Новые подходы и приемы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
В выступлении учитель остановился на отдельных приемах и формах работы на уроках русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podkhody_i_priemy_v_izuchenii_russkogo_yazyka.pptx | 518.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования-становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию , выбору и действию в условиях изменяющегося социально-культурного мира. Инициативность, самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами системы образования. Именно такая стратегия, учитывающая опыт отечественной школы в области педагогики сотрудничества, развивающего и опережающего обучения, проектной деятельности, реализована в новом Федеральном государственном стандарте НОО.
Система Д. Б. Эльконина-В . В. Давыдова Все основные учебные предметы представляемого учебно-методического комплекса построены на теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина-В . В. Давыдова. Организовать такую деятельность можно только на специально организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего начального образования являются теоретические знания. В начальной школе обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами; предметом усвоения являются общие способы действия-способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи.
Русский язык Специфика курса «Русский язык» состоит в том, что основная задача, отвечающая его предметному конструкту,- усвоение системы понятий науки о языке, овладение способами действий с языковыми единицами и формирование на этой основе мышления и сознания учащихся- подчинена цели формирования коммуникативной компетенции школьников, которая является важной составляющей общих метапредметных компетенций, определяющих успешность ученика в овладении другими предметными курсами начальной школы.
Основными целями изучения курса «Русский язык» являются: формирование основ научного мышления ребенка на основе системных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего средства человеческого общения; Овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности: умение оценивать соответствие используемых средств природе языка, отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности, а также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка предусмотрено решение следующих задач: осознание закономерностей русской графики и орфографии, овладение на этой основе общим способом решения орфографических задач; усвоение системы основных понятий науки о языке в области фонетики, лексики, морфемики , морфологии, синтаксиса; овладение действиями говорения и письма; совершенствование каллиграфических умений учащихся, привитие культуры оформления письменных работ; формирование познавательного интереса к русскому языку.
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» 2 класс Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека; умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений; знание основ культуры поведения; владение нормами сотрудничества.
Метапредметные : умение формулировать запрос на недостающую информацию; умение формулировать тему и основную мысль текста; умение определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что еще предстоит узнать.
Предметные: умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков; владение способом определения значимых частей слова: окончания, основы, корня; владение общим способом проверки орфограмм слабых позиций; умение ставить орфографические задачи по ходу письма; умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова с омонимичными корнями; умение пользоваться орфографическим словарем;
умение правильно писать слова с непроверяемыми написаниями; умение различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определять тему текста и его основную мысль, подбирать заголовок к тексту; выделять в тексте его части: начало, главную часть и концовку; умение восстанавливать деформированный текст, составлять текст по началу и заключительной части; Умение различать текст- повествование и текст-описание; умение излагать текст по заданному или коллективно составленному плану.
Методические приемы, используемые на уроках русского языка во 2 классе: «волшебные линеечки»; «прогностическая оценка»; «задания- ловушки»; «составление заданий с ловушками»; «составление задачи, подобной данной»; «создание «помощника» для проверки работ»; «обоснованный отказ от выполнения задания»; разноцветные поправки; «умные вопросы» «софизмы»
«волшебные линеечки» Это изобретение оценочных шкал школьниками. Критерии оценки работ: правильность пр. аккуратность ак . красота кр . оригинальность ор. трудность тр. интерес ин. ПР. АК.
«прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи) Критерии оценки Прогностическая оценка Задание Оценка учителя Могу ли я определить слабые позиции согласных в слове + Ученики по-разному записали слово [ остраф ] с пропуском орфограмм слабых позиций. Обведи тот вариант, с которым можешь согласиться 1) остр- -; 2) о – тр - -; 3) о – тра - 2 балла Умею ли я находить орфограммы в предложении ? Посчитай, сколько всего орфограмм : Сколько орфограмм слабых позиций : Москва не вдруг строилась. 1 балл
«задания- ловушки» (готовые ловушки на рефлексию освоения способа действия) Задание Слова рассыпались: ВИЫ, КЛКЮАВ, ОЛ В АГ, ЛАКВА. Составь и запиши слова. В каком слове тебе встретилась «ловушка»? Тема: Повторение изученного в 1 классе Задание Впиши ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ в слова: малы___ ´, но___ ´, е___ ´, пу___´нка , зта__´_рка , ___´ня , Д___к , о___´бка , ____л é зо , каранда___ ´. В каком слове ты не смог вписать букву? Почему? Тема: Повторение изученного в 1 классе
«обоснованный отказ от выполнения задания» (методика «диктант для робота») Запиши слова в два столбика. В первый – те, которые можешь проверить, во второй – те, которые пока не можешь проверить. Н(е, и)б( и,е ) са , ш ( ё,о )в, уро( к,г ), тр ( а,о ) винка , слон( и,е )к, г( а,о ) лу ( б,п ) ка , ч( и,е )тать. Могу проверить Не могу проверить _____________ ________________ _____________ ________________ Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова
Прочитай слова. Подбери к ним синонимы. Запиши слова в два столбика. В первый – те, которые можно писать смело, во второй – те, в которых есть опасность ошибиться. Метель, аэроплан, волчок, термометр, код, пугало, мудрый. Пишу без пропусков Пишу с пропусками ___________________ _________________ ___________________ _________________ Тема: Слабые и сильные позиции согласных звуков
«софизмы» Это умышленно ложные размышления, формально кажущиеся правильными. Способность обнаружить и опровергнуть псевдологическое рассуждение есть яркое свидетельство самостоятельности мысли. Задание Три ученика проверили орфограмму слабой позиции в слове з-мл-ника . Первую орфограмму они проверили одинаково: земли . А вторую- по-разному. Отметь тот вариант, с которым согласен или напиши свой. 1) земляника-земли ; 2) земленика-о земле; 3) землиника-нет земли ____________________________________________________
Задание Согласен ли ты с данным утверждением: 1.Последний звук в слове-[ р ’] : а)обозначу буквой р ; б)обозначу буквами рь ; в)поставлю пропуск. 2.Последний звук в слове-[ п ’] : а)обозначу буквой п ; б)обозначу буквами пь ; в)обозначу буквами бь ; Тема: «Орфограммы слабых и сильных позиций согласных»
«разноцветные поправки» Школьникам даётся задание написать изложение. После изложения им говорят, что есть возможность сделать поправки (карандашом зелёного цвета). На следующий день сообщается, что есть возможность ещё раз вернуться к тексту и улучшить его (поправки карандашом синего цвета). Сопоставление поправок позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.
«умные вопросы» -способность детей ставить «умные вопросы» Подбери по 2 слова , в которых: а)нет слабых позиций; б)1 слабая позиция; в)2 слабые позиции; г)3 слабые позиции Запиши эти слова сначала звуками, а потом буквами, с пропусками орфограмм слабых позиций Я придумала слово, в котором 3 слога. Сколько в нём слабых позиций гласных? 1)три; 2)две; 3)одна; 4)не знаю Обведи правильный ответ или напиши свой.
«составление задачи, подобной данной» Найти в каждой группе лишнее слово. Вычеркни его. Выдели корень. Придумай похожее задание для своего соседа по парте. 1)спорт, спор, спортсмен, спортивный; 2)горб, горбатый, пригорок, горбушка; 3)зимовье, перезимовать, зима, мороз. Тема: Родственные слова Отметь строку, в которой записаны слова-синонимы: а)улица, проспект, площадь, б)храбрый, честный, смелый, в)околдовать, заворожить, зачаровать. Приведи свои примеры синонимов
«выбор задач любой трудности, но доступных для решения» Этот приём на адекватность самооценки. Ученикам предлагается выбрать те задания, с которыми они могут справиться. Дифференцированность самооценки выявляется по тому, может ли ученик выделить и назвать наиболее сильные и слабые стороны своей работы.
До новых встреч, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения
В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...
Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей
В статье даны основные формы индивидуально- коррекционной работы со слабовидящими детьми....
Доклад "Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку"
Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены на уроке, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке....
Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)
Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...
Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка
В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности ...
Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.
Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...
"Методические приемы на уроках русского языка во 2 классе"
В рамках реализации технологии безотметочного обучения выделяются такие практикоориентированные средства и приемы,которые может использовать любой учитель в своей профессиональной деятельности........