Урок русского языка в 3 классе. Тема "Интонация перечисления в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели:
1. Познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.
2. Развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.
3. Воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Предложения с интонацией перечисления.
Цели:
1. Познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.
2. Развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.
3. Воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое узнать.
Будьте все внимательны, а ещё старательны.
Пожелаем вам удачи –
За работу – в добрый час!
У: – Начнем наш урок со словарной работы. Откройте орфографические словарики.
II. Словарная работа (с опорой на этимологию слова).
У: - Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.
Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).
Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
У: - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?
От какого слова образовано данное?
Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.
У: - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.
- Что у них общего?
И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?
Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.
Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).
Подбирают родственные слова.
У: - Как можно назвать маленький корабль?
Д: - Кораблик.
У: - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?
Д: - Корабельные.
У: - Как называют людей, которые строят корабли?
Д: - Корабелы, кораблестроители.
- Разберите записанные слова по составу.
- Какой общий корень у этих слов?
Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- …
У: - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ).
Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.
- Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание).
Аналогично разбираем слово кораблик.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с текстом.
У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом.
У: - Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте.
Текст. Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво.
Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво!
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. (После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам):
- О каких корабликах идет речь?
- Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики?
Д: - Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта.
У: - Что необычного в таких корабликах?
Д: - Они летают, как сказочный летучий корабль.
У: - Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?
У: - Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики.
Д: - Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении).
У: - Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили?
Д: - Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые.
У: - Так в устной речи вы показали интонацию перечисления.
- Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме?
Выслушать предположения детей.
Чтение вывода в учебнике (с. 103).
У: - Теперь правильно запишите это предложение.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления.
Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают.
Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу.
VII. Рефлексия.
У: - Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков).
- хорошее настроение.
- плохое настроение.
Примечание: Все дети нарисовали первого человечка. Урок им очень понравился.
На дом было дано упр. 63, с. 104.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях
Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация
Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...
Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"
Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....
урок русского языка 2 класс тема "Конструирование текстов, предложений"
Урок с презентацией....
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"
Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...
Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"
Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...