Русский язык 3 класс. Тема: "Приставки -раз, -рас".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Чупрына Алла Васильевна

Конспект - урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_raz-_ras-_3klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок русского языка

                  «Как пишутся приставки раз-, рас-»

                     ( УМК Перспективная начальная школа 3 класс)

                         

                          Подготовила и провела                                                                                                                                

                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                         МКОУ СОШ №5

                                                                                                         Чупрына Алла Васильевна

Форма урока: заседание членов клуба «Ключ и заря»

Вид урока:       Клубное занятие

Тема урока: «Как пишутся приставки раз-, рас-.»

Цели урока

1. Формировать умение правильно писать слова с приставками на з-, с.

2. Развивать умение формулировать и выводить правило.

3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.

Универсальные учебные действия:

 личностные:

• принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

• признавать свои ошибки;

• сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами,  учителем;

 регулятивные:

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;

• осуществлять само- и взаимопроверку;

 предметные:

• ориентироваться в учебниках, таблицах, рисунках, схемах;

• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

• выполнять задание по аналогии;

коммуникативные:

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;

• выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: тетради на печатной основе, таблица приставок, учебник II и III части.

                                                               

                                                        Ход урока

1.Организационный момент.     

 - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности  в знаниях.

         Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». К нам в гости пришли          библиотекарь Анна Петровна, учитель русского языка в 5 классе Лариса Михайловна и Анишит  Йокоповна.  Председатель заседания ученица нашего класса Пчелинцева Алина.

 - Начинаем очередное заседание клуба.

 - Хотите знать тему сегодняшнего заседания?

   (Открывается доска, на ней тема: «Как пишутся приставки?»)

2. Словарно  - орфографическая работа.

   - Прочитайте написанные на доске словосочетания:

   (до)ехал     (до)б…рёзы

   (по)бежал   (по)д…ревне

   (на)кричал  (на)с…баку

   (пере)бежал (перед)м…шиной.  

- На какие две группы можно разделить слова в словосочетаниях? (Слова с приставками и слова с предлогами.)

   - Какие слова употреблены с приставками? ( Слова, которые обозначают глагол.)

   - Что ещё можете сказать о приставках? (Приставка – это часть слова, которая пишется перед   корнем и служит для образования новых слов.)

3. Тема урока.

  а) Работа в группах.

   - Что же вы ещё не знаете про приставки?

    Разобраться в этом непростом вопросе нам поможет учебник. Возьмите учебник

(2 часть), откройте обратный словарь на страницу 179 и отметьте звёздочкой  глаголы - ать с приставками раз - и рас -.

     Алина о правилах работы.

    - В каждой группе есть руководитель. По сигналу работу заканчиваем и приступаем к проверке.

 1 группа              2 группа

Разломать          распечатать

разбросать         расписать

разболтать         раскатать

размешать          расхватать

разгрызть           рассчитать

                            растоптать  

                            расслышать

- Подчеркни в каждом слове букву, с которого начинается корень.

 Учитель:

- Время вышло проверяем. Каждая  группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде.      

- Что заметили?

- Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного?   (  раз -)

 - Какая приставка пишется, если корень начинается с глухого согласного?     ( рас -)

   б) Самостоятельная работа.

Алина:

- Переходим к следующему упражнению  №11, стр.18. Самостоятельная работа.

- Запишите слова: разобидеть, разодеться, разубедить, разоружить.

- Выделите в словах приставку.

Учитель:

- Какая приставка присутствует в этих словах?

- Какая буква на конце этих приставок? Подчеркните её одной линией.

- А теперь назовите букву, с которой начинается корень каждого слова. Подчеркните её двумя  линиями.

- Какой звук она обозначает?

Вывод: приставка раз - пишется в словах, корни которого начинаются с гласной буквы.

- Что же вы узнали нового о приставках на сегодняшнем заседании клуба? (Ответы чу-ся)

в)  Выступает председатель очередного заседания.

     Проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.18, познакомьтесь с правилом.

- Костя Погодин сказал, что корни диктуют выбор приставки. Так ли это?

  Высказывания учеников:

- Если приставка заканчивается на букву з или с, то корни заставляют к себе прислушаться! – соглашается Анишит Фйкоповна.

4. Физическая минутка.

 - Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз-, то вы выполняете  наклоны вперёд, если на рас- руки вверх.

   Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться. (Слова называет председатель заседания).

5. Закрепление.

    а) Алина:

- Переходим к следующему упражнению на странице 11 №11 (рабочая тетрадь).

    Словарная работа.

Учитель:

 - Что такое Кремль?

 - На какую часть слова нужно обратить внимание?

 - Что вы должны запомнить в этом слове?

 - Вставьте новое слово в стихотворение. Выполните задание, данное в упражнении.

   б) Работа в рабочей тетради, страница 11 №12 (с комментированием)

  Впиши в слова приставку раз- или рас-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни     слов.

6. Итог урока.

Учитель:

 - Урок подошёл к концу.

 - Что же вы сегодня выяснили на заседании клуба?

  - В конце нашего заседания предоставляем слово гостям.

Гости хвалят детей за активную работу. Библиотекарь показывает словари, которые можно посмотреть в библиотеке.

7. Домашнее задание по тетради с.9 №9.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Разработка и презентация к уроку русского языка по теме "Приставка как часть слова" для 2 класса,УМК "ШКОЛА 2100"

Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с требованиями ФГОС, к уроку прилагается страница тетради на печатной основе и презентация....

Карточки по русскому языку по теме "Приставка и суффикс" для 2 класса

Карточки можно использовать для индивидуальной работы с детьми и в целях контроля знаний по предмету....

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка. Ее роль в слове" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;Планируемые результаты:·...

Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России"

Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России" разработаны для работы в малых группах....