Дидактический материал по русскому языку для начальной школы.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеологизмы. | 61.5 КБ |
Выборочный диктант по теме "Местоимение". | 11.5 КБ |
Отработка орфографических навыков. | 17.07 КБ |
Письмо по памяти. 4 класс. | 13.71 КБ |
Упражнения по русскому языку. | 12.56 КБ |
Падежи. | 11.54 КБ |
Определи падеж. | 21.5 КБ |
Падежи. | 11.22 КБ |
Падежи прилагательных. | 28.5 КБ |
Падежи существительных. | 12.68 КБ |
Определи падеж. | 11.9 КБ |
Падежи. | 12.1 КБ |
Падежи 3-4 классы. | 11.89 КБ |
Падежи. | 11.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологизмы
Переносное значение слова связано со средствами его художественной выразительности: метафорой, фразеологизмами. Так метафорой называют перенос названия одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства. Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, значения которых необходимо рассматривать как единое целое. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык - замолчать; как снег на голову - внезапно. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.
Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать - у черта на куличках; пропустить мимо ушей - навострить уши).
Блок №1.
- У какого из приведённых ниже словосочетаний нет переносного
смысла.
Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть,
согнуть палец, высосать из пальца.
- Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.
(седой туман, бархатный голос, прямой ответ)
- Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать), бить баклуши (бездельничать), прикусить язык (замолчать), как снег на голову (неожиданно), вешать нос (огорчаться), витать в облаках (мечтать), задать головомойку (наказать), зарубить на носу (запомнить), ждать у моря погоды (бездействовать), дать слово (обещать), дрожать как осиновый лист (испугаться), писать как курица лапой (безобразно), ходить на голове (баловаться), считать ворон (невнимательность), держать в голове (помнить), наговорить с три короба (обмануть), держать язык за зубами (молчать), задать баню (отругать), после дождика в четверг (никогда).
- Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.
... об ... ,
из ... вон плохо,
мастер на все ...,
сидеть сложа ...,
золотые ...
(рука об руку, из рук вон плохо, мастер на все руки, сидеть сложа руки,
золотые руки).
- Допишите слова – действия так, чтобы получились словосочетания, которые могут употребляться как в прямом, так и в переносном смысле.
девочка
солнышко (смеётся, улыбается)
ракета
время (летит)
мальчик
молоко (убежал(ло)
- Закончите фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.
Голоден как …., изворотлив как….., нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.
(волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла)
- Найдите пару.
бить баклуши болеть душой дело в шляпе как на иголках строить воздушные замки | фантазировать, строить несбыточные мечты; праздно проводить время, бездельничать; быть уверенным в успешном завершении чего-либо; испытывать тревогу, беспокоиться; пребывать в состоянии волнения, возбуждения |
(бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать
болеть душой - испытывать тревогу, беспокоиться
дело в шляпе - быть уверенным в успешном завершении чего-либо
как на иголках - пребывать в состоянии волнения, возбуждения
строить воздушные замки - фантазировать, строить несбыточные мечты)
- Закончи предложения.
а) Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили,
что он.....(мухи не обидит).
Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....(ему медведь на
ухо наступил)
Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.
б) У меня столько забот! Я верчусь, как… (белка в колесе)
Мытьё пола грязной тряпкой – это… (мартышкин труд)
Подсказка на уроке – это… (медвежья услуга)
Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная овечка.
- Соедините части фразеологизма .
глаза негде упасть как сыр кот
не клюют наплакал разбежались
куры яблоку в масле кататься
(кот наплакал, яблоку негде упасть, как сыр в масле кататься, глаза разбежались, куры не клюют)
- Найди пару.
Как курица лапой Жить своим умом Вправлять мозги Валять дурака | Прибегать к крайним мерам воздействия. Писать неразборчиво. Дурачиться, ничего не делать Придерживаться своих взглядов |
(Как курица лапой – писать неразборчиво.
Жить своим умом – придерживаться своих взглядов.
Вправлять мозги – прибегать к крайним мерам воздействия.
Валять дурака – дурачиться, ничего не делать)
- Ответьте фразеологизмами на следующие вопросы.
