. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Списывание с письменного шрифта. | ||
24 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. | ||
25 | Повторение и закрепление изученного. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Закрепление написания изученных букв. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. | ||
26 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы. | ||
27 | Строчная и заглавная буквыВ, в. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’]. Списывание с письменного шрифта. | ||
28 | Строчная и заглавная буквыЕ, е. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Состаление ответа на поставленный в тексте вопрос. | ||
29 | Строчная и заглавная буквы П, п. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. | ||
30 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы П, п. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Дополнение предложений словами по смыслу. | ||
31 | Строчная и заглавная буквы М, м. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. | ||
32 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы М, м. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. | ||
33 | Строчная и заглавная буквы З, з. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. | ||
34 | Закрепление. Строчная и Загл.буквыЗ, з. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. | ||
35 | Строчная и заглавная буквы З, з. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку. | ||
36 | Строчная и заглавная буквыБ, б. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. | ||
37 | Закрепление. Строчная и заглавная буквыБ, б. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Различение единственного и множественного числа существительных (один – много). Дополнение предложений словами по смыслу. | ||
38 | Строчная и заглавная буквыБ, б. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквамиБ, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. | ||
39 | Строчная и заглавная буквыД, д. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквамиД, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. | ||
40 | Закрепление. Строчная и заглавная буквыД, д. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Наблюдение за изменением формы числа существительного. | ||
41 | Заглавная буква Д. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Наблюдение за изменением формы числа существительного | ||
42 | Заглавная буквы Я. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Письмо слогов и слов с буквами Я. | ||
43 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | ||
44 | Написание строчных и заглавных букв. Повторение. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Наблюдение за изменением формы числа существительного. | ||
45 | Написание слогов и слов с изученными буквами. | УОиСЗ | 1 | Фронтальная работа. Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. | ||
46 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы Я, я. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | ||
47 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Д, д. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Фронтальная работа. Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. | ||
48 | Строчная и заглавная буквы Я, я.Обозначение мягкости согласного. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | ||
49 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. | ||
50 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы Г, г. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. | ||
51 | Строчная буква ч. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. | ||
52 | Закрепление. Строчная буква ч. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Наблюдение над личными местоимениями я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов. | ||
53 | Заглавная буква Ч. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. | ||
54 | Буква ь. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. | ||
55 | Закрепление. Буква ь. | УРУиН | 1 | Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | ||
56 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. | ||
57 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | ||
58 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | УОиСЗ | 1 | Работа в прописи. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами. | ||
59 | Строчная и заглавная буквыЖ, ж. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами | ||
60 | Закрепление. Строчная и заглавная буквыЖ, ж. | УРУиН | 1 | Списывание с печатного шрифта. Запись предложений, оформление границ. | ||
61 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | УРУиН | 1 | Списывание с печатного шрифта. Запись предложений, оформление границ. | ||
62 | Строчная буква ё. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв.Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Письмо слогов и слов с буквой ё. | ||
63 | Закрепление. Строчная буква ё. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Правописание сочетаний жи–ши. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи. | ||
64 | Заглавная буква Ё. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Списывание с печатного шрифта. | ||
65 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке.Слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. | ||
66 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. | ||
67 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв.Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. | ||
68 | Закрепление.строчная и заглавная буквы Х, х. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. | ||
69 | Повторение. Строчная и заглавная буквы Х, х. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. | ||
70 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | УОиСЗ | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. Составление рассказа по поговорке, запись текста из 3–5 предложений. | ||
71 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. | ||
72 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. | ||
73 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. | ||
74 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. | ||
75 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | УРУиН | 1 | Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками. | ||
76 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | УОНМ | 1 | Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв. Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Запись текста по опорным словам. | ||
