IV. Учебно-познавательная деятельность. (35 мин.) Цель: учить школьников различать слово и предложение; находить границы предложения; анализировать предложения; учить выполнять учебные задания в паре и группе; согласовывать позиции и находить общее решение; выполнять самопроверку и взаимопроверку; формировать речевые высказывания и аргументировать свое мнение.
УУД Познавательные умения: - определять количество слов в предложении; - определять количество предложений в тексте; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - высказывать предположения.
Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение; - строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;
Личностные умения: - осознать ценность родного языка и его значимость для общения; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - контролировать процесс выполнения учебного задания.
УУД
Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение; - строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее мнение; - адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
Личностные умения: - осознать ценность родного языка и его значимость для общения; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание.
Регулятивные умения: - выполнять учебное задание по алгоритму; - осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - контролировать процесс выполнения учебного задания.
Прием антиципации
УУД
Познавательные умения: - определять количество предложений в тексте; - определять предложения по интонации и обосновывать свое суждение; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - высказывать предположения.
Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение; - строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания; - согласовывать позиции и находить общее мнение.
Личностные умения: - осознать ценность родного языка и его значимость для общения; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - контролировать процесс выполнения учебного задания.
УУД
Познавательные умения: - определять количество предложений в тексте; - определять предложения по интонации и обосновывать свое суждение; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение.
Личностные умения: - осознать ценность родного языка и его значимость для общения; - самостоятельно выполнять поставленную задачу; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - контролировать процесс выполнения учебного задания.
V. Итог урока. (4 мин.) Цель: научить соотносить результат с поставленной целью.
УУД
Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для выполнения теста.
Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. - оформлять свои мысли; - слушать и понимать речь других
Личностные умения: - проявлять осознанное желание для ответов на вопросы; - выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные умения: - использовать алгоритм оформления предложения на письме; - контролировать результат выполнения учебного задания; - осуществлять итоговый контроль деятельности; - анализировать собственную работу; - соотносить план и совершенные операции.
VI. Рефлексия. (1 мин.) Цель: оценить результат своей деятельности с поставленной учебной задачей.
УУД Личностные умения: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - мотивировать свои действия; - проявлять творческий интерес к процессу создания макета солнца
|
1. Работа с текстом. (устная) (5 мин.)
Послушайте текст, сосчитайте, сколько в нем предложений.
Осень. Давно исчезли стрижи. Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи и утки.
|
Сколько предложений в этом тексте?
Как вы узнаете границы предложения?
Почему птицы улетают осенью на юг?
Все ли птицы улетают в теплые края?
Что должны делать люди, чтобы зимующие птицы смогли выжить во время холодов?
Послушайте текст еще раз и скажите, сколько слов в первом предложении.
А как доказать, что здесь одно слово – предложение?
А можно было бы сказать двумя словами?
Приведите пример. Добавит ли что-нибудь к мысли сказанное слово?
Обязательно ли говорить еще одно слово? Предложения из одного слова довольно часто используются в речи.
Любое слово может быть предложением?
Сейчас вы будете работать в парах. Попробуйте правильно найти предложения.
2. Работа в парах. (9 мин.) Из конверта № 1 достаньте карточку с заданием и памятку. Вам нужно выполнить задание, пользуясь памяткой.
Памятка №1
1.Прочитайте. 2. Зачеркните слова, которые не являются предложением. 3. Запишите оставшиеся предложения, диктуя слова по слогам. 4. Проверьте написанные предложения. |
1 пара Расцвела сирень. Красивая. Вы ходили в поход? Пахнет. Интересный. Как тихо кругом!
2 пара Птицы летят быстро. Небо. Погода была жаркая. Тёплая. Кто не спрятался? Красное.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанные предложения друг у друга.
Какие слова вы зачеркнули?
Почему они не являются предложением?
Прочитайте, что вы написали и докажите, что это предложения.
Проверьте ваши предложения с записанными на доске.
3. Игра «Угадай знак». (10 мин.) (работа в группах)
Посмотрите на доску. Что написано на ней?
Предположите, какое задание мы будем выполнять дальше.
Почему в предложениях мы ставим разные знаки?
Почему?
Сейчас мы поиграем в игру «Угадай знак». Работать будете в группах. Достаньте из конверта №2 задание и памятку. Выполните задания.
