Тексты зрительных диктантов
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В основе подобранных мной текстов – устное творчество русского народа: пословицы и поговорки. Параллельно с тренировкой оперативной памяти происходит знакомство младших школьников с россыпями русской бытовой поэзии, приобщение к культуре родного народа, обогащение лексического запаса и развитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тексты зрительных диктантов
Пешкова Марина Валентиновна, учитель начальных классов
МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»
Пояснительная записка
Скорость чтения – это очень важный фактор, влияющий на успеваемость. Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Улучшить ее можно с помощью зрительных диктантов.
Тексты подобных диктантов ранее были предложены и разработаны профессором Федоренко И.Т. В каждом из 18 наборов, предложенных автором, по 6 предложений. Их особенность такова: если первое предложение первого набора содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит из 46 букв. Наращивание предложений происходит постепенно, по 1 - 2 буквы. Время работы с наборами составляет примерно 2 месяца. За этот период оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв.
Наращивание предложений происходит постепенно, по 1 – 2 буквы. Время работы с наборами составляет примерно 2 месяца. За этот период оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить уже предложение, состоящее из 46 букв, то есть из 8 – 9 слов. Теперь он легко улавливает смысл, читать становится интересно, процесс обучения идет быстрее.
При подборе новых текстов использован принцип И.Т. Федоренко: приблизительно такое же количество букв, наращивание длины предложений, количество их в одном наборе, время экспозиции.
В основе подобранных мной текстов – устное творчество русского народа: пословицы и поговорки. Параллельно с тренировкой оперативной памяти происходит знакомство младших школьников с россыпями русской бытовой поэзии, приобщение к культуре родного народа, обогащение лексического запаса и развитие речи.
Хочется особо отметить воспитательную роль таких текстов. Они наставляют, предостерегают, высмеивают человеческие пороки и недостатки, способствуют привитию добрых чувств. В них заключен многовековой опыт народа, его оценка различных жизненных явлений.
Алгоритм проведения диктантов остается прежним. Очень удобно использовать интерактивную доску. В случае ее отсутствия на доске выписываются 6 предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, то есть лист бумаги подвинут вниз, учащиеся в течение определенного времени (оно указано для каждого предложения) читают это предложение и стараются запомнить. По истечении указанного времени учитель стирает предложение и предлагает учащимся записать его по памяти в тетради. Затем следует экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения и т.д. На шесть предложений из одного набора уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут. Работа с одним и тем же набором повторяется в течение трёх дней. 15 наборов – 45 уроков. Для эффективности данной работы зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Тексты зрительных диктантов
№ набора | Число букв | Время экспозиции | |
1. | Мал да удал. | 9 | 4 |
Беда ум родит. | 11 | 5 | |
Федот, да не тот. | 12 | 6 | |
Ум там, где толк. | 12 | 6 | |
Ищи ветра в поле. | 13 | 6 | |
Язык острее меча. | 14 | 7 | |
2. | Всему свое время. | 14 | 7 |
Где лад, там и клад. | 14 | 7 | |
Лежачего не бьют | 14 | 7 | |
Без муки нет науки. | 15 | 8 | |
Нет худа без добра. | 15 | 8 | |
У кольца нет конца. | 15 | 8 | |
3. | Век живи, век учись. | 15 | 8 |
Волка ноги кормят. | 15 | 8 | |
Без песен мир тесен. | 16 | 8 | |
И сила уму уступает. | 16 | 8 | |
Правда глаза колет. | 16 | 8 | |
Земля заботу любит. | 16 | 8 | |
4. | Коса – девичья краса. | 16 | 8 |
Что испёк, то и кушай. | 16 | 8 | |
Дома стены помогают. | 17 | 8 | |
Перо пишет, а ум водит. | 17 | 7 | |
Волк коню не товарищ. | 17 | 7 | |
Семеро одного не ждут. | 18 | 7 | |
5. | Долг платежом красен. | 18 | 7 |
У страха глаза велики. | 18 | 6 | |