Из чего можно сделать вывод, что у человека не две ноги, а больше? (Без
задних ног)
Из чего можно сделать вывод, что у земли есть своё лицо? (Стереть с лица
земли)
Почему вопросу иногда нездоровится? (Больной вопрос)
Почему у следов нелады с температурой? (След простыл)
- Объясните смысл предложенных фразеологизмов. Попробуйте составить предложение с одним устойчивым сочетанием.
Капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту; рука об руку; на
скорую руку.
(очень мало, очень хорошо, очень быстро,дружно,быстро)
- Выберите сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки
Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную
школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроки,
сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!
(Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота;
вертелась как белка в колесе).
- Выделите из текста устойчивые сочетания
1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.
- Что это?
Его вешают, когда плохое настроение.
Его задирают, когда зазнаются.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(нос)
- Спишите, приписывая близкие по смыслу выражения
попасть пальцем в небо – (не угадать)
обвести вокруг пальца - (обмануть)
смотреть сквозь пальцы – (не замечать)
высасывать из пальца – (придумывать)
- Спишите устойчивые сочетания, вставляя нужные слова
Выйти сухим из…. Много .......... утекло
Толочь ......... в ступе. Тише .......... , ниже травы.
(вода)
- Распределите устойчивые сочетания в колонки со значением
бездельничать обманывать быстро
Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.
бездельничать | обманывать | быстро |
валять дурака, бить баклуши, сидеть сложа руки. | обводить вокруг пальца, морочить голову втирать очки, | во весь дух, на всех парусах, сломя голову, |
- Найдите в тексте фразеологизмы, попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями
Мой друг.
Мой друг Саша живёт в двух шагах (близко) от моего дома. Мы с ним - не разлей вода (лучшие друзья)! У Саши золотые руки (всё умеет) - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова (очень умный), ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду (не остаётся равнодушным), всей душой старается помочь в трудную минуту (помочь в беде). Как хорошо, что у меня есть такой друг.
- Напишите слова, которые наиболее точно соответствуют данным фразеологизмам.
Не верить своим ушам - …
Перемывать косточки - …
Бок о бок - …
Кривить душой - …
Лить слёзы - …
Плакаться в жилетку – …
Сколько душе угодно - …
Вылетело из головы - …
Не покладая рук - …
Водить за нос - …
Брать на карандаш - …
(Удивляться, сплетничать, рядом, обманывать, плакать, жаловаться, вдоволь, забыть, усердно, хитрить, записывать)
- Допишите фразеологизмы по смыслу со словом «лезть»
Лезть (хитростью, лестью к человеку) в ….
Лезть (раздражаться, сердиться) в …
Лезть (стараться быть замеченным) на …
Лезть (настойчиво появляться в голове) в …
Лезть (идти на смерть) в …
Лезть (нарваться на неприятности) на …
(в душу, в бутылку, на глаза, в голову, петлю, на рожон)
Блок №2.
- Составьте словарик фразеологизмов (устойчивых сочетаний, которые всегда остроумны, обычно – юмористичны, имеют иносказательный, переносный смысл)
- Чтобы исследовать возможности употребления устойчивых сочетаний, составьте с ними предложении и тексты.
- Подберите фразеологические обороты на разные темы (про кошку, про собаку, про руку, про кашу, про слёзы, про ногу, про уши…)
- Выберите фразеологизм и нарисуй к нему картинку.
- Попробуйте выяснить происхождение следующих оборотов
из мифов Древней Греции | из Ветхого и Нового завета | из русской и зарубежной литературы |
Ахиллесова пята Объятия Морфея Золотое руно Троянский конь Дамоклов меч Сизифов труд | Блудный сын Ноев ковчег Взойти на Голгофу Хлеб насущный Избиение младенца Суд Соломона Давид и Голиаф Чечевичная похлёбка | Васька слушает да ест Гулливер и лилипуты А король-то голый! У разбитого корыта Арабские сказки Демьянова уха Из мухи делать слона Принцесса на горошине Блоху подковать умеет Иду на вы При царе Горохе Слона не приметил Гадкий утёнок Зелен виноград Медвежья услуга Птичье молоко |
- Придумайте ситуации, где можно употребить следующие крылатые выражения.
Лить крокодиловы слёзы.
Лакомый кусочек.
