памятка-рекомендация "Формы работы над словарными словами"
методическая разработка по русскому языку по теме
В этой памятке-рекомендации собраны воедино разнообразные формы работы над словарными словами, позволяющие повысить грамотность школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 38
Рассамахина Е.Н.
Памятка – рекомендация для учителей начальных классов.
Формы работы над словарными словами.
Я сделала попытку собрать воедино способы работы над словарными словами, используя свой опыт работы и опыт работы учителей начальных классов МАОУ СОШ №38 Пыжовой М.А. и Огиенко В.В. Результатом работы стала своеобразная памятка – рекомендация для учителей.
- Письмо под диктовку.
- Письмо по памяти.
- Картинный диктант.
- Зрительный диктант.
- Выборочный диктант.
- Графический диктант.
- Творческие диктанты.
- Взаимные диктанты (в парах).
- Разучивание стихотворений со словарными словами.
- Методика Парамоновой (традиционные способы запоминания словарных слов):
Смысл в следующем: Многие слова пишутся в дань традиции (собака, огурец). Написание заимствованных слов в соответствии с принадлежностью к родному языку. Механическое запоминание слов.
Некоторые практические приемы:
- Подбор большого числа однокоренных слов.
- Тематическое запоминание групп слов (опыт Пыжовой М.А.)
- Рифмование слов.
- Образование сложных слов.
- Образное представление материала: пропеть, протанцевать.
- Классификация слов: на а, б…
- Прием «Сквозная буква», «Вставь пропущенную букву».
- Кто больше назовет слов на тему: «Огород», «Сад»…
- Записать слова в алфавитном порядке: багаж, весело, товарищ, собака, ученик.
- Ответить на вопросы:
Кто спит зимой в берлоге? Медведь
- Заменить одним словом: шкаф, кровать, стол…(мебель)
- Вставить вместо точек слова из словаря:
С …(севера) подул холодный …(ветер).
19. Дополнить слово, угадать по началу:
… рока
… рова
…рона
20. Цепочка слов (каждое следующее слово начинается на ту букву, на которую закончилось предыдущее).
21. По согласным буквам узнать и записать слово:
Втр (ветер), пгд (погода)…
22. Доскажи словечко.
С утра сегодня хмурится,
Дождем умыты сад и …(улица).
Дождь прошел, а на рассвете
Вдруг подул холодный …(ветер).
23. Записать слово из словаря, подходящее по смыслу:
Берлога - …(медведь).
Художник - …(картина).
Писатель - …(рассказ).
24. Записать слова:
- С буквосочетаниями –оро-, -оло-.
- С мягким знаком.
- С безударной –е-, -о-…
25. Разгадать кроссворд.
с | с | с | с | с | с | с | с | с |
| ||||||||
- Вчера, …, завтра.
- Шестой день недели.
- Домашнее животное.
- Чашка, кружка,…
- Белый, сладкий, тает в воде.
- Третий день недели.
- Обувь для дождливой погоды.
- Стебли пшеницы, ржи, овса.
- Вежливое слово.
26. Эстафета.
Цель: активизация словаря, закрепление написания слов.
По сигналу учителя учащиеся каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листе бумаги слово из словаря и передают лист впереди сидящему. Выигрывают те, чей лист по эстафете первым попадет на учительский стол. Слова не должны повторяться, в записях не должно быть ошибок.
(учащиеся имеют право исправлять как свои ошибки, так и ошибки одноклассников по ходу работы).
27. Отгадать загадку.
28. Анаграммы.
29. Выписать из текста слова из словаря.
30. Ребусы.
31. Использование языкового материала во время ознакомления со словом из словаря.
- Толкование слова.
- К истокам слова (этимологический способ запоминания словарных слов)
- Однокоренные слова.
- Сочетаемость слов.
- Когда так говорят?
- Синонимы, антонимы.
- Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты.
32. Ассоциативный способ запоминания словарных слов.
Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим способом, действуйте так:
1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
/ Например: Берёза
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает
трудности (сомнение) при написании.
Например: бе. - ре - за
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером
сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е..
4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу
Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Словарное слово | Ассоциативный образ | |
признак | = | признак |
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; | - месту расположения; |
форме; | - звучанию; |
действию; | - вкусу; |
материалу; | - назначению; |
количеству; | - и т.д. |
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл.слово Ас. образ * береза
- по цвету _бЕлая..
*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать
- по форме как буква _Е..
Результат: б Е.реза – б Е.лая, - гр Е.бень (_Е.)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б |
6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и
сомнительную орфограмму.
7. Можно составлять ассоциативные альбомы: в словарных словах вместо орфограммы рисуется ассоциативный образ.
