Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятиями "приставка" и "суффикс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_vo_2_b_klasse_po_teme.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме
«Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс»»
(«Знакомься: другие части слов!»)
Учитель: Максимова О.В.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: к окончанию урока мои ученики:
- будут иметь понятие о приставках и суффиксах, как частях слова, выполняющих важную работу;
- будут знать: о способах образования новых слов;
- будут уметь находить и выделять приставку и суффикс в слове;
-смогут формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;
- смогут продемонстрировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, обобщающий.
Оборудование:
1.Ромашка, вырезанная из листа ватмана( на лепестках напечатаны задания для учащихся).
2. Карточки для каждого ученика (3- красного цвета- напечатаны корни слов: –дел-, -пис-, -ход-; 3- синего цвета- напечатаны приставки: за-, пере-, под-; 3- зелёного цвета – напечатаны суффиксы: -к-,-а-,-и-; 2- жёлтого цвета- напечатаны окончания:-а,ть).
3. Карточки с частями слова : под, снеж, ник.и;
4. Учебник «Русский язык 2 класс» М.С.Соловейчик.
Структура урока:
Время | Вид деятельности (этапы урока) (что?) | Инструкции Формы работы(как?) | Цели | Результаты |
2 минуты | Организационный момент | -загадка; - слушание учащимися стихотворения «Как растут слова» | Включение учащихся в деятельность. | Возникновение положительной эмоциональной направленности, повторили понятие «родственные слова». |
2 минуты | Минутка чистописания | Прописывание букв по образцу. | Отрабатывать навыки каллиграфии. | Подготовили руку к письму. |
1 минута | Актуализация знаний | Выделение корня и окончаний в однокоренных словах- коллективная работа | Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания. Выявить затруднения в деятельности учащихся. | Повторили понятия: «корень слова», «окончание». Возникла проблемная ситуация. |
1 минута | Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений – побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Подвести к проговариванию учащимися цели урока. | Учащиеся сформулировали тему урока. |
2 минуты | Поиск решения учебной задачи | а)Диалог, подводящий к открытию знаний. б)Работа с учебником | Побудить к выдвижению гипотез. Учить работать с источниками информации. | Формирование коммуникативной, информационной компетентностей. |
4 минуты | Первичное закрепление | а)Задайте друг другу вопросы- фронтальная работа. б)Составьте слово –коллективная работа. | Проговорить новые знания. Упражнять учащихся в разборе слов. | Формирование понятия о приставках и суффиксах. Умение находить и выделять приставку и суффикс в слове. |
2 минуты | Физкультурная минутка | Ритмичные движения под музыку. | Сохранение здоровья учащихся. | Снятие усталости |
15 минут (из них 1 минута-гимнастика для пальцев) | Продолжение работы по теме урока | а) Игра «Найди лишнее слово» -фронтальная работа. б) «Составь слово»- индивидуальная работа с карточками .Запись результатов в тетрадь. Самопроверка по эталону. | Закрепить умение выделять приставку, корень и суффикс. | Учащиеся умеют находить и выделять части слова, умеют составлять слова из разных частей. |
8 минут | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Письменное выполнение упражнения-самостоятельная работа. | Включение нового знания в систему знаний. | Каждый учащийся сделал для себя вывод о том, что он уже умеет и знает. |
3 минуты | Рефлексия деятельности. Домашнее задание | Диалог Инструктаж | Осознание учащимися своей учебной деятельности. Проверить усвоение нового материала. | Самооценка результатов своей деятельности. Закрепление новых знаний. |
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
На столе в порядке
Книжки и тетрадки.
-Ребята, отгадайте загадку:
Этот беленький цветок
Знают все вокруг.
Если скучно, - он тебе
Самый лучший друг.
На уроке не скучаем
По цветочку мы гадаем.
Он откроет свой секрет,
Если скажешь, что за цвет. (ромашка)
- Минутка чистописания.
- Запишите в тетради число, классная работа. Пропишите соединения заглавной буквы О со строчной. Буква О очень похожа на лепестки ромашки.
Пропишите слово ромашка. Какие орфограммы нам встретились в этом слове?(непроверяемая гласная, парная по глухости-звонкости ш)
-Наша ромашка выросла в странном саду.
Послушайте стихотворение. Подумайте, есть ли в этом стихотворении родственные слова.