77 | Строчная и заглавная буквыЭ, э. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Характеристика звука [э]. Письмо слогов и слов с буквамиЭ, э. | ||
78 | Строчная и заглавная буква Щ, щ. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение заглавной и строчной, печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. | ||
79 | Строчная и заглавная буква Щ, щ. Закрепление. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение заглавной и строчной, печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Письмо слогов и слов с буквой щ. | ||
80 | Строчная и заглавная буква Щ, щ. Повторение. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение заглавной и строчной, печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Письмо слогов и слов с буквой щ. | ||
81 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками,[ф]. ф’] | ||
82 | Строчные буквы ь, ъ. | УОНМ | 1 | Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слов с буквами ь , ъ. | ||
83 | Строчные буквы ь, ъ. Закрепление. | Комбинированный урок. | 1 | Работа в прописи. Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта. | ||
Послебукварный период (32ч) | ||||||
84 | Закрепление написания изученных букв. | УРУиН | 1 | Работа в прописи. Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
85 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | УРУиН | 1 | Запись предложений с комментированием. Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись. Письмо под диктовку изученных букв, слогов. | ||
86 | Диктант. | УРУиН | 1 | Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. | ||
87 | Формирование навыков письма. | УРУиН | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
88 | Списывание текста. | УРУиН | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
89 | Оформление предложений в тексте. | УРУиН | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
90 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» | УОНМ | 1 | Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» | ||
91 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?». Закрепление. | УРУиН | 1 | Закрепление умения различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» Индивидуальный опрос. | ||
92 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | УОНМ | 1 | Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | ||
93 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Закрепление. | УРУиН | 1 | Закрепление умения различать слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» Мини-тест по изучаемой теме. | ||
94 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | УОНМ | 1 | Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | ||
95 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Закрепление. | УРУиН | 1 | Закрепление умения различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Мини-тест по изучаемой теме. | ||
96 | Предлоги. | УОНМ | 1 | Формирование умений в написании предлога и слова. Тренировка в каллиграфическом письме. | ||
97 | Местоимения. | УОНМ | 1 | Формирование умений в написании местоимений. Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
98 | Диктант. | КЗ | 1 | Запись текста под диктовку с соблюдением каллиграфических норм и изученных правил. | ||
99 | Работа над ошибками. | УРУиН | 1 | Контроль и оценка своей работы. Анализ допущенных ошибок. | ||
100 | Безударные гласные в корне слова. | УОНМ | 1 | Тренировка в умении подбирать проверочное слово, вырабатывать навыки грамотного письма. | ||
101 | Безударные гласные в корне слова. Закрепление | УРУиН | Самостоятельное выполнение задания с последующей самопроверкой. Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Отработка навыков грамотного письма. | |||
102 | Звонкие и глухие согласные в конце слова | УОНМ | 1 | Формирование умения проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | ||
103 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. Закрепление. | УОНМ | 1 | Самостоятельное выполнение задания с последующей самопроверкой Закрепление знаний о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слова. | ||
104 | Правописание ЖИ - ШИ. | УОНМ | 1 | Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания. | ||
105 | Правописание ЧА - ЩА | УОНМ | 1 | Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания. | ||
106 | Правописание ЧУ - ЩУ | УОНМ | 1 | Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания. | ||
107 | Правописание ЧК, ЧН, ЩН. | УОНМ | 1 | Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания. | ||
108 | Заглавная буква в словах | УРУиН | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
109 | Деление слова на слоги. | УРУиН | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
110 | Основа предложения. | УОНМ | 1 | Формирование умений определять в предложении подлежащее и сказуемое. Работа по вариантам. | ||
111 | Основа предложения. Закрепление. | УРУиН | 1 | Комментировать самостоятельное письменное задание, связанное с нахождением и выделением главных членов предложения. | ||
112 | Словарный диктант. | КЗ | 1 | Отработка навыков письма под диктовку. | ||
113 | Работа над ошибками | УРУиН | 1 | Контроль и оценка своей работы. Анализ допущенных ошибок. | ||
114 | Контрольное списывание | КЗ | 1 | Проверка навыков грамотного списывания. Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании | ||
115 | «Что знаем?» «Чему научились?» | УОиСЗ | 1 | Запись предложений с комментированием с последующей самопроверкой. | ||
Блок «Русский язык» (50ч) | ||||||
Наша речь (2ч) | ||||||
116 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | УОНМ | 1 | Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника. | ||
117 | Виды речи (общее представление). | УОНМ | 1 | Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык. | ||
Текст, предложение, диалог (3ч) | ||||||
118 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | УОНМ | 1 | Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем. | ||
119 | Диалог. | УОНМ | 1 | Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. | ||
120 | Диалог. Проверочная работа. | Комбинированный урок. | 1 | Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога | ||
Слова, слова, слова… (4ч) | ||||||
121 | Слова – названия предметов,признаков предметов, действий предметов. | УОНМ | 1 | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. | ||
122 | Слова однозначные и многозначные (общее представление). | УОНМ | 1 | Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов близких и противоположных по значению в речи. | ||
