Пояснительня записка "Русский язык", 3 класс
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка по русскому языку 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, УМК, содержание, планируемые результаты, характеристика КИМов, региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_poyasnitelnaya.docx | 60.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
Русский язык. 1—4 классы
Рабочая программа по Русскому языку составлена на основе авторской программы курса «Русский язык»1-4 классы (Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина).
Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями документов Федерального государственногообразовательного стандарта к содержанию начального образования, в частности с учётом содержания и целей базовых программ:1) программы курса русского языка, 2) междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».
Напоминаем, что в системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
2) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Содержание курса 3-го класса, как и 2-го класса, в частности отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), методы и приемы изучения, базируется на реализации ведущих подходов Стандарта – личностно ориентированного, социально ориентированного, познавательно-деятельного, культурологического.
Присоставление предметной программы был избран третий вариант плана реализации базовой программы, то есть коммуникативно-речевая направленность изучения курса русского языка, которая предусматривает изучение языковых средств в интересах речевого развития младших школьников. Не случайно в программе третьего года обучения, так же как и второго, выделяется два больших блока: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Содержательные линии курса. Приоритетным в современном обучении русскому языку, включая начальный курс, признается формирование мыслительно-речевых умений, коммуникативных универсальных действий младших школьников. К ним относятся и речевые умения этикетного характера. Поэтому с раздела «Речевое общение» начинаются программы каждого класса. В нем отражены речеведческие сведения о формах речи, видах речевой деятельности, тексте типах текста, характере творческих работ и др. речь признается как способ общения.
Обратите внимание, что в этот раздел введены и упражнения каллиграфического характера, как совершенствование письменного оформления речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Языковой материал представлен в блоке «Язык как средство общения». Уже в названии раздела прослеживается коммуникативное подчинение языковых средств – язык как средство общения. Содержательные линии языка: фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.
Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учетом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью и отражением окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению интонационного, лексического, синтаксического богатства.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописаниями (без введения терминологии).
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а так же развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений о языковых закономерностях, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и коммуникативного развития младших школьников.
Одной из сквозных линий курса является изучение норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка.
Попутно в каждом классе организуется наблюдение над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.).
Учитывая принципы вариативности и спиралевидности (концентричности) изучения основных языковых средств, рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и базовой программе Стандарта, при реализации программы вновь актуализируются сведения об изученных средствах языка, но уже с позиции их новых функций, новых структурных элементах слова и предложения.
Если ядром курсов первого и второго года обучения являлось «Слово», то ядром третьего года обучения является «Предложение» с предварительным ознакомлением с функциями словосочетания (уже синтаксические конструкции).
Структуирование стержня изучения языкового и речевого материала в учебниках при реализации программного содержания определяется именно коммуникативной ориентацией с позиции потребностей носителя языка. Разделы «Называем…», «Выражаем мысли и чувства…», «Выражаем главное…», «Конкретизируем значения. Распространяем мысли» и соответственно «Слово», «Словосочетание», «Предложен7ие», «Типы предложений по цели высказывания», «Строение языковых средств» и прочее.
В 3-м классе углубляются сведения о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге; даётся представление о личных местоимениях, союзах. Причём углубление представлений о частях речи происходит при изучении структуры синтаксических единиц, в процессе наблюдения над средствами выражения главных членов предложения, над связью слов в словосочетании и предложении. Принцип организации изучения морфологии на синтаксической основе позволяет экономить время на изучение грамматики (теории языка) и создаёт основу для формирования практических речевых умений. Детям легче понять, зачем изучаются части речи и как человеком используются знания об их свойствах при построении словосочетаний и предложений.
Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Актуальными при работе с языковым материалом по прежнему являются принципы:
- семиотический – помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
- этико-эстетический – направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается основной (базовый) минимум содержания и его вариативная часть. В программе вариативная часть дается курсивом.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ситуаций к языку и от языка к речи.
Программа ориентирует на отбор материала, обладающего воспитательным потенциалом. Введены специальные разделы и темы мировоззренческого характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. Даются исторические справки, познавательные тексты о происхождение слов и правил, об обогащение словарного запаса русского языка, об историческом корне слов, об использовании красной строки, заголовков и т.п. Материал на доступном детям уровне позволяет дать ученикам представление о социальной роли языка, об особенностях и богатстве русского языка, о связи русского языка с историей культуры русского народа, иными словами, позволяет реализовать принцип культуросообразности.
В программе и учебниках нашла отражение работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД). Так как процесс реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» в ходе освоения предметных программ достаточно нов и труден, после заключительной части программ дается комментарий (в таблицах) к формированию УУД в целом на этапе третьего года обучения.
Учитывая, что оба блока программы реализуются на практике в тесном взаимодействие, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствие с учебником.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа , средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (170 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (43ч)
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений (17ч)
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет.Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) (26ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное ( целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения ( с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1-2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (по средствам заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствие с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствие с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропажи животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждения, рациональное использование при разговоре не словесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания редактирование.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (127ч)
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений (75ч)
Общие сведения о языке(1ч) .о роли языка. Языка как кодовая система отражения реального мира с главным средством словом. Языковые средства для обозначения предметов и явления. Языка как средство общения. Сведения из истории происхождения слов этимологические экскурсы. Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть-одеть, нравиться, красненький и т.п.).разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика и орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствие с норами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знания алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с иотированными гласными е,ё,ю,я, с непроизносимыми согласными.