Труд кормит и одевает. | 18 | 6 | |
Правда светлее солнца. | 19 | 6 | |
Добро век не забудется. | 19 | 6 | |
Москва слезам не верит. | 19 | 5 | |
6. | Без трудов нет и плодов. | 19 | 5 |
Трус своей тени боится. | 19 | 5 | |
Золото и в грязи блестит. | 20 | 5 | |
Друзья познаются в беде. | 20 | 5 | |
Москва всем городам мать. | 21 | 5 | |
Своя земля и в горсти мила. | 21 | 5 | |
7. | Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 4 |
Слезами горю не поможешь. | 21 | 4 | |
За правое дело стой смело! | 21 | 4 | |
Не бей Фому за Ерёмину вину. | 22 | 5 | |
Без корня и полынь не растет. | 23 | 5 | |
Ум да здоровье всего дороже. | 23 | 4 | |
8. | Здоровье дороже богатства. | 23 | 4 |
Не бросай друга в несчастье. | 23 | 4 | |
Терпенье и труд всё перетрут. | 24 | 4 | |
Доброе дело само себя хвалит. | 24 | 4 | |
За один раз дерева не срубить. | 24 | 4 | |
Старый друг лучше новых двух. | 24 | 4 | |
9. | Хороший товар сам себя хвалит. | 25 | 5 |
Как поживёшь, так и прослывёшь. | 25 | 5 | |
Не дорог подарок, дорога любовь. | 26 | 5 | |
На чужой земле и весна не красна. | 26 | 5 | |
Аккуратность человека красит. | 26 | 5 | |
За глупой головой и ногам плохо. | 26 | 5 | |
10. | Всякий человек в деле познается. | 27 | 6 |
Ложь на тараканьих ножках ходит. | 27 | 6 | |
Одна пчела немного мёду наносит. | 27 | 6 | |
Невесело птичке в золотой клетке. | 28 | 6 | |
Без труда хлеб не родится никогда. | 28 | 6 | |
Под лежачий камень и вода не течет. | 28 | 6 | |
11. | Каждая курица свой насест хвалит. | 28 | 7 |
Легко чужими руками жар загребать. | 29 | 7 | |
Утопающий и за соломинку хватается. | 30 | 7 | |
Правда в огне не горит и в воде не тонет. | 30 | 7 | |
Зацепился за пень и стал на весь день. | 30 | 7 | |
Не смейся над старым, и сам будешь стар. | 31 | 7 | |
12. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 31 | 6 |
Трус и таракана посчитает за великана. | 32 | 6 | |
Ум за морем не купишь, ежели его дома нет. | 32 | 6 | |
В осеннее ненастье семь погод на дворе. | 32 | 6 | |
Крепкую дружбу и топором не разрубишь. | 32 | 6 | |
У скупого среди зимы снега не выпросишь. | 33 | 6 | |
13. | Не копай другому ямы: сам в неё свалишься. | 33 | 6 |
Несчастливые дни долго памятны бывают. | 33 | 6 | |
Маленькое дело лучше большого безделья. | 34 | 6 | |
Сколько волка ни корми, он всё в лес глядит. | 34 | 6 | |
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. | 35 | 6 | |
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. | 35 | 6 | |
14. | Всяк свою работу делай, на другого не кивай. | 35 | 5 |
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. | 35 | 5 | |
Тьма света не любит, злой доброго не терпит. | 35 | 5 | |
Молодость – пташкой, а старость – черепашкой. | 35 | 5 | |
Птицу кормом, а человека лестью обманывают. | 36 | 5 | |
Откладывай безделье, да не откладывай дела. | 36 | 5 | |
15. | Недаром говорится, что дело мастера боится. | 36 | 5 |
Без букв и грамматики не учатся и математике. | 37 | 5 | |
Встречают гостя по платью, а провожают по уму. | 37 | 5 | |
Юноши думают о будущем, а старики о прошедшем. | 37 | 5 | |
К дому друга дорога никогда не бывает длинной. | 38 | 5 | |
Много снега – много хлеба, много воды – много травы. | 39 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
По мнению педагогов, скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память мо...
Тексты зрительных диктантов (по Федоренко)
Этот материал поможет ребёнку лучше писать диктанты....
Тексты зрительных диктантов по И. Федоренко
Использование данных текстов помогает развить оперативную память. За отведенное время учащиеся запоминают предложение с определенным количеством букв, а затем его записывают по памяти....
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
123456Набор №1 (Приложение 1)Тает снег.Идёт дождь.Небо хмурое.Коля заболел.Запели птицы.Поле опустело. 8910111112 445556...
Обучение чтению с помощью текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе...
Тексты зрительных диктантов
Тексты для развития памяти, внимания, мышления...
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
Тексты зрительных диктантов....