"Обобщение знаний об именах прилагательных". 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Осипова Оксана Анатольевна

Языковым материалом урока будет служить произведение великого русского поэта А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке  и рыбке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_kl.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний об именах прилагательных

Цели урока:

  • систематизировать знания, полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное»;
  • развивать умение определять грамматические признаки имен прилагательных;
  • совершенствовать навыки правописания имен прилагательных;
  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • расширить знания учащихся о предметах старины.

Оборудование:

  • А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • женская одежда времен 19-20 веков (наряд старухи сшит для куклы)
  • карточки для самостоятельной работы

Ход урока

I .Сообщение темы урока.

-        Сегодня мы опять отправляемся в путешествие по стране Словографии. Мы с вами уже побывали в гостях у имен существительных, а теперь навестим имена прилагательные. Встречаясь с ними в различных городах, кстати напомните, что это за города? (разделы языкознания:...) Мы повторим все, что мы знаем об этой части речи. Языковым материалом урока будет служить произведение великого русского поэта А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке  и рыбке».

П.Чистописание.

  • Найдите в «Сказке...» второй абзац. Запишите первые буквы имен прилагательных из этого отрывка каллиграфически правильно. Что это значит? (Правильно, красиво, в соответствии с нормами написания.)

  •  На доске:  З   С   Н (письменные строчные)
  • На что необходимо обратить внимание при написании этих букв? (1. Соблюдать наклон. 2.Петля у буквы 3 пересекается на линии строки...)

- Пропишите целую строку.

  • Назовите лишнюю букву. (С — обозначает глухой звук; Н— непарный по глухости - звонкости; 3 — выходит за пределы рабочей строки...)

Ш.Обобщение пройденного материала.

1 - Отправляемся в путешествие. Но прежде чем войти в ворота этого города, мы должны ответить на вопрос:

«Что такое имя прилагательное»? (Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательные изменяются по падежам, родам и числам.)

-        С какой частью речи связано имя прилагательное? (Чаще связано с существительным. Прилагательное употребляется в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно связано. Вид связи - согласование.)

2. Проверка домашнего задания.

-        Прежде чем продвигаться дальше, я должна убедиться, что вам хорошо известно это произведение. На дом было задано найти в тексте все прилагательные и существительные с ними связанные.

Творческий диктант

-        Я продиктую имена существительные из сказки. А вы подберите к ним имена прилагательные из сказки, по памяти. Составленные словосочетания записываем в тетрадь.

Ветхая землянка, синее море, новое корыто, морская трава, золотая рыбка, золотые перстни, соболья душегрейка, дубовые вороты, ласковое слово, сердитые волны, дорогой откуп, высокий терем.

Лексика

-        Что изучаем в этом городе? (Значение слов) В этом городе очень много интересных улочек. Мы сегодня пройдемся по главным улицам: улице Антонимов, улице Синонимов, улице Переносных значений, улице Омонимов.

1.        Улица Антонимов.

-        Из записанных прилагательных назовите те, которые имеют пару с противоположным значением.

Ветхая(в значении старая) - новая, корыто новое - старое (у старухи - разбитое), ласковое - грубое, дорогой - дешевый, высокий -низкий.

2.        Улица Синонимов.

-        А.С.Пушкин сказал о волнах «сердитые». Подберите синонимы.

3.        Улица Омонимов.

-        Сравните значение прилагательного «золотой» в словосочетаниях «золотая рыбка - золотые перстни».(Золотая рыбка - волшебная, для уточнения автор даже употребляет прилагательное не простая; золотые перстни - из золота.)

4.        Улица Переносных значений.

-        Какие прилагательные автор использует в переносном значении? (Золотая рыбка, черная крестьянка, прямой простофиля, сердитые волны.)

5.        Назовите имена прилагательные, которые А.С.Пушкин использовал
для описания одежды старухи, когда она стала столбовой дворянкой.

{парчовая кичка, соболья душегрейка, красные сапожки; прилагательное парчовая объясняет, что кичка была из парчи)

Демонстрируется наряд старухи ( кукла)

-        На Руси одежда людей разных сословий отличалась друг от друга.

Душегрейка - ее носили девушки и замужние женщины в основном в городской среде из боярских, купеческих семей. В крестьянском костюме она встречалась сравнительно редко и имелась в богатых семьях. В 19-20 веках душегрейка стала использоваться только в качестве свадебной одежды. Душегрейка - нагрудная женская одежда на лямках(бретелях) с застежкой спереди, до середины бедра. Как правило, из дорогих фабричных тканей (бархата, парчи, шелка) с подкладкой.

Кичка - самый древний головной убор замужних женщин. Это мягкая холщовая шапочка. На передней части для придания формы укрепляется твердое возвышение. Изготовленное из луба, деревянных дощечек, бересты. Возвышения были разнообразны по форме: в виде лопаты, конского копыта. Рогов, а также в виде круга, полукруга (котелкообразные). Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Эта традиционная национальная одежда была очень дорогая и, в основном, передавалась по наследству.

 Итог:

Мы не просто так проследили какое разнообразие имен прилагательных использовал А.С.Пушкин и сами подбирали различные прилагательные. Именно синонимы, омонимы, слова в переносном значении украшают нашу речь. Используйте их при написании творческих работ и в своей устной речи.

