Урок русского языка в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Разговорный урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Учись говорить о том, кто что будет делать.
Лексическая тема урока: Пришла весна-веснушка.
Материал для чтения: «Катин праздник» Е.Орлова.
Материал для аудирования: «Считалочка» Г.Ладонщиков.
Грамматический материал: глаголы в форме будущего и прошедшего времени.
Работа над произношением: праздник, завтра, всех, сгребала, листья, лучше, слова с мягким согласным л,
Слова для активного усвоения: сгребал – дырбааштап турган, окапывала – черни чымчадып турган, белила – чугайлап турган.
Наглядный материал: ТСО; предметные картинки с изображением деревьев, цветов, растений; плакат с девизом; запись на слайдах и на доске.
Цель урока: 1. Формирование и развитие умений и навыков связной устной речи учащихся на лексическом и грамматическом материале текста для чтения путем составления словосочетаний, предложений по подстановочным таблицам, ответов на вопросы учителя по рассказу, составления связного устного рассказа с помощью составления дифференцированных текстов; совершенствование умений выделить главную мысль рассказа; совершенствование навыков выразительного чтения рассказа и обогащение словарного запаса учащихся;
2. Развитие у детей творческих способностей и фонематического слуха; развитие правильного произношения слов с мягкими согласными, непроизносимыми согласными. Слов со стечением согласных вс, вт, сг, чш. слова с разделительным ь знаком.
3. Воспитание у учащихся на материале прочитанного и прослушанного текстов сознательного и добросовестного отношения к труду и делать добро для других людей.
Ход урока:
- Организационный момент (15 сек.).
–Добрый день! Я и наши гости рады вас сегодня видеть. Начинаем наш урок.
- Артикуляционная минутка (2 мин).
-Я ЧИТАЮ СКАЗОЧКУ-УКАЗОЧКУ, А ВЫ ВЫПОЛНЯЙТЕ ДЕЙСТВИЯ.
- Сказочка-указочка.
Это – правая щека,
Это – левая щека.
А вокруг-то целый ряд
Зубки белые стоят.
Здравствуй верхняя губа.
Здравствуй нижняя губа.
Есть у губ одна черта
В них улыбка заперта.
Небо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда откроем рот
Язычок пошел вперед.
2) Упражнение в произношении звука л, с слогов и слов с данным звуком.
- Сейчас мы потренируемся правильно произносить звук л,. Слушайте и повторяйте за мной.
(Учитель дает образец произношения звука л, дети повторяют).
- А теперь я прочитаю чистоговорку, а вы слушайте и повторяйте.
Ли-ли-ли – Лиза посадила сливы.
Лё-лё-лё –Лёня посадил клён.
Ле-ле-ле – Лена ленится сажать
Ле-ле-ле – Лену надо отругать.
- Какой этот звук? (Согласный, звонкий, мягкий).
- Проверка восприятия звука на слух.
- Послушайте считалочку.
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера – вербу, Слава – сливу,
Толя – тополь, Клава – клен.
Кто работал, тот счастливый!
Кто ленился - выйдет вон!
Г.Ладоньщиков.
- Что сделали дети у школьного крыльца?
Какие деревья посадили ребята?
Назовите слова с мягким согласным звуком л,.
- Итог артикуляционной гимнастики.
- С каким звуком мы сейчас работали?
- Сообщение цели урока.
- Сегодня мы проведем разговорный урок. Мы будем говорить по-русски правильно и красиво.
А теперь послушайте девиз нашего урока.
Доброе дело два века живет.
- О чем эта пословица?
Два века это сколько лет?
Словосочетание «два века» можно заменить словом «долго». Какое дело живет долго? Доброе дело, которое вы сделали, люди будут помнить долго и навсегда.
А теперь подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на уроке.
В течение урока вы должны собрать деревья и цветы. Для этого вы должны хорошо работать. Они нам пригодятся в конце урока. Чем больше соберете, тем лучше.
- Предварительная беседа.
- Ребята, вы когда-нибудь работали на школьном участке?
Давайте вспомним то, что вы делали на пришкольном участке.
Белек, что ты делал?
А ты, Субудай, поливал деревья?
А кто ухаживал за цветами?
Кто собирал камни и мусор?
Молодцы, ребята! Благодаря вам наш пришкольный участок выглядит ухоженным. Чистоту надо соблюдать, т.е. не бросать мусор, не ломать деревья, не рвать цветы.
- Работа над текстом.
- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин праздник» Евгении Орловой. Из рассказа мы узнаем, что делают ребята в школьном саду.
