Памятка работы над ошибками по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

          Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_raboty_nad_oshibkami_po_russkomu_yazyku.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками                                                                                                       Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

       Выпиши предложение правильно. Подумай и напиши ещё одно   предложение, подчеркни заглавную букву.

Делай так:  Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Знаки препинания в конце предложения ( .  !  ?  …)

       Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине!  Слава труду!

3. Пропуск буквы.

       Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

4. Слог.  Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

       Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

      Делай так: у/чи/тель  - 3слога.

5. Перенос слова. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на     строке и нельзя переносить на новую строку.

       Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

6. Большая буква в имени собственном.

       Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

7.Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

       Подчеркни мягкий знак Ь. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Например: ель, тень, пальто.

8. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

       Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так: малыши,  ежи, карандаши.

9. Cочетания  букв: чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.

Например: дочка, мощный, речной.

10. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

11. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

       Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады – сад,  волна – волны, червивый – червь.

12. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

       Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных сова.

Делай так: ягода, ягода, ягода, ягодный, ягодка.

13. Парные звонкие и глухие согласные.        

       Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: мороз-морозы, ягодка – ягода.

14. Разделительный мягкий знак. Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными (е, ё, и, ю, я.)

       Выпиши слово правильно. Запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак Ь.

Например: вьюга, листья,  воробьи.

15. Двойные согласные в слове.

       Выпиши слово правильно. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, групповой, подгруппа.

16. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звёздный, звезда, звёздочка;. честный, честь.

17. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши одно, два однокоренных слова.

Например: поездка, езда, ездовой.

18. Не  с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                   гл                  гл                 гл

Например: не_ пришёл, не_ выучил, не_ знал.

19. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули; отнёс, отбежал, отлетел.

20. Правописание предлогов со словом.

       Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму пробел.

Делай так:  к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу

Запомни! Предлог – это отдельное слово, часть речи. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

21. Предлог с местоимением.

       Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.

Например: у _ нас, ко _ мне,  с _ тобой.  

Запомни! Предлоги с местоимениями, как и с  именами  существительными, пишутся отдельно.

22. Разделительный твёрдый знак Ъ.

       Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку, подчеркни  Ъ.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни!  Разделительный Ъ знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами

(я, ю, е, ё)

23. Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.

Например: луч (м.р.), шалаш, товарищ; ночь (ж.р.), мощь, тушь.

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

       Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.

Делай так: водовоз, стеклоочиститель.

25. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

       Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Проверь словом с ударным окончанием того же склонения , числа и падежа.

Делай так: на опушке ( на земле), у речки (нет земли)

26. Правописание безударных  падежных  окончаний имён прилагательных.

       Выпиши имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от имени существительного. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед. ч., Д.п.

27. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-ого лица единственного числа настоящего времени.

       Выпиши глагол правильно. Запиши ещё  два глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь,  решаешь,  читаешь  (наст. вр., 2-ое лицо, ед. ч.) Запомни!

На конце глаголов 2 –ого лица единственного числа пишется мягкий знак Ь.

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение в глаголе. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед суффиксом –ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет – писать, глаг., 1спр., (-е, -ут, -ют)

                          ставит – ставить, глаг., 2спр., (-и, -ат, -ят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка работы над ошибками по русскому языку

Памятка  работы над ошибками по русскому языку в1-4 классах....

Памятка "Работа над ошибками " по русскому языку

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны основные орфограммы, которые изучаются в начальной школе....

Памятка работы над ошибками по русскому языку 1 класс

Памятка работы над ошибками по русскому языку.Лучше начинать работу над ошибками в 1 классе....

Памятка работы над ошибками по русскому языку

Памятка работы над ошибками по русскому языку...