Закрепление склон.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация обучающихся
- Актуализация знаний, постановка темы и целей урока
Откройте ТПО, часть 1, стр. 64,упр. 66.
- Прочитайте стихотворение Д. Родари.
_- Какие буквы, в словах пропущены? Что это за орфограмма? Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.
Лю…ских – люди (парные согласные в корне слова.)
Г…л..вах – головы, головушка (безударная гласная в корне слова.)
Тр..ва – травы (безударная гласная в корне слова.)
Цв…точный – цвет (безударная гласная в корне слова.)
Мом…нтально – момент (безударная гласная в корне слова.)
Гру…ный – грусть (непроизносимая согласная в корне слова.)
- Найдите в тексте синонимы. (Грустный - печальный.)
- А теперь найдите слова противоположные по значению. (Добрый – жадный.)
- Какие ещё можно подобрать слова противоположные по значению слову “добрый”, “жадный”? (“Злой”, “щедрый”)
- В паре, слова одной и той же речи? (Да)
- Кто знает, как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
Тема нашего урока – “Антонимы”.
Определение - “антонимы” стр. 95, учебника “ Русский язык ”, часть 1, УМК “ Перспективная начальная школа”
- Для чего они нужны в нашей речи? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- «Открытие» нового
- Начнём нашу работу с устного народного творчества – с пословиц. В них наиболее ярко видна роль антонимов.
Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение. Употребляется в “переносном” значение.
Страница 95 упр. 82.
Знай больше – говори меньше.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Не поев горького, не поймешь сладкого.
Ложь тяжела, да и правда не легче.
От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.
- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?
- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)
Больше – меньше
Маленькое – большое
Горького – сладкого
Ложь – правда
От радости – от печали
Старые – молодые
Молодеют – стареют
Вывод: что же такое антонимы?
- Физкультминутка (антонимы, синонимы)
широкий- узкий
твёрдый- мягкий
старый- новый
скучный- интересный
бесполезный- ценный
неряшливый- аккуратный
Вещун – предсказатель
Деликатный – вежливый
Завороженный – очарованный
Изысканный – красивый
Кавардак – беспорядок
Навязчивый – назойливый
Опрятный – аккуратный
Чародей – волшебник
- Самостоятельная работа
Упр. 83 стр. 96.
Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Не вали с больной головы на здоровую.
Не узнав горя, не узнаешь радости.
Недруг поддерживает, а друг спорит.
Радость прямит, кручина крючит.
От доброго житья толстеют, от дурного худеют.
- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?
- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в начальной форме.
Найти-потерять
Больной – здоровый
Горе-радость
Недруг-друг
Поддерживать - спорить
Радость – кручина
Прямить – крючить
Добрый – дурной
Толстеть – худеть
Проверка с экрана.
- Итог урока.
-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.
Упр. 85,стр.98.
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
- Объясни смысл пословиц.
- Попробуй произнести её быстро?
-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)
-Почему? (Повторение звуков)
- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.
-Что же такое антонимы?
-Где и для чего они используются в нашей речи?
-Как называется литературный приём, при котором используются антонимы? (Противопоставление.)
Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый. Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.
-Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется сказать, что русский язык один из самых красивых языков. И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)
Вот тараторка для ребят:Когда молчат , не говорят.Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий.Что далеко, не очень близко.Что высоко, не слишком низко.Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов.Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое.Нельзя писать на белом- мелом,
И называть безделье делом.
- Домашнее задание:
стр.98,упр.86. “Русский язык” часть1, УМК “Перспективная начальная школа.”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Урок русского языка "Имена склоняются, а глаголы...?"
Конспект урока усского яыка УМК "Гармония" Прилагается призентция...
"И врагу никогда не добиться , чтобы склонилась твоя голова..."
Это праздник посвящен 70- летию битвы под Москвой,...
"И врагу никогда не добиться , чтобы склонилась твоя голова..."
Это праздник посвящен 70- летию битвы под Москвой,...
Тема: Склоняются ли имена существительные и прилагательные во множественном числе?
Русский язык Соловейчик М.С. 4 класс...
Учимся писать личные окончания глаголов. Имена склоняются, а глаголы…
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по программе М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Технология развития критического мышления учащихся....