Зарубить на носу.
Плясать под чужую дудку.
Предварительный просмотр:
Выборочный диктант.
- Выписать местоимения из текста. Учитель читает стихотворение М. Расатова «Моя грамматика»:
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет всем моя семья
Что, конечно, Именительный-
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните: Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете видимо Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне!
Предварительный просмотр:
Занятие 1
Ф.И._________________
№ 1. Восстанови определение «корень слова». Запиши нужные слова.
Корень – это .....................часть ................................... слов, в которой передаётся их основное
...............................................................
№ 2. Прочитай стихотворение. Напиши на «ветках дерева» однокоренные родственные слова, «выросшие» из слова «сад».
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
№ 3. Выпиши однокоренные родственные слова в три столбика. Нарисуй символ каждого столбика рядом со звёздочкой.
Горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит.
ГОР* ГОР* ГОР*
№ 4. Подбери проверочное слово, затем впиши нужную букву.
гн … здо д … жди
б … бры зв … зда
в … сна ст … кло
р … ка м … ста
ц … нить к … рмить
п … сать ух … дить
бр … сать ут … нуть.
Запомни! ОРО ОЛО ЕРЕ ЕЛЕ
ворона оловянный бережок зеленеет
город половина деревянный пелена
огород молоко дерево березняк
№ 5. Найди слова, в которых есть указанные сочетания букв, и выдели их по образцу зеленым карандашом:
оро оло
порошок голос черепаха
порог скоро сторож
переулок сорочка колонна
хорош окорок через
молоток водоросль бугорок
холодильник ворота колоть
№ 6. Выпиши однокоренные родственные слова, выдели в них корень.
Игла, иголочка, шип, игра;
......................................
...............................
№ 7. Придумай и запиши предложение, используя слова:
Н … чной, л … ства, сад, ш … лестит.
............................................................................................
............................................................................................
.......................
№ 8. Из слов составь предложения-загадки:
Весной, а, зимой, лежал, в, поле, весной, в, побежал, реку;
............................................................................................
..............................................
Ходит, по, лесу, кто, голодный, холодной, зимой?
______________________________________________
______________________________________________
№ 9. Впиши пропущенные буквы в предложения. Напиши проверочные слова.
Кр…чит кр…кливый кр…кун.
Вот ландыш б…леет в затишье л…сном.
Ветер с синею в…лною речь сердитую ведёт.
В кухне злится п…вариха, плачет у станка ткачиха.
№ 10. Выпиши только те пары слов, которые являются родственными. Подчеркни пары-синонимы.
Гористый – косогор
Закрепление – крепость
Ученый – неуч
Соль – засолить
Крутить – вертеть
Длинный – короткий
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
№ 11. Как называются эти слова – родственными или однокоренными? Напиши родственные слова к каждому слову.
Водить
Водичка
№ 12. Впиши пропущенные гласные в словах. В правом столбике запиши к ним проверочное слово.
разг … вор, г … ворит
в … дичка, прив … дниться
л … сной, л … сник, л … систый
п…вец, зап…вала, п…вунья
№ 13. Впиши пропущенные буквы. Выдели орфограммы: одной чертой – безударный гласный; двумя чертами – согласный в корне слова; поставь * около словарного слова.
повя … кА цв … тник м … рковь м … лыш
… блака ул … ца яг … да д … ро … ка
в…кзал хол…д тр…пинка сосе…ка
ло…кА в…робей тор… св…тлячок
№ 14. Прочитай словосочетания. Впиши пропущенные гласные в корне. Запиши проверочные слова.
Разгл…дел св…тлячка
Посв…тил в т…мноте
Хитрая л…са
Строительные л…са
№ 15. Прочитай слова, выпиши в два столбика группы родственных слов, нарисуй символ для каждой группы слов.
Святой, свято, свет, подсветка, освещение, вянет, свежий,
сверкать, святыня.
ПОСВЯТИТЬ ПОСВЕТИТЬ
№ 16. Зачеркни «лишние» слова.
Разговор, переговоры, воры, говор, ворон, горн, говорить.
Игрушка, кукла, мячик, играть, поиграть, игривый.
Судить, присудить, суд, сосуд.
№ 17. Вставь пропущенные буквы в корнях слов, проговаривая проверочные слова.
Наступил октябрь. Д…ревья давно скинули кр…сивый наряд. Пусто стало в л…су. Л…ства к…вром лежит под н…гами. Ягодные кустики ст…ят без листьев и пл…дов. Но до з…мы еще далеко.
№ 18. Вставь пропущенные слова с тем же корнем, что и у выделенных слов. Объясни значение этих выражений.
Скоро сказка ................................., да не скоро дело
..................................................................................
Молодое растёт, а старое ....................................................
На ...........................и рак – рыба.
Смотрите так же
Предварительный просмотр:
Письмо по памяти 4 класс
1
Вот и зима. Трещат морозы.
На солнце искрится снежок.
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперёк.
(Иван Саввич Никитин)
2
Горит заря. Румяный вечер жарок.
Румянец по реке разлит.
Пестреют флаги плоскодонных барок,
И люд на пристани кишит.
(Иван Саввич Никитин)
3
Вот уж истинно – огнёвка!
Полыхнув, исчезнет ловко.
Дразнит нас из-за куста
Кончик рыжего хвоста.
(В. Бахревский)
4
Белые шапки
На белых берёзах.
Белый зайчишка
На белом снегу.
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому снегу
На лыжах бегу.
(А. Яхтин)
5
Весна красна, на чём пришла?
На жёрдочке, на бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
(из народной песни)
6
По капельке – море, по былинке – стог.
При солнышке тепло, при матери – добро.
У всякого Ермишки свои домишки.
7
Одна зима на родине лучше ста вёсен на чужбине.
(пословица)
8
Но сказками-побасками,
Книжками-раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками-малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками.
9
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане
И в ванне, и в бане!
(К. Чуковский)
10
Красна речь пословицей.
Мир не без добрых людей.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
11
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
12
Свежеют с каждым днём и молодеют сосны,
Чернеет лес, синеет мягче даль,-
Сдаётся наконец сырым ветрам февраль,
И потемнел в лощинах снег наносный.
(И. Бунин)
13
А ныне в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли.
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята-герои родимой земли.
14
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под хвойным кровом,
На стоянке полевой,
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
(А. Твардовский)
15
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
16
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
(М. Лермонтов)
Предварительный просмотр:
Упражнение № 1
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Упражнение № 2 «Четвёртый лишний».
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
Трещит, скрипит, воет, скулил.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил.
Упражнение № 3 Отгадайте загадку
Заря-зарница,
Красная девица,
По лесу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел,
Да молчал.
Солнце встало, подняло.
Упражнение № 4
Выпишите глаголы в три группы:
Скудно светило солнце. Подул сильный ветер. Небо почернело. Нависла тяжелая туча. Полил дождь. Крупная капля дождя упала на землю.
Предварительный просмотр:
-Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж имён существительных.
Луч солнца ск_.льзнул по в_.рхушк. высокой с._сны.
На л_.сной опушк_. слышались птич._и г_.л_.са.
В уютной квартир. под к_.рой спрятались от стуж_. бука._ки.
-Списать, определить падеж имён существительных.
Хорошо в лесу, ребята!
Пахнет липой и сосной,
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
И малиною лесной.
-Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж имён существительных.
От дорог. До поездк.
Сквозь земл. Сквозь вод..
У ромашк.. Через канавк.
Около деревн. Около беседк.
До рябинк. Про ежевик.
По полянк. К речк.
Перед осин.. За берёз..
Предварительный просмотр:
Определи падеж Определи падеж
сверкали на траве летит над облаками
провалился в лужу съехал с горы
проснулся от страха играл с собакой
обнаружил под газетой купался в реке
проплывают над головой купил автомобиль
любит кукурузу проснулся от стука
заглянул под куст серебрился в воздухе
гулял по библиотеке подарила бабушке
упала с дерева раскачивался на дереве
грелся на солнышке любовался картиной
разговаривал с бабушкой размыл дороги
Предварительный просмотр:
Определи падежи существительных.
Пробудился от сна, растёт под осиной, бежать за помощью, ходит по полю, плывёт по морю.
Продолжи начатые ряды, определи падеж.
