Урок русского языка в 4-ом классе с использованием здоровьесберегающих приёмов и средств обучения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
"Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы", - писал В. А. Сухомлинский.
Здоровье школьников год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме»
Цели уроков:
- развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;
- развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;
- развивать орфографическую зоркость.
Оборудование:
учебник «Русский язык. 4 класс. 2 часть» - Рамзаева Т. Г., тетради для учащихся по русскому языку, карточки для игры «Орфографическое домино», карточки с дополнительным заданием.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
Минутка вхождения в урок.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. У нас праздник. Вы рады гостям? Покажите своё настроение.
Посмотрите на свои руки. Они у вас большие, сильные (у девочек нежные, ласковые). Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.
За что вы любите свои руки? Какие добрые и умные у вас руки.
(Учитель наизусть читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним)
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите ещё раз за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.
Скажите комплимент друг другу, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом (дети говорят комплименты друг другу). Садитесь за парты.
- Я тоже хочу сказать вам комплименты. Вы у нас самые красивые, добрые, умные, а самое главное – целеустремленные. Я желаю вам всегда добиваться поставленных целей.
Вы готовы? За работу.
2. Сообщение темы и целей урока.
Тема сегодняшнего урока записана на доске и звучит так: «Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме».
Сформулируйте цель нашего урока самостоятельно. (НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ, НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ).
3. Чистописание.
1) Запись в тетрадь даты, вида работы.
2) Графический диктант.
- Я буду задавать вам вопросы в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетрадь.
- Звук парный звуку [ф].
- Сколько хвостов у рыбы?
- В слове тонна удвоенная…
- В народе говорят: «Ум хорошо…». А сколько лучше?
- Первая буква в алфавите.
- В слове «земля» безударная гласная…
- Звук, который слышен на конце слова «мороз».
Давайте проверим: в, 1, н, 2, а, е, с.
3) Классификация по признаку.
- Полученную информацию разделите на группы.
(1, 2 – числа; в, н, а, е, с – буквы)
- Пропишите сочетания букв, следите за правильным соединением букв. (внаес)
- Из данных букв составьте слово. (Весна)
- Назовите весенние месяцы.
4. Словарная работа.) (Приложение 1)
- Поиграем в «Орфографическое домино». (Дети определяют орфограмму в группе слов.)
5. Физкультминутка.
«Близнецы»
Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть;
- встать;
- встать на носочки;
- встать на пятки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
6. Работа по теме.
- Прочитайте с доски строчки из стихотворения И. Бунина:
Гасн…т вечер, даль сине…т,
Солнышко садится… .
- Найдите глаголы. В глаголах пропущены безударные гласные в окончаниях.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов, обратимся к памятке на стр. 92 учебника. Прочитайте.
- С помощью памятки из учебника и памятки, которую мы составили на прошлом уроке, определите пропущенные гласные. (Приложение 2)
Памятка:
1. Определить время, лицо и число глагола: (он что делает? – гасн…т, сине…т – гл. в наст. вр., в 3-ем л., ед. ч.)
2. Назвать неопределённую форму: (что делать? – гаснуть, синеть – гл. 1 спр.)
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения: (гаснет, синеет)
- Упр. 460. Запишите в тетрадь. Выделите окончания глаголов.
- Упр. 461. Письмо по памяти.
Чтоб ошибок избежать,
Будем память развивать.
(Стихотворение записано на доске.)
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- Назовите все глаголы в этом стихотворении.
- Какие безударные окончания глаголов нужно написать? Докажите.
(Учитель стирает глаголы из стихотворения, дети по памяти восстанавливают стихотворение и проговаривают. То же с существительными и прилагательными.)
7. Физкультминутка для глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели,
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» -
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там в дали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
8. Задание на карточках. (Приложение 3)
- Из данных слов составьте смысловые цепочки по образцу:
Ангина, глаза, отоларинголог, инфаркт, горло, нога, окулист, перелом, близорукость, сердце, хирург, кардиолог.
ОБРАЗЕЦ: Зубы – кариес – стоматолог.
9. Домашнее задание: упр. 462.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Составить памятку «Что нужно для того, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола. (Раздать листочки для написания памятки.)
Приложение 1.
Игра «Орфографическое домино»
Что такое орфография? | |
Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. | Какая орфограмма в словах? Жилище, машина, ужин, хороший, животное. |
Гласные после шипящих ж и ш. | Какая орфограмма в словах? Площадь, чайник, часто, чужой, щурится. |
Гласные после шипящих ч и щ. | Какая орфограмма в словах? Иван Андреевич Крылов, собака Жулька, кот Васька, корова Белянка. |
Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах людей и кличках животных. | Какая орфограмма в словах? Восточный, девочка, овощной, аптечный. |
Сочетания чк, чн, щн. | Какая орфограмма в словах? Волна, зима, малыш, снеговик, холод, каток. |
Безударная гласная в корне слова. | Какая орфограмма в словах? Автомобиль, восемь, гореть, желать, календарь. |
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. | Какая орфограмма в словах? Крестьяне, вьюн, печенье, обезьяна, вьюга. |
Разделительный мягкий знак. | Какая орфограмма в словах? Съемка, подъезд, объявление, подъем, съежился. |
Разделительный твердый знак. | Какая орфограмма в словах? Багаж, город, тепловоз, хлебороб, народ. |
Парная согласная на конце слова. | Какая орфограмма в словах? Аккуратно, килограмм, коллектив, медленно, одиннадцать ,расстояние. |
Удвоенная согласная. | Какая орфограмма в словах? Праздник, лестница, счастливый, окрестность, поздний, яростный. |
Непроизносимая согласная. | Какая орфограмма в словах? Не знает, не придет, не поймаешь, не шумит. |
Не с глаголами. | Какая орфограмма в словах7 На вертолете, из стекла, над облаками. По дороге. |
Предлог со словом. | Какая орфограмма в словах? Молодежь, речь, вещь, тишь, рожь, ночь, печь. |
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. | Какая орфограмма в словах? Говоришь, думаешь, пишешь, читаешь. |
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени. |
Приложение 2.
Памятка «Неопределенная форма глагола»
1 спряжение 2 спряжение
-ать (думать) -ить (строить)
-ять (сеять)
-еть (зеленеть)
-ыть (рыть)
-оть (полоть)
-уть (тянуть)
Приложение 3.
Из данных слов составьте смысловые цепочки по образцу:
Ангина, глаза, отоларинголог, инфаркт, горло, нога, окулист, перелом, близорукость, сердце, хирург, кардиолог.
Зубы – кариес - стоматолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Безударные гласные в корне слов" урок с использованием здоровьесберегающих приёмов и средств обучения
урок русского языка во 2 классе...
Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»
Цели урока:Ø отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø воспитание инт...
Урок русского языка в 3-м классе с использованием образовательной модели «1 ученик 1 компьютер»
Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов...
Обобщающий урок русского языка в 4-м классе «А» по теме "Сложное предложение" (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Обобщающий урок русского языка в 4-м классе «А» по теме "Сложное предложение" (с использованием здоровьесберегающих технологий)...
Урок русского языка во 2 «В» классе Автор – составитель: Попова Наталья Борисовна. Тема. "Обучение выбору разделительного знака – Ъ или Ь?"
Создать условия для знакомства с правописанием разделительных Ь и Ъ знаков и закрепление умения учащихся в правильном выполнении всей последовательности действий, необходимых для решения орфограф...
Урок русского языка в 3-м классе с использованием элементов технологии "Укрупнение дидактических единиц".
повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных согласных в корне....
Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах"
Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах" поможет учит...