Использованиеписьме разделительного твёрдого и мягкого знаков; не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертаний: 1)и, ш, И,Ш, п, р, т, г; 2)л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ,У, Ц, Щ, ч; 4) с,С е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б ,Д. Отработка начертание букв и их рациональных соединений при пиьсме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика) – 4ч. Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика)-8ч . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Слово как часть речи (морфология) - 32 ч. Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи имеющими эмоционально оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т.п)
Имя существительное.Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железныйковш, шерстянойкостюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в предложениях.
Глагол.Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи.Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы).Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис(30ч).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение.Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач) выражаемых невопросительными предложениями : сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать ( побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т.п. виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные невосклицательные. Интонационные и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этихъ предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнёнными обращениями.
Орфография и пунктуация(52ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будутсформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- понимание сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка);
- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
- внимание к мелодичности народной устной речи(ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слова);
- положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- внимания к мелодичности народной звучащей речи;
- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
- осознавать основания (общее значение), для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писатьподдиктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- создавать тексты (сочинения) в 8 – 12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- осознавать цели и задачи раздела курса;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
- осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само-и взаимопроверку работ;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
- владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информаций для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
- преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризировать единицы языка: части речи; виды предложений; типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
- быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;озаглавливать текст по основной мысли текста;
- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию...)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
в результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– значимые части слова;
– признаки изученных частей речи;
– типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
– без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов;
– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75–80 слов);
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарями;
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Речевое общение | 43 ч |
1.1 | Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | 17 ч |
1.2 | Развитие речи. Виды речевой деятельности | 26 ч |
2. | Язык как средство общения | 127 ч |
2.1 | Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений | 75 ч |
2.1.1 | Общие сведения о языке | 1 ч |
2.1.2 | Слово и его значение (лексика) | 4 ч |
2.1.3 | Слово и его строение (морфемика) | 8 ч |
2.1.4 | Слово как часть речи (морфология) | 32 ч |
2.2.5 | Синтаксис | 30 ч |
2.2 | Орфография и пунктуация | 52 ч |
ИТОГО | 170ч |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Формы | контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | ||
итоговый | диктант | 2 | 1 | 3 | |||||||
списывание | 2 | 1 | 3 | ||||||||
тематический | диктант | 1 | 2 | 3 | |||||||
проверочная работа | 2 | 2 | |||||||||
текущий | сочинение | 1 | 2 | 2 | 5 | ||||||
письмо по памяти | 1 | 1 | |||||||||
изложение | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | ||||||
словарный диктант | 4 | 2 | 6 | 2 | 14 |
РК в рамках учебного предмета «Русский язык»
Рабочая тетрадь: Стрекалова М.В. «Русский язык» 1-4 класс.–Челябинск: «Взгляд», 2007г. (10%-17 ч.)
№ урока | Название урока | Тема регионального компонента. | № р/к |
6 | Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне) | Непроизносимые согласные. С.3 упр.1 | 1 |
9 | Слово: его значение, значимые части | Состав слова.с.9 упр.4 | 2 |
11 | Слово: его значение, значимые части | Состав слова.с.11 упр.7 | 3 |
14 | Урок-тренинг | Имя прилагательное. С.37 упр.2 | 4 |
25 | Род имён существительных. | Имя существительное. Род имён существительных. С.18.упр.1 | 5 |
29 | Изменение имён прилагательных по родам. | Имя прилагательное. С.35 упр.1 | 6 |
46 | Текст. | Имя существительное. С.33 упр.4 | 7 |
54 | Корень – главная значимая часть слова. | Состав слова.с.8 упр.3 | 8 |
57 | Если в корне две безударные гласные… | Сложные слова. С.14 упр.2 | 9 |
86 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Глагол. С.65 упр.1 | 10 |
99 | Структурные части средств языка. | Состав слова.с.7 упр.1 | 11 |
105 | Правописание гласных в приставках. | Имя прилагательное. С.41 упр.1 | 12 |
107 | Правописание согласных в приставках. | Имя существительное. С.25 упр.3 (б) | 13 |
151 | Слово как часть речи. | Глагол. С.49 упр.1 | 14 |
155 | Правописание слов | Имя существительное. С.27 упр.5 (а) | 15 |
157 | Правописание слов | Непроизносимые согласные. С.5 упр.3 | 16 |
161 | Тема и основная мысль текста. | Глагол. С.52 упр.3 | 17 |
Коррекция рабочей программы
Учебный предмет | Наименование темы или раздела | Количество часов по программе | Кол-во часов по кал.-тем. планированию | Скорректированное количество часов |
Учебно – методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебные материалы | Методическое обеспечение |
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. – М.:Астрель,2013. | Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 3 класс. УМК «Планета знаний»:русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: [сборник]. – М.:Астрель,2012. |
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.- М.:Астрель,2012. | Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 3 классе по учебнику «Русский язык». - М.:Астрель,2011. |
Ветров Е.В. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем непроизносимые согласные в корне слова: 2-3-й классы / Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М.: АСТ: Астрель,2012. | Стрекалова М.В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4класс) (Текст) / М.В. Стрекалова – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007г. |
Ветров Е.В. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем безударные гласные в корне слова: для 2-3 классов четырёхлетн. нач. шк./Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М.: АСТ: Астрель,2009. | |
Ветров Е.В. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем сомнительные согласные в корне слова: 2-3-е классы / Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,2011. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс
Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"
В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
Пояснительная записка 4 класс
Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...