НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК/
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

САФАРГАЛИЕВА ГЕЛЮСА УРАЛОВНА

Выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_pnsh.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК

Цели: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

 ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование: карточки со словами, презентация  ( POWER POINT)

Ход урока

1. Организационный момент, с психологическим настроем.

Улыбнулись друг другу. 
Руки в стороны,
Руки вверх.
Пусть вам урок подарит успех.

2. Правила работы при письме.

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Запишем число и вид работы.

3. Постановка темы и целей урока.

Сегодня, ребята, мы будем продолжать учиться открывать для себя новые знанияОткройте учебник. Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока.

Что вы знаете о словах, которые обозначают название предмета?

Как мы определяем род у слов, обозначающих название – предметов?

Какие знаем шипящие звуки?

Приведите примеры слов – названий предметов, с основой на шипящий звук.

Обратите внимание на доску, вы видите картинки, точно такие же есть у вас в учебнике.

Подумайте, какое задание можете предложить по ним?

(Найти слова – названия предметов с основой на мягкий знак, определить род. Ёж – м.р., шалаш – м.р., камыш - м.р., ландыш – м.р., мышь – ж.р., ночь - ж.р., печь – ж.р.)

Посмотрите на запись слов, которые вы назвали?

Что заметили? (Мягкий знак пишется не всегда)

Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке?

(Дети используют слова УЧИТЬСЯ, ПОНЯТЬ, УЗНАТЬ, РАСШИРИТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ)

Я предлагаю исследовать причины неодинакового написания слов – названий предметов, с основой на шипящие.

У кого какие есть предложения о начале исследования? Какие предположения можно вынести о написании слов-названий предметов м.р. и ж.р. с основой на шипящие? (Ответы детей)

4. Работа над новым материалом.

Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ч и - ЧЬ.

Как будем проверять, куда можно обратиться? (К учебнику)

Учебник нам предлагает открыть обратный словарь на букву – Ч, и пронаблюдать есть ли среди слов – названий предметов, основа которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? Какого рода все эти слова? Выпишите любые пять.

Как дальше продвигаемся в своём исследовании?

(Открываем обратный словарик на букву – Ь, находим слова – названия предметов, основа которых оканчивается на – ЧЬ. Выписываем пять слов. Что вы заметили? Какого рода все эти слова?)

Какой вывод можете сделать о работе Ь? (Ь обозначает мягкость конечного согласного; ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода). Посоветуйтесь друг с другом.

Какой вывод можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ч или ЧЬ? Какая гипотеза нашла своё подтверждение. Расскажите соседу по парте. Кто озвучит свои выводы?

5. Физкультминутка.

Я буду называть слова названия предметов мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову слово женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите слово мужского рода – приседаете.

Ёж, лещ, печь, вещь, товарищ, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж.

6. Работа в тетради.

Ваши предложения следующей работы (упражнение № 118).

Какая цель этого упражнения?

Как вы думаете на какие две группы можно поделить слова-названия предметов? (М.р. и ж.р.)

Запишите правильно.

У кого возникли трудности при выполнении этого задания?

Взаимопроверка.

Какой вывод можете сделать о написании слов-названий предметов с основой на – Ч и – ЧЬ?

7. Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ш и – ШЬ.

Исследовали мы с вами слова - названия предметов с основой на – Ч и – ЧЬ, проверили гипотезы, сделали вывод.

Какие ещё шипящие звуки вы знаете?

А как думаете это правило написания мягкого знака подойдёт для слов – названий предметов, с основой на -Ш и -ШЬ и Ж и -ЖЬ? Сделайте предположение.

Как проверим нашу гипотезу? (Посмотрим обратный словарь)

Чтобы время не терялось, предлагаю девочкам проверить написание слов – названий предметов, с основой на -Ш и -ШЬ, а мальчикам - слова – названия предметов, с основой на -Ж и -ЖЬ.

Работаем в паре. Поделитесь друг с другом полученными результатами. Чья пара сможет сделать вывод, сигнализируете поднятой рукой. (Выслушиваются выводы о написании слов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ш и -ШЬ и Ж и -Ь)

Как можно потренироваться в написании слов - названий предметов, с основой на -Ш и -ШЬ и Ж и -ЖЬ в тетради. Предложите задание. (Записываем в два столбика по 3 слова на -Ш и -ШЬ и по 3 слова на Ж и -ЖЬ)

Можете сами сформулировать правило написания на основе ваших исследований? (ответы детей)

На основе ваших рассуждений попробуем составить алгоритм написания слов-названий предметов с основой на шипящие.