К роще, к росинке, …, …, …
Для мальчика, для кролика, …, …,…
На сирень, на дочь, …, …, …
Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.
говорить сестра
растёт парник
стоять дверь
В предложении укажи падежи существительных.
Капли росы блестят на траве.
1. Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Быстро бежит ручей.
2. Мы с братом ходили гулять в рощу. Под ёлкой во мху спрятался белый гриб. Я набрал полную корзину.
3. В лесу шумно. Весь день поют птицы. Весело гудит шмель. Порхает с цветка на цветок бабочка.
4. Нахмурилось небо. Ударили первые капли дождя. Хлынул сильный дождь. Я спрятался под ёлкой.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Туча, туча, хлынь дождём!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Туча, туча, хлынь дождём!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Туча, туча, хлынь дождём!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Туча, туча, хлынь дождём!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Туча, туча, хлынь дождём!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Самолетик-самолет!
Захвати меня в полет!
Пролети над облаками,
Над лесами, над лугами,
Над полями, пашнями,
Над домами нашими.
Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане!
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существительных в каждом сочетании слов.
I вариант
заведовал б...бл...отекой
посм...трел на п...ртрет
пок...залось на г...р...зонте
р...ботал ...гр...номом
был на ...кскурсии
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существительных в каждом сочетании слов.
II вариант
к...тался на авт...м...биле
был ш...фером
собр...лись около к...стра
вы...хал на ш...ссе
под...ехал к в...кзалу
Предварительный просмотр:
Жила - была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель, легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но он не забывал красавицу-ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: паутинку или росинку. Подружка вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Он был очень доволен ромашкой. Для ромашки не было ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Какие слова встречаются часто?
- Определите их падеж, выделите окончания.
Жила - была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель, легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но он не забывал красавицу-ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: паутинку или росинку. Подружка вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Он был очень доволен ромашкой. Для ромашки не было ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Какие слова встречаются часто?
- Определите их падеж, выделите окончания.
Жила - была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель, легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но он не забывал красавицу-ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: паутинку или росинку. Подружка вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Он был очень доволен ромашкой. Для ромашки не было ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Какие слова встречаются часто?
- Определите их падеж, выделите окончания.
Предварительный просмотр:
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания.
Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.
Предварительный просмотр:
Заболел сегодня слон,
Написал записку он,
Небольшой листок бумаги
Обписал со всех сторон:
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь-дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему ответ,
Что лекарство посылает
И ещё большой привет.
Подписал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал ещё погоду,
Прописал бочонок мёду
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей
Заболел сегодня слон,
Написал записку он,
Небольшой листок бумаги
Обписал со всех сторон:
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь-дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему ответ,
Что лекарство посылает
И ещё большой привет.
Подписал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал ещё погоду,
Прописал бочонок мёду
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей
Заболел сегодня слон,
Написал записку он,
Небольшой листок бумаги
Обписал со всех сторон:
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь-дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему ответ,
Что лекарство посылает
И ещё большой привет.
Подписал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал ещё погоду,
Прописал бочонок мёду
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей
Предварительный просмотр:
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по русскому языку в начальной школе.
В данной подборке материалы, которые можно использовпать на уроках русского языка каждый деньв ходе повторения, дополнительного задания, проверочной работы....
Дидактические материалы по русскому языку в начальной школе.
В данной подборке материалы, которые можно использовпать на уроках русского языка каждый деньв ходе повторения, дополнительного задания, проверочной работы....
Дидактический материал по русскому языку в начальных классах.
В данной работе представлен разнообразный практический материал, система грамматико – орфографических упражнений по курсу русского языка в начальной школе....
Дидактический материал по русскому языку для начальной школы
Дидактический материал по русскому языку для начальной школы...
10. Контрольно-измерительный материал по русскому языку в начальной школе.
Данный материал используется для проведения контрольных работ по русскому языку в 1-4 классах....
Карточки "Югра". Дидактический материал по русскому языку в начальной школе.
Разработка содержит пояснительную записку, содержание материала по разделам. Данный материал может быть использован для вариативной работы на уроках русского языка, а так же в качестве дополните...
Дидактические игры по русскому языку в начальной школе
Способствуют развитию логического мышления...