1) Образцовое чтение учителя.
- Я начинаю читать, а вы внимательно слушайте. Потом ответите на мой вопрос. О ком рассказ?
2) Словарная работа.
- Давайте познакомимся с новыми словами из рассказа.
Сгребала – дырбааштап турган
Белила – чугайлап турган
Окапывала –долгандыр казып турган.
(Слова читает учитель. Затем читают учащиеся хором и индивидуально. С новыми словами учащиеся составляют с помощью подстановочной таблицы словосочетания).
Сгребал (-а) (что?) | мусор листья камни |
Белил (-а) (что?) | деревья стены дом |
Окапывал (-а) (что?) | дерево куст яблоню |
-Запомните новые слова.
3) Работа над произношением
- Сейчас мы научимся правильно произносить трудные слова.
Праздник зн
Завтра ф
Всех ф
Сгребла з
Листья т,й,а
Лучше тш
(Слова читает учитель. Затем читают учащиеся хором и индивидуально).
- Самостоятельное чтение учащимися.
- Чтение по цепочке.
- Я предлагаю чтение по цепочке. Каждый читает по одному предложению.
6) Ответы учащихся на вопросы учителя по рассказу.
- Ребята, вы были на каком-либо празднике?
А что вы там делали?
- А почему тогда Катя назвала работу в саду праздником?
Что ребята делали в саду?
Как работали школьники?
7) Определение главной мысли рассказа.
- Скажите, какая мысль главная в этом рассказе? В каких словах она выражена? Найдите и прочитайте.
(Дети вычитывают предложение из рассказа).
А как это можно выразить своими словами, нам поможет подстановочная таблица.
Радость – это сделать что-нибудь | доброе | для близких. |
полезное | для людей. | |
нужное | для друзей. | |
|
|
|
- У нас получились правильные и красивые предложения.
А какое нужное и полезное дело сделали ребята из рассказа? (Они посадили сад).
А для кого они посадили сад?
Школьники |
посадили сад | для учеников. |
Ребята | для братьев и сестер. | |
Дети | для людей. | |
|
|
- В этом рассказе дети сделали нужное дело – посадили сад. А вы когда-нибудь делали доброе дело для других? Скажите, какое полезное дело вы делали или собираетесь сделать.
- Все то, что мы говорили сейчас подтверждается нашим девизом, пословицей «Доброе дело два века живет».
- Физминутка.
(Дети слушают классическую музыку, представляя себя в весеннем саду).
- Творческое задание.
- А теперь я предлагаю творческое задание.
На доске дано начало текста. Вы должны его закончить. А чтобы закончить рассказ, вам помогут карточки с предложениями, которые лежат у вас на партах. Давайте прочитаем начало текста.
Наступила долгожданная весна. Скоро начнутся весенние работы. В школьном саду много работы. Ребята решили работать все вместе.
…
- О чем этот текст? (О весенней работе).
Чтобы продолжить рассказ, 1 группа и 2 группа должны составить рассказ о том, что вы будете делать в саду. Расположите предложения в нужном порядке, а потом зачитаете их вслух.
(Дети работают в группах).
На участке мы сделаем клумбы. Там мы посадим цветы. Белек и Байыр будут их поливать. На клумбах вырастут: васильки, ромашки, незабудки.
- Вы справились с работой. И я даю возможность, тем, кто заработал цветочки посадить их в нашем школьном саду.
Мальчики будут сажать деревья. В нашем саду будут расти: берёза, ель, сирень. Айчек и Алисия будут их белить. А Сахаяна будет поливать деревца.
- Правильно! Те, кто заработал деревца. Тоже можете посадить их в сад.
-Нашему рассказу не хватает концовки. Закончить рассказ мы можем одним предложением.
(Дети читают рассказ по частям, дают название рассказу).
- А теперь посмотрите на нашу картину. Совпадает ли содержание рассказа с картиной? Мы составили рассказ для этой картины.
Итог работы.
- Чему научил вас данный рассказ?
А что еще нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке?
Какой девиз нашего урока?
(Учитель выставляет оценки, комментируя их ответы).
- Домашняя работа.
Приготовить пересказ рассказа «Катин праздник» Е.Орловой, найти и выучить пословицы о добром деле.
На участке мы сделаем клумбы.
Там мы посадим цветы.
Белек и Байыр будут их поливать.
На клумбах вырастут: васильки, ромашки, незабудки.
Мальчики будут сажать деревья.
В нашем саду будут расти: берёза, ель, сирень.
Айчек и Алисия будут их белить.