Кто сможет рассказать правило о написании слов – названий предметов, с основой на шипящие?

Посмотрите, есть ли в учебнике правило. Сравните свои выводы с правилом в учебнике.

9. Закрепление. Работа с синонимами (устно).

Какое задание можете предложить с этими словами? (Если дети не называют, то учитель произносит своё задание: подберите к каждому слову синоним, слово – название предмета с основой на шипящие. Тьма – ночь, спокойствие – тишь, доктор – врач, поддержка – помощь)

10. Работа по карточкам в парах (на закрепление новой темы).

Карточки на столе трех цветов: на красной карточке задание посложнее на “5”, на жёлтой – полегче – на “4”, на синей – легкое – на “3”. Работаем в паре.

11. Рефлексия. Итог урока.

В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

 .Расскажите чему вы сегодня на уроке научились?

Похвалите своего соседа за работу на уроке.

Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

 

Ход урока

1.Организация класса

2. Проверка рабочего места

3. Минутка чистописания

    КТО  ЧТО  ОН   ОНА  

- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)

(На вопросы  Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов.

Он, она  - определяем род слов-названий предметов

4. Проверка домашнего задания

5. Словарная работа:  Слайды. Ребусы.

1)коньки

- КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ КАТАНИЕМ НА КОНЬКАХ? (конькобежец)

       

 2)мороз

-Подберите однокоренные слова к этому слову.(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. )

- Мороз – холод, стужа. Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)

3) деревня

Учащиеся  записывают слова.

-Какой темой объединены все эти слова? (Зима)

-Составьте небольшой текст на тему «Зима», используя опорные слова:

Зима, мороз, Алёша, коньки, научился кататься, ледовая дорожка, весело бежит.

-Запишите предложение и выполните разбор предложения .

  Ребята катаются на коньках.

6. Работа над темой урока

    1) работа по учебнику

-рассмотрите картинку в учебнике на с. 152.

- Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы художник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание правой части картинки.)

 

Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь».

-Можете, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа, которых оканчивается на и -ЖЬ, -Щ и –ЩЬ?

-Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю.

-Сделайте вывод. Сформулируй правило.

-Запишите по два примера на каждый случай.

                            м. р.                           ж. р.

                             плащ                            вещь

                              лещ                       мощь

                            багаж                       молодежь

                           пейзаж                          ложь

Физкультминутка.

8.Закрепление полученных знаний.

         -Сказка о мягком знаке  

          Я хочу рассказать вам сказку.

Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая

когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. Со словами-названиями действий  с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил. И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в словах-названиях предметов. Подошел Мягкий Знак к словам-названиям предметов женского рода и  вежливо так сказал: Вы такие красивые, мягкие. Давайте с вами дружить!

 Растрогались слова-названия предметов  ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.

Обрадовался Мягкий Знак, побежал к словам-названиям предметов мужского      рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Вы сильные. Давайте с вами дружить!

Но сильные слова-названия предметов мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам».

 Вот так, с тех самых давних времен в словах-названиях предметов  мужского  рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в словах-названиях предметов женского  рода Мягкий Знак пишется всегда.

-работа по учебнику

-запишите правильно слова  в  упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.

Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подорожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник --шип, подсолнух — солнце, подорожник — дорога.)

Являются ли эти слова родственными своим словам-признакам? (Да.)

  -Прочитайте слова в  упражнении 122. Объясните их  значения.

Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда  он  мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Упряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж -сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье.

-Что будем запоминать в первую очередь, а что во вторую?

1)с ь или без ь знака писать;

2)какую букву ставить перед Ь или просто на конце слова.

Проговаривайте, комментируя написание каждого слова. (Слово «молодёжь»-

 женского рода, буду писать с мягким знаком на конце. А теперь проверю, какую букву писать - Ш или Ж: молодеЖи, значит, Ж».)

-самостоятельная работа

Каждый учащийся получает карточку со словом- названием предмета мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Объясняет и доказывает соседу по парте как он его напишет, то же самое делает другой учащийся.

9.Обобщение знаний по теме.

-Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?

 

  10.Домашнее задание: упр.123,правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Урок русского языка по теме " Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий", 2 класс по УМК ПНШ. По теме урока подготовлена презентация, используются ЭОР....

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Конспект урока русского языка во 2-б классепо УМК «Перспективная начальная школа»...

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук, 2 класс

Технологическая карта урока. УМК "Перспективная начальная школа"...