Орфография

3 Самостоятельная работа на карточках

-        На карточках записаны слова с пропущенными орфограммами. Запишите их в тетрадь, разбив на 3 группы.

  1. Разбитое, заморские;
  2. Простая, беленая, прямой
  3. Ласковое, столбовая Проверка:

-        На какие группы распределили?

(безударные гласные в корне, в приставке, в суффиксе).

- Назовите прилагательные каждой группы. Какая орфограмма еще встречалась при написании прилагательных?

Морфология

-        Что изучаем в этом городе?

(Части речи. Их грамматические признаки.)

  • Какие грамматические признаки мы определяем у прилагательных? (Род, число, падеж.)
  • Как мы определяем эти признаки?

(по существительным, связанным с прилагательным)

4.        Упражнение в определении рода и числа имен прилагательных

1)        В словосочетаниях, записанных под диктовку, определите род,
число.

Назовите прилагательные, у которых вы не смогли определить род, почему?

(Мн.ч. — золотые перстни, дубовые вороты, сердитые волны)

2)        Распределите окончания, записанные на доске на группы:
                 - ый, - яя, - ие, - ая, - ое, - ой, - ий, - ее, -ые

(а) ед. ч.- женский, мужской, средний род и   мн. ч;

б) окончания прилагательных с твердой и мягкой основой.)

-Как проверить написание окончаний прилагательных?

5.        Упражнение в определении падежей и правописании окончаний

прилагательных женского рода.

1) Запишем под диктовку предложение:

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово

-Определите падеж прилагательных. Почему у прилагательных в винительном падеже разные окончания? Какое еще может быть окончание у прилагательных ж. р. в винительном падеже? (-юю)

2) Запись ответов на вопросы учителя (по содержанию произведения)

- Вспомните сказку и ответьте на вопросы, записав словосочетания. Один ученик работает у доски (с обратной стороны)

  1. В какой землянке жили старик со старухой?
  2. Что было на море во время последнего визита старика к рыбке?
  3. С какой трубою выпросила старуха избу?
  4. Кем была старуха, когда рыбка исполнила ее вторую просьбу?

(В ветхой землянке, черная буря, с кирпичною, беленою трубою, черной крестьянкой.)

-Выделите окончания и определите падеж прилагательных.

- В каких падежах у прилагательных ж. рода может быть окончание - ей, - ой?

(Родительный, дательный, творительный, предложный. падежи с примерами)

Минута психологической разгрузки.

6.Упражнение в определении падежа прилагательных мужского и среднего рода и правописание окончаний.

Выборочный диктант. Игра «Заказ»: дети читают нужную строчку и записывают в тетрадь словосочетание.

Учитель: Требуются имена прилагательные

  1. Ср. рода, ед.ч., род. п. (у синего моря - доказывают)
  2. Муж.рода, ед. ч., ТВ.п.;( пряником печатным, голосом человечьим)
  3. Ср. рода, ед.ч., вин.п./великое чудо, в глубокое море, в синее море, новое корыто, ласковое слово.)
  4. Ср. рода, ед.ч., дат.п/ к синему морю)

Словообразование

- Что вы можете сказать про слово, скрытое за этой схемой:

-        Найдите это прилагательное в тексте. Запишите и разберите.

( заморские)

-        Как образовалось это прилагательное? (от существительного

море приставочно - суффиксальным способом)

  • Как еще могут быть образованны прилагательные? Примеры? (дубовыми - дуб + ов)
  • А можно ли от прилагательных образовать слова других частей

речи?'(черный- почернело)
Вывод:        

Синтаксис

- В этом городе мы вспомним какова роль прилагательных в предложении, в тексте.

1. Я прочту отрывок из сказки без прилагательных, а вы восстановите этот отрывок:

  1. Воротился старик ко старухе,  

Рассказал ей великое чудо:

 Я сегодня поймал было рыбку.

 Золотую рыбку, не простую;

По - нашему говорила рыбка,

Домой , в море синее просилась.

Дорогой ценною откупалась:   Откупалась чем только пожелаю.

  1. Что ж? пред ним царские палаты.

     В палатах видит он свою старуху.

     За столом сидит она царицей,

 Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины.

 Заедает она пряником печатным

 Вкруг ее стоит грозная стража.

На плечах топорики держат.

  1. Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне- море,

 Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

2. Найдите в тексте предложение, которое соответствует данной схеме:

(4 абзац. Перед ним изба со светелкой        )

Итог урока: Выполнили мы задачу нашего урока? Что заинтересовало?

Домашнее задание: Мы сегодня с вами не посетили город Фразеологию. К этому визиту нужно подготовиться. Подберите и запишите поговорки, фразеологизмы, в которых употребляются имена прилагательные.

Дополнительный материал:

«Остаться у разбитого корыта» - задумайтесь, откуда появилась и что означает эта фраза?

(Остаться ни с чем, потеряв все, что было приобретено.)

-Найдите в сказке строки, в которых А.С.Пушкин использовал одну из русских поговорок (Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!...»

-Объясните значение.

(Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Данная презентация является дополнением к  конспекту  урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...