"Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кувшинова Оксана Вячеславовна

  Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Задачи урока:·        

систематизировать знания  обучающихся  об однокоренных словах и значимых частях слова;

применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных  заданий;

выработать у обучающихся последовательность действий при разборе слова по составу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_v_3_klasse.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

      МБОУ Бучальская СОШ                                                  Кувшинова О.В.,  учитель начальных классов

МБОУ Бучальская СОШ

Кимовского района Тульской области

Урок

 русского языка

в 3 классе

                Тема:

                                                                                             Провела:

                                                             учитель начальных классов

                                                                                 Кувшинова О.В.

 

2013 – 2014 учебный год

Технологическая карта  урока.

Организационная информация

Тема урока

Состав слова

Предмет, УМК

Русский язык, «Школа России»

Класс

3 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Кувшинова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цели урока

Деятельностная цель: формирование навыка, отработка способов  действия.

- искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике;

– анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

– понимать заданный вопрос;

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

- систематизация знаний обучающихся  о составе слова;

  • в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
  • на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Задачи урока

Образовательные:

  • систематизировать знания  обучающихся  об однокоренных словах и значимых частях слова;
  • применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных  заданий;
  • выработать у обучающихся последовательность действий при разборе слова по составу.

Развивающие:

  • развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
  • формировать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • развивать у младших школьников желание  и умение работать в коллективе;
  • способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;
  • воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;
  • развивать любознательность и интерес к учебной деятельности.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация),  рисунок,  схема, слушание, чтение.

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология

2) организация учебного сотрудничества

3) технология оценки образовательных достижений

4) информационно-коммуникативные технологии

Методы:

  1. метод проблемного изложения в обучении
  2. частично-поисковый метод обучения
  3. исследовательский метод обучения

Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, в парах, групповая работа

Время реализации урока

45 минут

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют,

закрепят обучающиеся  в ходе урока

Предметные универсальные действия

- знать и правильно употреблять термины и понятия темы;

- правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач - находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

- оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами

Обучающийся научится:

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Обучающийся получит возможность для:

- формирования отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Регулятивные УУД

Обучающийся научится:        

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

–оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять действия с учетом выделенных ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценки своей работы;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания.

  • Познавательные УУД

- формулировать языковые проблемы;

- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить  доказательства, практические действия;

- моделирование (перевод устной речи в письменную);

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

  • Коммуникативные УУД

 - умение выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

- умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Термины и понятия

Однокоренные слова,  основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание, антонимы, синонимы, фразеологизмы.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока

Авторская  презентация «Состав слова», выполненная в программе PowerPoint.

Музыкальное сопровождение:  «К нам пришла зима» В.Алексеева, вальс «Метель» Г.Свиридова.

Карточки с заданиями для работы в парах,  групповой работы.

Интерактивный  тест по теме «Состав слова»

Список учебной и дополнительной литературы

Зеленина, Хохлова  «Русский язык» Учебник для 3 класса в 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012.

Зеленина, Хохлова  Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Русский язык». М.: Просвещение, 2012 г.

Ход и содержание урока

Мотивация учащихся.

Совместная с обучающимися постановка  темы и цели урока.

Цель: Научить определять тему и цель урока до начала выполнения работы.

Деятельность учителя

  • Деятельность обучающихся

Учитель:

Расшифруйте и запишите слово,  в котором:

- первая буква – это последняя  буква в слове «мороз» («З»);

- вторая буква – это первая гласная буква в слове «листья»  («И»);

- третья буква – это первая буква в слове «морковь» («М»);

- четвёртая буква – это общая буква в словах «улей», «узоры», «зуб» («У»);

- пятая буква – это «лишняя» среди букв : Д, Ш,  В, Г («Ш»);

- шестая буква – это последняя буква в слове – отгадке к следующей загадке: «Сидит дед во сто шуб одет.

  Кто его раздевает, тот слёзы проливает» («К»)

 седьмая буква – это первая буква алфавита («А»)                  (Зимушка)

- Называть слово, которое у вас получилось нельзя. Подберите слова, с которыми ассоциируется у вас получившееся слово. Как его можно изобразить?  Все вы разгадали слово «зимушка».

 А теперь скажите мне, пожалуйста, что же такое зима.

Всё, что есть в окружающем мире мы можем назвать, используя слова.

-Прочитайте слова, появившиеся на экране. (Корень, глагол, приставка, окончание, основа, суффикс)

Найдите лишнее слово.  

По какому признаку вы его исключили?

– Что объединяет оставшиеся слова?

- Сформулируйте тему урока.

  • Какие задачи стоят перед нами?

Вспомним:

- Из каких частей могут состоять слова.

Будем учиться:

-  разбирать слова по составу;

- образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Работа в группе по карточкам

   

Ответы на вопросы

Работа с  толковым словарем русского языка

Раскрывать лексическое значение слов.

Работать  со словарем,

искать нужную

информацию.

Находят лишнее слово (глагол)

Определяют с помощью учителя тему урока.

Формулировать  учебную задачу.

Работа по теме урока. Подготовка учащихся к  сознательному усвоению нового материала.

Цели:

- познакомить с понятиями: огонь, пожар

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

Чистописание

Долго мы ждали в этом году прихода снежной зимы. Засыпала она  всё снегом, хозяйничает по - царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек – снежинок. И нарисовала нам такой узор.

 (На доске записаны цепочки из слогов и элементы букв.)

ушкℓкℓник,  кℓушкℓник

наℓзаℓнад ,   заℓнадℓна

-Прочитайте. Что могут обозначать данные слоги? (Суффиксы, приставки)

– Как изменилась цепочка?