А Сахаяна будет поливать деревца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 3 классе | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговорный урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Учись говорить о том, кто что будет делать.
Лексическая тема урока: Пришла весна-веснушка.
Материал для чтения: «Катин праздник» Е.Орлова.
Материал для аудирования: «Считалочка» Г.Ладонщиков.
Грамматический материал: глаголы в форме будущего и прошедшего времени.
Работа над произношением: праздник, завтра, всех, сгребала, листья, лучше, слова с мягким согласным л,
Слова для активного усвоения: сгребал – дырбааштап турган, окапывала – черни чымчадып турган, белила – чугайлап турган.
Наглядный материал: ТСО; предметные картинки с изображением деревьев, цветов, растений; плакат с девизом; запись на слайдах и на доске.
Цель урока: 1. Формирование и развитие умений и навыков связной устной речи учащихся на лексическом и грамматическом материале текста для чтения путем составления словосочетаний, предложений по подстановочным таблицам, ответов на вопросы учителя по рассказу, составления связного устного рассказа с помощью составления дифференцированных текстов; совершенствование умений выделить главную мысль рассказа; совершенствование навыков выразительного чтения рассказа и обогащение словарного запаса учащихся;
2. Развитие у детей творческих способностей и фонематического слуха; развитие правильного произношения слов с мягкими согласными, непроизносимыми согласными. Слов со стечением согласных вс, вт, сг, чш. слова с разделительным ь знаком.
3. Воспитание у учащихся на материале прочитанного и прослушанного текстов сознательного и добросовестного отношения к труду и делать добро для других людей.
Ход урока:
- Организационный момент (15 сек.).
–Добрый день! Я и наши гости рады вас сегодня видеть. Начинаем наш урок.
- Артикуляционная минутка (2 мин).
-Я ЧИТАЮ СКАЗОЧКУ-УКАЗОЧКУ, А ВЫ ВЫПОЛНЯЙТЕ ДЕЙСТВИЯ.
- Сказочка-указочка.
Это – правая щека,
Это – левая щека.
А вокруг-то целый ряд
Зубки белые стоят.
Здравствуй верхняя губа.
Здравствуй нижняя губа.
Есть у губ одна черта
В них улыбка заперта.
Небо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда откроем рот
Язычок пошел вперед.
2) Упражнение в произношении звука л, с слогов и слов с данным звуком.
- Сейчас мы потренируемся правильно произносить звук л,. Слушайте и повторяйте за мной.
(Учитель дает образец произношения звука л, дети повторяют).
- А теперь я прочитаю чистоговорку, а вы слушайте и повторяйте.
Ли-ли-ли – Лиза посадила сливы.
Лё-лё-лё –Лёня посадил клён.
Ле-ле-ле – Лена ленится сажать
Ле-ле-ле – Лену надо отругать.
- Какой этот звук? (Согласный, звонкий, мягкий).
- Проверка восприятия звука на слух.
- Послушайте считалочку.
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера – вербу, Слава – сливу,
Толя – тополь, Клава – клен.
Кто работал, тот счастливый!
Кто ленился - выйдет вон!
Г.Ладоньщиков.
- Что сделали дети у школьного крыльца?
Какие деревья посадили ребята?
Назовите слова с мягким согласным звуком л,.
- Итог артикуляционной гимнастики.
- С каким звуком мы сейчас работали?
- Сообщение цели урока.
- Сегодня мы проведем разговорный урок. Мы будем говорить по-русски правильно и красиво.
А теперь послушайте девиз нашего урока.
Доброе дело два века живет.
- О чем эта пословица?
Два века это сколько лет?
Словосочетание «два века» можно заменить словом «долго». Какое дело живет долго? Доброе дело, которое вы сделали, люди будут помнить долго и навсегда.
А теперь подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на уроке.
В течение урока вы должны собрать деревья и цветы. Для этого вы должны хорошо работать. Они нам пригодятся в конце урока. Чем больше соберете, тем лучше.
- Предварительная беседа.
- Ребята, вы когда-нибудь работали на школьном участке?
Давайте вспомним то, что вы делали на пришкольном участке.
Белек, что ты делал?
А ты, Субудай, поливал деревья?
А кто ухаживал за цветами?
Кто собирал камни и мусор?
Молодцы, ребята! Благодаря вам наш пришкольный участок выглядит ухоженным. Чистоту надо соблюдать, т.е. не бросать мусор, не ломать деревья, не рвать цветы.
- Работа над текстом.
- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин праздник» Евгении Орловой. Из рассказа мы узнаем, что делают ребята в школьном саду.