Памятка №2
- Прочитайте.
- Определите границы предложений.
- Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
- Замените строчные буквы заглавными.
- При проверке покажите карточку с нужным знаком.
|
1 группа
Ты любишь раннее весеннее утро легкий ветерок шелестит в молодой листве
|
2 группа
Проснулись и защебетали птицы ты чувствуешь радость наступающего дня
|
3 группа
Как прекрасно все вокруг рано утром кричит петух
|
4 группа
Почему идет дождь какой сильный дождь
|
5 группа
Кот ловит мышей прячьтесь, мышки
|
6 группа
Любишь ли ты лето как красиво в лесу летом
|
7 группа
Где спит белка у нее есть дупло
|
Проверка. Прочитайте предложения и покажите нужный знак.
(обобщение после всех ответов)
Когда в предложении ставится точка?
Когда в предложении ставится восклицательный знак?
Когда в предложении ставится вопросительный знак?
Физкультминутка. (1 мин.)
4. Самостоятельная работа. (10 мин.) Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. Достаньте из конверта № 3 карточку с заданием. Найдите границу предложения и поставьте нужный знак препинания. Покажите начало предложения правильной буквой.
Памятка № 3
- Прочитайте.
- Определите границы предложений.
- Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
- Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.
|
Найдите границу предложения и поставьте нужный знак препинания. Покажите начало предложения правильной буквой.
Прозвенел звонок ребята вошли в класс а где Петя он опоздал стыдно
Проверка. Сколько предложений у вас получилось?
Прочитайте каждое предложение с интонацией конца мысли.
Проверьте свою работу: поставьте плюс (+), если вы 1) правильно определили количество предложений; 2) правильно оформили начало предложения (заглавная буква) 3) правильно нашли границы конца предложения и поставили нужные знаки.
Работа в группах. Давайте повторим материал, выполнив тест. Работаем в группе. Тест Вопрос №1 Что такое предложение? А: Слова, близкие по смыслу Б: Законченная мысль В: Это главные члены предложения Вопрос №2 Что из данного является предложением ? А: На опушке дуб Б: На опушке раскинулся дуб Вопрос №3 Из чего состоит предложение? А: Из слогов Б: Из слов В: Из фраз Вопрос №4 Как можно узнать границу предложения? А: Поставить точку Б: Понижением голоса. Вопрос №5 Как нужно оформлять предложение в письменной речи? А: Начало предложения обозначаем заглавной буквой, в конце предложения ставим .?! Б: Ставлю точку
Проверка
Чему вы научились сегодня на уроке?
Руководители групп – оцените работу своей группы на уроке. Теперь каждый сам оценит свою работу на уроке. Подарите свой лучик солнышку. (солнце на доске без лучей) Если было на уроке все понятно, вы справились со всеми заданиями самостоятельно, прикрепите длинный лучик. Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно – короткий лучик.
|
Четыре.
Понижение голоса в конце предложения.
Здесь становится холодно и голодно.
Нет.
Подкармливать их.
Одно.
Произносим предложение с интонацией и понимаем мысль, которая им выражена.
Да
Стоит осень. Наступила осень. ?
Нет и так все понятно
Нет
Нет, только то, которое выражает законченную мысль.
Дети достают задания, обсуждают, выполняют, записывая в тетрадь предложения.
Дети выполняют задания, пользуясь памяткой-алгоритмом
Взаимопроверка
Называют слова: красивая, пахнет, интересный; небо, теплая, красное
Не выражают законченную мысль.
Предложения выражают законченную мысль.
Самопроверка.
. ! ? … - это знаки препинания
Расставлять знаки препинания в конце предложения.
Произносим предложения с разной интонацией
Чтобы понимать друг друга.
Дети выполняют задание, пользуясь памяткой-алгоритмом
Дети читают предложения, показывая знаки.
Когда в предложении о чем-то сообщается.
Когда предложение произносится с сильным чувством.
Когда в предложении содержится вопрос.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Пять.
Самопроверка. Текст на доске: Прозвенел звонок. Ребята вошли в класс. А где Петя? Он опоздал. Стыдно!
Дети выполняют тест.
Находят правильный ответ на слайде
Делить речь на предложения.
Руководители групп рассказывают, что получилось, что не получилось.
Дети прикрепляют к макету солнца лучи. |