Например:
Я Б Л К Б Р Б А Н П Л Ь ТО
33. Игры «Папирус», «Ураган», «Лабиринт», «Буквоед»…
Цель данных игр: из разрозненных или недописанных букв составить словарные слова. Словесная инструкция зависит от названия игры.
34. Синквейн.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которые строятся по правилам:
1 строчка. Тема или предмет (1 сущ.)
2 строчка. Описание предмета (2 прилагательных)
3 строчка. Описание действия (3 глагола)
4 строчка. Фраза из 4-х слов, выражающая отношение к предмету.
5 строчка. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве творческого самовыражения.
35. Стратегия «Сперинг» (нейролингвистическое программирование)
(Слышим, видим, чувствуем)
- Карточка с эталоном (часть слова) поднимается вверх. Дети смотрят вверх, «фотографируют» слово, не произнося его вслух.
- Поднимаем глазки вверх, вспомним то, что увидели.
- Увеличьте или уменьшите «сфотографированное» слово.
- Представьте это слово там, где вам было хорошо (пляж, комната…)
- Прочитайте слово задом наперед. Напишите то, что получилось.
- Какие слова можно назвать? Прогнозирование детей.
- Показ 2-ой части слова. Соединяем вместе. Что получилось?
- Что оно означает?
- Скандируем.
36. Мнемотехнология (нейролингвистическое программирование)
Слова запоминаем с помощью цвета, звука, тепла, света, осязания, вкуса.
37. Творческие задания:
- Сочини сказку.
- Составь рассказ, чтобы в нем были задействованы словарные слова на определенную букву.
- Придумай рассказ так, чтобы в нем были использованы словарные слова на определенную тему.
- Составь кроссворд.
38. Стратегия Сергея Киреева (эффективная стратегия правописания) – это шаг в направлении работы обоих полушарий, он затрагивает глубинные структуры головного мозга ученика. Согласно новейшим психологическим исследованиям левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, обработку знаковой информации; правое – за обработку образной информации, интуицию, синтез, воображение, чувства и эмоции.
Работать оба полушария могут заставить глаза, именно они являются ключами доступа. Особая роль при этом отводится системе перехода внешних действий и восприятий во внутренний план. Делается это следующим образом. Сначала учащиеся знакомятся с методикой “фотоаппарат”. Детям даётся установка, что их глаза будут работать как фотоаппарат (или видеокамера), и они могут, как бы снимать свои (или других людей) действия на плёнку. Причём фильм не только записывается зрительно, но и может комментироваться вслух или про себя. После выполнения действий детей просят вспомнить весь фильм и только через него давать вербальные формулировки.
При проведении коррекционных занятий число участников не превышает 7 человек – учащиеся разбиты на группы, согласно диагностике. При записи слов и предложений на доске или листе желательно выделять трудные места каким-нибудь цветом.
Алгоритм формирования стратегии правописания:
- Создать у детей позитивное состояние.
- Образно представить это слово.
- “Сфотографировать” слово.
- Направить движение глаз влево вверх (для правши), постараться его зрительно вспомнить (я при этом делаю движение рукой в соответствующую сторону).
- Сверить вспомненный образ слова с образцом, внести в него необходимые изменения (если есть отклонения).
- Записать запомненное слово, сделав перед этим соответствующее движение глаз (я при этом делаю движение рукой в соответствующую сторону).
- Спросить ученика: “Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что всё правильно, может что-то надо исправить? Вспомни ещё раз картинку слова и сверь её с написанной (слова выделяю интонацией и громкостью).
- Написать это же слово самому педагогу рядом. Сказать ученику: “Посмотри на написанное мной слово, когда ты смотришь на него, чувствуешь ли ты, что что-то не так? Отметь ошибки”.
- В течение 3-5 минут выполнять следующее. Педагог произносит какое-то слово, а ученик делает движение глаз в направлении визуальной памяти, аудиальной памяти, кинестетики и возвращает глаза в исходное положение. Это необходимо для создания физиологического навыка движения глаз при письме.
Попросить ученика произнести по буквам, как пишется какое-либо слово. Если движения глаз при этом будут соответствовать необходимому направлению, то процедура заканчивается. Если нет, повторяется (можно в другой день, во избежание переутомления)
Сочините сказку или рассказ с использованием всех предложенных словарных слов:
календарь
капуста
карандаш
картина
картофель
квартира
килограмм
километр
класс
коллектив
командир
комбайн
комната
корабль
корова
космонавт
костер
Придумайте сказку или рассказ с использованием всех предложенных словарных слов:
пальто
пассажир
пенал
песок
победа
погода
помидор
понедельник
портрет
посуда
потом
правительство
председатель
прекрасный
путешествие
пшеница
пятница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140413-1352457879.jpg)
Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....