Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку. Программа М. С. Соловейчик. Учебник М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка". Проблемный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложное предложение
Вибе Наталия Георгиевна,
учитель начальных классов МОУ школа №8
Г.о. Жуковский Московской области.
Задачи:
образовательные – совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого;
развивающие – способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;
воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Каллиграфия
2. Актуализация знаний.Чем начали заниматься на уроках?(Предложениями) Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис) Что нового о них узнали? (Строение предложения, связь предложений друг с другом, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения). А для чего мы с вами это изучаем? Получается, знание синтаксиса помогает ориентироваться на письме в знаках препинания – верно? Морфемика, морфология фонетика, лексика объясняют орфографию, а для пунктуации нужны знания синтаксиса. И именно синтаксисом мы с вами и занимаемся на протяжении последних уроков.
3. Постановка проблемы.
В таком случае, попробуем объяснить орфограммы и пунктограммы в предложении:
Зима уже начинала медленно, неохотно уступать свои права, и в воздухе чуть появился, затрепетал еле уловимый аромат весны.
(Предложение записано целиком без пропусков)
(Объясняются орфограммы, отмечаются неизученные, обозначаются вопросительными знаками; объясняются пунктограммы: однородные члены предложения; доказываем однородность) Как объясним последнюю запятую? (?) Давайте вспоминать, по каким причинам в предложении может стоять запятая.
1. Однородные члены предложения – подходит? (нет)
2. Обращение – подходит? (нет)
Значит, чего-то мы с вами не знаем, и именно это «что-то и не дает нам возможность объяснить этот знак препинания. Что будем делать? (Разбираться, откуда берется эта запятая)
4. Поиск решения.
Проблема есть – есть непонятная запятая. Осталось ее решить. А для этого предлагаю посмотреть на предложенный текст.
В воздухе уже витал аромат весны. Куда-то подевалась зимняя прозрачность, и он наполнился новыми запахами и звуками. Лазурь неба сияла своей бездонностью и заставляла все живое просыпаться от зимнего сна.
Понравился текст? Чем? Какие слова и выражения особенно понравились? Какими будете стараться пользоваться в своей речи?
А теперь постарайтесь обнаружить здесь «лишнее» предложение. Что я имею в виду, называя предложение лишним? (Не по теме и не по основной мысли, не по стилю; - по строению предложения)Обнаружили? Какое предложение оказывается лишним? (Второе) Почему так решили? (Нашли основы – в нем их получилось две)
А чем это предложение похоже на последнее? (Есть союзы «и») А одинаковую ли работу они выполняют? Что связывает союз "и" в последнем предложении? (Однородные сказуемые) Докажите (…) Может быть, и во втором предложении ест однородные сказуемые? Или другие члены предложения, но тоже однородные? (Нет)
А мы с вами уже до этого встречались с предложениями, у которых были бы две основы? Откройте упражнение 512. Найдите в нем предложения с одной основой и предложения с несколькими основами.
Что получилось?
Итак, к какому выводу мы пришли? (В предложениях может быть одна основа, а может быть несколько) А зачем мы с вами это делали? (В нашем предложении, в котором мы не смогли объяснить знак препинания, тоже две основы) Так, может быть, в этом и есть разгадка?
5. Выражение решения.
Чтобы вы догадались сами, попробуйте определить, по какому признаку я распределила слова на 2 столбика:
самолет дом
пылесос книга
пулемет подоконник
(В 1 столбике слова состоят из 2 корней, а во 2 – из одного) Как называются слова, состоящие из 2 корней? (Сложные) Значит…
Проверим свои выводы по учебнику. Стр. 72-73
Значит, чем отличались предложения в тексте? (Два из них – простые, одно – сложное) Выпишите только простые предложения. Докажите, что они простые.теперь выпишите сложное предложение. как докажем, что оно сложное? А сложное ничем не похоже на то предложение, в котором мы с вами сразу не смогли объяснить один знак препинания? (Оно тоже сложное) Как определили? (Обнаружили две основы) Постарайтесь выделить в нем простые части (…) Ни на что не обратили внимание? (На границе стоит запятая). так, значит, как ее объяснить? (Сложное предложение)
Какое пунктуационное правило мы с вами только что открыли? (В сложном предложении на границе ставится запятая) Как теперь объясним постановку запятой в нашем предложении? (Оно сложное) Отметим это.
Значит, в каком еще случае мы будем ставить запятые внутри предложения? (Если оно сложное)
6. Рефлексия.
Остается сформулировать алгоритм, по которому сможем действовать, чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания.
1. Прочитай предложение.
2. Найди основу (основы) Основа одна?
да нет
простое сложное
3. Действуй 3. Найди части. На границе ставим «,»
по алгоритму простого
А мы с вами все умеем делать, чтобы не допускать ошибок? Проверим. Какое первое умение нам необходимо? (Обнаруживать основы) Кстати, так для чего мы с вами учились искать подлежащее и сказуемое? (Чтобы правильно ставить знаки в простых и сложных предложениях) Итак, хлопните, если предложение сложное.
Набор предложений на слух.
Идем дальше. Обнаружили, просто предложение или сложное. Что надо уметь делать дальше? (Находить границы и определяться со знаками) Проверьте, все ли верное выполнено в упражнении 502.
Анализируем, что получилось.
7. Творческое применение полученных знаний.
А попробуйте сложные предложения превратить в два (или более) простых. Получается? При каком построении предложений речь получается более плавной, мягкой, логичной? За счет чего это происходит?
Попробуем то же самое проделать с нашими предложениями. Получаемся? Не испортили ли мы с вами текст? Что пропало? (Мелодичность, напевность, тягучесть) Тогда, может быть подскажете, в каких случаях уместнее применять простые предложения, а в каких – сложные? (Если текст мелодичный, уместнее сложные, если рубленый – простые)
Значит, можно ли заменить простые сложные предложения на простые и не изменить его настрой? Сравним свои выводы – стр. 74.
Составим и отредактируем текст из наших с вами предложений.
Зима уже начинала медленно, неохотно уступать свои права, и в воздухе чуть появился, затрепетал еле уловимый аромат весны.В воздухе уже витал аромат весны. Куда-то подевалась зимняя прозрачность, и он наполнился новыми запахами и звуками. Лазурь неба сияла своей бездонностью и заставляла все живое просыпаться от зимнего сна.
Продолжите текст, описывая появление весны. Чтобы он получился таким же красивым и мелодичным, какими предложениями будем пользоваться? А какой прием поможет избежать орфографических ошибок? (Письмо с дырками)
работаем.
Читаем, сравниваем, анализируем. Что получилось?
8. Итог урока.
Итак, чему мы с вами сегодня учились? А какой теме был посвящен наш урок? Что нового узнали? Что еще предстоит узнавать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...
"Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Образовательная система "Школа 2100", русский язык...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....