«Как растут слова»
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово было корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из садика рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е.Измайлов
-Какие слова из этого стихотворения мы можем назвать родственными? Запишите из в тетрадь. (Сад, садик, рассада, посадки, садовник)
- Актуализация знаний.
-Выделите в этих словах корень.(-сад-)
-Какие ещё известные вам части слова вы можете выделить? (окончание)
-Все ли части слова вы выделили? (нет)
-Почему не смогли ? (Другие части слова не изучали)
4. Постановка учебной задачи.
-На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? (Как называются эти части слова, как выделяются.)
- Поиск решения учебной задачи.
-Какие есть предположения о названии этих частей слова? (Некоторые учащиеся отвечают, .многие затрудняются)
- Как же проверить наши предположения? (Прочитать правило в учебнике.)
-Читаем правило на с. 95
Слово «приставка» пришло к нам из латинского языка и означает , слово «суффикс» означает
- Первичное закрепление.
У нашей ромашки лепестки не простые, а с заданиями. (Учитель обрывает 1-ый лепесток и читает задание).
- Задайте друг другу вопросы по новой теме.
(- Что такое приставка?
- Где она находится?
- Как обозначается?
- Что такое суффикс?
- Где он стоит в словах?
- Как обозначается?
- Для чего служат приставки и суффиксы?
В русском языке более 40 приставок. С ними вы будете знакомиться в 5-ом классе.
- Второй лепесток. (Учитель читает задание)
Составьте из частей, как из деталей конструктора, слово. Оно называет первые весенние цветы, которые начинает расти ещё под снегом.
( на доске таблички: и, снеж, под, ник)
-Запишите это слово в тетрадь, обозначьте части слова. (Учащиеся комментируют разбор.)
- Физкультурная минутка.
Вот мы руки разведём,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь.
И на месте развернитесь,
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Спину прямо все держите,
Раз и два, раз и два!
На друзей мы посмотрели
И за парты тихо сели.
- Продолжение работы по теме урока.
Учитель отрывает третий лепесток ромашки, читает задание.
Игра «найди лишнее слово».
На доске записаны три столбика слов. Каждому ряду нужно найти 1 лишнее слово в своём столбике.
покраска захотеть пожелтеть
позолота загрустить поломать
поздно зайчонок подарок
поливка загадка портной
-Почему выбрали именно эти слова? (Нет приставок)
- Следующее задание от нашей ромашки.
«Составь слово»
-У каждого учащегося на столе лежат: 3 карточки красного цвета, на которых написаны корни слов:-дел-, -пис-, -ход-; 3 карточки синего цвета, на которых написаны приставки:за-,пере-.под-; 3 карточки зелёного цвета с суффиксами: -к-,-а-,- и-; 2 жёлтые карточки с окончаниями: -а,-ть.
-Составьте как можно больше слов, используя только имеющиеся приставки, суффиксы, окончания, с корнями- дел-, -пис-,- ход-.
- Запишите эти слова в тетрадь. Выделите части слов.
Проверка по эталону. На доске: подделка, переделать;
записать. записка, переписка, подписка;
заходить, переходить, подходить.
-Оцените свою работу:
«+»- справился
«?»- сомневался
«- «- не справился
(Дети оценивают свою работу на полях в тетради)
-Сделайте вывод, достаточно ли хорошо вы усвоили тему? (Надо ещё потренироваться.)
8. Физкультурная минутка (гимнастика для пальцев и для глаз)
9. Включение нового знания в систему знаний.
-Последнее задание ромашки: работа в учебниках с упражнением № 514
-Дополните слова приставками или суффиксами и запишите предложения. Обозначьте корень и те части, которые добавили.
Скоро всё …зеленеет. Мал…ие школь…и пойдут в лес на …гул…у.
Старшие ребята с рюкзаками отправятся в …ход.
( за-, про-, по-, -еньк-, -ник-, -к-)
Взаимопроверка.
10 Рефлексия деятельности.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что вы можете сказать о приставке?
-О суффиксе?
-Как вы думаете, мы всё узнали об этих частях слова?
-Какую задачу мы поставим перед собой? (Продолжить работу по этой теме.)
Домашнее задание.
-Придумайте и запишите однокоренные слова с корнем –вод-. Выделите в словах части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...