– Какая цепочка может  быть следующей?

Запишите в тетрадь. Проверьте себя.

Словарная работа.

Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами. Прочитайте про себя словарные слова. Запишите в тетрадь только те, которые связаны с зимой.

Ветер, завтрак, мороз, север, запад, погода, месяц, восток, коньки, картофель, забавы, пороша, январь, апрель, декабрь, сентябрь, февраль.

Какие слова связаны с зимой?

Работа в тетради

Наблюдают, сравнивают, делают умозаключение.

Составление и запись цепочек из  приставок.

Обучающиеся выписывают слова, связанные со словом «зима»,  подбирают к словам однокоренные прилагательные и пишут словосочетания. Затем ученики по выбору учителя разбирают прилагательные по составу.

Выявление имеющихся знаний по изучаемой теме и фиксирование причины появившихся  затруднений.

Цели:

Цели:

- познакомить с понятиями:   однокоренные слова, основа слова

- развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

- развивать у младших школьников желание  и умение работать в коллективе;

- способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;

- воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Зиме. Путешествовать будем на поезде. А пока наш поезд набирает ход, мы с вами выполним задание, чтобы не было скучно в дороге.

1 группа. Вспомнить, что такое корень слова, однокоренные слова, подобрать однокоренные слова с корнем ход.

2 группа. Вспомнить, что такое окончание слова, для чего оно служит, образовать новые формы слова ход.

3 группа. Вспомнить, что такое приставка, для чего она служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные приставки.

4 группа. Вспомнить, что такое суффикс, для чего он служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные суффиксы.

Фронтальная работа.

Задание: с помощью приставок образуйте слова – антонимы).

 - Из каких частей могут состоять слова? (работа на интерактивной доске)

Работа в парах

Каждая пара получает задание на карточке.

Затем каждая пара  озвучивает свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного.

Объясняют, выстраивают логические связи, определяют место приставок и суффиксов в словах.

Самостоятельно формулируют  вывод.

Объясняют значение слова «антоним», составляют пары слов.

(Вход – выход,  подход – отход, заход – уход.)

Коллективная работа с презентацией

Физкультминутка

А теперь немного отдохнём.

  • Включение в систему знаний и повторение: практическое закрепление нового и известного материала.
  • Цель:

- применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных  заданий;

- выработать у обучающихся последовательность действий при разборе слова по состав;

закрепить знания по теме, умение  грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения;

-способствовать развитию внимания,  логического мышления и грамотной речи учащихся;

        Если вы правильно назовете жанр устного народного творчества, то узнаете, как называется первая станция, на которой мы остановимся.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима)

Загадка

Задание: выписать из загадки глаголы, выделить приставки.

Запорошила дорожки,
Перекрасила окошки.
Радость детям подарила
Нас на санках прокатила.

Проект «Загадки о зиме» (Баркунов Андрей)

 Следующая станция  посвящена   зимним  приметам.

- Какие приметы  вы знаете?

Проект «Зимние приметы»

(Осеян Анжела)

Задание: найти   в предложении однокоренные слова, выделить приставку.

Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.

Мы отправляемся дальше и следующая станция «Зимние пословицы и поговорки»

Проект «Зимние пословицы и поговорки» (Броян Алиса)

Задание: выпишите формы слова зима, выделите окончание в словах.

Зима - не лето, в меха одета.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зиме да лету никак союза нету.

Поэтическая минутка

Декламация стихотворений о зиме.

Задание: соотнести услышанное стихотворение с иллюстрацией на интерактивной доске.

Ребята, не только поэты посвящали зиме красивые строки, но и художники. (Просмотр картин  Васнецова, Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина, Юона)

- Что общего и чем различаются полотна художников?

Музыкальная пауза

Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать и с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова. Послушайте музыку и выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию. (Праздничная,  лёгкая, мужественная, стремительная, игривая, медленная).

- Какое настроение вызвало это произведение?

- Как вы думаете, как оно называется?

- Какие зимние игры вы знаете?

Сейчас мы поиграем в одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников.

- Какие слова называются родственными или однокоренными?

Одна группа подбирает однокоренные слова к слову мороз, а другая – к слову – снег.

А сейчас мы с вами будем в роли редактора.

Задание:  вставить в предложения  подходящие по смыслу слова; списать понравившееся предложение, вставленные слова разобрать по составу.

Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском.

Смыслов Павел приготовил для нас видеоролик о зиме. Давайте посмотрим.

Игра – драматизация: показать состав слов-  зимушка, зимний, зима,  зимник.

Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка.

Презентация проекта Баркунова Андрея

Презентация проекта

Осеян Анжелы

Работа у доски

Презентация проекта

Броян Алисы

Уметь концентрировать свое внимание, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы воспроизводить знания, удерживать в памяти.

Уметь находить однокоренные слова, систематизировать знания о правописании  приставок и суффиксов

Просмотр видеоролика.

Дети в роли частей слова (приставка, суффикс, корень, окончание) показывают состав слов.

 Рефлексия деятельности на уроке.

Цели: определение, что усвоено

учащимися, что вызвало

затруднения, что привлекло

внимание детей.

  • Что я нового узнал на уроке?
  •  Какое задание мне было интересно выполнять на уроке?
  •  Какое задание мне было сложно выполнять на уроке?
  • Где эти знания мне пригодятся в жизни?
  • С каким настроением я ухожу с урока? 

Уметь   рассуждать,

строить  устные высказывания.

Уметь адекватно  оценивать свои учебные достижения.

Домашнее задание 

По опорным словам составить мини – сочинение.

«Зимнее утро»

Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой, белой скатертью, побежали к горке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...