1) Образцовое чтение учителя.
- Я начинаю читать, а вы внимательно слушайте. Потом ответите на мой вопрос. О ком рассказ?
2) Словарная работа.
- Давайте познакомимся с новыми словами из рассказа.
Сгребала – дырбааштап турган
Белила – чугайлап турган
Окапывала –долгандыр казып турган.
(Слова читает учитель. Затем читают учащиеся хором и индивидуально. С новыми словами учащиеся составляют с помощью подстановочной таблицы словосочетания).
Сгребал (-а) (что?) | мусор листья камни |
Белил (-а) (что?) | деревья стены дом |
Окапывал (-а) (что?) | дерево куст яблоню |
-Запомните новые слова.
3) Работа над произношением
- Сейчас мы научимся правильно произносить трудные слова.
Праздник зн
Завтра ф
Всех ф
Сгребла з
Листья т,й,а
Лучше тш
(Слова читает учитель. Затем читают учащиеся хором и индивидуально).
- Самостоятельное чтение учащимися.
- Чтение по цепочке.
- Я предлагаю чтение по цепочке. Каждый читает по одному предложению.
6) Ответы учащихся на вопросы учителя по рассказу.
- Ребята, вы были на каком-либо празднике?
А что вы там делали?
- А почему тогда Катя назвала работу в саду праздником?
Что ребята делали в саду?
Как работали школьники?
7) Определение главной мысли рассказа.
- Скажите, какая мысль главная в этом рассказе? В каких словах она выражена? Найдите и прочитайте.
(Дети вычитывают предложение из рассказа).
А как это можно выразить своими словами, нам поможет подстановочная таблица.
Радость – это сделать что-нибудь | доброе | для близких. |
полезное | для людей. | |
нужное | для друзей. | |
- У нас получились правильные и красивые предложения.
А какое нужное и полезное дело сделали ребята из рассказа? (Они посадили сад).
А для кого они посадили сад?
Школьники | посадили сад | для учеников. |
Ребята | для братьев и сестер. | |
Дети | для людей. | |
- В этом рассказе дети сделали нужное дело – посадили сад. А вы когда-нибудь делали доброе дело для других? Скажите, какое полезное дело вы делали или собираетесь сделать.
- Все то, что мы говорили сейчас подтверждается нашим девизом, пословицей «Доброе дело два века живет».
- Физминутка.
(Дети слушают классическую музыку, представляя себя в весеннем саду).
- Творческое задание.
- А теперь я предлагаю творческое задание.
На доске дано начало текста. Вы должны его закончить. А чтобы закончить рассказ, вам помогут карточки с предложениями, которые лежат у вас на партах. Давайте прочитаем начало текста.
Наступила долгожданная весна. Скоро начнутся весенние работы. В школьном саду много работы. Ребята решили работать все вместе.
…
- О чем этот текст? (О весенней работе).
Чтобы продолжить рассказ, 1 группа и 2 группа должны составить рассказ о том, что вы будете делать в саду. Расположите предложения в нужном порядке, а потом зачитаете их вслух.
(Дети работают в группах).
На участке мы сделаем клумбы. Там мы посадим цветы. Белек и Байыр будут их поливать. На клумбах вырастут: васильки, ромашки, незабудки.
- Вы справились с работой. И я даю возможность, тем, кто заработал цветочки посадить их в нашем школьном саду.
Мальчики будут сажать деревья. В нашем саду будут расти: берёза, ель, сирень. Айчек и Алисия будут их белить. А Сахаяна будет поливать деревца.
- Правильно! Те, кто заработал деревца. Тоже можете посадить их в сад.
-Нашему рассказу не хватает концовки. Закончить рассказ мы можем одним предложением.
(Дети читают рассказ по частям, дают название рассказу).
- А теперь посмотрите на нашу картину. Совпадает ли содержание рассказа с картиной? Мы составили рассказ для этой картины.
Итог работы.
- Чему научил вас данный рассказ?
А что еще нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке?
Какой девиз нашего урока?
(Учитель выставляет оценки, комментируя их ответы).
- Домашняя работа.
Приготовить пересказ рассказа «Катин праздник» Е.Орловой, найти и выучить пословицы о добром деле.
На участке мы сделаем клумбы.
Там мы посадим цветы.
Белек и Байыр будут их поливать.
На клумбах вырастут: васильки, ромашки, незабудки.
Мальчики будут сажать деревья.
В нашем саду будут расти: берёза, ель, сирень.
Айчек и Алисия будут их белить.
А Сахаяна будет поливать деревца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...