Кружок "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Образовательная программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
Личный творческий план педагога
Массовая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnaya_grammatikafakultativnogo_kursa.docx | 30.46 КБ |
rabochaya_programma_kruzhka_po_russkomu_yazyku.docx | 13.85 КБ |
lichnyy_tvorcheskiy_plan_pedagoga.docx | 15.91 КБ |
massovaya_rabota.docx | 12.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
(в соответствии с ФГОС)
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок по русскому языку “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Образовательная программа кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи кружка.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика» 2-3 классы
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2-3 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
2-3 классы
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
Тематическое планирование кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
(2-3 классы)
34 часа в год
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1-2 | Как обходились без письма? | 2 | |
3-4 | Древние письмена. | 2 | |
5-6 | Как возникла наша письменность? | 2 | |
7-8 | Меня зовут Фонема. | 2 | |
9-10 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | |
11-12 | «Ошибкоопасные» места | 2 | |
13 | Тайны фонемы | 1 | |
14-15 | Опасные согласные | 2 | |
16 | На сцене гласные | 1 | |
17 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | |
18 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | |
19 | Ваши старые знакомые | 1 | |
20-21 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | |
22 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 1 | |
23 | Память и грамотность | 1 | |
24 | Строительная работа морфем | 1 | |
25 | Где же хранятся слова? | 1 | |
26 | Поговорим о всех приставках сразу | 1 | |
27-28 | Слова – «родственники» | 2 | |
29-30 | Кто командует корнями? | 2 | |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого 34 часов |
Содержание занятий.
Тема 1-2. Как обходились без письма?(2 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 3-4. Древние письмена.(2 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 5-6. Как возникла наша письменность? (2 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 7-8. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 9-10. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 11 - 12. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 13. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 14 – 15. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 16. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 17. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 18. «Когда ь пишется, а когда не пишется?» Практическое занятие (1ч.)
Тренировочные упражнения.
Тема 19. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 20-21. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 22. Волшебное средство – «самоинструкция».(1 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 23. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 24. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 25. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(1ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27-28. Слова – «родственники».(2ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 29-30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31-32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу года
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
(в соответствии с ФГОС)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы кружка по русскому языку «Занимательная грамматика» во 2-3 классах
Описание места кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2-3 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–3-х классов.
Тематическое планирование
кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
(2-3 классы)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1-2 | Как обходились без письма? | 2 | |
3-4 | Древние письмена. | 2 | |
5-6 | Как возникла наша письменность? | 2 | |
7-8 | Меня зовут Фонема. | 2 | |
9-10 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | |
11-12 | «Ошибкоопасные» места | 2 | |
13 | Тайны фонемы | 1 | |
14-15 | Опасные согласные | 2 | |
16 | На сцене гласные | 1 | |
17 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | |
18 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | |
19 | Ваши старые знакомые | 1 | |
20-21 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | |
22 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 1 | |
23 | Память и грамотность | 1 | |
24 | Строительная работа морфем | 1 | |
25 | Где же хранятся слова? | 1 | |
26 | Поговорим о всех приставках сразу | 1 | |
27-28 | Слова – «родственники» | 2 | |
29-30 | Кто командует корнями? | 2 | |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого 34 часов |
Предварительный просмотр:
Личный творческий план педагога
Цель моей работы:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни учащихся.
Для эффективности своей работы планирую:
- изучить следующую литературу:
- «Толково-этимологический словарь» Автор: Т.В.Шклярова
Москва «ВАКО», 2009
- «Словарь иностранных слов» Автор: Т.В.Шклярова
Москва «ВАКО», 2009
- «Откуда пришли слова» Автор О. А. Ушакова
Санкт-Петербург, 2008
- «Игровой словарик по выработке навыков орфографической грамотности»
Авторы В. Ф. Полещук, О.Е. Жиренко
Издательство Ювента, Москва, 2007
- «Олимпиадные задания по русскому языку. 1-2 классы» Автор Т.Н. Максимова
Москва «ВАКО», 2010
- «Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы» Автор Т.Н. Максимова
Москва «ВАКО», 2011
- «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы» Автор Е.С. Галанжина
Москва, Издательство «Глобус», 2010
- «Тренинговые карточки по русскому языку (по теме «Состав слова») 2-4 классы» Автор О.А. Тимофеева
Волгоград, 2004
- «Загадки, считалки и скороговорки» Автор О. А. Ушакова
Санкт-Петербург, 2008
- «Вставь букву! Проверяемые и непроверяемые буквы» Автор Е.А. Арбатова
Санкт-Петербург, 2005
- В течение учебного года организовывать участие младших школьников, посещающих кружок «Занимательная грамматика», в олимпиадах, конкурсах и викторинах по русскому языку.
- Проводить индивидуальную работу с одаренными учащимися и учащимися, требующими особого внимания при изучении русского языка.
Предварительный просмотр:
Массовая работа
- Учащиеся, посещающие кружок «Занимательная грамматика», будут принимать активное участие в олимпиадах по русскому языку.
- Учащиеся, посещающие кружок «Занимательная грамматика», будут принимать активное участие в конкурсах и викторинах по русскому языку.
- Регулярно будут проводиться тематические беседы такие как: «Этические нормы речевого поведения», «Прекрасный мир слова», «Мир русской грамоты», «Пословица – лучшая помощница» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
"Путешествие в страну Грамматики"
Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....
Занимательная грамматика
Программа по внеурочной деятельности ....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....