Русский язык 3 класс. Тема: "Приставки -раз, -рас".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Как пишутся приставки раз-, рас-»
( УМК Перспективная начальная школа 3 класс)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5
Чупрына Алла Васильевна
Форма урока: заседание членов клуба «Ключ и заря»
Вид урока: Клубное занятие
Тема урока: «Как пишутся приставки раз-, рас-.»
Цели урока
1. Формировать умение правильно писать слова с приставками на з-, с.
2. Развивать умение формулировать и выводить правило.
3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
Универсальные учебные действия:
личностные:
• принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
• признавать свои ошибки;
• сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;
регулятивные:
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;
• осуществлять само- и взаимопроверку;
предметные:
• ориентироваться в учебниках, таблицах, рисунках, схемах;
• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
• выполнять задание по аналогии;
коммуникативные:
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;
• выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: тетради на печатной основе, таблица приставок, учебник II и III части.
Ход урока
1.Организационный момент.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». К нам в гости пришли библиотекарь Анна Петровна, учитель русского языка в 5 классе Лариса Михайловна и Анишит Йокоповна. Председатель заседания ученица нашего класса Пчелинцева Алина.
- Начинаем очередное заседание клуба.
- Хотите знать тему сегодняшнего заседания?
(Открывается доска, на ней тема: «Как пишутся приставки?»)
2. Словарно - орфографическая работа.
- Прочитайте написанные на доске словосочетания:
(до)ехал (до)б…рёзы
(по)бежал (по)д…ревне
(на)кричал (на)с…баку
(пере)бежал (перед)м…шиной.
- На какие две группы можно разделить слова в словосочетаниях? (Слова с приставками и слова с предлогами.)
- Какие слова употреблены с приставками? ( Слова, которые обозначают глагол.)
- Что ещё можете сказать о приставках? (Приставка – это часть слова, которая пишется перед корнем и служит для образования новых слов.)
3. Тема урока.
а) Работа в группах.
- Что же вы ещё не знаете про приставки?
Разобраться в этом непростом вопросе нам поможет учебник. Возьмите учебник
(2 часть), откройте обратный словарь на страницу 179 и отметьте звёздочкой глаголы - ать с приставками раз - и рас -.
Алина о правилах работы.
- В каждой группе есть руководитель. По сигналу работу заканчиваем и приступаем к проверке.
1 группа 2 группа
Разломать распечатать
разбросать расписать
разболтать раскатать
размешать расхватать
разгрызть рассчитать
растоптать
расслышать
- Подчеркни в каждом слове букву, с которого начинается корень.
Учитель:
- Время вышло проверяем. Каждая группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде.
- Что заметили?
- Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного? ( раз -)
- Какая приставка пишется, если корень начинается с глухого согласного? ( рас -)
б) Самостоятельная работа.
Алина:
- Переходим к следующему упражнению №11, стр.18. Самостоятельная работа.
- Запишите слова: разобидеть, разодеться, разубедить, разоружить.
- Выделите в словах приставку.
Учитель:
- Какая приставка присутствует в этих словах?
- Какая буква на конце этих приставок? Подчеркните её одной линией.
- А теперь назовите букву, с которой начинается корень каждого слова. Подчеркните её двумя линиями.
- Какой звук она обозначает?
Вывод: приставка раз - пишется в словах, корни которого начинаются с гласной буквы.
- Что же вы узнали нового о приставках на сегодняшнем заседании клуба? (Ответы чу-ся)
в) Выступает председатель очередного заседания.
Проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.18, познакомьтесь с правилом.
- Костя Погодин сказал, что корни диктуют выбор приставки. Так ли это?
Высказывания учеников:
- Если приставка заканчивается на букву з или с, то корни заставляют к себе прислушаться! – соглашается Анишит Фйкоповна.
4. Физическая минутка.
- Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз-, то вы выполняете наклоны вперёд, если на рас- руки вверх.
Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться. (Слова называет председатель заседания).
5. Закрепление.
а) Алина:
- Переходим к следующему упражнению на странице 11 №11 (рабочая тетрадь).
Словарная работа.
Учитель:
- Что такое Кремль?
- На какую часть слова нужно обратить внимание?
- Что вы должны запомнить в этом слове?
- Вставьте новое слово в стихотворение. Выполните задание, данное в упражнении.
б) Работа в рабочей тетради, страница 11 №12 (с комментированием)
Впиши в слова приставку раз- или рас-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.
6. Итог урока.
Учитель:
- Урок подошёл к концу.
- Что же вы сегодня выяснили на заседании клуба?
- В конце нашего заседания предоставляем слово гостям.
Гости хвалят детей за активную работу. Библиотекарь показывает словари, которые можно посмотреть в библиотеке.
7. Домашнее задание по тетради с.9 №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...
Разработка и презентация к уроку русского языка по теме "Приставка как часть слова" для 2 класса,УМК "ШКОЛА 2100"
Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с требованиями ФГОС, к уроку прилагается страница тетради на печатной основе и презентация....
Карточки по русскому языку по теме "Приставка и суффикс" для 2 класса
Карточки можно использовать для индивидуальной работы с детьми и в целях контроля знаний по предмету....
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка. Ее роль в слове" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;Планируемые результаты:·...
Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России"
Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России" разработаны для работы в малых группах....