Памятки по развитию связной речи
учебно-методический материал (русский язык, 3 класс) по теме
Данный дидактический материал по русскому языку для формирования речевых умений, развития связной речи можно использовать в работе со всеми УМК 3-4 классов. Памятки являются алгоритмом создания текстов-описаний на этапе подготовки к сочинениям на уроках русского языка. Данный приём способствует овладению навыками правильного построения текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6»
Нижневартовского района Тюменской области
Ханты-Мансийского округа-Югры
Дидактический материал по русскому языку для формирования речевых умений
«Памятки по развитию связной речи»
подготовила
учитель начальных классов
Усенко Елена Сергеевна
г. Лангепас
2012
Памятки по развитию связной речи.
Как составить текст-описание
- Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своём тексте?
- Выдели признаки предмета.
- Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Описание неодушевлённого предмета.
- Какой предмет изображён на рисунке?
- Какого цвета этот предмет или его части?
- Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
- Опиши особенности этого предмета:
- размер;
- состояние (новый, старый, чистый, ...);
- свойства (красивый, полезный, …).
- Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)?
- Твоё отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть).
Описание животного.
- Какое животное изображено на рисунке?
- Какого цвета это животное или его части?
- Что оно делает, его поза?
- Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
- Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…)
- Какая у него морда?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)
- Твоё отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть).
Описание растения.
- Какое растение изображено на рисунке?
- Какого цвета это растение или его части?
- Где растёт это растение, что ты видишь на заднем плане?
- Какое время года художник изобразил на рисунке?
- Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный.
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)
- Твоё отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть).
Портретное описание человека или сказочного персонажа.
- Кто (какой сказочный персонаж) изображён на рисунке?
- Из какой он сказки?
- Что он делает, его поза?
- Его возраст.
- Какое у него лицо?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)
- Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно смотреть).
Описание сюжетного рисунка
(изображён один персонаж)
- Кто изображён на рисунке?
- Что он делает?
- Как он это делает, с каким настроением?
- О чём он думает, говорит, поёт?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо?
- Его возраст.
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Где находится этот персонаж?
- Какое время года изображено на рисунке?
- Что нарисовано ближе всего к тебе?
- Что находится в центре картинки?
- Что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)
- Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть).
- О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок?
Описание сюжетного рисунка
(изображено несколько персонажей)
- Кто изображён на рисунке?
- Что они делают?
- Что делает первый персонаж?
- Как он это делает, с каким настроением?
- О чём он думает, говорит, поёт?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо?
- Его возраст.
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Что делает второй персонаж?
- Как он это делает, с каким настроением?
- О чём он думает, говорит, поёт?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо?
- Его возраст.
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Твоё отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться)?
- Где находятся эти персонажи?
- Какое время года изображено на рисунке?
- Что нарисовано ближе всего к тебе?
- Что находится в центре картинки?
- Что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть)
- О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок?
Список использованной литературы:
- Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Серия «Книга для учителя». – Ростов: «Феникс», 2003
- Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи – К.: «Радяньска школа», 1990
- Синицина В.А. Путь к слову – М.: АО «Столетие», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...
Памятки по развитию связной речи
Памятки по развитию связной речи...
Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....
Обобщение опыта учителя-логопеда логопедического пункта информационно- методического кабинета,тема: «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи обучающихся с нарушениями речи»
Представлены эффективные методы и приемы мнемотехники для развития речи ребенка....
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...