123 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | Комбинированный урок. | 1 | Составление рассказа по рисунку. Составление плана рассказа. Подбор заглавия. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. | ||
124 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Проверочная работа. | КЗ | 1 | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. | ||
Слово и слог (2ч) | ||||||
125 | Деление слов на слоги. | Комбинированный урок. | 1 | Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. | ||
126 | Деление слов на слоги. Проверочная работа. | Комбинированный урок. | 1 | Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Составление слов из слогов. Подбор схемы к слову. | ||
Перенос слов (2ч) | ||||||
127 | Правило переноса слов. | УОНМ | 1 | Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов. | ||
128 | Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | Комбинированный урок. | 1 | Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описаниями. Выявление роли прилагательных. | ||
Ударение (общее представление) (2ч) | ||||||
129 | Ударение. Ударный и безударный | УОНМ | 1 | Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. | ||
130 | Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | Комбинированный урок. | 1 | Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки. | ||
Звуки и буквы (35ч) | ||||||
131 | Звуки и буквы. | УОНМ | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело. | ||
132 | Русский алфавит, или Азбука. | УОНМ | 1 | Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. | ||
133 | Русский алфавит, или Азбука. Закрепление. | УРУиН | 1 | Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке | ||
134 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | УОНМ | 1 | Работа со словами с непроверяемым написанием. | ||
135 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. | УРУиН | 1 | Работа в паре: исследование по изучаемой проблеме. | ||
136 | Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | Комбинированный урок. | 1 | Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием. | ||
137 | Ударные и безударные гласные звуки. | УОНМ | 1 | Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове. | ||
138 | Ударные и безударные гласные звуки. Закрепление | УРУиН | 1 | Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Индивидуальная работа: развитие орфографических умений. | ||
139 | Ударные и безударные гласные звуки. Повторение. | Комбинированный урок. | 1 | Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | ||
140 | Развитиеречи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | Комбинированный урок. | 1 | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | ||
141 | Проверочный диктант. | КЗ | 1 | Письмо под диктовку. | ||
142 | Согласные звуки. | УОНМ | 1 | Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком.Работа со словами с непроверяемым написанием. | ||
143 | Слова с удвоенными согласными. | Комбинированный урок. | 1 | Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными. | ||
144 | Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». | УРУиН | 1 | Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку. | ||
145 | Развитиеречи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | Комбинированный урок. | 1 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (восстановление деформированного текста). Запись восстановленного текста | ||
146 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | УОНМ | 1 | Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков | ||
147 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | УРУиН | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». | ||
148 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного | Комбинированный урок | 1 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным. | ||
149 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | УОНМ | 1 | Фронтальная работа. | ||
150 | Согласные звонкие и глухие. | УОНМ | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись слов под диктовку и с комментированием. | ||
151 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | Комбинированный урок. | 1 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». | ||
152 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Закрепление. | УРУиН | 1 | Работа со словами с непроверяемым написанием. | ||
153 | Проверочный диктант. | КЗ | 1 | Письмо под диктовку. | ||
154 | Шипящие согласные звуки. | УОНМ | 1 | Разно уровневые задания. | ||
155 | Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | Урок-проект. | 1 | Творческая деятельность. Работа со словами с непроверяемым написанием. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | ||
156 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | УОНМ. | 1 | Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием. | ||
157 | Буквосочетания ЖИ–ШИ. ЧА – ЩА. ЧУ - ЩУ | УОНМ | 1 | Знакомство с правилом правописания сочетаний:ЖИ- ШИ, ЧА-ЩАЧУ – ЩУ. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина. Развитиеречи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль». | ||
158 | Проверочный диктант. | КЗ | 1 | Письмо под диктовку. | ||
159 | Заглавная буква в словах. | УОНМ | 1 | Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных | ||
160 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. | Комбинированный урок. | 1 | Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Коллективная работа по обозначенной теме. | ||
161 | Деление слов на слоги. | УРУиН | 1 | Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них.Самодиктант: взаимопроверка в парах. | ||
162 | Проверочная работа. | Комбинированный урок. | 1 | Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | ||
163 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). | Урок-проект. | 1 | Творческая деятельность. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | ||
164 | Итоговая проверочная работа. | КЗ | 1 | Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике. | ||
165 | Итоговое повторение. | УОиСЗ | 1 | Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике. |
Материально-техническое обеспечение
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Учебно-методическое обеспечение
Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
Горецкий В.Г. Учебник Азбука, Москва, Просвещение 2013г.
Горецкий В. Г., Прописи в 4-х частях. Москва. Просвещение 2013г.
О,Е. Жиренко, Л. А. Обухова. Поурочные разработки.Москва «Вако» 2013г.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.
[1]УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков;
КЗ – урок контроля знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....