Памятка "Фонетический разбор"
методическая разработка по русскому языку по теме

Тимрякова Ирина Петровна

Памятка включает подробный материал, которая включает алгорим фонетического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fon.razbor.docx68.11 КБ

Предварительный просмотр:

06/26 2012ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

ПАМЯТКА

А

О

У

Ы

Э

Л

М

Н

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

 

 

 

 

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

 

 

 

 

 

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

 

А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук

Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки

Ъ Ь – звука не дают

[Б]  [В] [Г] [Д]  [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т]  [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки 

[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки

[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки

     Я                  Ё               Ю               Е

    /   \               /   \             /  \              /   \

[Й’] [А ]       [ Й’][О]     [Й’] [У]       [Й’] [Э]

Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
  • после гласной (лесная, умею)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Фонетический разбор слова

САД – 1 слог, 1 гл., 2 согл., 3 б., 3 зв.

С – [с]  – согл., тв., глух., парн.

А – [а] – гласн.. ударн.

Д – [т] – согл.. тв., глух., парн.

____________________________________

3 б. 3 зв.

                        /

Пись/мо – 2слога, 2 гласных, 3 согласных, 6 букв, 5 звуков.

П – [п’] – согл., мягк., глух., парн.

И – [и] – гласн., безуд.

С – [с’] – согл., мягк., глух., парн.

Ь – [-  ]

М – [м ] – согл., твёрд., звонк., непарн.

О - [о ] – гласн., ударн.

____________________________________

6 б. 5 зв.

              /

ОК/НО – 2 слога, 2 гласн., 2 согл., 4б., 4 зв.,

О – [а] – гласн., безуд.

К – [к] – согл., тв., глух., парн.

Н – [н] – согл, тв., звонк., непарн., сонорный

О – [о] – гласн., ударн.

____________________________________

4 б. 4 зв.

         /

У/МЕ/Ю – 3 слога, 3 гласн., 2 согл., 4 б., 5 зв.

У –  [у] – гласн., безуд.

М – [м’] – согл., мягк., звон., непарн., сонорный

Е –  [э] -   гласн., ударн.

        [й’] – согл., мягк., звон.. непарн.

Ю – [у] -  гласн., безуд.

____________________________________

4 б., 5 зв.

Звуко-буквенный разбор слов

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить.

Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

 Зпвуковой разбор идет в такой последовательности:

1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

4. Запишите, выделите фонему (букву).

5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…

и т.д.

6. Проверьте, получилось ли слово.

Учащиеся имеют памятки:

№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .

Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

а) в начале слова (например: Яша, юла);

б) после гласной (например: маяк);

в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.

Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.

Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.

Ь – показатель мягкости.

Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.

[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

Звуки [ бб’, вв’, зз, ж, гг, дд ] – звонкие парные.

Звуки [ пп , фф , сс, ш, кк , тт ] – глухие парные.

Звуки [ хх , щ, ч, ц ] – глухие непарные.

Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]

’ - мягкость.

№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)"

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)", 3-4 классы...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Разбор слова по составу или морфемный разбор.

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче...