Конспект урока по теме:"Буква эМ"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Конспект урока предназначен для учителей начальных классов. Данный материал поможет провести урок в 1 классе по русскому языку (обучение грамоте).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_m_m.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку по теме: «Знакомство с буквой М, м».
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятиями «дружба», «открытый слог», частью речи – местоимением (без введения термина), словосочетанием; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развитие фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву М, м, часть речи - местоимение, понятие «словосочетание»; умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Миша» и «Маша», плавно читают по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Воспринимать на слух литературное произведение. Осознавать смысл текста при его прослушивании.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
1.Акуалицация знаний (рассуждение о понятии «дружба»).
Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора из любого спора.
Игра «Живые звуки»
У доски 5 уч-ся, в руках держат карточку с предоставленными иллюстрациями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
- Назовите первый звук в каждом слове.
- Составьте слово. (дружба)
- C чего начинается дружба? (Наверное, с симпатии друг к другу, с улыбки.)
- Так же считают поэт М.Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.
- О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
2.Постановка учебной задачи.
- Рассмотрите картинку в букваре. Кто изображен? (Дети)
- Миша и Маша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одинаковых звуков, а Миша – с разных. Можем ли мы что- нибудь предпринять, чтобы помирить Мишу с Машей? Что нужно сделать?
(Необходимо установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников, затем объяснить с доказательством смыслоразличительную функцию твердых и мягких согласных звуков [м] и [м’].)
- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
3.Построение проекта выхода из затруднений.
1) Звукобуквенный анализ слов «Миша» и «Маша» с помощью цветных фишек.
Поработаем в парах. Выделите первый звук в словах Маша и Миша и обозначьте фишкой.
Одна пара у доски.
- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
-Он гласный или согласный?
- Какой это согласный: твердый или мягкий?
- Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
- Он гласный или согласный?
- Какой это согласный: твердый или мягкий?
-Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
Разные или одинаковые звуки?
А почему они разные? От чего это зависит?
- Какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой «эм»)
Кто сможет найти и показать букву «эМ»?
Обозначим звуки буквами. Какую букву надо взять заглавную или строчную? Почему?
- Как вы думаете, удалось нам с вами померить Машу с Мишей?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!
-Миша и Машей побежали качаться на качелях. Да и нам пора отдохнуть.
Физминутка
Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы» за учителем.
Учитель просит учеников по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».
2) О какой букве мы говорим? Сколько звуков она имеет? Какие они?
Вывод: Составим рассказ про букву «эМ».
3)Назовите слова, в которых звук [м’ ] мягкий. Назовите слова, в которых звук [ м ] твердый.
4) Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».
- Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал весёлый А, почитали учащиеся - ма.
Прибежал зазнайка Я, прочитали учащиеся - мя.
Прибежал задорный О, прочитали учащиеся - мо.
Прибежал забияка Ё, прочитали учащиеся - мё.
Прибежал упрямый У, прочитали учащиеся - му.
Прибежал тихоня Ю, прочитали учащиеся - мю.
Прибежал обжора Э, прочитали учащиеся - мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали учащиеся - ме.
Прибежал пузатый Ы, прочитали учащиеся - мы.
Прибежал игривый И, прочитали учащиеся - ми.
5)Работа по учебнику. Чтение слов.
Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
- Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
- Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо )
- Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
- Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
6)Работа в парах.
- Назовите изображённые предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
- Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
- Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
- Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя -рубашка; моё - ведро, платье; мой - велосипед; мои - брюки, кубики.)
- Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («моё», «мой», «мои»)
6) Дифференцированная работа по учебнику.
Задание для нечитающих учащихся (под руководством учителя):
- Прочитайте начала предложений и закончите их.
- Найдите в тексте букву «эМ».(7)
- В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.
Задание для читающих учащихся (самостоятельная работа):
- Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
Проверка выполнения заданий.
7)Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
- Прочтите название стихотворения. («Кто кого?».)
- Кто автор? (В. Орлов.)
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими учениками.
- О ком это стихотворение?
- Кто задаёт вопросы мальчикам?
- Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
IV. Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
- Какие звуки обозначает буква м?
Всегда ли буква м обозначает мягкие согласные звуки? Какой ещё звук обозначает буква м ?( твёрдый согласный.)
- Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук? (Синей.)
- Перед какими гласными буква м обозначает твёрдый согласный звук (мягкий согласный)?
-Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зелёной.)
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
При наличии времени учащиеся по желанию могут прочесть свои авторские стихотворения о дружбе. Эта деятельность позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные УУД, создает среду, благополучную для развития, самопознания и самовыражения ученика, для воплощения идеи ценности его личности.
Нарисуйте смайлику улыбку!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100
Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...
Конспект урока на тему :" Буквы ь и ъ".
Цель урока :познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а так же для обозначения мягкости ( твердости ) согла...
План-конспект урока по теме "Буква А" во втором классе
В данном файле представлен поэтапный, подробный план-конспект урока по английскому языку во втором классе....
План-конспект урока по теме "Буква I" во втором классе
В данном файле представлен поэтапный, подробный план-конспект урока по английскому языку во втором классе....
Конспект урока по теме "Буква Й. Перенос слов с буквой Й" 1 класс ПНШ
Сценарий урока предназнчен для учителей начальных классов, В уроке использованы материалы образовательной платформы Учи.ру....
Конспект урока по теме: Буква Ч и её звук.
Этот конспект урока можно использовать для изучения буквы Ч в первом классе. Урок повторения и закрепления....
Обучение грамоте 1 класс конспект урока на тему "Буква Т,т, звуки [т\'],[т]" (2 час)
Конспект урока в 1 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....